г. естественно-правовой школы




ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ КОНЦА X1X –НАЧАЛА ХХ в.в.

1. Политико-правовые учения российских реформаторов второй половины XIX в. (А.М.Унковский, митрополит Филарет).

2. Радикальные программы преобразований А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

3. Анархическая коллективистская теория М.А.Бакунина, П.А. Кропоткина.

4. Либеральная мысль России. Политические и правовые взгляды Б.Н.Чичерина.

5. Социологическая школа права в России.

6. Идеи консерватизма в трудах К.Н.Леонтьева, К.П.Победоносцева.

Литература:

Бакунин М.А. Избранное. М., 1989.

Леонтьев К.Н. Восток. Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) М.,1996.

Кропоткин П.А. Избранные социально-философские произведения. М., 1990

Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархизм. М., 1990

Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XIX века. М., 1984.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1978.

Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

Зорькин В.Д. Муромцев. М., 1984.

Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.

Зорькин В.Д. Из истории политической и правовой мысли. Б.Н. Чичерин. М., 1984.

Климов И.А., Анархия как общественное устройство в доктрине М.А.Бакунина // Социс. - 2001. - № 10.

Косик В.И. Константин Леонтьев: размышление на славянскую тему. М., 1997

Кривенький В.В. Анархисты // Полис. – 1993. - № 2.

Конституционный проект С.А. Муромцева // Исследования по источниковедению истории России до 1917 г. М. - 1996. - С.173 – 196.

Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М., 1986, гл. 5.

Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н.Чичерина // Правоведение. – 1993. - № 5.

Революционеры и либералы России. М., 1990.

Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985.

Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989.

Экимов А.И. Коркунов. М., 1983

Целью изучения данной темы является выяснение, с одной стороны, единства и взаимосвязи политико-правового мировоззрения России и Западной Европы, а с другой стороны, понимание специфичности исканий отечественных мыслителей. Важнейшей проблемой, которую они решали, была проблема поиска самобытной формы политической самоидентификации России, поиск особого, третьего пути развития.

В данный период происходит расцвет политико-правовой мысли России, своеобразный русский Ренессанс. Возникает обилие своеобразных российских школ и течений: народничество, византизм, западничество, евразийство и др. Особенности политической мысли были обусловлены промежуточным положением России между западной и восточной цивилизациями, запоздалостью ее политического развития, экономическим отставанием, православными ценностями и общинно–коллективистскими традициями. Специфика российской политической и правовой мысли заключалась в следующем: преобладание крайностей – радикализма и консерватизма; отсутствие социальных корней либерализма и категоричное его неприятие; своеобразное содержание поставленных и решаемых вопросов: историческая миссия России, своеобразие исторического развития России, менталитета, поиск соответствующей стране политической, правовой модели; чрезмерное восхваление, мифологизация прошлого консерваторами, будущего радикалами; тесная взаимосвязь политических, религиозных, правовых, философских идей и концепций. Активно не обсуждались технологии демократии: парламентаризм, разделение властей и т. д.;

Кризис феодально-крепостнического строя породил проблему поиска новой модели, теории общественного развития, споры о путях дальнейшего развития России. Полемика об альтернативах развития России, методах преобразования государства привела к идейному размежеванию общества. Возникли три наиболее крупных течения: консерватизм, либерализм, радикализм. Были заложены основы российского конституциализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования правового государства (Б.Н.Чичерин., С.А.Муромцев. К.Д.Кавелин.) Наибольшую активность по распространению в обществе своих идей проявили радикалы, которые заполнили вакуум, образовавшийся между полюсами либерализма и консерватизма. Благоприятной почвой для этого стала антиномичность политических доктрин большинства направлений. Крайние подходы к модернизации страны возобладали.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать содержание политико-правовых учений: концепции «русской идеи», охранительной концепции К.П.Победоносцева, русского анархизма М.А.Бакунина. П.А. Кропоткина, юридического позитивизма Г.Ф.Шершеневича, теории естественного права П.И.Новгородцева, социологической школы права С.А.Муромцева, Н.М.Коркунова, М.М.Ковалевского, различных подходов к решению проблемы революционного и реформистского путей преобразования общества.

• уметь сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины конца Х1Х – нач. ХХ в.в., связывать полученные знания с практикой; адекватно разбираться в закономерностях функционирования государства и права, общетеоретических идеях, концепциях, теориях, прогнозах, имеющих значение для понимания и совершенствования современной государственно-правовой практики.

• получить навыки анализа политико-правовых доктрин; участия в политических дискуссиях;

Задания к семинарскому занятию №9

1. Раскройте содержания проекта социальной республики А. И.Герцена.

2.Н.Г.Чернышевский о русской общине.

3. Смоделируйте вариант анархистского общества. Что вы знаете о М.А.Бакунине, его взглядах.

4.Л.Н. Толстой отрицал необходимость существования государства, права, законов, считал, что все социальные проблемы можно решить путем личного самосовершенствования. Сопоставьте его точку зрения с положениями В.С.Соловьева, П.И.Новгородцева по этому вопросу.

5.Что составляет сущность концепции «возрожденного естественного права»? В чем состоит ее расхождение с позитивистско-утилитарной теорией власти и права, принуждения и свободы личности.

6.Правомерно ли делать вывод, что фундаментальные основы правового государства имеют внеклассовый и даже внеисторический характер и должны быть отнесены к общечеловеческим ценностям. Обоснуйте свою позицию.

7. Назовите признаки закона, указываемые В.С. Соловьевым в его «Философской публицистики»?

8. Какова, по мнению И.А. Ильина роль «народного правосознания» при выборе государственной формы? (Используйте «Социальность или социализм?»).

9. Какое явление К.П. Победоносцев называет «Великой ложью нашего времени»?

10. Что представляет собой государство в концепции В.И. Ленина? Почему неизбежно отмирание государства? Что является итогом этого процесса. При ответе на вопрос используйте труд «Государство и революция»

Алгоритм характеристики и оценки выдающегося мыслителя

Раскройте исторические условия и влияния общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности: а)историческая обстановка; б)ближайшее окружение; в)путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.

Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального слоя он выражал; его единомышленники.

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.

Раскройте связи и противоречия личности – в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.

Оцените его роль в истории: а)по результатам его деятельности; б)по значимости этой личности для страны, народа; в)по его влиянию на последующий ход событий и т.д.; г)по воздействию его личного примера на других людей, на новое поколения.

Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.

1. Прочитать текст от начала до конца.

2. Если у текста есть название, подумать, почему автор выбрал именно такой заголовок.

3. Какова цель текста?

4. Определить к какой шкале политического спектра следует отнести данный политический текст. Аргументируйте свою точку зрения.

5. Определить, на какую социальную группу рассчитан данный политический текст.

6. Выразить собственное отношение к главной мысли текста, к точке зрения его автора.

7. Сделать вывод, основываясь на главной мысли текста.

Тематика рефератов:

1.Традиции либеральной мысли России в свете опыта современной модернизации.

2. Политико-правовые воззрения представителей евразийства и современность.

3. Концепция правового государства в России (Кистяковский Б.А., Котляревский С.А., Рессен В.М. и др.).

Тест для самопроверки знаний по теме:

1. Теоретиками анархизма были:

а. Прудон, Кропоткин, Штирнер

б. Прудон, Бакунин, Кропоткин,Штирнер

в. Бакунин, Кропоткин,

г. Прудон, Бакунин,Штирнер

2. А. И. Герцен считал главным элементом в построении будущего русского социализма …

А. рабочий класс

Б. интеллигенцию

В. объединение промышленников

Г. сельскую общину

3.Учение о государстве и праве русского философа, государствоведа Б. Н. Чичерина следует считать:

А. либеральным

Б. демократическим

В. консервативным

Г. националистическим

4. «Государство имеет национальное значение»,-считал:

а. Грановский

б. Чичерин

в. Данилевский и Новгородцев

г. Данилевский.

5.В начале 20 века теорию правоотношений начал разрабатывать:

а. Новгородцев

б. Муромцев

в. Шершеневич

г. Петражицкий.

6. Новгородцев понимал под естественным правом:

а. общественный идеал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: