В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия — главное условие, необходимое для развития, терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим. Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они, в свою очередь, с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.
Достоинство
В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, в процессе дискуссий, примерами из художественной литературы и из жизни взрослых.
Свобода
Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов на партах. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!
Прямота
Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждения со старшими природы этих качеств и учиться на примерах из жизни и классических произведений искусства.
Радость
В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.
Парадигма в педагогике может рассматриваться и в более частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие понятия.
В качестве парадигм традиционной педагогики рассматривается следующие:
- формирующее воспитание, согласно которому ученики целенаправленно присваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;
- ученик — объект педагогических воздействий, а учитель — исполнительный субъект с ограниченной инициативой в рамках директивных указаний управленческих органов;
- функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
- внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия;
- прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося, для которого характерно монологизированное воздействие, пресечение инициативы, творчество воспитанников;
- стандартизация образовательного процесса, при которой содержание и технологи обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика и др.
Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного воспитания тоже заложен набор парадигм, отличающихся от традиционной своей гуманистической ориентацией, т. е. направленностью на ненаносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариативностью (подвижностью), подверженностью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписания и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяющего развитие педагогической практики с позиций ценности человеческой личности.
Содержание образования
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения и ведут к пониманию его сущности? В дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:
1) знания;
2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности;
3) опыт творчества;
4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Исходя из этого, можно определить, что
процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Можно выделить следующие составные части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственнее воспитание.
Составные части содержания каждого направления воспитания таковы:
ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний, умений, навыков зависит от способностей человека. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности.
Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
♦ Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
♦ Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения; учебный материал должен соответствовать современому состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
♦ Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
♦ В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом.
♦ Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
♦ Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.
Дидактики М. Н. Скаткин считал, что в процессе технического обучения учеников необходимо ознакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производства, со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повышения производительности труда. Профессиональное образование направлено на подготовку человека к определенной профессиональной деятельности, на усвоение необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.
Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующих ступенях обучения.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.
Инклюзивное образование
Мысль о создании равных возможностей для всех людей общества является не новой. Разные государства мира в своем законодательстве отмечали соответствующими статьями создание равных возможностей для всех людей в обществе, и особенно в образовании. В этом вопросе и Азербайджан не является исключением. С первых дней завоевания государственной независимости в нашей стране повышение благосостояния детей стало в центре внимания правительства. Основу этой политики заложил великий лидер нашего народа Гейдар Алиев, и в настоящее время успешно продолжается президентом Ильхамом Алиевым. В годы независимости Азербайджан стал участником международных соглашений и конвенций по правам человека и, особенно по правам детей, и в связи с этим взял на себя ряд обязанностей. Среди этих документов можно особо отметить документ 1991-го года об участии Азербайджана в «Конвенции о Правах Детей».
В этом документе нашли свое отражение такие вопросы, как право на образование детей, и на основе равных возможностей претворение в жизнь этих прав; организация инклюзивного образования для лиц, имеющих инвалидность, не допуская пристрастность; проявление особой заботы с целью оказания помощи в пределах возможности обеспечения условий для их самостоятельной и достойной жизни; право детей на образование и на подготовку, право детей национальных меньшинств и местного населения на использование своей культуры и своего родного языка, и право уверовать своей религии, направление образования на развитие умственных и физических способностей личности, воспитание в образовании уважения к культурным традициям и ценностям других людей (Статьи 23,28,29).
В законе «Об образовании» Азербайджанской Республики закреплено право на образование лиц, с ограниченными возможностями здоровья. В Законе отмечается, что государство обеспечивает соответствующими условиями каждого гражданина, на получение образования, и не допускает лишения его какого-либо уровня, какой-либо ступени и формы образования; государство обеспечивает каждого гражданина на получение образования не зависимо от его пола, расы, языка, политических убеждений, национальности, экономического и социального положения, происхождения, состояния здоровья и не допускает пристрастности. Основу политики об образовании Азербайджанского государства составляет обеспечение качественным образованием граждан, создание равных условий для получения качественного образования детьми, представляющими национальных меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев, а также и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В разделе «Стратегические цели и мероприятия» Государственной Стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике (утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 24-го октября 2013-го г.) предусматриваются следующие мероприятия: подготовка специальных программ развития для одаренных детей, обучающие программы развития и инклюзивные программы для детей, нуждающихся в специальной заботе, определение программ индивидуального образования и развития, создание механизма организации их занятий вне процесса обучения и курикулума на основе индивидуального плана, создание методологии инклюзивного обучения, обеспечивающего интеграцию в жизнь и сферу образования детей, нуждающихся в специальной заботе, для образования и социальной адаптации детей, нуждающихся в специальной заботе, с целью обеспечения их возможностями предусматривается применения оптимальных инклюзивных моделей образования.
Решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 3-го июня 2010-го года за номером 103 был принят документ под названием «Государственные стандарты и программы (курикулумы) общеобразовательной ступени». В документе определены такие основные принципы, как целостность педагогического процесса, создание равных возможностей в обучении, ученикоориентированность развитие-ориентированность, стимулирование деятельности, создание поддерживающей среды. Эти принципы предусматривают:
- учёт потенциальных возможностей всех учащихся в педагогическом процессе;
- удовлетворение интересов и потребностей учащихся в деле обучения и преподавания;
- обеспечение их одаренностей и способностей, потенциальных возможностей;
- преследование умственной деятельности учащихся, анализ их успехов, регулирование уровня развития знаний, умений и навыков учащихся;
- плодотворное и эффективное построение педагогического процесса, с целью повышения интереса учащихся к педагогическому процессу отмечание и оценивание всех продвижений в их деятельности;
- создание здоровой морально-психологической среды, благоприятных и безопасных условий.
С целью претворения в жизнь задач, поставленных этим директивным документом, в нашей стране проделана определенная работа. И, конечно же, учитель тоже должен принять к сведению и руководствоваться этими требованиями в своей педагогической деятельности.