Дисциплина «Экономика и управление розничными торговыми сетями» относится к дисциплине вариативной части учебного плана.
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «История экономики», «Экономика фирмы»
Объем дисциплины и виды учебной работы
Показатель объема дисциплины | Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Объем дисциплины в зачетных единицах | ||
Объем дисциплины в часах | ||
1.Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий, всего | ||
Объем аудиторной работы, всего, в том числе: | ||
лекции | ||
практические (семинарские) занятия | ||
лабораторные занятия | - | - |
Объем электронного обучения, всего, в том числе: | ||
лекции | - | |
практические занятия | - | |
2.Самостоятельная работа, всего | ||
3. Зачет с оценкой | - |
Для успешного освоения дисциплины «Экономика и управление розничными торговыми сетями», студент должен:
1. Знать основные этапы экономического развития торговых сетей (ОК-2, ОК – 3).
2. Уметь анализировать историю развития торговых сетей, анализировать последовательности развития торговых сетей, также использовать основы мирового опыта; осуществлять сбор, анализ и обработку данных, интерпретировать данные отечественной и зарубежной литературы об экономических процессах и явлениях в развитии торговой отрасли (ОК- 7, ПК -3, ПК-5, ПК-10).
3. Владеть понятийным аппаратом розничных торговых сетей; навыками сбора, анализа и обработки экономических данных; способностью выявлять тенденции изменения в развитии торговых сетей. (ОК- 7, ПК -3, ПК-5, ПК-10).
Изучение дисциплины «Экономика и управление розничными торговыми сетями» необходимо для дальнейшего освоения таких дисциплин, как: «Институциональная экономика», «Региональная экономика», «Финансы», «Экономика труда», «Экономика фирмы», «Анализ экономического потенциала предприятия».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должны быть решены следующие профессиональные задачи и сформированы следующие профессиональные (ПК) компетенции:
Вид деятельности: расчетно-экономическая деятельность, аналитическая, научно-исследовательская деятельность
Профессиональные задачи: сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение и поддержка функционирования внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля; создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; разработка и поддержка функционирования системы внутреннего документооборота организации, ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; разработка системы внутреннего документооборота организации; оценка эффективности проектов; подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; оценка эффективности управленческих решений.
ОК- 7 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
В результате освоения компетенции ОК- 3 студент должен:
1. Знать: основы истории становления экономической мысли и экономических знаний.
2. Уметь: использовать экономические учения в различных сферах деятельности.
3. Владеть: навыками использования основ экономической мысли и учений.
ПК-3 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-5 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
ПК-10 - способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
Формы контроля
Текущий контроль (контроль самостоятельной работы студента)осуществляется в процессе освоения дисциплины лектором и преподавателем, ведущим семинарские и практические занятия, в соответствии с календарно-тематическим планом, в объеме часов, запланированных в расчете педагогической нагрузки по дисциплине «Экономика и управление розничными торговыми сетями» в виде следующих работ: коллоквиума, собеседования, тестирования, эссе, скрин-шота, контрольных работ.
Промежуточная аттестация в 6 семестре– зачет
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Экономика и управление розничными торговыми сетями» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
1.6. Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов определены в Положении об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова». (https://www.rea.ru)
Набор адаптационных методов обучения, процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется исходя из специфических особенностей восприятия, переработки материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, программы реабилитации инвалида с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины «Экономика и управление розничными торговыми сетями», описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения ОПОП ВО представлено в таблице 2.1
Таблица 2.1
Наименование раздела дисциплины (темы) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) | Образовательные технологии |
Тема 1 Теоретические аспекты организации, специализации и типизации розничной торговой сети | 1.Сетевая розничная торговля - история возникновения и современное состояние, основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети. Организации розничной торговой сети Специализация розничной торговой сети. Типизация розничной торговой сети. Виды розничной торговой сети, их роль в обслуживании населения. Планирование развития розничной торговой сети. Принципы размещения розничной торговой сети в городах. Особенности развития и размещения сельской торговой сети. Возникновения сетевой структуры на розничной торговле. Сетевые структуры в странах с рыночной экономикой. Место сетевых структур на международном рынке, развитие сетевой торговли по форматам. | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Аспекты и виды предприятия, развитие розничной торговой сети. Сущность и принципы конкурентоспособности мировых торговых сетей. Теоретические основы стратегий торговых сетей и стратегического анализа развития компании Уметь: Анализировать его показатели коммерческой деятельности организаций Охарактеризовать и проанализировать и спланировать факторы успеха конкурентоспособности. Определять стратегию развития предприятия, разработать стратегический план деятельности торговой сети и определить её эффективность Владеть: Методологией исследования розничной торговой сети. Методами и приёмами их анализа, учета и планирования. Методами и приёмами выявления потенциала развития торговой сети | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема2 Конкурентоспособность мировых торговых сетей и отражение её на развитии потребительского рынка | Взаимодействие мировых торговых сетей с российскими торговыми сетями на потребительском уровне. Конкурентные преимущества и факторы, влияющие на конкурентоспособность мировых торговых сетей. Ключевые факторы успеха розничных сетей. | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Взаимодействие мировых торговых сетей с российскими торговыми сетями на потребительском уровне. Уметь: Определять этапы ценообразования при работе с розничными сетями. Охарактеризовать и проанализировать взаимоотношения сетевых торговых компаний с производителями. Определить штрафные санкции, применяемые розничными торговыми сетями в отношении поставщиков Владеть: Методами и приёмами финансового учета скидок при работе с розничными сетями и их влияние на ценообразование. Методами и приемами определения оптимальной цепочки поставок розничным торговым сетям. Приёмами их анализа, планирования и учета | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 3 Экономические стратегии торговых сетей | Стратегия лидерства розничных торговых сетей в низких издержках. Стратегия дифференциации розничных торговых сетей. Стратегия фокусирования розничных торговых сетей. Уровни управления и делегирование полномочий. Принципы распределения видов деятельности и ответственности между центром и производственными единицами. | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Формирование стратегии лидерства розничных торговых сетей в низких издержках, стратегии дифференциации розничных торговых сетей, стратегии фокусирования розничных торговых сетей. Уметь: Использовать уровни управления и делегирование полномочий. Владеть: Основными методами распределения видов деятельности и ответственности между центром и производственными единицами. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 4 Особенности ценообразования и финансового учета скидок при работе с розничными сетями | Выработка централизованной политики ценообразования. Методы ценообразования, используемые в сетевой структуре. Факторы, влияющие на изменение цены. Бонусы, скидки, акции для розничных торговых сетей. Скидка в виде снижения первоначальной цены товара. Скидка без изменения первоначальной цены товара. Порядок предоставления и учета скидок на время проведения различных промоакций | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Сущность централизованной политики ценообразования, методы ценообразования, используемые в сетевой структуре. Факторы, влияющие на изменение цены. Уметь: Определять этапы ценообразования при работе с розничными сетями. Охарактеризовать и анализировать взаимоотношения сетевых торговых компаний с производителями. Определить штрафные санкции, применяемые розничными торговыми сетями в отношении поставщиков. Владеть: Методологическими подходами к выбору ценообразования, используемые в сетевой структуре. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 5 Коммерческая политика торговой компании при работе с розничными сетями | 1 Входные барьеры в розничную сеть 2 Основы коммерческой политики 3 Ассортиментная политика торговой компании 4 Взаимоотношения сетевых торговых компаний с производителями 5 Логистика цепочки поставок розничным торговым сетям | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Сущность входных барьеров в розничную сеть и основы коммерческой политики Уметь: Определять типы взаимоотношений сетевых торговых компаний с производителями. Владеть: Методами определениявзаимоотношения сетевых торговых компаний с производителями, логистических цепочек поставок розничным торговым сетям. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 6 Штрафные санкции, применяемые розничными торговыми сетями в отношении поставщиков | 1 Виды и размеры штрафных санкций торговых сетей поставщикам 2 Штрафные санкции во время проведения промоакций 3 Порядок минимизации штрафных санкций, оптимизация условий поставок и организация логистики | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Сущность виды и размеры штрафных санкций торговых сетей поставщикам. Уметь:Определять штрафные санкции во время проведения промоакций Владеть: Методами минимизации штрафных санкций, оптимизации условий поставок и организации логистики. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 7 Франчайзинг в розничных торговых сетях | 1 Теоретические аспекты франчайзинга 2. Этапы создания франчайзинговой сети 3Типы организации франчайзинговых розничных сетей 4 Преимущества и недостатки франчайзинга 5 Обязательства сетевых компаний перед своими франчайзи 6 Специфика законодательного регулирования франчайзинга в России и в западных странах. 7 Существующие препятствия для повсеместного проникновения франчайзинга в российскую экономику. 8 Отсутствие понятия франчайзинг в российском законодательстве. 9 Договор коммерческой концессии и другие договора в рамках франчайзинговых отношений. 10Франчайзинговые предложения представленные в розничной торговле. 11Динамика и особенности развития франчайзинга в нашей стране. 12 Франчайзинговая программа на примере гипермаркета «ОКЕЙ» | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Теоретические аспекты франчайзинга, этапы создания франчайзинговой сети. Типы организации франчайзинговых розничных сетей. Преимущества и недостатки франчайзинга. Обязательства сетевых компаний перед своими франчайзи выявления потенциала развития торговой сети. Уметь: Определять специфику законодательного регулирования франчайзинга в России и в западных странах. Владеть: Методами и особенностями развития франчайзинга в нашей стране, а также определения эффективности франчайзинговой деятельности | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 8 Создание и поддержание оптимального ассортиментного ряда продукции | 1. Преимущества и выгоды категорийного менеджмента 2. Стратегии категорийного менеджмента, особенности и порядок их использования 3. Методы анализа ассортиментного портфеля розничной торговой сети 4. Планирование категорий и управление категориями 5.Построение закупочной структуры при сетевом принципе торгового предприятия, категорийный менеджмент, дистрибуция, транспортировка, управление запасами, складирование, переработка грузов. | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Возникновение категорийного менеджмента. Стратегии категорийного менеджмента, особенности и порядок их использования. Уметь: Определять стратегии категорийного менеджмента, особенности и порядок их использования Владеть:Методами планирования категорий и управления категориями, построения закупочной структуры при сетевом принципе торгового предприятия. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 9 Private label: частная марка в розничной сети | 1 Развитие частных марок в розничных сетях, критерии требований сети к поставщику при работе с Private Label 2 Преимущества и недостатки работы с Private Labels 3 Развитие рынка брендов и частных марок 4 Модели присутствия частных марок в розничных сетях 5. Позиционирование сетевой торговой марки. | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; методами формирования и применения мерчендайзинга российскими и западными компаниями. Приемами системы поощрения лояльности потребителя; методами управления качеством в розничных торговых сетях; методами управления операциями; навыками деловых коммуникации | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 10 Организация мерчендайзинга в розничной сети | 1 Осуществление мерчендайзинга в розничных сетях 2 Плюсы и минусы применения мерчендайзинга на точке сбыта 3 Виды выкладки товаров и порядок их применения 4 Применение мерчендайзинга российскими и западными компаниями | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Экономическое значение мерчендайзинга в розничных сетях. Уметь: Строить базу применения мерчендайзинга на точке сбыта. Владеть: методами применения мерчендайзинга российскими и западными компаниями. Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; методами формирования и применения мерчендайзинга российскими и западными компаниями. Приемами системы поощрения лояльности потребителя; методами управления качеством в розничных торговых сетях; методами управления операциями; навыками деловых коммуникации. | Лекция, устный опрос, реферат |
Тема 11 Эффективная организация различных видов промомероприятий, направленных на получение максимального результата | 1 Понятие BTL-услуги и направление их развития 2 Система маркетинговых коммуникаций при проведении промоакций 3 Управление продажами и продвижением продукции на основе трейд-маркетинга 4 Инструменты трейд-маркетинга 5 Стоимость организации BTL-мероприятий и основные виды BTL 6 Системы поощрения лояльности потребителя 7 Типичные ошибки при проведении промоакций 8 Мотивация персонала торговой компании 9 Управление качеством в розничных торговых сетях | ОК- 7 ПК-3 ПК-5 ПК-10 | Знать: Общую характеристику BTL-услуги и направление их развития, систему маркетинговых коммуникаций при проведении промоакций. Уметь: Управлять продажами и продвижением продукции на основе трейд-маркетинга. Владеть: Методами продажи и продвижением продукции на основе трейд-маркетинга, определять стоимость организации BTL-мероприятий и основные виды BTL. | Лекция, устный опрос, реферат |