в мавзолей под названием E.NA 4 или ‘Каменный дом " (см. Ниже), где они были размещены
На кровати.
Магические практики в последующие дни должны были передавать призрак cf
Либо мертвый король, либо королева на луг преисподней, где один
Следует “обеспечить умершему загробную жизнь по образцу его/ее более раннего существования
Без, конечно, всех человеческих недостатков” 969. Сидящая статуя покойного играла
Заметную роль в последующие дни ритуала. 970 Спереди, затем на нем должны были ехать
Вокруг на тележке между различными местами, где совершались обряды. No de-
Описание действий за последний четырнадцатый день сохранилось, поэтому мы не знаем
Что в конечном итоге случилось со статуей. Джоарсн Скурлок с проницательностью отметил в ref-
В отличие от погребальных статуй в Месопотамии: “Учитывая отвращение богов к смерти, это
Очень маловероятно, что статуя, используемая на похоронах, нашла бы свой путь в божественное
святилище”. * Сходство магических практик на тринадцатый день с Суб
Ритуалы создания могут предполагать, что статуя была предложена богине Солнца
О размещении душ в месопотамских погребальных ритуалах см. Scurlock 2002.
Скурлок 2002: 2ff.
969 ван ден Хаут 1994а: 6öf.
Van den Hout 1995b.
Скурлок 2002: 2.
Империя Периоб 163
Земля как замена умершему, чтобы он/она смог избежать печальной участи
других душ в ее царстве и отправиться на луг привилегированных. 9, ~
Однажды интегрировавшись в невидимый мир, предок стал новой сущностью, спири
туал и вечный. "Хетты воспринимали умерших членов семьи как божеств-покровителей меньших
Ранг (хеттский Завалли).' Ожидалось, что они будут заботиться о живых мем-
Члены семьи. Дух умершего может быть вызван после смерти, что в соответствии с-
Необходимо установить соответствующий контакт. В то же время мертвые требовали жертвоприношений и
Ритуалы в культе предков. Знаменитые списки королей (661 год н. э.) убедительно свидетельствуют о
Такая практика в королевской семье.’ “ Некоторые из этих списков включают королев и других
Члены правящей семьи; другие выходят за рамки поклонения предкам с
Королевский дом периода империи и содержат также имена королей Ид
Хеттская династия, относящаяся к традиции хеттского царствования.
Термин, обозначающий смерть кого-то из королевской семьи, был связан
с культом предка: ‘стать богом", то есть " божественным’ предком. 976 Мертвые, как-
Никогда не были обожествлены в том смысле, что они были подобны высшим богам пана-
тун.* “‘Божественность’ умерших предков-это выражение того, что они обладают
Иной статус, чем у живых, чтобы они могли предоставлять - подобно богам - благословения и
Благосостояние семьи, когда их должным образом почитают” 9 ' 8 В этом случае королевская
Дом из Хаттузы вернулся к концепции культа предков в северной Сирии. 9 ' 9
Призраки людей, которые не были полностью интегрированы в преисподнюю, также
Потому что они не были должным образом похоронены или потому что они были, по некоторым причинам,
Тарача 1998б.
Del Monte 1975: Archi 1979c.
Archi. 1979c; Kapehis 2006: 140ff.; Archi 2007a; Певица, в прессе.
Оттен 1951; 1968; Хаас - Вефлер 1977: 106fr,; Карруба 2007, Аналогичные списки в культе мертвых
Короли и предки из королевской семьи известны из Месопотамии, а также из Угарита и
Мари в Сирии, см., например, Finkeistein 1966: Бейлисс 1973; Китехен 1977; Парди 1996; Ceeh 2002;
Жакефк 2002.
976 Сильвестри 1982; Тарача 2000: 196; Хаттер-Браунсар 2001; Капехис 2006: 40ff. Contra ßeal:
59f.) и Сойсал (2003: 53f.) не только король ‘стал богом’ после смерти.
977 Для другой интерпретации см. Хаас - Вефлер 1977: 89 n. 19; Хаас - Вегнер 1992: 249;
Haas 1994a: 243 (“Der Wendung “zum siu(n) werden” könnte der Glaube zugrunde liegen, daß
die Seelen des Königs und der Königin nach dem Tode mit dem ererbten indogermanischen
Himmels- und Stammesgott verschmelzen”). Однако позже Хаас (2000: 53) изменил свою точку зрения.
Хаттер 1997: 84,
Для Угарита, ср. Xella 1983: 286; Льюис 1989: 49, 171; Серенсен 1999: 11ff. со ссылками. Для
Эниар, см. ван дер Тоорн 1994h; Шмидт 1996.
HrmTE Анатоия
Не получив своих подношений в культе предков, были способны вызвать Ирвинга
Много горя. Также неожиданный или несвоевременный контакт с призраками, рассматриваемый как
,..., 980,,,,,.
Предзнаменование, приведшее к последней слезе, 1 его слеза была расценена как серьезное противодействие
Быть удаленным с помощью очистительных ритуалов. Действие злобных слов, подобно тому, как эн-
Вражда между людьми не прекратилась со смертью одной из сторон конфликта. То
Умерший мог отомстить из могилы за обиды, пережитые в жизни, или
Обиды, причиненные членам ее семьи. К числу ритуалов манталли относятся-
Что касается злобы, которые были совершены, чтобы излечить антагонизм между двумя людьми, там