Сексуальность молодых людей с физическими и психическими




Недостатками

Лица, имеющие физические или психические недостатки, как и

все другие люди, хотят любить и быть любимыми. Вопреки широко распространенным представлениям, многие инвалиды испытывают и половые потребности, и романтические чувства, которые могут проявляться самыми разнообразными способами. Наиболее частыми причинами инвалидности у молодых людей являются травмы спинного мозга, слепота и глухота, а также умственное недоразвитие.

Травмы спинного мозга - обычно возникают у молодых людей в результате неудачных прыжков в воду или падений, автомобильных или мотоциклетных аварий, других несчастных случаев. Такие травмы обычно приводят к параплегии (паралич обеих ног) или квадриплегии (паралич всех четырех конечностей) и к полной потере чувствительности ниже уровня травмы. После травмы как правило, человек перестает контролировать дефекацию и мочеиспускание; очень часто отмечается значительное ослабление половой функции. При высокой локализации поражения проводящих путей спинного мозга (на уровне шейного отдала позвоночника), как правило, сохраняется способность к спонтанным эрекциям (например, по утрам) и рефлекторной эрекции (которую они не ощущают) в ответ на прямую механическую стимуляцию гениталий. В некоторых случаях возможна частичная эрекция в ответ на визуальную стимуляцию эротического характера (просмотр соответствующих фильмов, журналов и т. п.). У большинства мужчин с повреждением спинного мозга на уровне нижнегрудного и поясничного сегментов эрекция отсутствует, что объясняется близостью очага поражения к спинальному центру эрекции. Примерно у 90% мужчин с полным поперечным поражением спинного мозга утрачивается способность к эякуляции, у остальных она, как правило, происходит ретроградно (заброс спермы в мочевой пузырь) и утрачивается способность к оргазму. Напротив, при частичном поперечном поражении спинного мозга 4 из 5 мужчин способны совершить половой акт.

При отсутствии полноценной эрекции возможно так называемое «мягкое введение», когда набухший половой член вводят во влагалище и женщина производит фрикции своими бедрами, стараясь, чтобы половой член не выпал из влагалища. Женщины с травмами спинного мозга обычно остаются фертильными и способны иметь детей. Сохраняя интерес к сексу, они часто теряют чувствительность гениталий и способность достигать оргазма. У них также значительно уменьшается увлажнение влагалища при половом возбуждении. Некоторые женщины и мужчины с травмами спинного мозга сообщают о «фантомных» (негенитальных) оргазмах, при которых они испытывают как психические переживания, сопровождающие оргазм (например, огромное удовольствие), так и физические ощущения в каких-то незатронутых недугом частях тела, напоминающие прежнюю оргазмическую реакцию. Здоровые люди часто не могут понять, почему человеку с травмой спинного мозга, утратившему генитальную чувствительность, хотелось бы совершить половой акт. По данным У. Мастерса и В. Джонсон (1991) инвалиды объясняют это по-разному, но чаще всего называют следующие причины: 1) половой акт создает, помимо физиологических ощущений, особые чувства партнерства и тесного сближения; 2) половое сношение способно вызвать очень сильное психическое возбуждение; 3) способность участвовать в половом акте может возвысить человека в собственных глазах. Кроме того, многие мужчины с травмами спинного мозга отмечают, что половой акт дает им возможность почувствовать себя более мужественными, а женщины - что он усиливает их женственность. Другие говорят, что совершают половой акт главным образом для того, чтобы доставить удовольствие своего партнеру (в этом, порой, признаются и здоровые люди). Согласно распространенному мнению, травмы спинного мозга ограничивают в сексуальном плане женщину не так сильно, как мужчину, поскольку она сохраняет способность к участию в половом акте. Однако это упрощенный взгляд на проблему, основанный на представлениях о сексуальной пассивности женщины. Многие женщины с травмами спинного мозга бывают подавлены своей сексуальной неполноценностью и нуждаются в сексологической и психологической помощи.

Сексуальные возможности и половое поведение людей с травмами спинного мозга сильно варьируют. Одни сдаются, избегая любых проявлений сексуальности, другие − продолжают интересоваться сексом и находят себе партнера. Подчеркнем, что существует множество способов сексуальных взаимоотношений, помимо полового акта: тесные объятия, поцелуи, эротический массаж, орально-генитальные контакты, мануальная стимуляция гениталий, поцелуи, применение вибратора и т. п. У лиц с травмой спинного мозга непораженные участки тела нередко становятся чрезвычайно чувствительными, вследствие чего их стимуляция может вызывать возбуждение, а иногда и оргазм.

Широко используются специальные приспособления по созданию разрежения (вакуума) в прозрачной колбе надетой на половой член, благодаря чему происходит усиление притока крови к кавернозным телам и возникает принудительная эрекция. Затем для ее поддержания на корень эрегированного полового члена надевается специальное резиновое кольцо, которое затрудняет отток крови от кавернозных тел. Вакуумные устройства (E/P System, ErecAid System, VTU System и др.) способны обеспечить эрекцию, достаточную для осуществления коитуса в 80–85 % случаев. Мужчинам с необратимым нарушением эрекции в половой член может быть имплантировано приспособление, позволяющее достичь эрекции и участвовать в половом акте. Для фаллопртезирования применяют различные модели полужестких, гибких и гидравлических протезов. Наиболее совершенные на сегодняшний день трехкомпонентные гидравлические протезы, которые позволяют достичь почти физиологического состояния расслабления полового члена, а при необходимости получить полноценную имитацию эрекции. В США широко применяется электростимуляция эякуляции, которая оказалась эффективной примерно у половины мужчин со спинальной травмой, что даёт им шанс на отцовство.
Слепота и глухота. У людей, слепых и глухих от рождения (или с очень раннего возраста), представления о сексе, обычно приобретаемые в детстве и в подростковом возрасте возникают гораздо позднее. Слепой от рождения, будучи лишенным возможности хорошо рассмотреть людей обоего пола как в одежде, так и без нее, нередко плохо представляет себе анатомические соотношения и связи между разными частями тела. Люди, глухие от рождения, часто с трудом постигают смысл таких абстрактных понятий, как пол, родство или интимная близость. Поскольку лишь в редких случаях родители глухих детей способны достаточно эффективно общаться с ними с помощью азбуки глухонемых, получить половое воспитание дома этим детям часто бывает затруднительно. Ни слепота, ни глухота сами по себе никак не нарушают способность человека реагировать на сексуальные стимулы. Однако сексуальное невежество многих глухих или слепых может предопределить возникновение у них сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Этому может способствовать также их искаженное представление о человеческом теле, а у многих, кроме того, невысокое мнение о самих себе. Отсутствие зрительных впечатлений, от которых так зависит сексуальное поведение большинства людей, сложности при общении с другими людьми также негативно влияют на становление сексуальности.

В настоящее время в мире разработаны программы полового воспитания для глухих и слепых. В большинстве таких программ обращается внимание на социальные и биологические аспекты сексуальности и широко используются инновационные методы обучения. Например, в некоторых европейских странах используется осязательный метод, когда занятия по анатомии проводят на живых обнаженных моделях. Половое воспитание глухих во многих случаях ведется преподавателями, владеющими азбукой глухонемых, и с использованием специальных наглядных пособий.

Умственная отсталость − состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся различной степенью нарушения когнитивных, речевых, моторных и социальных функций. Следует понимать, что умственно отсталые люди весьма различаются по своим способностям к обучению, эмоциональной стабильности, навыкам жизни в обществе и способности к самообслуживанию и независимому существованию. Например, при легкой умственной отсталости люди способны обучаться, часто занимаются созидательным трудом, вступают в брак и растят детей. Их жизнь почти не отличается от жизни обычного человека и их несложно обучить ответственному сексуальному поведению. При умеренной умственной отсталости молодые люди плохо адаптированы, часто ведут себя по-детски как в сексуальной, так и в других сферах жизни. Они могут мастурбировать или обнажаться в общественных местах, бывают агрессивны и могут вести себя нелепо по отношению к объекту полового влечения, легко становятся жертвами сексуальной эксплуатации или насилия. Однако они способны приобрести определенные сведения о сексуальности и деторождении. Им можно объяснить, как происходит зачатие, что такое менструация (и что при этом следует делать), как справляться со своими сексуальными порывами при помощи мастурбации (но не у всех на глазах, а, уединившись), как избежать сексуального насилия. При тяжелой и глубокой умственной отсталости социальная адаптация таких людей грубо нарушена, часто они способны лишь к самым зачаточным формам общения, неспособны заботиться о себе, поэтому они нуждаются в постоянной помощи и надзоре дома или в условиях специальных учреждений. Очевидно, что умственно отсталые люди нуждаются в половом воспитании больше, чем кто-либо другой, потому что они не могут узнать о сексуальных аспектах жизни от друзей, из книг или наблюдая за поведением других людей и им трудно бывает отделить реальность от вымысла. Они могут не знать, что результатом полового акта бывает беременность. По мнению некоторых родителей, имеющих умственно неполноценных детей, половое воспитание может направлять мысли детей в нежелательную сторону. Но по имеющимся данным, сокрытие от детей информации о сексе не удерживает их от половой активности, а половое воспитание вовсе не приводит к безответственному половому поведению. Специалисты считают, что лица с неглубокой умственной отсталостью должны иметь возможность при желании вступать в брак или длительную половую связь. В этой связи возникает вопрос, связанный с обеспечением этих лиц подходящими контрацептивами. Считается, что для умственно отсталых сексуально активных женщин больше всего подходит внутриматочная спираль. Противозачаточными таблетками способны пользоваться женщины лишь со слабо выраженной умственной отсталостью. Презервативы, диафрагмы, пены и таблетки для интравагинального введения обычно не подходят, поскольку чаще всего их забывают использовать, а многие просто не могут этому научиться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: