Центральный парк культуры и отдыха имени Горького




 

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) представляет собой единый зеленый массив на площади 177 га, расположенный вдоль Москвы‑реки.

Открытый „партерный сад“ парка начинается непосредственно за гранитными сходами Крымского моста и тянется неширокой полосой между рекой и Ленинским проспектом (бывшая Большая Калужская улица).

Когда‑то на месте нынешнего моста пролегал Крымский брод, которым пользовалась Орда во время набегов на Москву. В районе нынешнего ЦПКиО 25 августа 1612 года произошла решающая битва русского народного ополчения с войсками польского гетмана Хоткевича. Ровно через 200 лет по старой Калужской дороге отступал Бонапарт.

Еще через сто лет Московская городская управа по‑своему распорядилась судьбой территории, которая ныне принадлежит ЦПКиО: устроила здесь свалку, на три метра в глубину заполненную мусором и отбросами.

И вот в 1923 году на месте гниющей свалки была воздвигнута первая советская сельскохозяйственная выставка. Ее сооружения, павильоны послужили потом основой для создания первого советского парка культуры и отдыха.

Проект планировки территории этого парка с учетом участка для сельскохозяйственной выставки был разработан в 1923 году группой молодых архитекторов.

Над оформлением парка работали первый главный архитектор парка Э. Лисицкий, скульптор И. Шадр, группа художников. И в августе 1928 года Центральный парк культуры и отдыха Москвы принял своих первых посетителей.

В 1930 году был объявлен конкурс на проект перспективного развития парка. Участникам конкурса предлагалось использовать территорию по берегам Москвы‑реки, включая Фрунзенскую набережную и весь массив Ленинских гор. Многие крупнейшие архитекторы участвовали в конкурсе, было представлено 10 проектов. Вот каким видел парк будущего архитектор М. Я. Гинзбург. Он предложил разбить парк на несколько полос‑зон, параллельных реке. Двигаясь по дорогам, идущим параллельно реке, посетитель постоянно находился бы в пределах одной и той же зоны. Продвигаясь по дорогам в перпендикулярном направлении к реке, он попадал во все зоны.

Согласно этому проекту, на Фрунзенской набережной расположена выставочная зона. Рядом – зоны научно‑популярной, научно‑технической работы. В Лужниках – спортивно‑массовая зона со стадионом, окруженным трибунами (на 100 тысяч зрителей). У границы парка находится военный городок. По левому берегу реки вдоль широкой аллеи расположены ботанический и зоологический секторы, на одинаковом расстоянии друг от друга – зрелищные учреждения.

Позже многие предложения, прозвучавшие в конкурсных проектах, были учтены в Генеральном плане Москвы 1935 года. В предвоенные годы группа архитекторов под руководством А. В. Власова предложила новый вариант планировки парка, некоторые из идей этого проекта были осуществлены.

Центральный парк Москвы стал площадкой для пропаганды новых форм политической и культурно‑просветительной работы. Здесь проводились, например, вечера соревнующихся заводов. Устраивались театрализованные праздники в честь челюскинцев, участников рекордного перелета Чкалова, Байдукова и Белякова, в честь героической четверки папанинцев – покорителей Северного полюса. Проходил в парке и праздник литературы, посвященный I Всесоюзному съезду писателей. Тогда в парке побывали М. Горький, А. Толстой, А. Фадеев и многие‑многие другие. Перед писателями выступали не менее знаменитые мхатовцы – О. Книппер‑Чехова, В. Качалов, И. Москвин, артисты и режиссеры из других театров. По поводу открытия праздника состоялся многотысячный митинг. А. Фадеев, беседуя с писателями, говорил: „Место, где в дореволюционной России была отвратительная мусорная свалка, превратилось в роскошный цветущий сад, в котором находят радость и счастье миллионы людей. Это ли не символический образ, характеризующий нашу великую Родину, ее замечательный путь от царства гнилой свалки до сияющих высот социализма“.

В парке устраивались грандиозные представления. В Зеленом театре артисты Большого театра показывали „Кармен“ (за пять дней этот спектакль посмотрели 100 тысяч человек), балет „Кавказский пленник“. Позже в Зеленом театре был сооружен огромный киноэкран (170 кв. м).

А на „Острове танца“, построенном по проекту архитектора А. Власова, ставили балетные спектакли самодеятельные коллективы. Сцена этого импровизированного зала располагалась на островке, а „зал“ на 800 мест находился на берегу.

Ромен Роллан, осмотрев парк, сказал: „Я глубоко взволнован. Ведь все это виделось в мечтах. Как хорошо иметь в центре большого кипящего города, в обширном народном парке великолепный городок культуры и отдыха. Прекрасно, что этот отдых является в то же время источником радостного воспитания…“

Первым директором и художественным руководителем ЦПКиО была двадцатипятилетняя Бетти Глан. Она дружила с Маяковским, Фадеевым, Кольцовым, Толстым, Горьким, Эфросом. Любила праздники и умела их организовать. Знала три языка и, встречая иностранных гостей, обходилась без переводчиков. Герберт Уэллс называл ее директором фабрики счастливых людей и во время экскурсии по парку влюбился в социализм. Он писал: „Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в Парке культуры и отдыха“.

А в 1937 году Бетти Глан посадили на 15 лет. Через 50 лет, когда вернулась в Москву, она написала романтическую книгу „Праздник всегда с нами“ про ЦПКиО.

В парке первых лет советской власти развлечений было немного. Зимой катались с горок, на лыжах, летом ездили на роликах, велосипедах, участвовали в эстафетах, бегали в мешке, катались на лодках, качались на простых качелях. Были здесь крутящийся столб с канатом (надо было уцепиться за канат, и, отталкиваясь от земли, передвигаться большими кругами вокруг этого столба), силомеры (надо было поднять кувалду и ударить ею со всей силы), тир, парашютная вышка.

Первый аттракцион в современном понимании появился в парке в 1957 году, когда проходил Фестиваль молодежи и студентов – это большое „колесо обозрения“.

Сейчас в ЦПКиО, на площади 120 га, можно развлекаться по‑разному. В парке представлен огромный набор итальянских, американских, русских аттракционов. Есть американские горки, „Буран“, гигантские качели на 160 человек, попавшие в книгу рекордов Гиннесса; и Серебряный рудник, где можно совершить путешествие среди муляжей американских достопримечательностей, квадратное черно‑металлическое озеро с сочащейся водой и смутными огоньками – цветомузыкальный танцующий фонтан, купленный в Германии. Но нет уже и в помине характерных скульптур (например, Девушка с веслом исчезла из парка через 50 лет, после того как в 1938 году репрессировали ее натуру, живое воплощение – санинструктора Валю, которая работала в парке).

Естественным продолжением Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького является Нескучный сад. У него своя, не менее интересная и более древняя история. В XVIII веке почти все правобережье Москвы‑реки принадлежало дворянской знати: князьям Долгоруковым, Трубецким, Шаховским, Голицыным, графам Мамоновым.

Здесь, продав свои Невьянские заводы, обосновался на постоянное жительство Прокофий Демидов. Он начал заниматься фруктовым садом и разведением ананасов настолько серьезно, что вскоре его сад стал едва ли не лучшим ботаническим садом в Европе. После смерти хозяина усадьба Демидова перешла в руки князя Вяземского, затем – братьев Федора и Алексея Орловых.

Алексей Орлов устраивал кулачные бои и голубиные гоны. Построил он в Нескучном и манеж для лошадей. Первым в Москве стал устраивать на Калужском поле, напротив Нескучного сада, публичные бега на призы и сам принимал в них участие. В парке у графа был так называемый Воздушный театр. Представление завершалось грандиозным фейерверком на Москве‑реке.

На орловские гулянья мог прийти каждый гость, если на нем мундир, военный или дворянский. Когда же хозяину гости надоедали, – „валторнист трубил „ретираду“, а Орлов, выходя на середину зала, кричал: „Вон!“.

Во второй четверти XIX века главным владельцем правобережья Москвы‑реки стал первый помещик России – Николай I. По указанию царя постепенно в казну были выкуплены три смежные владения, которые были объединены под общим названием Нескучный сад.

Новый сад стал московской летней резиденцией Романовых. Но хозяева здесь почти не жили, поэтому Нескучный сад был открыт для „приличной“ публики.

Особенную популярность Нескучный сад приобрел в 30‑х годах XIX века. Тогда появилось на его территории заведение лечебных минеральных вод.

На сцене Воздушного театра (деревянного здания на каменном фундаменте, обшитого узким тесом, выкрашенного краской, где кулисами служили деревья и кусты) выступали артисты московского Малого театра. Воздушный театр называли даже русским Колизеем. Спектакли шли два раза в неделю. В них принимал участие даже Щепкин, Белинский и Аксаков приходили сюда посмотреть на игру Мочалова. Но через четыре сезона театр был продан купцу на слом. Та же участь постигла и заведение минеральных вод в Нескучном саду. „Вся Москва, – пишет М. Н. Загоскин, – хлынула за Тверскую заставу. Нескучное опустело“.

В течение недолгого времени Нескучный сад, по традиции, еще продолжало оставаться местом праздничных гуляний и даже сенсаций. Известно, что именно отсюда некий Робертсон два раза предпринимал путешествия на аэростате. Отсюда же какой‑то „неустрашимый Александр“ поднялся на воздушном шаре, обрезал веревку и с парашютом опустился прямо в пруд.

В 1880‑х годах, когда в Александрийском дворце поселился на постоянное жительство московский генерал‑губернатор великий князь Сергей Александрович, доступ в Нескучный сад был закрыт. Позже Нескучный сад (62 га) вошел в состав Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.

Еще в XVIII веке здесь, на высоком берегу Москвы‑реки, на территории нынешнего Нескучного сада была построена усадьба Нескучное с регулярным садом в виде террас. С небольшими изменениями сохранилось до наших времен здание Нескучного дворца, перестроенное в 1832 году по проекту архитектора Тюрина.

Со стороны Ленинского проспекта во дворец ведут ворота со скульптурами И. Витали, фонтан перед дворцом – также работы этого скульптора. Итак, зайдем в сад. Двигаясь по направлению к Москве‑реке, мы попадаем в море зелени. По тенистым аллеям подходим к оврагам с перекинутыми через них арочными мостами. Серебрится гладь Голицынских прудов, в ней отражаются беседки, ротонды и Ванный павильон. А вот и Летний дворец (Чайный домик), двухэтажное здание с коринфскими колоннами и верандой, построенное в 1796 году.

В конце живописного сада – участок для детворы, теннисные площадки, голубой Охотничий домик. Парк и сад хороши всегда, в любое время года. В этом зеленом оазисе столицы более 60 видов растений, в основном это липа, дуб, клен ясенелистный и тополь душистый. Здесь есть замечательные пруды.

Неслучайно В. Маяковский посвятил Центральному парку культуры и отдыха такие строки: „…Парк, словно пакт согласия и мира, природы слаженный и радостный оркестр…“

 

 

УКРАИНА

 

Софиевка

 

Софиевка в городе Умань Черкасской области Украины – один из интереснейших пейзажных парков. Он расположен вдоль русла реки Каменка, на площади около 140 га.

Комплекс уманского парка Софиевка был создан в 1796–1800 годы. Его основателем был богатый польский магнат граф Феликс Потоцкий, обласканный Екатериной II, награжденный высшими чинами и орденами. Граф Потоцкий поручил своему управляющему бельгийскому инженеру Метцелю устроить в Умани обширный пейзажный парк для своей невесты гречанки Софии Клавоне‑Витт, которая вскоре стала его женой. В 1795 году Метцель с крепостным садовником‑декоратором Зарем‑бой начинают подготовительные работы для разбивки сада на месте рощи и оврага.

Парк строился без предварительного проекта. Задачи по его планировке решались на месте, в натуре. Строительство Софиевки продолжалось и в начале XIX века: устанавливались скульптуры, расширялись оранжереи, высаживались растения.

На предназначенной для парка местности не росли никакие деревья. Для нее характерны были крутые и пологие склоны, вся территория была усеяна огромными валунами розового гранита, изрезана оврагами. Эти естественные преграды повлияли на образ парка, и в частности на планировку аллей и дорог. При планировке рельеф не был нарушен, более того, пейзаж обогатился новыми растениями, постройками, фонтанами, на его территории были перемещены огромные валуны, пробиты и отделаны скалы. Для работы в парке были согнаны до 10 тысяч крепостных из имений Потоцкого.

Здесь никогда не было дворца, характерного для многих парков. Композиционная ось Софиевки была определена руслом речки Каменка.

Парк был торжественно открыт в день именин Софии в 1800 году. На одном из обелисков у входа в сад была сделана такая надпись: „Любовь подносит Софии“. С тех самых пор парк стал называться Софиевкой. А поэт Трембицкий воспел красоты этого парка в поэме „Софиевка“, за что Потоцкий заплатил ему хорошую сумму.

Благоустройство парка продолжалось до 1805 года, а после смерти Феликса Потоцкого работы в Софиевке прекратились. Когда умерла Софья, парк перешел по наследству ее сыну Александру, однако ненадолго – Александр был замешан в Польском восстании, за что у него были конфискованы все принадлежавшие ему поместья. Софиевка перешла в собственность жены Николая I. С тех самых пор парк стал называться Царицыным садом.

С 1836 по 1859 год, когда сад находился в ведении управления военных поселений, Софиевка достигла наибольшего расцвета (тогда были возведены лучшие архитектурные сооружения). А потом на долгие годы парк стал обычным учебным участком по садоводству.

В 1929 году парк получил статус государственного заповедника. В 1955 году он был передан в ведение Академии наук Украины.

У посетителей парка может создаться впечатление, что вся территория его представляет природный лесной массив. На склонах растут дубы‑великаны, сохранившиеся со времени основания парка, а также грабы, клены, липы, ясени, белая акация. Живописно выделяются на общем фоне высокие пирамидальные черные и серебристые тополя, платаны, лиственницы, сосны, ели. Старые липы и ели образуют тенистые аллеи по берегам водоемов. Главная аллея, идущая от входа в парк, обсажена конскими каштанами с массивными кронами (эту аллею замыкает павильон Флоры в виде сквозного портика).

Некоторые растения привозили в парк за тысячи километров. Так в парке оказались вместе западный платан и белая, или веймутовая, сосна, тюльпанное дерево и мексиканский, или болотный, кипарис. Здесь появился и пирамидальный тополь, который потом распространился по всей Украине и югу России.

Н. Верзилин пишет: „Внимание туристов привлекают в Софиевке оригинальные деревья: многоствольная ель и старая береза склонились над каскадом; белый тополь в четыре ствола, из которых три срослись вместе; липа с тополем выросли так, что кажется, высокий тополь ведет под руку низенькую кудрявую липу. Изогнутый корень сирени приподнял тяжелую, весом в 500 килограммов, каменную плиту“.

На группу деревьев из четырех искусственно сращенных белых тополей обратил внимание и Г. Штейман: „У этих деревьев общее основание и три ствола, которые на высоте около 3,5 м снова срастаются, а четвертый отклоняется в сторону и растет обособленно. Полагают, что эта группа символично изображала четырех сыновей Потоцкого, из которых трое были в тесной дружбе, а четвертый обособился“.

Расширенная долина реки Каменка была названа Елисейскими полями, на которых в первые годы после основания парка высаживались редкие растения, привезенные из далеких стран.

В парке много сооружений. Здесь расположен грот, или храм, Венеры с колоннами. Мраморная статуя богини стоит в глубокой нише на высоком пьедестале. Вода, ниспадающая из Верхнего пруда тонким, как стекло, потоком, образует прозрачную пелену, через которую видна как бы купающаяся Венера.

Грот Зеркало Дианы тоже оформлен падающей водой: со скалы сочатся мелкие родники. Богиня охоты как бы смотрится в зеркало ниспадающей воды. Есть в парке и Нептунова арфа: поток воды, прикрытый плитой, издает музыкальные звуки. Львиный, или Громовый, грот, вырубленный в гигантской скале, производит впечатление самой настоящей пещеры, поддерживаемой гранитным столбом. У входа в грот высечена голова льва, а войдешь внутрь сооружения – услышишь его „рычание“. Из верхнего пруда по скрытым трубам сюда поступает под напором вода, в журчании которой слышатся то ли львиный рев, то ли раскаты грома.

Ниже по течению Каменки стоит Колонна печали. У нее отбита вершина, а неподалеку течет, журча по камням, ручеек или каскад. Три слезы, разделенный на три струи. Согласно преданию, Колонна печали и каскад Три слезы созданы в память о трех умерших детях Софии и Феликса.

В парке достаточно много водоемов. Есть здесь небольшие бассейны и огромные пруды. Верхний пруд занимает более 80 тысяч кв. м. Вода из Верхнего пруда течет по подземной, выложенной гранитом галерее (река Стикс) протяженностью более 200 м, высотой и шириной около 3 м. По этой галерее можно проплыть на лодке из Верхнего пруда в так называемое Мертвое озеро.

Дальше вода по каналу попадает к Большому каскаду, а оттуда падает в Нижний пруд. Из середины Нижнего пруда высоко вверх бьет фонтан. В середине Верхнего пруда расположен искусственно созданный Остров любви, или Остров Цирцеи. От него к берегу ведет деревянный мост на каменных опорах. На этом острове стоит храм Венеры, или Розовый павильон, с белыми лепными деталями. Когда‑то вокруг него пышно цвели розы и росли пирамидальные тополя (позже эти деревья были заменены белой акацией, липами и ясенем).

Есть в Софиевке и Лабиринт. Он извивается между нагромождением камней и растущими на них соснами и кустарником, что для парка весьма характерно.

 

Тростянец

 

Тростянецкий парк расположен на площади 207 га, из них 10,5 га занимают водоемы. Парк представляет собой один из ярких примеров формирования пейзажа с помощью растений.

Строительство дендропарка началось в 1834 году с устройства больших прудов. Большой пруд протянулся на 1,3 км в длину и разбил парк почти посередине с севера на юг. В этот пруд вклиниваются два небольших других – Лебединый и Куцыха. Ниже располагается еще один пруд. Усадьба владельца находилась на правом берегу Большого пруда.

В балке Боговщина, к которой присоединили еще 20 десятин земли на высокой равнине, были высажены ели и каролинские тополи, несколько позже – береза, липа, клен, дуб.

Был заложен и древесный питомник, где стали выращивать посадочный материал. Потом началось устройство аллей вдоль дорог, ведущих к усадьбе: их обсаживали Каролинскими тополями, впрочем, скоро они погибли.

До 40‑х годов XIX века территория, на которой расположен Тростянецкий парк, представляла собой степную равнину, пересеченную широкими балками, с несколькими дубами над заболоченным ручьем Тростянец.

В 1840–1886 годы стали высаживать различные экзотические породы из Риги, Петербурга, Киева, Никитского ботанического сада и др. По мере освоения площадей отводились новые. В конце 1840‑х годов началась посадка леса на степных участках и за пределами парка. К сожалению, большинство этих посадок не сохранилось.

В 1858 году была предпринята попытка преобразовать равнинную местность парка в горный ландшафт. В качестве образца взяли набросанный одним художником эскиз Швейцарских гор с остроконечными вершинами. И начали покрывать парк цепями и группами холмов (некоторые из них достигали 30 м). Холмы обсаживались деревьями и кустарниками.

Инвентаризация насаждений парка, произведенная в 1886 году, показала, что в нем в это время было собрано более 600 видов, разновидностей и садово‑декоративных форм деревьев и кустарников. Среди них богатые коллекции дуба, клена, ясеня, ильмовых, липы, березы, тополя, рябины, а также ели, пихты, сосны, туи, можжевельника и другие. Площадь парковых насаждений, рощ, прудов и лесополос составляла около 330 га, из них непосредственно парк занимал около 170 га.

К 1880‑м годам парк принял вполне сформированный вид. Он был прорезан благоустроенными дорогами, вдоль которых стояли скамейки для отдыха. Были сделаны мосты у воды и беседки на горах. В парке было посажено 623 вида и разновидности хвойных и лиственных деревьев.

После 1917 года земля с парком была передана в ведение нового животноводческого совхоза „Тростянец“. Но в 1938 году правительство Украины выделило основную часть парка в самостоятельную единицу, подчинив ее непосредственно Наркомзему.

В 1940 году парк был признан государственным заповедником. Тогда к парку было присоединено еще 30 га земли для питомника и создания коллекционного участка (арборетума). Коллективу заповедника вменялось в обязанности довести ассортимент пород до 800 видов и форм. Во время Великой Отечественной войны работы в дендропарке прекратились и возобновились после победы.

В настоящее время Тростянецкий парк украшают мощные столетние деревья с пышно развитыми кронами. Большое место в насаждениях парка занимают хвойные. По количеству видов и форм разводимых хвойных пород Тростянецкий парк занимает первое место среди других украинских парков.

Поражает своими размерами (до 40 м высоты) ель европейская. Почти предельных размеров достигли пихта сибирская и гребенчатая, лиственница европейская, кедр сибирский, привитый на обыкновенной сосне. Веймутова сосна поднялась ввысь на 40 м. Довольно крупные экземпляры ели канадской, дугласии, туи западной и гигантской, пихты калифорнийской, сибирской, бальзамической и др. Черная сосна тоже растет хорошо, но по красоте несколько уступает сосне обыкновенной. Здесь есть туи всех видов.

Прекрасно смотрятся все серебристые и карликовые формы елей и пихт, только черная ель, по‑видимому, от недостатка влаги на равнине, кажется полусухой Пихта Фразера – одна из красивейших пихт, впервые интродуцирована на Украину Тростянецким парком. Растет тут и ель двухцветная, или Алькокка, и сосна мелкоцветная.

Любопытно, что травяной покров парка, близкий по составу к покрову степи, представлен и типичными лесными видами (ландыш, медуница, копытень, фиалка, кирказон, звездчатка и др.).

Видовой состав лиственных древесных пород парка почти в пять раз превышает состав хвойных. Коллекция дубов насчитывает более 15 видов и форм, в том числе редких (дуб двухцветный, крупноплодный, колон‑новидный, пестролистный).

Богата и коллекция кленов: клен остролистный, окрашивающийся в лимонно‑желтый цвет после первых осенних заморозков; клен красный – ранней весной он густо усыпан ярко‑красными цветами, летом – темной зеленью листвы, осенью – листья приобретают различные оттенки; клен Гиннала, или приречный, привезенный с Дальнего Востока; клен красивый – гость с Кавказа; клен серебристый и высокогорный и др.

Коллекция лип представлена липой мелколистной, черной, крымской, голландской, крупнолистной и др. В парке представлено пять видов орехов, причем орехи черный и серый растут в таком количестве, что в урожайные годы дают по несколько тонн плодов.

Встречаются здесь и весьма оригинальные и редкие декоративные деревья. Например, клен Лерберга с рассеченной на отдельные доли пластинкой листа, каштан шаровидный и красноцветный, ольха мелколистная, аралия маньчжурская, пробковое дерево, платан западный и др. Родом из Северной Америки береза желтая и бумажная, гикори горький и каркас, или каменное дерево. Для многих декоративных кустарников Тростянец представляет северную границу распространения их культуры.

А. Лыпа и Г Степунин отмечают: „Тростянецкий парк в целом – это симфония лесного пейзажа в зеленой гамме, симфония леса. По характеру природного рельефа здесь можно наметить два основных пейзажных типа – балочный и равнинный (плакорный). Однако искусственной обработкой значительная часть балок превращена в озера, а часть равнины – в горно‑всхолмленный рельеф. Все это, вместе с искусно скомпонованными насаждениями, создало многообразные формы пейзажных вариаций на одну основную тему“.

Этот парк строился не сразу, и, по‑видимому, не сразу определилась основная идея его структуры. Осью всей композиции оказался Большой пруд, но при строительстве он не играл организующей роли. В Тростянце парк связан с усадьбой лишь магистралью.

Авторы книги „Парки мира“ отмечают. „В Тростянецком парке ни одна перспектива не выходит за пределы плотного массива его насаждений. Посетитель все время пребывания в парке находится в окружении богатой, различной по формам древесно‑кустарниковой растительности, благодаря чему создается впечатление большого массива насаждений. Это подчеркивается также планировкой дорог, среди которых нет главных и второстепенных Они, плавно изгибаясь соответственно неровностям рельефа, подводят к наиболее интересным композициям зеленых насаждений. Все это придает парку редкую живописность Важно, что ничего не отвлекает. В парке нет архитектурных объектов. Дворец и служебные постройки были размещены на окраине. При этом дворец композиционно увязывался только с одной перспективой в направлении парка“.

А. Лыпа и Г. Степунин говорят о том же: „Особенностью Тростянецкого парка является то, что ни одна парковая перспектива не выходит за опушку массива, как у большинства знаменитых пейзажных парков, расположенных в живописном окружении. Вокруг же Тростянецкого парка беспредельная открытая степная равнина, и всякое отверстие в его защитной стене производит впечатление неприятной дыры, которую хочется скорее заделать, чтобы не разбивать иллюзии, что находишься в стране богатой лесной флоры“.

Главное украшение дендропарка – обычные лесные породы украинского Полесья, экзоты размещены на переднем плане среди полян и на обочинах дорог.

Здесь почти полностью отсутствуют декоративные элементы из других областей искусства. Лишь на приусадебном участке (Дворцовый погост) были применены элементы архитектурного оформления. Причем дом владельца был невелик, хозяйственные постройки были вынесены далеко в сторону.

Декоративной архитектуры малых форм в приусадебном комплексе, очевидно, не было, за исключением беседок на горах, каменного мостика через ущелье и памятника Разбитая надежда, представляющего собой сломанную колонну из серого камня на фоне темных туй и елей. И этого достаточно, так как излишняя перегрузка Тростянецкого парка искусственными украшениями нарушила бы его стилевое своеобразие.

Строители парка стремились добиться максимального художественного эффекта от самого зеленого материала в сочетании его с другими природными элементами.

По богатству растительных форм, по оригинальности композиции дендропарк Тростянец считается одним из лучших образцов ландшафтно‑парковой архитектуры.

 

Алупкинский парк

 

Алупкинский парк – один из лучших парков Крыма. Он примыкает к населенному пункту Алупка и расположен при дворце, принадлежащем графу Воронцову. Дворец построен по проекту известного английского архитектора Эдуарда Блэра в 1820–1840 годах.

Воронцовский парк в Алупке (как и Софиевка в Умани) принадлежит к числу парков позднего романтизма. К слову сказать, владелец и строитель Выборгского парка Монрепо барон А. Николаи был другом графа М. С. Воронцова (с ним он познакомился в Вене). Поэтому неудивительно, что в том и другом парке главную роль играет естественный скалистый ландшафт.

Граф М. С. Воронцов был крупным землевладельцем: ему принадлежали Алупка, Массандра, Ай‑Даниль и Гурзуф. Чтобы находиться ближе к своим южным владениям, граф добился должности генерал‑губернатора Новороссийского края и наместника Бессарабии. Алупку он решил превратить в летнюю резиденцию. М. С. Воронцов начал прокладывать дорогу от Симферополя на Южный берег и одновременно приступил к возведению дворца.

Кажется, дворец и прилегающий к нему парк составляют единое целое – так удачно вписываются они в окружающий ландшафт. Однако постройки выполнены в разных стилях. Дворец сооружен в готическом стиле, вход во дворец – в мавританском, ландшафтный парк – в стиле начала XIX века.

В Голубой гостиной дворца размещался домашний театр. Раздвижная дубовая дверь‑занавес разделяла гостиную на зрительный зал и сцену.

Самый большой зал во дворце – парадная столовая, отделанная сверху донизу резным деревом. Обеденный стол, рассчитанный на 32 человека, стулья и сервант были сделаны из красного дерева. Лишь декоративный фонтан был выложен майоликовыми плитками и обрамлен шлифованным диоритом да канделябры были выполнены уральскими мастерами из малахита.

В Библиотечном корпусе насчитывалось около 25 000 томов, было собрано множество гравюр и находилась уникальная коллекция старинных географических карт.

Архитектор Э. Блэр поставил перед собой задачу вписать строящийся дворец в окружающий пейзаж. Стены дворца выполнены из серовато‑зеленого камня диорита, который брали из естественной россыпи, находившейся на территории будущего парка. При организации парка эти нагромождения скал не стали сносить – они органично вписались в оформление как декоративный элемент.

Воронцовский дворец выдержан в английском архитектурном стиле XVI века – стиле Тюдоров, переходном стиле от поздней готики к эпохе Возрождения (элементы средневековых замков еще присутствуют в архитектурных сооружениях, но отмечается тенденция к сооружению роскошных дворцов).

Северный фасад дворца, обращенный к горе Ай‑Петри, выполнен в стиле поздней готики. Его башни, плоские кровли, шпили отчасти напоминают средневековый замок и гармонично смотрятся с острыми вершинами Ай‑Петри. Во дворец въезжали через ворота, сделанные в виде арки с лоджиями по сторонам; над аркой помещались гербы Воронцовых и Браницких.

С восточной стороны дворца были возведены стены с бойницами, башни на Главном и Библиотечном корпусах, въезд также был украшен двумя декоративными башнями. В оформление южного фасада Алупкинского дворца включены элементы восточной архитектуры. Портал в виде глубокой ниши, обрамленной двойной подковообразной аркой с орнаментальными рельефами. По фризу портала шесть раз повторяется надпись на арабском языке: „И нет счастья, кроме посланного от Аллаха“. Логическим завершением портала является так называемая Львиная терраса с лестницей, украшенной шестью мраморными львами, изготовленными в Италии (Львиная терраса расположена по оси портала). Здесь можно видеть льва спящего (эта скульптура считается лучшей из всех в художественном отношении – подушечки лап зверя кажутся мягкими, а его губы будто бы посапывают во сне), льва просыпающегося, льва, стоящего на страже. Вторая и третья террасы соединены полукруглыми лестницами, а четвертая, самая широкая, примыкает к приморской дороге, связывающей все участки Нижнего парка.

Парковый комплекс занимает около 40 га. Здесь гармонично сочетаются рельеф и растения, огромные нагромождения скал, водные потоки и архитектурные сооружения.

Алупкинский парк строился с 1830 по 1846 год садовником Кебахом. Парк, примыкающий к морю, можно условно разделить на три участка. Центральная часть – от дворца до моря – украшена беломраморными вазами, скульптурой, фонтанами, скамьями. Здесь много декоративных растений: например, коралловое дерево с крупными красными цветами; индийская сирень, цветущая с середины лета до поздней осени розовыми цветами; олеандры, огромные магнолии с белыми ароматными цветами; гинкго двулопастный с листьями в виде веера; земляничные деревья; кипарисы различных пород; пальмы; сосны с наклоненными к югу кронами, гигантские секвойи и др. Из самшита, лавра благородного, вечнозеленой калины сделан красивый стриженый бордюр.

Скалы на берегу моря в центральной части парка тоже выполняют роль декоративного элемента. Самая большая скала, с видовой площадкой, называется скалой Айвазовского.

В верхней части парка преобладает регулярная планировка: в композицию парка включены насаждения, которым придается форма полушария, пирамиды, бордюра, четырехугольника, и других причудливых видов. Эта часть сада выполнена в итальянском стиле. Западный участок Нижнего парка на прибрежной полосе решен иначе – в пейзажном стиле. Так, за строго выдержанной линией насаждений неожиданно перед глазами путника открывается „хаос“ скал с разбросанными в беспорядке соснами.

Неотъемлемой частью Алупкинского парка стала вода, она привносит в парк дух романтизма. Здешние пруды наполнены прозрачной проточной водой. Радуют взор стенные фонтаны: фонтан‑раковина, фонтан Мира и миниатюрная копия Бахчисарайского фонтана слез. Множество ручьев и каскадов, бурно низвергающихся с различных высот, создают ощущение свежести и прохлады.

 

 

ФРАНЦИЯ

 

Люксембургский сад

 

Люксембургский дворец (1615–1620/21) построен в стиле классицизма. Около дворца был разбит парк, оформленный целой серией памятников. Он размещается на территории 28 га.

Люксембургский дворец строил Соломон де Брос (после 1562–1626) для королевы Марии Медичи, супруги Генриха IV. Правильнее сказать, Брос перестраивал, начиная с 1615 года, дворец герцога Франсуа Люксембургского. Люксембургский дворец очень похож на флорентийские дворцы, по которым тосковала Медичи.

В главном трехэтажном корпусе дворца выделены угловые и центральные башнеобразные объемы, увенчанные высокими кровлями (что было характерно для дворцовой архитектуры Франции этого периода). Дворец напоминает замок. Его массивные стены сплошь покрыты горизонтальным рустом. Здание облицовано камнем песочного цвета в форме монументальной кладки, что свидетельствует о влиянии архитектуры итальянского Возрождения.

Жемчужина дворца – Рубенсова галерея, посвященная любви Марии Медичи и Генриха IV.

В настоящее время во дворце размещается сенат – верхняя палата французского парламента.

К дворцу примыкает сад. Н. Карамзин в „Письмах русского путешественника“ писал: „Сад Люксембургский был некогда любимым гульбищем французских авторов, которые в густых и темных его аллеях обдумывали планы своих творений… Туда приходит иногда печальный Руссо говорить со своим красноречивым сердцем, там и Вольтер в молодости нередко искал гармонических рифм для острых своих мыслей“.

Карамзин сетует, что сад приходит в запустение, а многие аллеи исчезли, вырублены или засохли, однако он часто пользуется „остальною сению тамошних старых дерев“ – „хожу один или, сидя на дерновом канапе, читаю книгу“.

„Сейчас канапе нет и в помине, даже дерновых, – пишет В. Лебедев. – Нет и стульчиков, которыми за отдельную плату в начале нынешнего века пользовались посетители и на которые у почитаемых нами выдающихся современников, таких, как Анна Ахматова, всегда не хватало нескольких франков. Если присесть на скамейку у входа в сад, где сидели под старым зонтом Ахматова и Модильяни, читая друг другу стихи, то откроется прекрасная панорама. Сад отсюда смотрится как огромная зеленая чаша с фонтаном в центре пруда, окруженная балюстрадой, за которой толпятся деревья с белеющими в их тени колоннами и статуями… Гуляя по саду, я с удовольствием наблюдал за нянями и детьми, пускающими кораблики в фонтанах, за пенсионерами, играющими в шахматы. Именитых людей Парижа, правда, не встречал, разве лишь восхищался стройной чередой статуй королев Франции. А в глухих уголках сада слушал тишину, нарушаемую лишь гудением пчел…“

Придворцовый сад имеет в основном регулярную планировку. Здесь еще стоят вязы Марии Медичи. В центре сада расположен партер с восьмиугольным бассейном, вокруг него – плоские террасы с балю<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: