ТЕМА 4. Методы оценки эффективности инвестиций




Общие подходы к оценке эффективности инвестиций. Понятие дисконтирования. Дисконтированные критерии оценки эффективности. Простые методы оценки эффективности инвестиций. Цена капитала. Средневзвешенная цена капитала. Определение ставки дисконтирования в бизнес-плане.

Тема 5. Анализ инвестиционных рисков

Понятие риска. Виды рисков. Классификация факторов, варьрируемых в процессе анализа чувствительности. Методика пароведения анализа чувствительности. Преимущества и недостатки метода анализа чувствительности.

 

Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана

Рекомендации по составлению резюме. История бизнеса организации. Описание продукции (услуги). Исследование и анализ рынка. Разработка маркетингового плана. Цели и стратегии маркетинга. Ценообразование. Послепродажное обслуживание. Реклама. Производственный план. Организационный план.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

 

ТЕМА 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации

1.1Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Бизнес - планирование (деловое планирование) — самостоятельный видплановой деятельности, которая непосредственно связана спредпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если

не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянноинформацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых

рынков, положении наних конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности наперспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовыхресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлятьэффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было

сугубо централизованным, на долю предприятийоставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавшихсверху.Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официальнопринятых планов, нет и необходимого механизма планирования:различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разногорода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственнойдеятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший периодвремени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняетсябыстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования,малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях,авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидныйопыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и такихруководителей в тупик.

Принятие разного рода текущих решений, даже самыхсвоевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятиемрешений представляет собой управленческую деятельность гораздо болеевысокого порядка.Таким образом, бизнес - планирование — это объективная оценка

собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то жевремя необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в

соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуациейхозяйствования.

В общем случае бизнес - планирование предусматривает решениестратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

 

1.2 Организация процесса бизнес – планирования на предприятии

Для успешной организации бизнес- планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес- планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес- плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы

уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во - вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна

внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес- планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к

балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской

системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая

информация;

4) политическая информация и т. д.

В-третьих, процесс бизнес - планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной

структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.

Программно - технические средства, используемые в процессе финансового

планирования и контроля, составляют программно - технический блок системы финансового планирования.

Бизнес - планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес- планирования, осуществлением планирования

(разработкой бизнес - плана), продвижением бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес - плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес - планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес - плана;

3) стадию продвижения бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности;

4) стадию реализации бизнес - плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес- планирования

является формирование перспективной бизнес - идеи.

Бизнес - идея — это идея нового продукта или услуги, технического,

организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства о патентах;

5) проводимые научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы.

Как уже отмечалось, бизнес - планирование организует и координирует

менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от

начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы

реализуются, планирование бизнеса — это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков. Отметим три основные причины, вызывающие

потребности в разработке бизнес - плана деятельности предприятия:

1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;

2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес - планирования и его мониторинга;

3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов. Подготовка полезного бизнес - плана — трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат и затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтомумногие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес- планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка бизнес - плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто меняется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами предполагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуации. Практика менеджмента выработала ряд приемов и методов преодоления последствий неожиданных изменений. Для того чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в этой среде. Таким образом, если руководство не хочет усложнять управленческие системы до уровня, соответствующего условиям среды, оно должно пойти по линии упрощения стратегической позиции фирмы, покинув нестабильные сферы деятельности.

Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес - планирования,

поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они

станут критическими.

Здесь важно и то, что в бизнес - плане будут оценены не только затраты

на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и

риски возможных потерь.

Таким образом, сложность бизнес - плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса. Помимо присущих данному предприятию фактов, бизнес - план обычно содержит сведения, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъективные представления менеджмента предприятия о развитии ситуации. Это неизбежно. Разработав бизнес - план, менеджмент фирмы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности компании, последствия которых могут сказываться в течение

довольно длительного периода времени. Если же такие решения основывать

только на информации о текущем состоянии бизнеса, то неминуемо будут допущены просчеты и в конечном итоге экономические потери. Поэтому значение перспективного анализа последствий таких решений для предприятия исключительно велико.

Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по

приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические

показатели работы фирмы.

Лучше отложить непродуманное мероприятие, требующее значительных

ресурсов, чем столкнуться с ситуацией сбоя из-за их недостатка в процессе

реализации. Как правило, основным ресурсом служат финансовые средства,

недостаток которых часто ведет к пересмотру стратегии фирмы. Здесь ключевую роль играет финансовый раздел бизнес - планирования.

Использование в выработке решений модельной поддержки сводит управление предприятием к существенно алгоритмизированному процессу, подобному управлению сложной технической системой.

Таким образом, бизнес - план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления.

Участие в процессе реализации бизнес - плана управленческого персонала

разных уровней помогает ему определить свою роль в бизнесе и улучшить

эффективность проводимых операций и взаимную координацию, а в конечном итоге обучает и развивает организаторские умения менеджмента. Обучение менеджменту в условиях рынка крайне необходимо для эффективного развития.

В связи с этим возникает еще один аргумент в пользу разработки бизнес -

плана деятельности предприятия. Для менеджмента значение процесса подготовки бизнес - плана не менее важно, чем сам бизнес - план. Вместо обучения на дорогостоящих экспериментах реальной жизни бизнес - план

позволяет менеджменту избежать ряда фатальных ошибок ценой нескольких

сотен часов концентрированной аналитической работы. Только понимание

этого позволяет прийти к эффективному использованию бизнес - планирования в практике управления предприятием.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие задачи преследует планирование?

2. Какие выгоды обеспечивает бизнес-планирование?

3. Охарактеризуйте условия, необходимые для успешной организации бизнес-планирования.

4. Что является основой информационного блока бизнес-планиорования?

5. Назовите основные стадии бизнес-планирования.

6. Что такое бизнес-идея?

7. Какова роль управленческого персонала в процессе реслизации бизнес-плана?

 


 

 

ТЕМА 2. Бизнес – план организации: функции и особенности

 

2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес - плана

Бизнес - план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее

перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес - план является документом, позволяющим управлять бизнесом,

поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического

планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес - план как сам процесс планирования и инструмент

внутрифирменного управления. Бизнес - план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес - план – это инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес - плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в

соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители

бизнес - плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране,создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно - технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов,международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный

потенциал, финансовый, технико - технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого

его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные

поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Или, например:

1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.

Основной центр бизнес - плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынкисбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции,

соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и

определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес - плана.

В современной практике бизнес - план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности

развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри

фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства, ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой – либо значительный проект,

однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в

проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности

кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим

фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного

бизнес - плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании

потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о

предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес - плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес - плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Подготовка и эффективное использование бизнес - плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером,

руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес - план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес - планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес - планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.

Совокупность долгосрочных бизнес - планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес - план используется при

оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования

общегосударственной стратегии планирования.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес - планов по

форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в

рамках модификаций бизнес - планов в зависимости назначения: по бизнес -

линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Существуют два основных подхода к разработке бизнес - плана.

Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес - план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный

подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес - плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных

капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес -

плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Разработчиками бизнес - плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес – планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.

В любом случае независимо от способов составления бизнес - плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

1) заказчика бизнес - плана, являющегося самостоятельным инвестором илииспользующего привлеченный капитала, интерес которого — реализация

проекта и получение дохода;

2) инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов;

3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых удовлетворение потребностей в товарах;

4) органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых — удовлетворение общественных потребностей.

В бизнес - плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы,

так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях

акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес – плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно - производственной структуры фирмы, в частности

для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно

помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать

совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком

случае фирмы – партнеры осуществляют общее финансирование.

Существуют определенные особенности при разработке бизнес – планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной

организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий.

При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес - план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми

сравниваются показатели планируемого года. Бизнес - план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес - плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес - плана, увязанные с инвестиционным проектом.

Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно

отразиться в бизнес - планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах (бизнес -единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и

бизнес - план составляется соответственно.

Бизнес - план для непроизводственных организаций отличается тем, что

вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь — освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес - плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогичнопланам производственных организаций.

 

 

2.2 Отличие бизнес - плана от других плановых документов

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планированиеэто процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством решения народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование может успешно использоваться и внутри предприятия, например, в текущем планировании.

Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но число их весьма ограничено. Задания индикативного плана называют индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами госуправления и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, движение цен, занятость и т.п.

Основная задача индикативного планирования заключается в обеспечении взаимоувязки и сбалансированности всех показателей развития экономики, решения крупномасштабных задач страны.

На уровне предприятий индикативное планирование используется при составлении перспективных планов.

В зависимости от срока, на который составляется план, принято различать:

· долгосрочные (перспективные) планы;

· среднесрочные планы;

· краткосрочные (текущие) планы.

Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени – 5-20 лет, а иногда и более. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия.

Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствует оценке состояния объекта в будущем.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.

Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.

По содержанию плановых решений выделяют:

· стратегические планы;

· тактические планы;

· оперативно-производственные планы.

Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.

Тактические планы. Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое – процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей.

Тактическое планирование, как правило, охватывает среднесрочный и краткосрочный период – 3-5 лет. Тактические планы направлены на решение отдельных самостоятельных проблем.

Оперативное (календарное, производственное) планирование – завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений.

Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных операций (производство, маркетинг).

По сферам планированиявыделяют следующие функциональные планы:

· план маркетинга (сбыта);

· план производства (производственная программа, подготовка производства и др.);

· планирование персонала (потребности, переподготовки);

· план издержек производства и обращения;

· план финансов;

· план материально-технического обеспечения.

В производственно-структурном аспекте планы бывают:

· корпоративные;

· самостоятельных экономических единиц;

· отдельных подразделений.

По форме планов различают:

· программа – определяет развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Например, программы по совершенствованию технологии, контроля качества и т.д. Включает основные положения и цели деятельности. Программа может содержать несколько проектов;

· проекты – весь процесс налаживания какой-либо деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов, и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечат реализацию идеи. В отличие от программы, имеют установленную стоимость, график выполнения, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг.

Конечными целями программы и проекта является создание и освоение в производстве новой техники, технологий, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень.

Инвестиционные проектыпланы капитальных вложений, направленные на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, часто по срокам совпадающий с жизненным циклом проекта.

Бизнес-план – в переводе с англ. – обоснование предпринимательских намерений. Комплексный план создания новой фирмы, выхода на рынок, обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. Бизнес-план – документ, совмещающий в себе стратегическое и тактическое планирование.

Или Бизнес-план представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями.

В настоящее время применяется много разновидностей бизнес-планов: бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта, бизнес-план компании, структурного подразделения, бизнес-план проведения санации, реструктуризации, процедуры приватизации, обоснования лизинга, доступа к кредитной линии и т.д. Они отличаются по форме, содержанию, структуре.

Это определяет различия в методологии бизнес-планирования.

Одна группа планов и технологий направлена на планирование проектов, а другая – на планирование деятельности предприятия. Сегодня это Бизнес-план инвестиционного проекта и Бизнес план работы предприятия. Оба эти вида бизнес-планов широко применяются в практической деятельности. У каждого из них имеется свое место и свой предмет в сфере внутрипроизводственного планирования.

Сравнение бизнес-планов предприятий и бизнес-планов инвестиционных проектов позволяет выделить основные отличительные черты:

 

Таблица 2.1- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов

Бизнес-план инвестиционного проекта Бизнес-план работы предприятия
1. В основе – одна цель. 1. Охватывает комплекс целей предприятия.
2. Имеет четко очерченные временные рамки выполнения. 2. Предусматривает комплексное непрерывное планирование.
3. Может разрабатываться на длительный период – срок жизни проекта. 3. Разрабатывается обычно на 3-5 лет с детальным планированием на год.
4. Основная задача – привлечение финансовых средств. 4. Регламентация параметров работы предприятия на определенный период.

 

Бизнес - план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако между бизнес - планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличие от стратегического плана бизнес - план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес - план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

2) стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес - план имеет четко очерченные временные рамки. Таким образом, бизнес - план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

3) в бизнес - плане функциональные составляющие (планы производства,

маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес - плана.

Бизнес-план инвестиционного проектапредставляют собой совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватываю щий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.

К инвестиционным проектам, обычно, относят такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. В зависимости от объекта, его стоимости, сроков реализации инвестиционные проекты разнообразны. Это и создание новых предприятий, выпуск новой продукции, вовлечение в производство новейшей техники, и технологии, проведение технического перевооружения и реконструкции.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение бизнес-плана.

2. Какова цель разработки бизнес-плана?

3. Каковы функции бизнес-плана?

4. Назовите два основных подхода к разработке бизнес-плана.

5. Охарактери



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: