СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ




С какой стороны ни посмотри, христианская религия и церковь оказали значительное воздействие на культуру, экономику, политический и социальный строй скандинавских народов, коренным образом изменив направление исторического развития данного региона.

Нужно чётко понимать, что Скандинавия сильно отставала в своём развитии от остальной Европы. Расположенная на северной окраине европейского континента, она не подверглась культурному влиянию Римской цивилизации. Ей были чужды рабовладельческие порядки, разложение которых могло бы создать предпосылки для развития феодальных отношений. Вплоть до XI столетия исходным звеном общественной системы скандинавов оставался унаследованный от предшествующих поколений родовой коллектив – союз родичей, объединявший всю генеалогическую протяжённость родственников. В Скандинавии сохранялись свобода и равенство крестьян-воинов – основного источника рабочей силы и дружинников. Население жило большими семьями на огромном расстоянии друг от друга – первые города стали возникать лишь к началу эпохи викингов. К примеру, Бирка – крупнейший торговый центр шведских викингов – описывается Адамом Бременским крупным и процветающим городом:

«Бирка – это город готов, расположенный посредине Швеции, неподалеку от храма по имени Упсала, самого почитаемого в кумирослужении у свеев … Так как эта гавань является самой надежной на всем шведском побережье, то туда по заведенному обычаю ежегодно собираются для всяческой торговли корабли от данов и норманнов, от славян и самбов, а также от других народов Скифии ».[238]

Однако раскопки, проведённые шведским исследователем Яльмаром Стольпе в конце XIX в., показали, что постоянное население этого «огромного» города колебалось от 500 до 1000 человек[239].

Скандинавия никогда не была римской провинцией, поэтому в ней никто не строил ни мощёных дорог, ни акведуков, ни каменных мостов – словом, материально-техническая база скандинавского региона была развита куда хуже своих южных соседей. Ремёсла, за исключением кораблестроения, были развиты слабо: орудия земледельческого и ремесленного труда были представлены формами, сложившимися задолго до начала эпохи викингов.

Ярче всего отсталость скандинавского региона демонстрирует политическая сфера: в то время как огромную Франкскую империю уже поделили на три самостоятельных государства в 843 г., Скандинавию раздирали междоусобные войны многочисленных мелких правителей. Единых государств, которые мы знаем как «Дания», «Норвегия» или «Швеция» ещё не было. Так, Римберт – архиепископ Гамбург-Бременский в 865-888 гг. и автор «Жития св. Ансгария» – называет конунга Хорика II королём Хедебю и Рибе, т.е. правителем не всей Дании, а лишь её Юго-Западной части.[240]

Всё сильнее ощущалась потребность в аппарате власти, глава которой мог бы разрешить внутренние конфликты и эффективно противостоять внешним противникам – воинственным соседям или организованным разбойничьим набегам. Сильная королевская власть способствовала бы укреплению единства между правителем и народом, созданию государства с закреплёнными границами и возможностью представлять свои интересы на международной арене. Такие преобразования были невозможны без желания наиболее влиятельных слоёв населения добиться мира и процветания для всей страны, а не только для своей вотчины. Но это было невозможно в условиях старого языческого уклада: Тор был воплощением физической силы, храбрости и воинских умений – его культ, широко распространённый во всех уголках скандинавского региона, никак не способствовал мирному развитию дел. Наоборот – каждый человек должен был быть воином:

1. суровый климат, скудные ресурсы и постоянные набеги грабителей;

2. большая часть детей погибала ещё в раннем возрасте – слабых выносили из дому сами родители, кто-то погибал от болезней, а тех, что выживали, старались как можно раньше обучить владению оружием;

3. викингов поражали европейские богатства – ничего подобного на их Родине не было, удачно совершённый набег мог обеспечить состоянием на долгие годы вперёд.

В связи с этим, христианское учение о грехе и искуплении долгое время оставалось чуждым сознанию скандинавов. В лучшем случае Христос воспринимался ими как могучий витязь и правитель многих народов. Таким его изобразили на знаменитом рунном камне в Еллинге (Дания): в позе распятого, но богато украшенного человека с суровым лицом. Мастер изобразил скорее воина с распростёртыми руками, нежели мученика.[241]

В любом случае, союз с церковью многократно усилил процесс централизации власти. Монархия и церковь вступили в союз с целью установления в Скандинавии доселе невиданной формы властвования, которую можно назвать началом государственности. Своеобразие новой власти заключалось в том, что она была «двуглавой»: её королевская и церковная составляющие занимали каждая свое место, дополняя друг друга в неразрывном целом. Так, церковь получала от королей защиту и привилегии, а также дорогие подарки и земли. Если говорить о выгоде правителей, то тут можно отметить следующее:

1. правители получали новый статус: короли теперь были чем-то большим, чем военачальниками – их власти придавался сакральный смысл. Впервые появляется и сама церемония коронации:

«Если Магнус [Магнус V Эрлингссон, король Норвегии в 1161-1184 гг.] не так провозглашен конунгом, как исстари было в обычае здесь в стране, то в Вашей власти дать ему корону и в согласии с Божьим законом помазать его на царство... И если Вы помажете его в конунги, то никто потом не сможет оспаривать его сан … Здесь в стране есть теперь архиепископ. Это высокая честь и слава нашей стране. Так приумножим их. Пусть будет у нас коронованный конунг, как у англичан или датчан »[242];

2. налогообложение было упорядочено и расширено в связи с возрастающими запросами центральной власти: уже с середины XIII столетия основные повинности и «естнинг»[243] были заменены денежной податью. Новым важным источником доходов явилось также введение пошлины. Закончились времена, когда короли должны были жить за счёт лишь своих коронных угодий[244];

3. государственный аппарат получил кадровый резерв из числа людей, получивших церковное образование. Королевская власть переняла разработанную церковью технологию письменного делопроизводства и с успехом осуществила свою культурную революцию.

Нельзя не сказать и о нововведениях в сфере культуры: с конца XI столетия в Скандинавии распространяется латинская письменность. Уже в XII в. появляются акты областного законодательства, записанные на родных для той или иной местности языках. В Дании и Норвегии возникают первые историографические произведения. Одним из первых скандинавских литературных памятников стало «Жизнеописание св. Кнута», написанное английским монахом Эльмонтом. В Дании, при монастырях Лунда и Дальбю, были организованы скриптории – центры книжного производства.[245]

Помимо прочего, принятие христианства повлекло за собой глобальные изменения и в экономической сфере. Монастыри и церкви стали ведущей силой, обеспечивавшей экономический рост, который, в свою очередь, породил возможность демографического роста, продолжавшегося вплоть до середины XIV в. Владея обширными земельными наделами, церковь стала новатором в области сельского хозяйства.[246]

Начался рост старых городов, появлялись и новые: в частности, много новых поселений было основано вначале XIII в. на побережье Балтийского моря. Это стало возможным благодаря изменившейся социальной структуре, в которой заметно возросла роль городского поселения: в обмен на излишки сельскохозяйственного производства в городе можно было получить товары и услуги, отсутствовавшие в сельской местности: редкие товары и сырьё, а также специалисты для выполнения уникальных работ (например, ювелирные мастера). Помимо этого, город являлся резиденцией епископа, местом созыва тингов, административным центром определенной области и местом чеканки монеты[247]. Немалым шагом вперед в развитии общественных отношений стала постепенная отмена рабства – работорговля, процветавшая в торговых городах эпохи викингов, уступила место другим формам эксплуатации.

Быстро развивалась и внешняя торговля при активном содействии со стороны правительства, которое теперь получало значительные доходы с пошлин на импортируемые товары. В Швеции, к примеру, помимо вывозимых масла, кож и мехов начался экспорт металлов – серебра, железа и меди. Горный промысел был известен в Швеции ещё с древнейших времён, но теперь внедрялись новейшие немецкие методы добычи полезных ископаемых. Помимо низкокачественной болотной и озёрной руды, началась разработка залежей в Бергслагене (Центральная Швеция). Таким образом, благодаря немецким капиталовложениям, специалистам и технике была создана старейшая отрасль шведской промышленности – горнодобывающая. Налоги, взимаемые с этой отрасли, без всяких сомнений способствовали укреплению королевской власти – король, церковь и богатая знать были заинтересованы в её дальнейшем развитии.

Таким образом, Скандинавия жила полноценной культурной жизнью: велась запись и переработка законов, знать проникалась духом европейского рыцарства, молодёжь обучалась в ведущих университетах Европы (например, в составе «английского землячества» Парижского университета).[248]

 

 

ВСЯКИЕ ВРЕМЕННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. https://ulfdalir.ru/literature - клёвый список литры

2. https://issuu.com/premiaprosvetitel/docs/_______________1_ сванидзе в электронном варианте


[1] Древнейшие государства Восточной Европы. Отв. ред. Г.В. Глазырина – М.: «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 26-44

[2] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 25

[3] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 10

[4] Сообщение Ибн-Хордадбеха. См. IbnKhordadbeh, ed. deGoeje, Leiden, 1889. С. 115-116

[5] Statistics Denmark [Электронный ресурс]. URL: https://www.statbank.dk/BEF4 (дата обращения: 13.04.2016)

[6] Младшая Эдда. Пер. О.А. Смирницкой. Под ред. М.И. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1970. С. 5

[7] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 18

[8] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 26

[9] Гуревич А.Я. Походы викингов. М.: "Наука", 1966. С. 51

[10] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 68

[11] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 25

[12] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 25

[13] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 180

[14] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 119-120

[15] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 84-85

[16] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 87

[17] Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М.: «Вече», 2001. С. 560

[18] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 88

[19] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 159

[20] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. / Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 706

[21] Исландские саги. Сага об Эгиле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 55

[22] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 295

[23] Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. М.: «Ладомир», 1993. С. 4

[24] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 120

[25] Исландские саги. Книга о занятии земли. М.: «Библиотека сайта Северная Слава», 2012. С. 23

[26] Исландские саги. Книга о занятии земли. М.: «Библиотека сайта Северная Слава», 2012. С. 25

[27] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 85

[28] Корни Иггдрасиля. / Пер. В.Г. Тихомирова. / М.: «Терра», 1997. С. 112-154

[29] Исландские саги. Сага о людях из Лаксдаля. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 36

[30] Тацит, Корнелий. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. – М.: «Наука», 1969. С. 361

[31] Анохин Г.И. Общинные традиции норвежского крестьянства. М.: «Наука», 1971. С. 105-113

[32] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 393

[33] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 395

[34] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 396

[35] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 90

[36] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 398

[37] Губанов И.Г. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. С. 21

[38] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 28

[39] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 29

[40] Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. М.: «Ладомир», 1993. С. 4

[41] Исландские саги. Сага о Ньяле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 2-3

[42] Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. С. 40-41

[43] Джонс Г. История викингов. Нью-Йорк: «Издательство Оксфордского университета», 2001. С. 80-95

[44] Андерсон И. История Швеции. М.: «Издательство иностранной литературы», 1951. С. 19-20

[45] История Дании. М.: «Весь мир», 2007. С. 17-18

[46] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: https://norse.ulver.com/src/edda/index.html (дата обращения: 16.04.2016)

[47] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: https://norse.ulver.com/src/snorra/ (дата обращения: 16.04.2016)

[48] Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: https://norse.ulver.com/src/other/saxo/ (дата обращения: 16.04.2016)

[49] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой/. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 12

[50] Старшая Эдда. / Пер. В.Г. Тихомирова /. М.: «Терра», 1997. С. 3

[51] Корни Иггдрасиля. / Пер. В.Г. Тихомирова. / М.:«Терра», 1997. С. 17

[52] Эдда. Скандинавский эпос. /Пер. и прим. С. Свириденко/. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 241

[53] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой/. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 15

[54] Арнолд М. «Смерть Бальдра».

[55] Гербер Х. Мифы Северной Европы. /Пер. с англ. Г.Г. Петровой /. М.: «Центрполиграф», 2008. С. 19-21

[56] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 126

[57] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 170

[58] Эдда. Скандинавский эпос. /Пер. и прим. С. Свириденко/. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 95

[59] Младшая Эдда. /Пер. О.А. Смирницкой под ред. М. И. Стеблин-Каменского/. Л.: «Наука», 1970. С. 22

[60] Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. М.: «Астрель», 2011. С. 39-41

[61] Джонс Д. Вальхалла: мифы Норвегии: сага в двенадцати частях. М.: «Книгапотребованию», 2011. С. 56

[62] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 188

[63] Петрухин В. Мифы древней Скандинавии. М.: «Астрель», 2011. С. 157-158

[64] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 175

[65] Фрэзер Д. Золотая Ветвь. М.: «Политиздат», 1980. С.94, 103

[66] Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян //Советская этнография. 1979. № 2. С. 106-115

[67] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: «Наука», 1987. С. 110

[68] Новикова Г.Л. Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города). М.: МГУ, 1991. С. 175-199

[69] Magnusson M. Vikingenimytochverklighet. L., 1986. С. 41-42

[70] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 117

[71] Байок Д. Исландия эпохи викингов. М.: «Corpus», 2012. С. 112

[72] John Arnott MacCulloch. Eddic mythology. Boston: «Archaeological Institute of America Marshall Jones Company», 1930. С. 40-41

[73] Песнь о Харальде» или «Речи ворона. /Пер. Топчий Н.В./. Северная слава: [Электронный ресурс]. URL: https://norse.ulver.com/person/topchi/hrafnsmal.html (дата обращения: 16.04.2016)

[74] Исландские саги. / Oтв. ред Агишев С.Ю. и др.// Том I. М.: «Языки русской культуры», 2000. С. 50, 473

[75] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 464

[76] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 97

[77] Корни Иггдрасиля. / Пер. В.Г. Тихомирова. / М.: «Терра», 1997. С. 22-24

[78] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 108

[79] Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том II: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: «Критерион», 2002. С. 137-138

[80] Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 68

[81] Старшая Эдда. /Пер. А.И. Корсуна/. М.: «Художественная литература», 1975. С. 16

[82] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. /Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.: Л., 1975. С. 187-194

[83] William P. Reaves – The Cult of Freyr and Freyja. iUniverse, 2008. S. 3-4

[84] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 111-112

[85] Арбман Х. Викинги. СПб.: «Евразия», 2008. С. 56

[86] Гуревич. А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб.: "Университетская книга", 1999. С. 122-123

[87] Исландские саги. /Пер. А.В. Циммерлинга. / Т. 2. М.: «Языки славянской культуры», 2004. С. 25-26

[88] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 112

[89] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 108-109

[90] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 108-109

[91] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. /Пер. А.П. Ковалевского/. М.: «Издательство Академии наук СССР», 1939. С. 22

[92] Гуревич А. Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 111

[93] Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 72

[94] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.: «Русская панорама», 2011. С. 108—109

[95] Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 325

[96] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 57

[97] Хвольсон Д. Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах. Спб.: «Типография Императорской академии наук», 1869. С. 52

[98] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 117

[99] Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Прим. О. Смирницкой, М. Стеблин-Каменского, А. Гуревича. Вступ. ст. А. Гуревича/. М.-Л., 1975. С. 158

[100] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 57

[101] Гуревич. А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 90, 93

[102] Хвольсон Д. Известия Ибн Даста о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах. Спб.: «Типография Императорской академии наук», 1869. С.52

[103] Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М.: «Центрполиграф», 2005. С. 119

[104] Снорри Стурлусон. Круг Земной. /Пер. С.Д. Ковалевского/. М.: «Наука», 1980. С. 6

[105] Снорри Стурлусон. Круг Земной. /Пер. С.Д. Ковалевского/. М.: «Наука», 1980. С.14

[106] Англосаксонская хроника. /Пер. с др.-англ. З.Ю. Метлицкой/. СПб.: «Евразия», 2010. С. 62

[107] Историки эпохи Каролингов. /Пер. с лат. М.С. Петровой/. М.: «РОССПЭН», 1999. С. 7-34

[108] Подробности и иллюстрации см. в: Kermode P.M.C. Manx Crosses. London, 1907

[109] Диллон М., Кершоу Н. История кельтских королевств. М.: «Вече», 2006. С. 204

[110] А.Я. Гуревич – Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. – М.-СПб.: "Университетская книга", 1999. – С. 122-124

[111] К тому моменту у римлян уже не было сил контролировать столь обширные и далёкие владения – ещё в 395 г. империя распалась на Западную и Восточную части.

[112] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 357

[113] Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна. Спб.: «Евразия», 2001. С.42, 48

[114] М.А. Голденков – Империя. Собирание земель русских – Мн.: "Современная школа", 2011. – С. 54-55

[115] Исландские саги. Сага об Эгиле. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 49

[116] Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М.: »Языки славянских культур», 2008. С. 14

[117] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 33

[118] Вплоть до конца VIII столетия Франкское государство именовалось «королевством». Но в 800 г. в Риме папа Лев III короновал франкского короля Карла Великого как Римского императора. Несмотря на то, что Карл Великий, принимая во внимание возмущение Византии, предпочитал именоваться титулом «Император, король франков и лангобардов», данная церемония официально признала франкское государство в качестве преемника Западной Римской империи, тем самым положив начало полемике с Византией на тему принадлежности слова «Римская» в именовании.

[119] Annales regni Francorum / Rec. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 169–170

[120] Einhardi Annales // Monumenta Germaniae Scriptores (in folio). Hannover. 1826. T. I. 814, 815, 817, 819, 823, 826, 827, 828; Vita s. Anskarii auctore Rimberto / G. Waitz. Hannover, 1884. Cap. 7.

[121] Верденский договор, заключённый в 843 г. между тремя сыновьями Людовика Благочестивого – Лотарем I, Людовиком II Немецким и Карлом II Лысым – земли Франкской империи были разделены на 3 самостоятельных королевства: Срединное, Западно-Франкское и Восточно-Франкское.

[122] Seegrьn W. Das Papsttum und Skandinavien bis zur Vollendung der nordischen Kirchenorganisation (1164). Neumьnster, 1967 (Quellen und Forschungen zur Geschichte Schleswig-Holsteins. Bd. 51). S. 27–33.

[123] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 35

[124] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 36

[125] Джонс Г. Викинги. Потомки Одина и Тора. М.: «Центрполиграф», 2010. С. 38-39.

[126] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 54

[127] Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М.: «Директ-Медиа», 2009. С. 148

[128] Житие святого Римберта / Vita sancti Rimberti. Отв. ред. Ф.Б. Успенский – М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2012. С. 367-368

[129] В.Д. Балакин. Творцы Священной Римской империи. – М.: «Молодая гвардия», 2004. С. 56-57

[130] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 97

[131] От него ведётся родословная всех датских монархов, вплоть до правящей ныне королевы Маргрете II, что делает Данию старейшей непрерывной монархией в Европе (в мире она уступает только Японии).

[132] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 599

[133] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 32

[134] Knýtlinga saga // Sögur Danakonunga / Carl av Petersens and Emil Olson (Samfund til udgivelse af gammel nordisk litteratur [далее – SUGNL]. B. XLVI.) København, 1919-1925 (далее – Knýtl.). S. 29-32

[135] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 105-106

[136] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 36

[137] История Дании. Пер. с дат. Н.М. Антюшина и др. М.: «Весь мир», 2007. С. 19

[138] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 33

[139] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 384

[140] При этом сам Свейн был крещёным – в своё время отец заставил его принять христианство.

[141] Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. //В кн.: «Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники». /Пер. И.В. Дьяконова и Л. В. Разумовской/. М.:«Русская панорама», 2011. С. 43-44

[142] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 87

[143] Рыбаков В.В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М.: »Языки славянских культур», 2008. С. 78-79

[144] Подробнее об этом см. ниже, в параграфе «Крещение Норвегии, Исландии и Гренландии».

[145] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 127-130

[146] Во время правления Этельреда II, прозванного Неразумным, Англия страдала от постоянных набегов датчан. Женившись на Эмме Нормандской и, тем самым, заручившись поддержкой нормандцев, Этельред издал эдикт, дозволявший безнаказанно убивать датчан, живущих на территории Англии. Его замысел готовился в обстановке строгой секретности. В день св. Брайса – 13 ноября 1002 г. – практически все датчане, жившие в Англии, были беспощадно вырезаны. Зверства дошли до того, что укрывшихся в церкви монастыря св. Фридсивы датчан горожане сожгли вместе с церковью.

[147] Кеннет О. Морган. История Великобритании. – Спб.: «Весь мир», 2008. С. 60

[148] А. Стриннгольм. Походы викингов. – Спб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1996. С. 61

[149] Англосаксонская хроника. /Пер. с др.-англ. З.Ю. Метлицкой/. СПб.: «Евразия», 2010. С. 109

[150] Г.В. Ласкавый. Викинги. Походы, открытия, культура. – Мн.: УП «Минская фабрика цветной печати», 2004. С. 65

[151] C.F. Bricka. Dansk Biografisk Lexikon, vol. IX, 1895. P. 260–263

[152] Den norske kongerekken [Электронный ресурс]. URL: https://www.kongehuset.no/artikkel.html?tid=27626&sek=26982 (дата обращения: 22.05.2016)

[153] Эйрик Харальдссон по прозвищу Эйрик Кровавая Секира был единокровным братом Харальда. Своё прозвище он получил из-за убийства родичей – в борьбе за престол он убил двух других своих братьев: Олафа и Сигрёда.

[154] А.Я. Гуревич, А.С. Кан. История Норвегии. – М.: «Наука», 1980. С. 131

[155] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 50

[156] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 56

[157] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 55

[158] Корни Иггдрасиля. / Пер. В.Г. Тихомирова. / М.: «Терра», 1997. С. 141

[159] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 92

[160] Будучи в Гренландии, Лейф Эриксон услышал рассказы о таинственной земле, чьи очертания местные моряки видели далеко в море на Западе. Лейф решил проверить эти слухи. Примерно в 1000 г. он отплыл на Запад с командой из 35 человек. Ими были открыты три региона американского побережья: Хеллуланд (вероятно, Баффинова Земля), Маркланд (предположительно – полуостров Лабрадор) и Винланд, получивший своё название за большое количество произраставших там виноградных лоз (возможно, это было побережье Ньюфаундленда близ современного местечка Л'Анс-о-Медоуз). Там же были основаны и несколько поселений, где викинги остались на зиму.

[161] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 62-63

[162] Дж. П. Каппер. Викинги Британии. Спб.: «Евразия», 2003. С. 46

[163] Сага об Олаве сыне Трюггви. Пер. М. И. Стеблин-Каменского // Круг земной. М., 1995. С. 128.

[164] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 48

[165] Более подробная информация о жизни и гибели Олафа I Трюггвасона содержится в параграфе «Крещение Дании».

[166] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 144

[167] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 149

[168] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 379-380

[169] ÓlOFJ: Saga Óláfs Tryggvasonar af Oddr Snorrason munk. Udgivet af Finnur Jónsson. København, 1932. S. 156

[170] Подробности правления Кнуда II Великого описаны в параграфе «Крещение Дании».

[171] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 296-297

[172] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 381

[173] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 112

[174] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 195

[175] Исландские саги. Ирландский эпос. /Пер.: Стеблин-Каменский М.И., Смирницкая О.А., Кацнельсон С.Д., Смирнов А.А., Берков В.П., Корсун А.И./. М.: «Художественная литература», 1973. С. 112-114

[176] Т.н. «Норвежский крестовый поход». По организации он весьма напоминал рейды викингов в предшествующие эпохи, хотя формально и осуществлялся с религиозными целями.

[177] Tolkien, Christopher (1960) The Saga of King Heidrek the Wise; translated from the Icelandic with introduction, notes and appendices. London: Thomas Nelson and Sons Ltd. P. 61

[178] Скётнинг (skotning) – символическая процедура передачи в собственность земли, в ходе которой даритель насыпал в полу одариваемого горсть той самой земли, которую он дарил.

[179] «Посох и стул» (staf ok stol) – метафора, означавшая епископство (они были символами власти епископа).

[180] Три вестъетские хроники / пер. С. Д. Ковалевского // Средние века, Вып. 45. 1982. С. 2-3

[181] Scriptores rerum svecicarum medii aevi/ Ed. E. M. Fant, E. G. Geijer, J. H. Schroder, C. Annerstedt. Upsala, 1818-1876, T. 1-3; t. 2, p. 356

[182] Adami Bremensis Gasta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/ Ed. B. Schmeidler. Hannover; Leipzig, 1917, II, 56

[183] Три вестъетские хроники / пер. С. Д. Ковалевского // Средние века, Вып. 45. 1982. С. 3

[184] Adami Bremensis Gesta, II, 57, IV, schol. 136

[185] Исландские саги. Сага о людях из Лаксдаля. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1956. С. 33

[186] Bengt Liljegren, «Rulers of Sweden», Historiska Media, 2004 (translated by Adam Williams), p. 24

[187] Подробнее об этом храмовом комплексе см. в главе I, параграф «Религия древних скандинавов».

[188] Магнус V Эрлингссон – король Норвегии в 1161-1184 гг.

[189] Обычные эйриры, т.е. те, которые получал конунг, были с примесью меди.

[190] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 455

[191] Альвастра – старейший из шведских монастырей, основанный в 1155/1156 гг. Его руиныв настоящее время находятся в ведении управления по охране памятников культуры Швеции и являются популярной туристической достопримечательностью.

[192] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 174

[193] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 383

[194] Yrwing H. Gottand under äldre medeltid. Studien i Baltisk-hanseatisk historia. Lund, 1940. S. 51

[195] Марка – единица веса серебра или золота в средневековой Западной Европе, приблизительно равная 8 тройским унциям (249 г.). Позднее она стала использоваться как денежная единица в Англии, Шотландии, Германии и скандинавских странах.

[196] А.А. Сванидзе. Первые письменные свидетельства о шведах и возникновении Швеции. М.: «Российский государственный гуманитарный университет», 1999. С. 122-123

[197] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 391

[198] Н.Н. Велецкая. Символы славянского язычества. М.: «Вече», 2009. С. 80

[199] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 48

[200] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 30

[201] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 49

[202] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 72

[203] Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. С. 108

[204] Вокруг света [Электронный ресурс]. URL: https://www.vokrugsveta.ru/quiz/692/ (дата обращения: 26.05.2016)

[205] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 56

[206] Гуревич А.Я. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: «Наука», 1980. С. 293

[207] Подробнее о его правлении см. в главе II, параграф «Крещение Норвегии, Исландии и Гренландии».

[208] Т.Н. Джаксон. Исландские королевские саги о Восточной Европе. М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2012. С. 229-230

[209] Сейчас на её месте расположен Нидаросский собор, в котором традиционно проходят коронации норвежских монархов.

[210] B. Mortensen. Ideology and Power in the Viking and Middle Ages. 2006. P. 252-254

[211] A. Holtsmark. Sankt Olavs livogmirakler. In Festskrifttil Francis Bullpå 50årsdagen. Oslo: Gyldendal, 1937. S. 14-17

[212] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 388

[213] Согласно преданию, она была придворной дамой ирландского королевского двора. Не желая выходить замуж за язычника, она была вынуждена бежать из страны, спасаясь на судне. Попав в шторм, судно причалило к берегу норвежского острова Селье, где Суннива и её спутники нашли убежище в одной из пещер. Вскоре местные жители обвинили их в краже овец. Не желая попасть в руки язычников, беженцы завалили вход в пещеру камнями, обрекая себя на голодную смерть. В 996 г. король Олаф I Трюггвасон откопал пещеру и обнаружил в ней нетленное тело Суннивы. Позже на этом месте был построен монастырь Святого архангела Михаила, от которого в настоящее время сохранилась лишь колокольня.

[214] Согласно преданию, женщина (скорее всего рабыня), которой он предоставил убежище на своём корабле, была обвинена экипажем в воровстве. Халльвард погиб, защищая невинного человека. Убийцы привязали его труп к мельничному жернову и попытались утопить в море. Но даже с таким грузом, тело отказывалось опускаться на дно. В результате преступление было раскрыто, и убийцы понесли заслуженное наказание.

[215] Он правил страной 26 лет, основав монастыри Альвастра, Нюдала и Варнхейма. Был убит своим дружинником (либо конюхом), подходя к заутренней на Рождество в 1156 г., что считалось шокирующим преступлением даже по меркам Средневековья.

[216] Король Швеции в 1156-1160 гг., также известный как Эрик Законник или Эрик Шведский. Эрик находился в церкви, когда ему стало известно о поджидавшей снаружи группе наёмных убийц. Он спокойно дождался окончания мессы, после чего вышел на крыльцо церкви и, воссев на коня, принял свой последний бой.

[217] Джонс Г. Викинги. Потомки Одина и Тора. М.: «Центрполиграф», 2010. С. 181

[218] Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи. М.: «Восточная литература», 2001. С. 40

[219] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 31

[220] Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: «Всемирное слово», 2001. С. 45

[221] Исландские саги. / Пер. А.В. Циммерлинга. / Т. 1. М.: «Языки славянской культуры», 2000. С. 120

[222] Обряд побратимства описан еще в двух родовых сагах – «Саге о Гисли» (гл. 6) и «Саге о Людях из Лососьей Долины» (гл. 18).

[223] А.А. Сванидзе. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 393

[224] Скандинавские саги. Сага о Сверрире. М.: «Наука», 1988. С. 41-42

[225] А.А. Сванидзе. Викинги



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: