УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

для специальностей:

1-26 02 02 Менеджмент

1-26 02 03 Маркетинг

 

 

 


 

 

Автор-составитель: З.Н.Козловская, канд.техн.наук, доцент, зав.кафедрой экономики и менеджмента   Рецензенты: Кафедра «Бизнес-администрирование» Белорусского национального технического университета (протокол №12 от 15.04.2016); Л.С.Климченя, канд.экон.наук, зав.кафедрой «Коммерческая деятельность на внутренних и внешних рынках» Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет».  

 

РАССМОТРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К УТВЕРЖДЕНИЮ

заседание кафедры экономики и менеджмента учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

19.03. 2016 г., протокол № 9

 

УТВЕРЖДЕН

заседание Научно-методического совета учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

23.06.2016, протокол №10

 

Регистрационный № УД-030-16/э

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………5

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 8

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ…………………………………………………………..9

ТЕМА 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации……...9

1.1 Сущность и значение бизнес-планирования в управлении

предприятием…………………………………………………………………………9

1.2 Организация процесса бизнес – планирования на предприятии……………10

ТЕМА 2. Бизнес – план организации: функции и особенности………………….14

2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес – плана………….14

2.2 Отличие бизнес - плана от других плановых документов………………....18

ТЕМА 3. Содержание бизнес-плана…………………………………………….....23

3.1 Общие требования к составлению бизне-плана……………………………....23

3.2 Требования к содержанию основных разделов бизнес – плана…………....24

Тема 4. Методы оценки эффективности инвестиций……………………….....35

4.1 Общие подходы к оценке эффективности инвестиций………………………..35

4.2Дисконтированные критерии оценки эффективности инвестиций……........37

4.3Простые (статические) методы оценки эффективности инвестиций……….40

4.4 Определение ставки дисконтирования в бизнес-плане……………………...42

Тема 5.Анализ инвестиционных рисков………………………………………..48

Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана…………………………………………………………………………53

6.1 Рекомендации по составлению резюме бизнес-плана………………………..53

6.2 История бизнеса организации (ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии)……………………………………………………….55

6.3 Описание продукции (услуги)…………………………………………………59

6.4 Исследование и анализ рынка (анализ бизнес-среды организации)………...62

6.5 Разработка маркетинг-плана…………………………………………………...81

6.6 Производственный план………………………………………………………..91

Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций………………………………………………………………………..106

Обучающие и контролирующие материалы (тесты)…………………….............110

Задания на самостоятельную работу студентов………………………………....117

Вопросы к зачету…………………………………………………………………..126

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..127

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный этап развития экономики республики характеризуется значительными проблемами в сфере материального производства: резко увеличилось количество убыточных предприятий, снижаются прибыль и рентабельность. Причин тому много. Рыночная экономика предъявляет достаточно высокие требования к предпринимателям, руководству предприятий: высокий уровень конкуренции, все возрастающий темпы научно-технического прогресса, динамизм внешней среды. Эти и другие факторы значительно усложняют процесс принятия управленческих решений.

Мировая практика свидетельствует, что большинство предприятий бизнеса терпят убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменение внешней среды и не в полной мере оценили свои возможности.

Инструментом к повышению степени осуществимости идей и проектов любого типа служит бизнес-планирование. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, а затем детализировать и рассмотреть вероятность их осуществления.

В зарубежной практике бизнес-план давно стал важнейшим документом, обосновывающим реальность и целесообразность бизнеса, так как решает основную задачу – создает фундамент деятельности любой фирмы, делового предложения, программы или проекта.

У нас в республике бизнес-планы появились относительно недавно, но уже успели завоевать огромную популярность. Сегодня бизнес-план – обязательный документ для получения инвестиций, для обоснования целесообразности той или иной деятельности предприятий, их санации и реструктуризации. Для проверки профессиональных качеств специалиста при приеме на работу ему могут поручить составление бизнес-плана.

Бизнес-планирование – сложный и трудоемкий процесс, требующий определенных знаний, навыков и опыта. Чтобы успешно им заниматься, необходимо владеть методикой и техникой бизнес-планирования, иметь соответствующие навыки.

Цель курса: сформировать систему базовых знаний по теории, методологии и методам бизнес-планирования; выработать и развить практические навыки по бизнес-планированию, которые могут быть использованы студентами в процессе профессиональной деятельности по разработке бизнес-планов.

Задачи курса:

- определить место и значение бизнес-планирования в предпринимательской деятельности и в системе управления организацией.

- познакомить с сущностью и организацией бизнес-планирования на предприятии.

- познакомить с понятием «бизнес-план» как формой бизнес-планирования, его видами и ролью в стратегическом планирования.

- раскрыть структурные разделы бизнес-плана, специфи-ку их применения в разных отраслях экономики;

- обучить основным методикам составления бизнес-плана и дать рекомендации по его составлению.

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

- основные категории научно-понятийного аппарата бизнес-планирования;

  - структуру бизнес-плана и ее особенности для разных бизнес-проектов; - методику исследования рыночной среды и выявление бизнес-возвозможностей для развития компании; - методику финансового обоснования проектов. Уметь: - разрабатывать бизнес-план открытия (развития) организации; - позиционировать его среди потенциальных инвесторов. Лекции раскрывают основные теоретические аспекты бизнес-планирования. На практических занятиях закрепляются полученные на лекциях знания и вырабатываются навыкипримененияразличных методов в процессе прогнозных и плановых расчетов. На занятиях проводятся опросы, а также промежуточное тестирование, что позволяет контролировать качество знаний. В ходе управляемой самостоятельной работы студенты закрепляют практические навыки путем выполнения выданных преподавателем индивидуальных заданий. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий и по итогам выполнения индивидуальных заданий. Итоговый контроль проводится в виде зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы. Данная дисциплина связана с дисциплинами «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика организации (предприятия)» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент» и «Маркетинг» получить теоретические и практические навыки бизнес-планирования. Согласно учебному плану для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг» на изучение дисциплины отведено всего 74 ч., в том числе 36 ч. аудиторных занятий, из них лекции - 12 ч., практические занятия - 12 ч., СУРС - 12ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование темы Лекции (часы) Практичес- кие занятия (часы) СУРС (часы) Всего аудиторных часов
Тема 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации          
Тема 2. Бизнес – план организации: функции и особенности        
Тема 3. Содержание бизнес-плана        
Тема 4. Методы оценки эффективности инвестиций        
Тема 5.Анализ инвестиционных рисков        
Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана        
Всего        

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации

Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.

Организация процесса бизнес – планирования на предприятии. Стадии процесса бизнес-планирования. Формирование бизнес-идеи.Бизнес - план как инструмент прогноза результатов деятельности предприятия и управления.

 

ТЕМА 2. Бизнес – план организации: функции и особенности

Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана. Функции бизнес-плана. Отличительные черты бизнес-плана. Подходы к разработке бизнес-плвана.Отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов.

 

Тема 3.Содержание бизнес-плана

Общие требования к составлению бизнес-плана. Структура бизнес-плана в соответствии с методикой ЮНИДО. Требования к содержанию основных разделов бизнес-плана:«Резюме»,«Характеристика организации и стратегия ее развития»,«Описание продукции (услуги)»,«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»,«Производственный план»,«Организационный план»,«Инвестиционный план», «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности», «Показатели эффективности проекта», «Юридический план».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: