доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин




для студентов дневной формы обучения, обучающихся по

специальности 030501(65) «Юриспруденция»

Краснодар

Автор-составитель:

В. В. Линько, кандидат исторических наук,

доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар).

Рецензенты:

Л. В. Бутько, доктор юрид. наук, профессор

Зав. кафедрой государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета

О. А. Ковтун, канд. юрид. наук

доцент кафедры государственного права и управления Кубанского государственного университета

Автор программы В. В. Линько, кандидат исторических наук,

доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар).

Рецензент Л. В. Бутько, доктор юрид. наук

Зав. кафедрой государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) Юриспруденция.

Одобрен кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 02.10.2006 г.)

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании учебно-методического совета Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО Российская академия правосудия» «______» ________________ 200_г.

© Северо-Кавказский филиал ГОУ ВПО

«Российская академия правосудия», 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..….4

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………………8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

очной формы обучения………………………………………………………………………10

ПРОГРАММА…………………………………………………………………………………13

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература………………………………………………………………….…….23

Дополнительная литература……………………………………………………………..…24

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………40

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………….…………41

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОФО…49

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………..……………112

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в стране социально-политические изменения порождают интерес к истории политико-правовой мысли. Это связано с интенсивным поиском решения задач, связанных с демократизацией общественной жизни, совершенствованием властно-управленческих отношений. Изучение истории политических и правовых учений позволяет отойти от устоявшихся стереотипов восприятия политико-правовой действительности, расширяет горизонты альтернативного видения политических проблем, позволяет проанализировать предшествующие политическую практику, опыт различных стран и народов. Ретроспективный анализ, глубокое знание зарубежной, отечественной традиции политического, правового мышления позволяет более уверенно ориентироваться в доктринальном поле современной российской политики.

В условиях осуществляемых в России радикальных преобразований изучение истории политических и правовых учений как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки специалистов юридического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает особо важное значение.

Предметом изучения истории политико-правовых учений является исторический процесс возникновения, развития и смены правовых идей и воззрений по мере происходящих изменений в политической системе, экономике, науке, технике и социальной сфере. Дисциплина раскрывает основные закономерности процесса развития познания природы, государства и права, принципы общественного и государственного устройства, формы взаимоотношений личности и власти и т.д.

Знания, которые можно приобрести, изучая этот предмет, необходимы для осмысления закономерностей и особенностей формирования политико-правовой теории, свободного ориентирования в ее проблемах, эффективного использования полученных навыков в целях исследования объективных законов в развитии международного и отечественного права и выработки творческого подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных управленческих решений.

Цели и задачи преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование, развитие и закрепление у студентов нового юридического мышления в условиях становления правового государства; общей и правовой культуры; высокого профессионализма; чувства законности и справедливости.

Цель курса - создать условия для познания закономерностей и особенностей формирования правовой теории, сформировать умения самостоятельно оценивать и сопоставлять наиболее важные доктрины, стили мышления, принципы познания прошлого и современности, научить использовать полученные навыки для творческого осмысления политико-правовых процессов и выработки критического подхода к реалиям сегодняшнего дня.

Реализация данной цели определяет необходимость решения ряда задач:

- проследить процесс эволюции различных парадигм политико - правового мировоззрения в различные периоды развития общества, выявить особенности российской интеллектуальной традиции;

- освоить научную методологию исследования истории политических, правовых учений;

- изучить влияние политических и правовых теорий на процессы государственно-правового строительства;

- проследить преемственность развития теоретического познания и природы государственно-правовых явлений;

- рассмотреть основные теории и школы политико-правовой мысли в тесном взаимодействии с персоналиями, так как только персонифицированный подход может дать наиболее полное представление о том или ином направлении в развитии истории науки;

- обеспечить единство и преемственность в изучении курса истории политических и правовых учений с другими научными дисциплинами, в частности, с теорией, историей государства и права, для формирования у студентов цельного правового мироощущения;

- обеспечить динамичность, разнообразие форм и методов, приемов, используемых в учебном процессе с учетом фактологического, категориального и методологического уровня знаний студентов, а так же их индивидуальных особенностей;

- направить преподавание истории правовых учений на выработку у студентов обширного понятийного, категориального аппарата, раскрывающего основное содержание курса;

- ориентировать студентов на постоянную самостоятельную поисковую работу, развивающую их навыки и умения, мышление, восприятие и память

Квалификационные требования, предъявляемые к студентам

В результате изучения дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ: содержание учебной дисциплины в законах, категориях и принципах, отражающих политико-правовую практику. Обязательный минимум (базовый курс) включает следующие компоненты: критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.); достижения выдающихся отечественных и зарубежных юристов в области истории политико-правовых учений.

УМЕТЬ:

адекватно разбираться в закономерностях функционирования государства и права, общетеоретических идеях, концепциях, теориях, прогнозах, имеющих значение для понимания и совершенствования современной государственно-правовой практики.

2) сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины в контексте многовековой дискуссии по политико – правовым проблемам, выделять их аксиологический, прикладной компоненты, излагать разные точки зрения на субъекты политических и правовых отношений. В условиях идеологического плюрализма, соревнования идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

3) грамотно пользоваться политическими, правовыми источниками информации, объективно оценивать информацион­ное поле деятельности, правильно понимать любые политические и правовые явления в современном мире;

уметь использовать полученные знания для подтверждения своей точки зрения; уметь аргументировать свою позицию, поступки и действия в соответствующей обстановке.

ИМЕТЬ ОПЫТ применения полученных знаний для диагностики текущих политических, правовых событий и явлений в жизни стран, определения объективной стратегии и тактики действий.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Форма обучения очная
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Экзамен

Тематический план



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: