Эпидемиология и права человека.




Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденциального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения гигиенических нормативов, санитарных правил и т.д.

Инфекционные болезни как потенциальный источник социальной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недобровольной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.). Вынужденные ограничения прав человека в соответствии с законом. Минимизация ущерба при проведении профилактических и противоэпидемических мер.

СПИД как глобальная проблема современности. Два подхода в борьбе со СПИДом: модель обязательного государственного учета и медицинского наблюдения (за и против) и модель, основанная на приоритете автономии пациента (за и против). Феномен спидофобии, негативная роль средств массовой информации. Добровольность и обязательность тестирования на зараженность ВИЧ. Недопустимость дискриминации ВИЧ-инфицированных. Отказ от медицинской помощи больным СПИДом в свете истории и современных требований этики. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации. Социальная защита ВИЧ-инфицированных.

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения, или других различий.

Литература:

1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с.

2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400с.

Контрольные вопросы:

1.Понятие эпидемиология.

2.Эпидемиология и этика.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)

Форма обучения – очная

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

По дисциплине: «Медицинская биоэтика»

Код дисциплины: МВ 1225

 

Объем учебных часов (кредитов): 90 (2)

В том числе: практические занятия - 20

 

Курс: 1(сок)

Семестр: 1

 

Обсуждена

на заседании кафедры

от _______________ 2017г.

протокол № ___

Зав. кафедрой_______

 

2017г.

КРЕДИТ 1

Практическое занятие № 1
Тема: Биоэтика - этика жизни. Предмет, задачи, методы исследования.
Цель: Ознакомление студентов с биоэтикой, с предметом, задачами, методами исследования.
Задачи обучения: Изучение предмета и задач, методов исследования дисциплины «биоэтики».
Основные вопросы темы: 1. Биоэтика. 2. Методы исследования.
Методы обучения: Теоретический разбор материала.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Понятие «биоэтика». 2.Предмет биоэтика. 2.Задачи «биоэтики».

 

 

Практическое занятие №2
Тема: Этика профессионального взаимодействия в медицине. Субординация.
Цель: Ознакомление студентов с этикой профессионального взаимодействия в медицине.
Задачи обучения: Изучение субординации.
Основные вопросы темы: 1.Этика профессионального взаимодействия в медицине. 2. Субординация.
Методы обучения: Деловая игра
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль:
  1. Этика профессионального взаимодействия в медицине.
  2. Кооперация.
  3. Конкуренция.
  4. Сотрудничество.
  5. Противодействие.
  6. Компромисс.
  7. Уступчивость.
  8. Избегание.
  9. Субординация.

 

Практическое занятие № 3
Тема: Моральный климат медицинского коллектива, партнерство.
Цель: Ознакомление студентов с моральным климатом медицинского коллектива и партнерством.
Задачи обучения: Изучение морального климата медицинского коллектива, партнерство.
Основные вопросы темы: Моральный климат медицинского коллектива.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. Состояние коллективного сознания. 2. Отражение особенностей взаимодействия людей. 3. Эмоционально-психологический настрой группы. 4. Настроение группы. 5. Состояние группы. 6. Психологическое единство членов группы. 7. Взаимоотношения в группах и коллективах и др.

 

 

Практическое занятие № 4
Тема: «Святая» ложь. Плацебо.
Цель: Ознакомление студентов с понятиями «Святая» ложь, плацебо.
Задачи обучения: Изучение понятий «Святая» ложь, плацебо.
Основные вопросы темы: 1. «Святая» ложь 2. Плацебо.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература:   1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. «Святая» ложь. 2.Константинов дар. 3.Свидетельство Флавия. 4.Екатерина Сиенская. 5.Механизм эффекта плацебо. 6.Плацебо в фармакотерапии. 7.Плацебо в доказательной медицине 8.Плацебо в фармакологии. 9.Плацебо в психиатрии.

 

Практическое занятие № 5
Тема: Ятрогенные заболевания.
Цель: Ознакомление студентов с ятрогенными заболеваниями.
Задачи обучения: Изучение ятрогенных заболеваний.
Основные вопросы темы: Ятрогенные заболевания.
Методы обучения: Деловая игра.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Ятрогенные заболевания. 2.Источники ятрогенных заболеваний. 3.Факторы ятрогенных заболеваний. 4.Предотвращение ятрогенных заболеваний.

 

Практическое занятие № 6
Тема: Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.
Цель: Ознакомление студентов с правилами добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.
Задачи обучения: Изучение правил добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.
Основные вопросы темы: Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике
Методы обучения: Презентация.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Факт участия в исследовании. 2.Цель и методы исследования. 3.Предполагаемую длительность. 4.Ожидаемую пользу от участия. 5.Предполагаемый риск или неудобства. 6.Альтернативная терапия. 7.Конфиденциальность. 8.Ответственность исследователя по оказанию медицинской помощи. 9.Финансовые условия исследования.

 

Практическое занятие № 7
Тема: Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.
Цель: Ознакомление студентов с правом пациента на отказ от медицинского вмешательства.
Задачи обучения: Изучение права пациента на отказ от медицинского вмешательства.
Основные вопросы темы: Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.
Методы обучения: Презентация.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Последствия при отказе от медицинских вмешательств. 2.Документирования. 3.Закон статья 93. 4.Закон статья 94.

 

КРЕДИТ 2

Практическое занятие № 1
Тема: Моральные проблемы реализации международного проекта «Геном человека»
Цель: Ознакомление студентов с моральными проблемами реализации международного проекта «Геном человека».
Задачи обучения: Изучение моральных проблем реализации международного проекта «Геном человека».
Основные вопросы темы: Моральные проблемы реализации международного проекта «Геном человека»
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400с.
Контроль: 1.Проект «Геном человека» 2.Цель проекта. 3.Понятие протеомика. 4.Индивидуальные этические проблемы. 5.Социальные этические проблемы 6.Видовые этические проблемы.

 

Практическое занятие № 2
Тема: Генетические дилеммы. Генная терапия.
Цель: Ознакомление студентов с основами генетических дилемм и генной терапии.
Задачи обучения: Изучение генетических дилемм, генной терапии.
Основные вопросы темы: 1. Генетические дилеммы. 2. Генная терапия.  
Методы обучения: Занятие проводится в виде презентации.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. Генетические дилеммы. 2. Генная терапия соматических клеток. 3. Генная терапия рака. 4. Генная терапия зародышевой линии.

 

Практическое занятие №3
Тема: Негативная и позитивная евгеника.
Цель: Ознакомление студентов с негативной и позитивной евгеникой.
Задачи обучения: Изучение негативной и позитивной евгенике.
Основные вопросы темы: 1.Негативная евгеника. 2.Позитивная евгеника.
Методы обучения: Теоретический разбор материала.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. Понятие евгеники. 2. Негативная евгеника. 3. Цель негативной евгеники. 4. Позитивная евгеника. 5. Цель позитивной евгеники.

 

Практическое занятие №4
Тема: Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст.
Цель: Ознакомление студентов с медицинскими вмешательствами в репродукцию человека.
Задачи обучения: Изучение медицинских вмешательств в репродукцию человека.
Основные вопросы темы: Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека. 2. Исторический контекст. 3. Социальный контекст. 4. Моральный контекст. 5. Правовой контекст. 6. Религиозный контекст.

 

 

Практическое занятие № 5
Тема: Трансплантация органов. Согласие на донорство органов умершего.
Цель: Ознакомление студентов с основными принципами трансплантации органов.
Задачи обучения: Изучение основных принципов трансплантации органов.
Основные вопросы темы: 1.Трансплантация органов. 2.Согласие на донорство органов умершего.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Трансплантация органов. 2.Ксенотрансплантация 3.Аллотрансплантация 4.Клонирование органов из стволовых клеток; 5.Аутотрансплантация 6.Согласие на донорство органов умершего.

 

Практическое занятие № 6
Тема: Органы от живых доноров. Проблема отторжения.
Цель: Ознакомление студентов с этическими нормами при трансплантации органов от живых доноров.
Задачи обучения: Изучение этических норм при трансплантации органов от живых доноров.
Основные вопросы темы: 1. Органы от живых доноров. 2. Проблема отторжения.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1. Органы от живых доноров. 2. Продажа органов. 3. Проблема отторжения. 4. Сигналы несоответствия. 5. Типы отторжения.

 

 

Практическое занятие № 7
Тема: Стволовые клетки.
Цель: Ознакомление студентов с понятием стволовые клетки.
Задачи обучения: Изучение понятия стволовые клетки.
Основные вопросы темы: Стволовые клетки.
Методы обучения: Дискуссия.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Историческая справка. 2 Свойства стволовых клеток. 3 Самообновление. 4 Дифференцирующий потенциал. 5 Классификация. 6 Характеристики эмбриональных стволовых клеток.

 

Практическое занятие № 8
Тема: Завершение человеческой жизни.
Цель: Ознакомление студентов этическими нормами завершения человеческой жизни.
Задачи обучения: Изучение этических норм завершения человеческой жизни.
Основные вопросы темы: Завершение человеческой жизни.
Методы обучения: Работа в малых группах.
Литература: 1.Биоэтика: учебник/под ред. П.В. Лопатина. – 4-е изд. – М., 2009. – 272 с. 2. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс, Медицинская этика: Пер. с англ.:Учеб.пос./Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 400 с.
Контроль: 1.Смерть человека. 2.Лицом к лицу со смертью. 3.Самоубийство. 4.Эвтаназия.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: