Великих заповедников и парков 9 глава




Сейчас перед вольером можно видеть небольшой пруд со статуей Венеры.

По другую сторону аллеи расположены две приподнятые круглые площадки со ступенями, украшенные цветниками и соединенные дорожкой, – это Большие круги. Центр одного „круга“ украшает мраморная статуя Правосудие, центр другого – Мир (они были заказаны еще Петром I итальянскому скульптору П. Баратта). Сочетание яркой зелени, цветов и белых статуй придает Большим кругам парадность, праздничность.

В XVIII веке на аллее, соединяющей Большие круги, стояли деревянный турецкий шатер, расписанный белыми и синими полосами, и хижина угольщика – двускатный шалаш, заросший мхом (внутри такого неприметного на вид шалаша находились овальный письменный стол, белая с позолотой мебель и клавикорды). В долине Славянки раньше находились швейцарская хижина, шале, с соломенной крышей и колоколом на небольшой вышке.

А вот Молочная сохранилась до наших дней. Она находится за Тройной липовой аллеей, в густой чаще, выложенная из крупного булыжника, крытая соломой, оформленная внутри изразцами. Она напоминает швейцарские хижины, распространенные в парках XVIII века. Ее естественным украшением стала береза ствол этого дерева проходит сквозь крышу.

Центральная липовая аллея приводит к Парадному полю, где проводились воинские парады. После смерти Павла Парадное поле приобрело живописный вид. У самого дворца в стороне от главного фасада расположен так называемый Собственный садик, созданный в голландском духе. Статую богиню цветов – Флору – украшали росшие на небольших клумбах многочисленные сорта роз, а также другие цветы. На зеленых газонах в шахматном порядке были высажены липы и декоративный кустарник, вдоль песчаных дорожек были подняты на высокие постаменты мраморные вазы. Две аллеи садика были покрыты сверху трельяжем с вьющимися растениями. Главная аллея идет к павильону Трех граций (со сквозной колоннадой).

Придворцовая часть парка соединена с долиной Славянки каменной лестницей в 64 ступени. Ее верхняя площадка украшена балюстрадой, вазами и мраморными львами, по бокам идут шпалеры кустарника, словно перила, а на нижних лестничных уступах сидят отлитые из чугуна свирепые львы.

От Парадного поля до Славянки расположена Старая Сильвия (старый лес). Этот парк, созданный из леса, окруженный рекой и двумя длинными прудами, представляет собой рощу. В центре рощи, на круглой площадке возвышается бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, по краям от него – статуи девяти муз, богинь Венеры, Флоры и бога Меркурия.

От площадки расходятся лучами двенадцать аллей, одна из которых ведет на берег Славянки, к Зеленому театру. На правом берегу реки находилась сцена. На левом был расположен амфитеатр с каменными скамьями для зрителей.

Другая аллея ведет к открытому двухколонному павильону с нишей, на которой изображена склоненная над двумя урнами женщина (это памятник родителям жены Павла). Автор павильона – Камерон, памятника – Мартос.

Третья дорожка ведет к Руинному каскаду, имеющему вид диких развалин. Среди больших камней обломки статуй, колонн, в ров падает вода, перила над каскадом из необтесанных стволов берез, на постаментах – разбитые вазы и львы.

На правом берегу Славянки находится Новая Сильвия, или новый лес, напоминающий пейзажный парк. Среди этого густого леса проложено пять почти параллельных аллей, окаймленных подстриженной акацией. В местах пересечения дорожек сделаны зеленые площадки.

В начале Новой Сильвии в кустах сирени можно видеть статую Аполлона с лирой в руках и с лавровым венком на голове, в конце парка – колонну „Конец света“. В Новой Сильвии дорожки ведут в мрачный лес, где воздвигнут мавзолей в память Павла I в виде античного храма с желтыми стенами и гранитными колоннами.

Часть парка в долине Славянки, созданная Камероном, представляет неменьший интерес. Деревья здесь то приближаются к дорожкам, то отступают. Иногда целая группа лип, кажется, растет из одного корня. Каждый поворот открывает новые сочетания холмов, деревьев и воды. В пейзаж вкраплены павильоны, обелиски.

Дворец парадным подъездом обращен к регулярному парку, а противоположной стороной, наиболее красивой частью фасада, – к пейзажам долины реки Славянка. Напротив дворца, на высоком холме среди деревьев белеет округлая колоннада, и в ее проломе, образовавшемся после удара молнии, – бог Аполлон.

Особо привлекает внимание в этой части парка Храм Дружбы, построенный в стиле древней Эллады. Его золотисто‑желтые округлые стены украшают белые колонны и крыша с зеленым куполом.

Чуть дальше у озера – Большой каскад с расположенной наверху балюстрадой с вазами, каменный Висконтиев мостик. Рядом – остроконечная Пиль‑башня. Вот что пишет. А Эфрос об этой башне: „Гонзаго получил строение готовым (до него здесь была мельница) Он лишь хотел надеть на него новый чехол. Он предложил покрыть старую мельницу своею росписью, придать строению характер „руины“. Вся суть этой работы Гонзаго – в росписи. Это – объемная театральная декорация, поставленная на вольном воздухе. Живопись имитирует на ней то, что должно было бы быть объемно‑рельефным. От крыши до цоколя все написано кистью – наличники окон, швы кладки, осыпающаяся штукатурка, обнажившийся остов здания, разрушающегося у крыши“.

Здесь же можно видеть часть водяной мельницы. Отсюда начинается так называемая Красная, то есть красивая, долина, в конце которой можно видеть разрушенные арки, обломки подлинных греческих зданий и статуй.

На границе парка стоит Краснодолинный павильон, названный архитектурным капризом Камерона.

Вокруг Парадного поля, по проекту Гонзаго, были созданы изогнутые Розовопавильонные пруды (в течение 10 лет, начиная с 1803 года, П. Гонзаго выращивал здесь естественные зеленые декорации).

Большая звезда – еще один лесной массив парка, в котором, согласно проекту Камерона, прямые дороги‑лучи образуют рисунок звезды.

В районе Большой звезды Гонзаго создает целую Долину прудов (Круг‑лозальные, Новошалейные, Глазовскии, Краснодолинные, Венерин). Краснодолинные с обрывистыми берегами отражают в воде контуры сосен и елей Круглозальные пруды устроены в глубоких оврагах, с низкими ровными берегами. Венерин пруд украшен по берегам ирисами и овальным Островом любви, на котором расположен трельяж со статуей Амура (автор Фальконе). Через молодой лес на площади 130 га проходят бесконечные дороги с романтическими названиями – Молодого жениха, Зеленой женщины, Дружеская, Красного солнца.

Этот район в середине XIX века называли музыкальным оазисом Петербурга. В 1837 году, когда в России была открыта пассажирская железная дорога Петербург‑Павловск, она проходила через Большую звезду. Недалеко от прудов было сооружен ресторан с концертным залом – Курзал. Летом 1840 года здесь впервые был исполнен „Павловский вальс“ М. Глинки, названный позже „Вальсом‑фантазией“. До 1941 года в Курзале выступали известные певцы и музыканты.

Другой район Павловского парка – Белая береза. Окрестности Белой березы занимают более трети всего парка (245 га) Протяженность дорог 38 км, семь из них сходятся на лужайке, в середине которой стоит высокая белоствольная береза, окруженная молодыми деревцами. В промежутках между дорогами разбросаны рощицы, группы различных деревьев. В отдаленном конце парка насаждения расположены так, что перспектива кажется бесконечной. Этот вид – еще один шедевр П. Гонзаго.

„Художнику, рисующему пейзажи деревьями и кустарниками, необходимо быть и ботаником, необходимо хорошо знать, какие формы примут впоследствии посаженные молодые растения, – пишет Н Верзилин. – Более того, Гонзаго предугадал, как будут выглядеть сочетания окраски деревьев в разные времена года – весной, летом, осенью. И что характерно для садового творчества Гонзаго? Создавая эту последнюю по времени часть парка, он достиг художественного совершенства без всяких искусственных украшений. Ни прудов, ни холмов, ни каскадов, ни руин, ни храмов и обелисков, ни реки с изящными мостами. Своим творчеством в районе Белой березы он бросил вызов всем другим частям Павловского парка, всем предшествовавшим ему архитекторам садов, сторонникам всевозможных ухищрений. Он доказал превосходство естественного, чисто пейзажного стиля парков и садов“.

Во время Великой Отечественной войны Павловскому парку был нанесен большой урон. Дворец был разрушен, многие павильоны сожжены, мосты и плотины взорваны, 70 тысяч деревьев вырублено, газоны и аллеи размолоты танками, многие районы парка заминированы. Блиндажи, окопы и дзоты осквернили парк. Сразу же после освобождения Павловска в 1944 году началась реставрация этого знаменитого памятника русского искусства.

 

Кусково

 

Парк Кусково представляет собой единый зеленый массив площадью 282 га.

О вотчине бояр Шереметевых Кускове упоминалось уже в 1623 году. По преданию, когда‑то местность, где расположено Кусково, представляла собой небольшой кусок, окруженный со всех сторон владениями князя А. М. Черкасского. Вот этот самый „кусок“ и купил в 1715 году фельдмаршал Б. П. Шереметев у своего младшего брата Владимира за 200 рублей.

С 1719 года господский дом в Кусково начинает обустраиваться. Комнаты обиваются бархатными, камчатыми и китайскими лаковыми обоями, некоторые печи заменяются каминами, двери украшаются нарядными резными наличниками.

Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф. Аргунов и его ученик А Миронов, который работал над композицией парка.

Однако в тот год, когда начались работы по обустройству имения, фельдмаршал умер, и владения перешли по наследству к его сыну – П. Б. Шереметеву. В 1743 году он женился на единственной наследнице богатейших имений A. M. Черкасского княжне Варваре Алексеевне, и шереметевские владения увеличились почти вдвое. Так, к П. Б. Шереметеву перешли Вешняки и Выхино, расположенные недалеко от Кускова.

Старые хоромы фельдмаршала переоборудовали в двухэтажный деревянный дом с нарядной отделкой фасадов. Однако реставрацией здания не удалось остановить процесс старения: дворец продолжал оседать и рассыхаться. Поэтому в начале 1770‑х годов было принято решение кусковский дом разобрать до основания.

Новый дворец сделали одноэтажным, но более просторным, предназначенным только для приема гостей.

Парадные сени расписали под розовый и серый мрамор. Украсили парными пилястрами и большими декоративными вазами в нишах. Над нишами расположены панно со сценами из жизни античных героев, а также изображения воинских доспехов и герб Шереметевых. Дополняют интерьер вестибюля фонарь с хрустальными подвесками в форме дубовых листьев и мраморные канделябры с фигурами юношей и девушек, поддерживающих рога изобилия.

Прихожая‑гостиная отделана большими зеркалами в золоченых рамах, здесь же расположена высокая печь с многоцветными изразцами, над мраморным камином и над дверями висят картины.

Вторую гостиную украшали зеленые ковры, изготовленные фламандскими мастерами. Здесь устраивались небольшие концерты, поэтому посреди зала стоял стол с подвижными пюпитрами, столик для хранения нот, на котором была изображена из кусочков различных пород дерева усадьба Кусково.

Парадная спальня украшена декоративной лепкой: гирлянды цветов и листьев вьются вокруг рам картин, украшают вазы, деревянную балюстраду.

Кабинет‑конторочка владельца усадьбы облицован дубом и небольшим количеством позолоты, в его стены симметрично были врезаны картины.

В 1770 году был устроен парк Кусково, он занимал большое пространство – площадь более 30 га, что в три раза больше территории Летнего сада. Парк был разбит на месте довольно скудного и болотистого ландшафта. Но благодаря стараниям архитекторов, художников и садовников он стал райским садом, таящим в себе много диковинок. В сооружении ансамбля Кусково принимали участие архитекторы Д. Ухтомский, С. Чевакинский, Ю. Кологривов.

По мнению С. Спасского, парк при жизни графа Шереметева выглядел так: „В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавали раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно расхаживали журавли, фазаны, павлины, пеликаны“. Парк и павильоны с собранными в них произведениями искусства впечатляли современников. Один из поэтов того времени писал: „За диво бы почли и в Англии самой село Кусково, где боярин жил большой“.

Основа композиции парка – регулярная планировка с системой прудов (17 прудов с каналами). Среди деревьев парка встречаются уникальные экземпляры.

Перед дворцом находится большой пруд с островком. За ним по оси дворца идет канал, завершающийся каскадом. В самом начале канала стоят две колонны с чашами для огня.

Напротив дворца расположен огромный партер, оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов, с трех сторон он окружен каналами и валами. Партер замыкает оранжерея. В оранжерее можно было любоваться редкостной коллекцией южных деревьев, многие из них были искусно подстрижены в виде людей и животных.

За оранжереей располагался (не сохранился) лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве – зверинец, обнесенный валом и обсаженный деревьями, более 3 км в окружности. Там обитали 600 оленей, лоси, дикие козы, серны; содержались медведи, волки, лисицы.

Многие павильоны парка напоминают павильоны Царского Села (грот на берегу пруда, Эрмитаж, Руины). Но в Кускове был и Голландский домик, выложенный изнутри изразцами, в нем висели картины голландских мастеров, а вокруг дома росли тюльпаны. В Итальянском павильоне экспонировалась коллекция произведений итальянского искусства.

В парке были сооружены и Китайская пагода с колокольчиками, мелодично звеневшими на ветру, и открытый театр на 100 мест, и различные беседки, кофейни – например, Индийская беседка, храм Дианы, Хорошим людям приют.

В пещере Отдыхающего дракона лежал дракон, изрыгавший пламя.

В другой пещере, убранной кристаллами, цветными камнями и кораллами, почивал на лаврах алебастровый лев. Надпись на латыни гласила: „Не ярится, но неукротим“.

В особом колодце сидел философ Диоген, сделанный из алебастра и расписанный в естественных тонах Он держал в руках гусиное перо, перед ним стояли две чашки и кувшин.

Многие павильоны были „населены“ восковыми фигурами. Так, в хижине Шомьер пировали за столом шесть фигур. В одном шалаше сидел „капуцин“, в другом – „девушка“ с блюдом грибов в руках.

Граф П. Б. Шереметев был большой озорник. Так, на одной из дорог он устроил потайной фонтан, который неожиданно окатывал водой проходившего мимо человека.

Владелец Кускова поражал современников пышными приемами, сюрпризами, театральными и музыкальными новинками. Множество народу привлекали пушечная пальба и фейерверки, роговые оркестры и музыканты на затейливых лодочках и корабликах, качели и карусели.

В „Путешествии вокруг Москвы“ Н. М. Карамзин писал: „Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд). Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные и для всех составляли еженедельный праздник Москвы“.

Кусково известно не только своей красотой и роскошью, но и романтической историей. В Кусковском театре с декорациями Гонзаго играла лучшая в России труппа крепостных актеров. Среди этих артистов особенно выделялась певица Параша Ковалева, сценическая фамилия – Жемчугова. Граф Шереметев полюбил ее и, не считаясь с мнением дворa, родни, женился на ней. По этому поводу сложилась грустная народная песня:

 

У Успенского собора

В Большой колокол звонят;

Нашу милую Парашу

Венчать с барином хотят.

 

Параша стала графиней Шереметевой, граф увез ее из Кускова в другое поместье – Останкино. Здесь перед дворцом был устроен парк, решенный в регулярном стиле Ф. Л. Аргуновым и А. Ф. Мироновым. Парк включал в себя партер, обрамленный двумя рядами мраморных герм; с обеих сторон партера располагались два небольших участка пейзажной планировки.

 

Архангельское

 

Имение Архангельское, известное своим прекрасным дворцом, парком с вековыми деревьями, расположено в 23 км от Москвы.

Еще в XVI веке на берегу Москвы‑реки возникло небольшое село, принадлежавшее боярину А. И. Уполоцкому. В селе была построена деревянная церковь.

В 1703 году Архангельское перешло к Д. М. Голицыну, сподвижнику Петра I. Князь по указанию царя учился воинскому делу за границей. Позже, при Анне Иоанновне, он попал в опалу и удалился от государственных дел. Тогда Голицын и решил поселиться в своем подмосковном имении.

В усадьбе был сооружен новый дом из „брусчатого леса“, он не был похож на обычное помещичье жилье.

В новом здании было тринадцать комнат с печами из голландских изразцов и один зал с камином. Рядом с домом был разбит парк в регулярном стиле.

В 1767 году в соответствии с планом парка было сделано восемь квадратных боскетов, обсаженных кленами, липами. Между липами были посажены яблони, груши, крыжовник, барбарис (ассортимент растений почти полностью совпадал с ассортиментом Верхнего сада Петергофа).

Итальянский архитектор Джакомо Тромбаро решил создать дворцовый ансамбль на склонах холма из двух террас, украшенных партерами, цветниками и скульптурами. Парком и садом заведовал садовник Федор Тяжелев, ему помогали помощник и четыре ученика.

Размеренная жизнь в Архангельском продолжалась до тех пор, пока Д. М. Голицыну не вздумалось ограничить власть правительницы Анны. А членам Верховного тайного совета, в котором князь имел большое влияние, не удалось это сделать. Поэтому политическая карьера Голицына была прервана. Князь был заточен в крепость Шлиссельбург, все его вотчины и имения были конфискованы, и ему уже не суждено было вернуться в Архангельское.

Почти через 40 лет Архангельское досталось Н. А. Голицыну. К тому времени деревья разрослись, а дом казался уж слишком старомодным. Новый владелец усадьбы заказал проект французскому архитектору де Герна, который жил в Париже и никогда не бывал в России.

По проекту иностранного зодчего на высоком берегу Москвы‑реки начали возводить два оранжерейных флигеля, на склонах холма решено было устроить террасы с балюстрадами и белокаменными стенами‑подпорами. К концу XVIII века в парке был возведен небольшой дворец Каприз и началось строительство Большого дома.

Работа продвигалась очень медленно, и при жизни князя отделка дворца так и не была закончена.

В 1810 году, после смерти Н. А. Голицына, вдова продала усадьбу Н. Б. Юсупову, удалившемуся в имение после смерти Екатерины II. Новый владелец усадьбы сделал небольшую перепланировку дворца в духе виллы Аль‑бани (Юсупов был послом в Риме и наблюдал за строительством этой виллы). Хотя в то время итальянский стиль уже вышел из моды, Юсупов переделал в этом стиле сад Архангельского с помощью архитектора Гонзаго (зодчий построил в Архангельском театр и написал 12 декораций). Чтобы их сохранить, Юсупов решил не ставить в театре спектаклей.

В это же время вокруг регулярного парка были созданы пейзажные участки. Были посажены рощи Аполлонова, Горятинская, Прусская и другие. Хотя парк сравнительно невелик (его площадь 14 га), благодаря открывающимся перспективам он кажется огромным.

К 1812 году основные работы по внутренней отделке дома были закончены, и Юсупов перевез в Архангельское свои коллекции предметов искусства, установил в парке около ста скульптур. Но скоро снова пришлось паковать картины в ящики – к Москве приближались французы. Солдаты наполеоновской армии нанесли дворцу большой урон, а местные крестьяне свою злость выместили на барском доме.

После изгнания французов началось восстановление дворца. Большой дом был перепланирован. Однако в январе 1820 года дворец постигло новое испытание – случился большой пожар, в результате которого были уничтожены полы, испорчены декоративные росписи, повреждены картины, скульптуры, книги, мебель. И хозяин усадьбы снова принялся за отделку дворца. Для оформления залов в духе позднего классицизма в Архангельское были приглашены из Москвы французский живописец Никола де Куртейль и еще два мастера. В 1820‑х годах сложился дворцово‑парковый ансамбль Архангельское, которым мы можем любоваться по сей день.

К усадьбе ведут как бы вросшие в землю полуразрушенные ворота, построенные в стиле арок Римского форума между корпусами флигелей. Ворота были сооружены в 1817 году по проекту архитектора С. Мельникова.

Центр дворцово‑паркового ансамбля – двухэтажный каменный дом. Его главный фасад украшен скромно и строго: портиком над низким крыльцом, белыми наличниками вокруг высоких окон первого этажа, белокаменным поясом, который отделяет первый этаж от второго. Боковые здания дворца оформлены богаче: стоящими близко друг к другу портиками, небольшими колоннами, обрамляющими двери, фигурами мраморных львов на боковых крылечках.

В центре дворца расположен самый большой, Овальный зал. Его стены украшают 16 золотисто‑желтых колонн из искусственного мрамора. А сам зал увенчан куполом, в центре которого изображены парящие в облаках Амур и Психея. Вечерами зал освещался трехъярусной люстрой, сделанной из папье‑маше и левкаса, и торшерами, стоявшими между колоннами.

Императорский зал, выполненный в серых и зеленоватых тонах, был отведен для портретной галереи русских самодержцев. В Античном зале дворца размещалась коллекция подлинных античных скульптур и керамики.

А еще во дворце были зал Тьеполо, два салона Гюбера Робера, музыкальный салон, Египетский зал (столовая) и другие парадные комнаты.

От дворца спускаются уступами террасы. Верхняя терраса представляет собой квадрат со стороной, равной ширине фасада дворца. Ее партер делится на два прямоугольных газона, а парапет уставлен вазами.

Прямая лестница идет на вторую, нижнюю, террасу длиной 153 м, на балюстрадах которой стоят бюсты римских императоров.

На третью террасу ведут две боковые лестницы. На ней во всю ширину дворца раскинулся ровный газон, так называемый зеленый ковер. По краям газона расположены мраморные статуи. Партер окаймлен зелеными стенами подстриженных лип и заканчивается высокой колонной и статуями. А по обеим сторонам – парк.

А. С. Пушкин в стихотворении „К вельможе“ написал об Архангельском:

 

От северных оков, освобождая мир,

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,

Лишь только первая позеленеет липа,

К тебе, приветливый потомок Аристиппа,

К тебе явлюся я; увижу сей дворец,

Где циркуль зодчего, палитра и резец

Ученой прихоти твоей повиновались

И, вдохновенные, в волшебстве состязались.

Ступив за твой порог,

Я вдруг переношусь во дни Екатерины.

Книгохранилище, кумиры, и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине,

Что ими в праздности ты дышишь благородной…

 

 

Сокольники

 

Сокольники – московский парк культуры и отдыха, известен как памятник садово‑паркового искусства XVIII века. Он занимает площадь 594 га. Его зеленый массив в пять раз больше Центрального парка имени Горького, в четыре раза больше лондонского Гайд‑парка, в два с половиной раза больше, чем площадь Центрального парка Нью‑Йорка.

В XVI веке на месте Сокольников располагался огромный дворцовый заповедник‑зверинец, где бродили могучие лоси, поэтому и сам лес назывался Лосиным островом.

В XVII веке здесь было место царской соколиной охоты. Недалеко от главного входа в сегодняшний парк находилась застава и вокруг нее слобода, населенная царскими слугами – сокольничими и псарями, тут же был дом главного ловчего с высокой дозорной башней. В так называемом Соколином дворе при царе Алексее Михайловиче содержалось 30 тысяч ловчих птиц.

С начала XVIII века в Сокольниках стали проводиться народные гулянья. Самым многолюдным было гулянье 1 мая. Отдыхающие качались на качелях и катались на каруселях. Смотрели представления у лубочных балаганов. Посетителей Сокольников веселили Петрушка, медведь с козой и т. п. Приезжие балаганщики (немецкие и голландские „кунштмейстеры“, французские „комедианты“ и итальянские кукольники) развлекали публику. На московских гуляньях можно было увидеть механическую поющую канарейку или движущуюся лягушку, которая „знает время на часах и показывает оное, плавая в судне“.

На майских гуляньях 1765 года москвичи могли видеть в Сокольниках „великана Бернарда ростом 3 аршина с половиною“ и даже африканскую птицу – страус… Чтобы посмотреть страуса, нужно было заплатить: „благородным – по изволению, купечеству – по 25 копеек, простому же народу цена будет при самом входе объявлена“.

Вл. Холодковский описывает гулянья тех лет: „Там, на просторной поляне, среди палаток и крытых рогожею шалашей, высится, по обычаю московских гуляний, высокий главный шатер – „колокол“, верхушка которого украшена флагом и кудрявой елочкой. Вокруг расставлены столы с кипящими самоварами. Зазывают покупателей голосистые сбитенщики, бузники, калашники; бродячие торговцы лакомствами предлагают гуляющим стручки, орехи, пряники. В толпе снуют шарманщики и фокусники. Разостлав на земле свои коврики, кувыркаются акробаты и „шпрингеры“. А затейники‑ямщики из Дорогомилова и из‑за Тверской заставы, признанные подражатели птичьим голосам, рассыпались по кустам и „оказывают весну разными высвисты по‑птичью“ – кто соловьем, кто малиновкой…“

В XIX веке Сокольники продолжали оставаться Сокольнической рощей – лесным массивом. Только тропы прорезали его, дороги проезжие и еще прорубленный Петром I широкий Майский просек. Лишь во время Отечественной войны 1812 года был проложен кратчайший путь.

Позже Сокольники облюбовало богатое купечество. За купцами потянулись сюда в поисках дач и чиновники.

В „Путеводителе“ середины XIX века говорилось о Сокольниках уже как о слободе, где „есть и французская ресторация, и кондитерская, и булочные, и залы для стрижения волос, и модистки, и аптека, и разные мелочные лавки, одним словом: целый городок. Всякое лето в слободках живет столько народу, что они обратились из дач в уголки Москвы“.

Многие русские писатели – от Толстого до Чехова – не раз избирали именно Сокольники местом действия своих произведений. Художники (Левитан, Саврасов и др.) запечатлевали Сокольники на своих полотнах.

Но лишь после 1878 года Сокольники официально стали Городским общественным парком. Тогда Министерство государственных имуществ за 300 тысяч рублей уступило Сокольническую рощу городу Москве. По воскресеньям здесь играла музыка. В выстроенном павильоне давались представления и концерты, иногда с участием Шаляпина и Собинова.

В 1920‑х годах часть территории Сокольников была огорожена и выделена в самостоятельный сад. Этот новоустроенный в Сокольниках сад стал Садом профсоюзов. 23 мая 1931 года президиум исполкома Московского городского Совета принял решение объявить всю территорию Сокольнической рощи парком культуры и отдыха. Первым директором парка был назначен рабочий с завода „СВАРЗ“.

Сейчас Сокольники представляют собой территорию, на которой выдержана веерная планировка в виде расходящихся от центрального круга просеков, пересекаемых двумя полукольцевыми поперечными просеками. Характерное отличие Сокольников, например, от Нескучного сада – это рельеф. Для них свойственна спокойная песчаная равнина с незаметным уклоном в сторону Яузы (она протекает вдоль восточной границы парка). Здесь нет ни холмов, ни оврагов. Поэтому самим рельефом подсказана радиальная планировка Сокольников.

От двух концентрических кругов (большого и малого) лучами расходятся восемь аллей. Каждая просека, или, как принято называть их в Сокольниках, просек, – это абсолютно прямая аллея, обсаженная определенной породой деревьев: 1‑й просек – березами, 2‑й – густыми вязами, 4‑й – кленами и т. д.

Справа и слева от аллей располагаются либо тенистая роща, либо открытая поляна, либо мелькают сквозь зелень очертания беседки или эстрады. Все аллеи пересекаются полукружием поперечного просека. Таким образом, зеленый массив парка расчленен как бы на девять секторов, в которых расположены все основные зоны и сооружения.

Каждый просек имеет не только свое индивидуальное зеленое оформление, но и выполняет определенную функцию. Песочная аллея, оформленная смешанными древесными насаждениями и цветниками, ведет к аттракционам и спортивным площадкам, Массовому полю и Зеленому театру, а дальше – к Детскому городку и Летнему театру. Четвертый просек, обсаженный кленами, укажет путь к стадиону и т. д.

Кроме дворца спорта „Сокольники“ на территории парка расположены Детский городок, павильоны для международных выставок.

Здесь есть пруды. Встречаются старинные насаждения, которым более ста лет.

Когда‑то основными породами парка были сосна и ель. Еще сохранились, в основном в северной части парка, „старожилы“ – сосны и ели, дубы, но преобладающая часть массива – более юного возраста. Растут в парке березы и клены, липы и вязы, ясень, дуб и каштан. Встречаются сосны, пихты, лиственницы, кедры, серебристые ели… Зеленый массив Сокольников занимает 350 га – больше половины всей площади парка.

В первые десять лет после Великой Отечественной войны здесь было посажено около 200 тысяч деревьев и более 400 тысяч кустарников. Большую часть территории занимают сад‑заповедник и три обширных питомника, там представлены сотни тысяч отборных экземпляров – от итальянских лип и каштанов до дальневосточного абрикоса и пенсильванской вишни.

Знамениты Сокольники и своими розами, славятся они и замечательными многолетниками – флоксами, пионами, ирисами, лилиями… Цветы в парке разбросаны живописными группами, в основном на извилистых боковых аллеях, соединяющих между собой просеки. Для Сокольников характерна так называемая ландшафтная посадка растений, при которой избегают внешней эффектности, добиваясь при этом более интимной обстановки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: