Великих заповедников и парков 4 глава




Не меньший интерес для посетителей парка Гуэль представляют дорожные сооружения. Например, портик с двуцветными столбами, расположенный за домом дона Гуэля, своего рода окаменелый лес, между стволами которого проглядывает живая зелень. Пешеходная рампа. Ее нижний уровень имеет прямые наклонные опоры, верхний – витые колонны нижнего уровня несут на себе четкие капители, низкие арки (только рисунок каменной облицовки, напоминающей кору сосен и араукарий, роднит эти опоры с окружающей природой). Колонны верхнего, наоборот, трудно отнести к традиционным архитектурным формам.

Поднимаясь по серпантину дороги, обсаженной горной сосной, каменным дубом и другими деревьями, можно подойти к павильону Шапель, где любил отдыхать сам Гуэль. У павильона растут экзотические пальмы.

В верхнюю часть парка поднимаются по крытой аллее‑„виадуку“. Кругом можно видеть каменистые осыпи, обнаженные скалы, деревья, кустарники (сосны, дубы, орешники).

Каса Мила, или дом Мила, построенный в 1900–1914 годы и прозванный в народе Ла Педрера, то есть каменный, расположен на угловом участке парка Гуэль. Этот шестиэтажный доходный дом похож на огромную скалу, оконные и дверные проемы напоминают гроты, решетки балконов, выполненные из металла, похожи на причудливо вьющиеся растения. Внутри здания не менее причудливые формы в квартирах кривые потолки, стены с асимметричными выступами, из‑за того, что многие комнаты затенены, создается эффект природных пещер.

 

 

ИТАЛИЯ

 

Вилла д'Эсте

 

Вилла д'Эсте – один из ярких образцов садовой архитектуры эпохи Возрождения Она была построена между 1550 и 1573 годами в Тиволи, недалеко от Рима, вблизи знаменитой виллы римского императора Адриана.

Город Тиволи расположен на горе, покрытой оливковыми рощами, виноградом, колючими кактусами‑опунциями. А две тысячи лет назад здесь располагались виллы римских патрициев.

В марте 1550 года Юлий III назначил в маленький городок Тибур (современный Тиволи) нового правителя – кардинала Феррары Ипполита II д'Эсте. Прибыв в Тиволи, кардинал решил украсить старую резиденцию, разбив вокруг нее новый сад. Для этого он приобрел участок земли, который примыкал к храму Геркулеса Виктора, воздвигнутому еще в 50‑е годы до нашей эры. А на близлежащей равнине находилась вилла императора Адриана – царица императорских вилл античного мира. На ее территории были воспроизведены знаменитые постройки Греции и Египта, а также Темпейская долина в Фессалии у южного склона Олимпа, расписной портик в Афинах (прообраз картинной галереи), Ликей, Афинская академия, Пританей (местопребывание должностных лиц Афин), александрийское святилище бога Сераписа.

Нечто подобное хотел создать в Тиволи и кардинал д'Эсте, поэтому руины виллы императора Адриана пристально изучал его архитектор, художник и антиквар, неаполитанец по происхождению Пирро Лигорио (1493–1580).

Подлинные римские и греческие статуи, найденные в большом количестве при раскопках виллы Адриана, были установлены в саду, галереях, на балюстрадах и в нишах виллы кардинала. Таким образом, вилла д'Эсте превратилась в своеобразный сад‑музей.

После бурных перипетий жизни Ипполит II д'Эсте теперь посвящал все свое время строительству виллы, разбивке парка и устройству фонтанов (позже именно парк и фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи). Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года.

В течение четырех столетий сад в Тиволи считался одним из самых прекрасных садов. К сожалению, до нашего времени от него мало что сохранилось.

Парадный фасад кардинальской резиденции трехэтажный, на мощном цоколе, был обращен в сторону Рима. В архитектурном замысле виллы важную роль играла лоджия, с двух сторон окаймленная лестницами Ее нижний ярус был оформлен в виде грота с фонтанами. Лестницы вели на второй этаж лоджии, а оттуда уже можно было попасть в парадный зал первого этажа дворца. В стороне от центральной лоджии позже была возведена другая лоджия под тремя грандиозными арками. Лестница‑лоджия в центре главного фасада была сделана в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во Дворце сенаторов на Капитолийском холме.

Сад в Тиволи задумывался как огромный прообраз Вселенной. В самом начале сада, с горы, низвергался водопад, олицетворяющий библейский потоп, а сама гора была выше, чем „висячие сады“ древнего Вавилона Фонтан Нептуна олицетворял море, а другой фонтан был оформлен в виде храма Артемиды в Эфесе.

Сад виллы д'Эсте небольшой. Триста лет назад с верхнего балкона виллы можно было охватить взором весь его целиком. Когда‑то внизу сада был пестрый цветник, сейчас его нет, все пространство сада заполнили разросшиеся деревья и подстриженный кустарник. Между ними, как в лесу, проложены очень узкие дорожки. Планировка парка была симметричной (9 продольных и 11 поперечных осей).

Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею. Пересекая первую поперечную ось, они оказывались на относительно пологом подъеме холма, ведущем к резиденции.

„Основное магическое воздействие сада виллы д'Эсте принадлежало каскадам и фонтанам, – отмечает Д Лихачев. – Они обрамляли своеобразную тесную „просеку“ в густой растительности на холме, поднимавшемся террасами кверху. Сто фонтанов обрамляли эту „просеку“, и их движение кверху пересекалось ниспадающими каскадами. Зрительные впечатления углублялись слуховыми – от извергающейся вверх и ниспадающей воды и объединялись с интеллектуальными, связанными с „чтением“ образной, аллегорической системы, представленной скульптурами и их расположением“.

Фонтаны виллы д'Эсте имеют свой неповторимый облик. С террасы на террасу спускаются различной формы лестницы, по мраморным перилам которых текут ручейки воды. Каждая аллея террас заканчивается с обеих сторон площадками с фонтанами. На третьей террасе расположен, например, фонтан в виде огромного цветка лилии. На четвертой террасе – небольшой фонтан в нише с узорными колоннами, с гербом герцога Д'Эсте – орел и лилии (ирисы) Эти эмблемы можно видеть и на стенах, окружающих площадку террасы. На пятой террасе бьет Фонтан четырех драконов. Он расположен перед темным гротом, под полукругом изогнутых лестниц с вазами. Эта терраса выходит на Аллею ста фонтанов.

Наибольший интерес у посетителей вызывает фонтан Ла‑Рометта (им заканчивалась Аллея ста фонтанов). Этот фонтан представляет собой маленький Рим. В его оформлении использованы колонны, арки, обелиски. Всю скульптурную композицию, своего рода островок, обтекает стремительный поток воды, олицетворяющий Тибр. Сам „островок“ был сделан в виде корабля.

Фонтан Филина не менее интересен, он представлял собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении филина. Этот фонтан был снабжен механизмом, который действовал под давлением силы падающей воды.

Аллея ста фонтанов ведет к одному из самых живописных фонтанов виллы – фонтану Сивиллы, идея создания которого была подсказана Микеланджело. Полуовальный водоем обрамлен полукруглой галереей с арками. Среди водоема виднеется полураскрытая раковина с наядой. Тут же, в расселине скалы, стоит статуя римской богини Сивиллы. Из‑под ее ног струится каскад.

Узкая Аллея ста фонтанов окаймлена со стороны холма скульптурными изображениями орлов и лилий, под которыми вода двумя потоками ниспадает в длинный каменный водоем. В саду когда‑то играл и водяной орган (он находился в павильоне, расположенном с одной стороны сада).

А Остроумова‑Лебедева восхищалась этим садом: „Прекрасные изумрудные квадраты бассейнов, и в перспективе, наверху холма, „Пегас“ с распростертыми крыльями, вставший на дыбы. Как упоителен дурманящий запах сырости, мокрой земли, смешанный с ароматом лавровых и кипарисовых дерев! А как чудно пахнут изгороди и шпалеры из вечнозеленых растений! Особенно я любила прямую тенистую аллею. Вдоль нее с той стороны, где холм подымается вверх, тянется на вышине аршина. Длинный, узкий бассейн, куда падает сбоку из травы множество прерывающихся струй бесконечной вереницей. Я любила, бывало, присесть на мраморный край бассейна; из травы выглядывали, чередуясь, орлы с распростертыми крыльями вперемежку с лилиями, напоминавшими о бывшем величии герцогов Феррары. Трава шелестела под ударами струй, и вода тихо, печально звенела. Так и не ушел бы отсюда!“

Виллу д'Эсте очень любили писатели, художники, поэты, композиторы. Художник Оноре Фрагонар отразил в своих произведениях прелесть и грусть запущенных садов и развалин Тиволи. Композитор Ф. Лист создал две музыкальные пьесы, посвященные саду: „У кипарисов виллы д'Эсте“ и „Фонтаны виллы д'Эсте“. О своей работе Лист сообщал в письме: „Мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре – за исключением Бетховена и Вагнера – скорбь и горести всемогущей природы“.

Сейчас деревья сада разрослись. Мощные темные кипарисы придают мрачный вид запущенной вилле. Но зато это величайшие в мире кипарисы (высотой 65 м, а их стволы до 3 м в обхвате). Темная зелень контрастирует с белым мрамором пяти террас. А мрачные гроты „оживают“ в композиции с фонтанами.

Поэтому и сейчас заросший сад с потрескавшимися плитами лестниц и балюстрад, полуразрушенными гротами, покрытыми мхом, вазами и фонтанами вызывает волнение и восторг у посетителей.

Н. Верзилин пишет: „Над деревьями блещут высокие струи фонтанов, совершенно скрытых листвой. Нужно очень близко подойти к ним, чтобы рассмотреть их. Около каждого фонтана поставлен автомат. Если бросишь в отверстие его монету в 100 лир и нажмешь одну из четырех кнопок, то услышишь на итальянском, английском, французском или испанском языках небольшой рассказ об этом фонтане. В саду д'Эсте очень трудно фотографировать фонтаны: почти все время они в глубокой тени. Мешают и толпы туристов, съехавшихся из разных стран мира. Чтобы сосредоточиться и впитать всю красоту этого сада, нужно побыть одному. Мне посчастливилось войти в виллу рано утром, как только открыли вход. Увидев сад д'Эсте, тихий и безлюдный, трудно выразить словами не только восторженное, а какое‑то лирическое восприятие этого необычного, вертикально расположенного сада с журчащими повсюду фонтанами. Такое восприятие можно передать только музыкой. Пропорции территории, спускающихся с крутого склона холма лестниц, высокие кипарисы, журчащие фонтаны и спокойные бассейны – все звучит музыкой в замечательном саду д'Эсте“.

 

 

КИТАЙ

 

Ихэюань

 

Парк Ихэюань (Парк безмятежного отдыха, или спокойствия, или парк, творящий гармонию) расположен на северо‑западе от Пекина, в 10 км от западных ворот города. Он занимает площадь 330 га. Только 1/5 часть парка приходится на гору, полоски земли и островки, 4/5 территории отведено под водоемы.

Ихэюань – бывшая летняя резиденция императоров, начиная со времен царства Цзинь. История возникновения Летнего дворца уходит в глубокую древность. Более восьми веков назад император Цзиньской династии Вань Яньлян начал строить парк, чтобы возвести в нем позже роскошные храмы и дворцы. Парк строился почти три столетия: создавались искусственные озера, горы, пагоды, мосты, беседки и галереи. Сначала перед горой Ваньшоушань. (Гора долголетнего отдыха; название горе дал император Цянь‑лун – в честь дня рождения своей матери) было вырыто озеро Цзиньхай (Золотое море), на берегу которого соорудили загородный императорский дворец.

В XV столетии, в эпоху Мин при императоре Чжу Ютане на территории дворца был построен монастырь Юаньцзинсы. В XVI веке при императоре Минской династии Чжу Хоучжао здесь был возведен еще один загородный дворец Шаньюань.

В XVIII веке, в эпоху Цинь, при императоре Цянь‑луне парк был перестроен и переименован в Циньюань, озеро Цзиньхай получило новое название – Куньминху (Озеро, подобное сиянию). Тогда же в основном определился современный облик парка: сейчас в нем насчитывается более 500 разновременных и разностильных построек. В XVIII веке парк Ихэюань назывался Циниюань – Парк чистейшей водяной зыби.

Итак, первые восемь веков своего существования парк пополнялся Дворцовыми постройками.

В XIX веке иностранные войска полностью разрушили Летний дворец. Только в самом конце XIX века в годы правления императрицы Цы Си в честь дня ее рождения дворец был восстановлен и переименован в Летний дворец Ихэюань, а гора Вэншань была названа горой Ваньшоушань (Долголетие).

Рассказывают, что императрица приказала собрать по всей стране 3 млн. кг серебра, чтобы на эти деньги построить китайский морской флот. Но все собранные средства она потратила на сооружение залов и беседок в новой летней резиденции.

При последней переделке парка были сооружены искусственные горы, расширено озеро. Во всех уголках огромного парка возникли дворцы, храмы, башни, павильоны, мосты и галереи.

Центрами пейзажного парка Ихэюань являются гора Ваньшоушань и озеро Куньминху. На горе Ваньшоушань сосредоточена большая часть дворцовых построек, четких по своей композиции (и это тоже одна из особенностей ландшафтного парка). Островки сооружений рассеяны среди зелени парка, который вытянут с востока на запад, главная композиционная ось – северо‑южная.

Комплекс Летнего дворца с храмами, развлекательными, жилыми и хозяйственными постройками обнесен каменной стеной красного цвета. Далеко на западе расположена высокая гряда гор, вершины которых скрываются в облаках. С южной стороны перед дворцом находится озеро Куньминху. С северной стороны парк окружен искусственной рекой, через которую в некоторых местах переброшены мраморные мосты.

Земли в парке мало. Кажется, что длинные полоски земли – это или неровные дорожки, или необычное течение реки. Два искусственных острова связаны с восточной частью дворца мраморными, украшенными скульптурами мостами.

Сложная планировка парка Ихэюань сочетает в себе все типичные особенности ландшафтов и все основные приемы паркового искусства Китая. Здесь как бы представлены копии достопримечательностей и наиболее красивых мест Китая.

В этом парке с пейзажной планировкой обилие сооружений Согласно учению фэн‑шуй (ветер – вода), все здания в Ихэюань строго сориентированы по сторонам света, а их фасады обращены к югу (стороны света в традиционной китайской картографии располагаются так север – внизу, а юг – сверху). Главные сооружения размещены по композиционной оси север‑юг, симметрично.

Со стороны озера взору посетителей открывается широкая набережная, отделанная гранитом и мраморной балюстрадой.

Первое сооружение на берегу – деревянные ворота, украшенные резьбой и росписью, с пятью пролетами и увенчанные тремя керамическими крышами.

По мере движения вверх по горе Ваньшоушань открываются взгляду изящные павильоны, галереи Южный склон горы является основным, ведущим в комплексе Летнего дворца.

На горе, в самой высокой и центральной части парка, расположен высокий храм Фосянгэ. Он – основное композиционное ядро всего Летнего дворца. Храм, восьмигранный в плане, стоит в центре величественного белокаменного квадратного постамента‑площадки, окруженной балюстрадой. Южная сторона постамента, высотой более 20 м, облицована каменными плитами и снабжена огромной каменной лестницей с более чем ста ступенями. Храм окружают искусственные каменные скалы с пещерами, гротами и тропинками. Недалеко от храма стоит павильон, построенный из меди, – точная копия деревянного павильона.

За храмом расположена башня Океан мудрости, стены которой облицованы керамическими плитами с рельефными изображениями будд. На стене нанесен сплошной декоративный узор, плиты выкрашены в яркие теплые тона, детали сделаны из мрамора. Храм как будто вырастает из скалы, потому что он сооружен среди огромных камней. Перед этим храмом стоят ворота с филигранной отделкой, цвета ляпис‑лазури.

На вершине одного из островов построен храм Царя дракона.

На берегу озера Куньминху расположена длинная деревянная галерея Чонлан. Она соединяет входную восточную часть парка с каменным павильоном в его центре. Галерея состоит из 273 отделений, имеет длину 728 м. Она начинается на востоке Воротами, жаждущих увидеть Луну, а завершается на западе Беседкой надписей на камне. В разных ее местах устроены 4 павильона для отдыха с двухъярусными крышами с изогнутыми краями Колонны галереи ярко‑красные, резные балки украшены сине‑зеленым орнаментом Верхняя часть галерей – потолок и карниз – снабжена 546 цветными картинами видов озера Сиху (в городе Ханчжоу). Об этом городе в Китае говорят „Если на небе есть рай, то на земле – Ханчжоу“.

В конце галереи Чонлан, на западном берегу озера, стоит сияющий белизной каменный павильон в виде мраморного корабля.

При создании парка зодчие умело использовали рельеф местности, здесь есть искусственные холмы, скалы с гротами и пещерами.

Е Ащепков пишет: „Живописные извивающиеся дорожки и галереи среди зелени и камней, скалы с неожиданно появляющимися ступенями, переходы в искусственных гротах, озера и речки и т. д. создают впечатление естественной обстановки“.

„Зодчие, – говорят китайцы, – всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно и малейших губительных следов человеческих рук“.

Все сооружения восточной части Летнего дворца, где находится главный вход в парк, размещены в замкнутых дворах, обнесенных стенами. Они представляют собой как бы самостоятельные городки или миниатюрные парки в большом парке, с характерной для Китая планировкой. Дворы застроены симметрично по периметру жилыми зданиями и павильонами.

В одном из садов в саду (или парков в парке) – Саду благоденствия и мира – расположился зал Жэньшоудянь (Зал гуманного правления и долголетия). Здесь посетителей перед входом встречают бронзовые львы, драконы и фениксы. В XVIII веке в этом саду устраивались театральные представления. Продвигаясь от этого сада дальше на запад, можно видеть на берегу озера павильоны – Зал магнолий, Зал веселья и долголетия и др.

Рядом с Павильоном познания весны накануне китайского Нового года начинает цвести дикая слива. У Зала магнолий расцветают орхидеи и магнолии. Вечнозеленый бамбук и сосна встречаются практически везде – они символизируют стойкость, неподвижный центр мироздания Темные кипарисы и можжевеловые деревья связывают сегодняшний день с прошлым.

Интересны мосты. Особой известностью в парке Ихэюань пользуется горбатый мост с высокой, красиво изогнутой аркой, широкой лестницей для подъема и спуска. На островок ведет напоминающий длинную радугу оригинальный Мост семнадцати арок.

Изысканны извилистые дорожки, выложенные разноцветной галькой.

Представлены в парке и мраморные скульптуры, и рельефная резьба на каменных балюстрадах, на которых изображены драконы, фениксы и львы, а также бронзовые изваяния четырех священных животных Поднебесной (дракон, тигр, единорог и черепаха).

В некоторых местах парка созданы миниатюрные сельские уголки с рисовыми полями, прудами, заросшими тростником.

Е Ащепков отмечает: „С северной стороны ансамбль окружен красной каменной стеной, образуя, таким образом, как бы самостоятельное целое в общей организации парка. С вершины горы Долголетия открывается прекрасный вид на весь Летний дворец. В зелени парка выделяются красные стены, сверкают золоченые крыши павильонов, башен и других сооружений. За горой Долголетия создана аллея, имитирующая одно из красивейших мест города – Сучжоу“.

В западной части парка расположен большой самостоятельный комплекс из увеселительных и служебных помещений. Парковые ансамбли связаны между собой галереями, переходами, лестницами, дорожками, вырубленными в скалах.

 

Бэйхай.

 

Парк Бэйхай (Северное море) расположен в центре Пекина. Он занимает 104 га (54 га приходится на долю озер) Огромное искусственное озеро Бэйхай, центр композиции всего парка, дало название этой зоне отдыха.

В прошлом, при династиях Ляо, Цзинь, Юань, Мин и Цин, Бэйхай был императорским садом. Парк начали сооружать в эпоху Ляо в XII веке. Современный его облик сложился в эпоху династии Мин. Во время правления династии Юань Бэйхай становится частью закрытого города и входит в систему Зимнего дворца.

Этот парк создан в старых традициях китайской садовой архитектуры. Центр композиции Бэйхая – гора, возвышающаяся в виде острова, с одной стороны ее опоясывает галерея с белокаменными перилами.

Парк расположен на островах и на берегу озера Он представляет собой обширный комплекс, включающий храмы, пагоды, дворцы, различные павильоны.

При входе в парк стоят Триумфальные ворота. За ними находится каменный мост с мраморной балюстрадой, проложенный к острову Цюн‑дао. Парк, расположенный на острове, также открывается парадными воротами.

Мраморные ворота, ведущие в храм, имеют три арочных прохода, которые также отделаны белым мрамором и украшены резьбой. Нижняя часть ворот представляет собой классический постамент, украшенный резьбой.

Е Ащепков подробно описывает входные ворота: „Ворота расчленены пилястрами на три части. Наиболее широкая средняя часть является центром композиции. Боковые проходы меньшего размера усиливают впечатление значимости центрального проема. Верхняя часть, так же как и пилястры, облицована разноцветными керамическими плитками с богатой орнаментацией. Над боковыми пролетами в верхней, фризовой части ворот размещены декоративные керамические доски со скульптурными изображениями драконов Нарядные карнизы, облицованные блестящей керамической плиткой, и изящные черепичные крыши с загнутыми углами завершают торжественную композицию пай‑лоу. Подобные ворота, очень живописные и парадные, распространены в дворцовых и храмовых комплексах и являются прекрасным архитектурным средством в оформлении парков“.

Главные сооружения расположены на высоком островном холме. На самой вершине острова возвышается Байта, или Белая башня, или Белая пагода, напоминающая по форме гигантскую бутыль. Она была построена в 1644 году. Пагода огромна по размерам и доминирует во всем ансамбле. Эту башню видно из разных точек Пекина. Она сложена из синего кирпича и покрашена белой известью. С южной стороны здания сделана огромная облицованная керамикой ниша, в которой размещена керамическая скульптура Будды. Внутреннего помещения в пагоде нет. Лестницы и дорожки ведут от Белой пагоды к другим постройкам парка – террасам, храмам, павильонам, беседкам, расположенным на самом верху горы.

На острове можно видеть Улунтин (павильоны Пяти драконов), Ва‑ньофолу (терем Десяти тысяч будд), Иланьтан (зал Журчания воды), Юньаньсы (храм Вечного спокойствия) Довольно много сооружений размещено по берегам озера и на острове.

Большой интерес вызывает Стена девяти драконов, очень высокая, примерно в три человеческих роста и 40–50 м в длину Она вся облицована разноцветными глазурованными плитками. На ее обеих сторонах расположены очень динамичные керамические барельефные изображения драконов, которые играют жемчужиной среди волн океана (кажется, что плоскость стены находится в постоянном движении).

На северном берегу озера, севернее пагоды, находятся павильоны Пяти драконов – они как маленькие острова стоят прямо на воде и соединены узким переходом.

На острове, в средней части горы, расположены искусственные скалы причудливой формы с каменными гротами и лабиринтами Парковые сооружения утопают в зелени. Тропинки с лестницами и переходами проложены среди камней. Основные сооружения парка размещены по композиционной оси и распределены отдельными группами. Бэйхай представляет собой пейзажный парк. Группы построек, расположенные по всему парку как бы случайно, связаны между собой аллеями, набережными.

Л Капица пишет: „На склоне холма из больших камней выложен лабиринт пещер и гротов, поднимающийся почти до вершины Камни для него крестьяне возили в свое время как плату государственного налога. Много красивых павильонов, беседок и памятников разбросано по острову. Можно сесть в лодку и пересечь озеро Бэйхай. Катание на лодке – любимое развлечение гуляющих в парке“.

 

Парк имени Сунь Ятсена

 

Центральный парк Чжуншань‑гунюань – парк имени Сунь Ятсена – расположен на территории бывшего императорского дворца в западной его части, рядом с народной площадью Тяньаньмынь.

Парк был разбит в XIV веке, в первые годы династии Мин для императора и его придворных. Сначала парк был частью Зимнего дворца, в 1914 году он был преобразован в общественный парк и назван именем Сунь Ятсена.

Сейчас это один из городских парков, с элементами регулярной планировки. Здесь можно видеть широкие тенистые аллеи с каменными и гравийными дорожками, пересекающие территорию парка в различных направлениях, обширные площадки.

Мраморные ворота, имитирующие деревянные, воздвигнуты в память об исторических событиях. Есть здесь и большой зал – зал Сунь Ятсена, бывший когда‑то молитвенной палатой Байдянь.

В парке много павильонов, беседок, галерей, проложен канал с берегами, облицованными гранитом.

Особого внимания заслуживает оранжерея Танхуау (построена в 935 году), в которой выращиваются пионы и хризантемы (не меньшую любовь питают китайцы и к таким цветам, как астра, глициния, мак, цветкам яблони и персика).

Более 2000 лет в Китае выращивают в садах крупные пионы с древесными стеблями. Эти цветы китайцы преподносят в знак признания в любви. В Китае выращивают пионы самых различных оттенков – от розового до сиреневого, есть даже зеленоватые и черные. К сожалению, они цветут совсем мало. Пословица говорит: „За пионами ухаживают год, а любуются ими десять дней“.

Астры попали из Китая в Европу только в 1728 году. Миссионер, живший в Пекине, прислал семена цветов французскому ботанику Антуану Жюссье. В это время Жюссье пытался осуществить в новом королевском саду Трианон свою мечту – создать научный ботанический сад. С этого времени астры вошли в моду, и все сады во Франции, особенно Трианон, были заполнены всевозможными их разновидностями.

В Китае любят и хризантемы. Даже девятый месяц года называется хризантемой.

В парке Сунь Ятсена, как, впрочем, и во многих других китайских парках, не растет трава. Когда‑то всю территорию сада выкладывали каменными плитами или посыпали песком, украшали искусственными цветами и деревьями, причудливыми по форме. Но в парке Сунь Ятсена можно видеть еще и разнообразные зеленые насаждения. Особенно впечатляют вековые кедры, посаженные в XII–XIII веках.

В водоемах парка имени Сунь Ятсена обитают редкие породы золотых рыбок: „глаза дракона“, „тигровая голова“, „жабья голова“, „шерстяной мяч“, „вывернутые жабры“, „жемчужина, взбирающаяся на небо“ и др.

В центре парка Сунь Ятсена, на квадратном возвышении, расположен Алтарь божеств земли и злаков, который покрывают земли пяти цветов Китая (на юге – красная, на севере – черная, на востоке – синяя, на западе – белая, в центре – желтая).

Н. Верзилин пишет: „В этом парке искусственная гора с клумбами и беседками, галереей по берегу лотосового пруда, горбатые мостики через каналы, извилистые тропинки, старые кипарисы – все словно сошло со старинной китайской картины. Интересно, что краски и внешний облик пейзажей парка меняются по временам года и даже почти каждую неделю. Весною расцветают сирень, персиковые и абрикосовые деревья. Целое море персиковых цветов. В начале лета распускаются яркие пионы, розы и глицинии. Не успели завянуть в пруду лотосы, как начинают цвести лавр и индийская сирень. А осенью весь сад покрывается разноцветными хризантемами“.

Парков в Пекине и его окрестностях много. И все они удивляют продуманностью планировки. Дорожки, например, устроены так, что пейзаж открывается перед гостями парка с самой красивой стороны. Беседки и павильоны расположены в таких местах, где приятно посидеть и подумать. В парках всегда есть водоемы с золотыми рыбками (стоит лишь хлопнуть в ладоши, рыбки подплывут к вам), цветущим лотосом.

Самые желанные гости в парках – дети. Пекинские студенты тоже спешат в парк заниматься. Приходят сюда и старики, они перебирают в руках массивные шары, слушают пение канареек, клетки с которыми приносят с собой.

 

 

МЕКСИКА

 

Чапультепек

 

Парк Чапультепек расположен на юго‑востоке Мехико, недалеко от Сокало (центральной городской площади). Этому парку больше восьми столетий, и он считается одним из самых известных исторических и культурных центров столицы Мексики. Парк занимает территорию 643 га. Каждое воскресенье сюда приходят более миллиона посетителей.

Здесь расположены музеи, зоопарк, площадки для спорта и развлечений. И даже в современных постройках найден синтез архитектуры и монументального искусства, основанного на древних традициях ацтеков, майя и других народов.

У подножия холма Чапультепек, на одной из красивейших площадей возвышается величественная фигура Дианы (работа мексиканского скульптора Хуана Олагибела).

Именем этой богини названа площадь. Главный вход в Чапультепек расположен на Пасео‑де‑ла‑Реформа (этот бульвар был проложен в 1864 году мексиканским императором Максимилианом I Габсбургом).

На языке науатль название парка означает Холм сверчков. На самом деле это холм вулканического происхождения, он на 45 м выше уровня долины. У его подножия били когда‑то родники. С вершины холма было прекрасно видно озеро и его окрестности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: