а. византийская политическая традиция




б. восточная политическая традиция

в. славянофильство

г. античная политическая традиция

4. Автор политической концепции «Москва — третий Рим»:

а. Феодосии Косой,

б. Филофей,

в. Нил Сорокин,

г. И. С. Пересветов.

5. Объект критики А. Курбского:

а. опричнина,

б. церковь,

в. демократия,

г. ограниченная монархия.

6.Кто из перечисленных мыслителей не придерживался теории просвещённого абсолютизма?

а. Карамзин.

б. Сперанский.

в. Беккариа.

г. Екатерина Великая

д. Пуфендорф

7.Последователем Гегеля в России был

а. Чичерин

б. Карамзин

в. Данилевский

г. Самарин.

8. Политическая теория России в 18 веке опиралась на

а. византийскую традицию

б. славянофильство

в. либерализм

г. Просвещение

9. Кто из русских мыслителей 18 века предложил ввести в России разделение властей?

а. В. Н. Татищев

б. Ф. Прокопович

в. И.Т. Посошков

г. С. Е. Десницкий

10..Автором таких произведений, как «Путешествие в землю Офирскую», «О повреждении нравов в России» является

а. Крижанич

б. Кантемир

в. Ломоносов.

г. Щербатов

11.В трактате Прокоповича «Правда воли монаршей»

а. оплакивается смерть Петра

б. обосновывается право родителя лишать сына наследства

в. прославляется российский флот

г. обоснование упразднения патриаршества

12.Автором «Истории Российской с самых древнейших времен» является

а. Щербатов

б. Карамзин

в. Татищев

г. Соловьев

13. Татищев выделял такие виды власти, как по природе, по доброй воле и…

а. по закону

б. по принуждению

в. по воле правителя

г. по естественному праву

14. Кто из мыслителей России умер в Петропавловской крепости в 1726 гг

а. Радищев

б Рылеев

в. Посошков

г. Новиков

15. Посошков обосновал необходимость разделения труда между сословиями крестьян, дворян, священников и…

а. чиновников

б. торговцев

в. горожан

г. субстанциональное сословие

16. Посошков обосновал необходимость…

а. невмешательства государства в экономику

б. протекционизм

в. отмену крепостного права

г. разделения властей

17. Противником реформ Петра Великого был

а. Яворский

б. Шувалов

в. Панин.

г. Голицын

18. Кому посвящена эпиграмма А. Пушкина «В его «Истории» изящность, простота доказывают нам без всякого пристрастья необходимость самовластья и прелести кнута…»

а. Щербатов

б. Карамзин

в. Татищев

г. Соловьев

19. По мнению Ф. Прокоповича наилучшей формой правления является:

а) абсолютная монархия:

б) диктатура;

в) демократия;

Тематика рефератов:

1. Цивилистика И.Т. Посошкова.

2. Политико-правовые взгляды Ю.Крижанича и современность.

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫВ ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ Х1Х вв.

1. Учение И.Канта о государстве и праве.

2. Историческая школа права.

3. Учение Гегеля о государстве и праве.

Литература:

Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. Т.4. М., 1980.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Абдуллаев М.И., Учение Канта о праве и государстве // Известия вузов.- Правоведение. - 1998. - №3. - С.148 – 154.

Азаркин Н.Н. О сильной государственности Гегеля // Юридическая газета. – 2001. - №47. - С.13.

Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.

Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М., 1960.

Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к “ Критике чистого разума”. М., 1990.

История политических и правовых учений XVII - XVIII вв. /Под ред. B.C. Нерсесянца. Вып. 3. М., 1989.

История европейского права /Под ред. Э.Аннерс. М., 1994.

Кальной И.И. Философия права., СПб, 2000.*

Поликарпова Е.В. Учение Канта о государстве и праве. М., 1973.

Ударковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1993.

Нарский И.С. Кант. М., 1976

Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974.

Нерсесянц В.С., Философия права Гегеля. М., 1999.

Целью изучения данной темы является осмысление кардинально нового научного подхода к объяснению государства и права, методов познания закономерностей их развития, тенденций их генезиса. Наивысшее развитие и завершение либеральный рационалистический подход к праву нашел в трудах классиков немецкой философии Канта и Гегеля. И.Кант разрабатывает логически завершенную концепцию либерализма, отстаивая принцип автономности личности, развивает идеи правового ограничения государственной власти. В центре внимания должно быть познание гегелевской «Философии права», где излагается идеалистическая теория государства и права как ступеней развития духа в его объективной форме. Идея права в гегелевском учении раскрывается в сфере государственно-правовых явлений, а объективный дух предстает как идеальная политико-правовая реальность. Право осуществляется в действительности путем диалектического процесса конкретизации этого понятия. Происходит движение его абстрактных форм к конкретным. Понятие «право» у Гегеля имеет несколько значений: право как свобода, право как определенная ступень и форма свободы, право как закон. Студенту следует разобраться в смысле всех этих гегелевских измерений права и выявить методологически важные подходы мыслителя к анализу правовых явлений. Так, например, по гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство. Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством законодательствования. Гегель противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Только закономерное в положительном праве законно и правомерно.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать содержание политико-правового учения классиков немецкой философии: принцип автономии личности И.Канта, критическую оценку предшествующих учений о праве и государстве, попытки систематизации норм права, введение понятия «философия права», отрицание противопоставления естественного и позитивного права, разработка принципов правового государства, проблем соотношения государства и гражданского общества, многомерности феноменов государства и права, обоснование необходимости разделения властей и др.

• уметь владеть диалектическим методом анализа политико-правовой действительности, выявлять методологически важные положения теории немецких классиков, учитывать ментальные факторы в правотворчестве и правоприменении.

• получить навыки применения гегелевской методологии в практической деятельности юриста.

Задания к семинару № 8:

1. Смысл понятия «категорический императив»

2. Что, по мнению И.Канта, составляет основу блага государства?

3. Какие критерии положены И.Кантом в основу классификации форм правления? В чем их основная особенность?

4. Какие критерии классификации права предложил И.Кант?

5. Общественная справедливость и ее составляющие.

6. Как соотносятся кантовская концепция моральной автономии индивида и идея свободы?

7. Соотнесите кантовские понятия «свобода», «мораль», «право».

8.Назовите характеристики государственно-правового идеала И.Канта.

9. Система права в представлении И.Канта.

10. Кантовский проект вечного мира.

Содержание политико-правового учения Г.Гегеля (по работе «Философия права»

1. Почему, по мнению Гегеля, в государстве свобода достигает наивысшего подобающего ей права?

2. Что составляет основу государственного строя, базис государства?

3. Какая форма правления представлялась Гегелю наилучшей и как она должна быть организована?

4. Какие могут быть последствия для государства при самостоятельности законодательной и исполнительной (правительственной) власти?

5.Поясните положение Гегеля о том, что государственное устройство определенного народа зависит вообще от характера и ступени развития его самосознания.

6. Каким видит Гегель механизм осуществления за деятельностью властей?

7. Охарактеризуйте принципы, положенные Гегелем в основу учения о праве.

8. В чем заключается новизна научного метода философии права Г.Гегеля?

9. Какие стадии в развитии права выделяет мыслитель?

10. Почему Гегель считал, что любой человек должен быть компетентен в вопросах права?

Тематика рефератов:

1. И.Кант как юрист.

2. Идеал системы правосудия в представлениях Г.Гегеля.

Материал для эссе:

«Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела. С подобным же недоверием физики отнеслись к учению Гете о цветах, поскольку он не был специалистом в данной области, а к тому же поэтом. Однако также, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих собой общий интерес. Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен его знать».

Г.Гегель Философия права.

«Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам совместима со свободой каждой другой личности»

И. Кант

«Если бы законы могли говорить, они обвинили бы, прежде всего юристов». Галифакс.

«Достоинство короны измеряется качествами тех, кто ей служит»

французский прокурор Омер Галон

Тест для самопроверки:

1.Отношение немецкой исторической школы права к естественному праву



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: