и направления исследований 4 глава




В зависимости от определенных критериев выделяют различные группы потребностей. Чаще всего основанием для отнесения потребности к тому или иному типу служит предмет потребностей. Так, к материальным потребностям обычно относят потребности в пище, одежде, наслаждении. Существуют и иные классификации потребностей.

Все потребности человека, хотя и в неодинаковой степени, наполнены социальным содержанием. Они являются отражением и закреплением в личности общественных отношений. Каждому типу общественных отношений соответствует свой комплекс потребностей. Чем богаче и разнообразнее жизнь общества, тем выше развиты потребности людей.

Реализуясь и одновременно формируясь в процессе деятельности, потребности представляют собой этот диалектический «мостик», который связывает личность с ее социальным окружением. Последнее, предоставляя человеку условия для их удовлетворения, также наполняет потребности предметным содержанием. Через потребности воздействия внешних, объективных, обстоятельств превращаются в лежащие внутри личности субъективные причины ее действий, из которых социология сосредоточивает свое внимание на социальных установках, ценностных ориентациях, мотивах поведения.

Установка выступает как готовность субгекта действовать в определенных обстоятельствах определенным образом. Социальная установка возникает при многократной реализации той или иной высшей (социальной) потребности личности в одной и той же ситуации. После окончания действия она сохраняется в виде готовности действовать аналогичным образом при повторении подобной ситуации.

Система важнейших, наиболее устойчивых социальных установок личности получила название ценностной ориентации. Известно, что ценность—понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость предмета или явления для человека. Поэтому ценностная ориентация личности—это совокупность социальных установок относительно наиболее важных для нее предметов или явлений. Основное содержание ценностных ориентации личности—мировоззренческие и нравственные убеждения человека, принципы поведения, глубокие эмоциональные привязанности.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что восприятие и оценка личностью ее социальных ролей в огромной степени определяются типичной для нее системой ценностных ориентации. В процессе реализации последних обнаруживается действие трех основных факторов: 1) социальной среды, в которой человек постоянно находится; 2) целенаправленного воздействия общества, т. е. воспитания в широком смысле слова; 3) человека, на которого все эти воздействия направлены, его избирательности, «обратной связи» с социальным окружением.9

В социологии личности исследуют распространенность тех или иных ценностных ориентации в массовом сознании, а также силу их мотив ационного воздействия на поведение личности. В частности, принято выделять ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности человека: труд, семья, свободное время, общественная работа и др. Такие ценностные ориентации получили название жизненных ориентации. Ориентации на ценности, мотивирующие деятельность человека в сфере труда или образования, относят соответственно к ценностям труда и ценностям образования. Наконец, различают терминальные (жизненные цели, или ценности-цели) и инструментальные (средства достижения этих целей, или ценности-средства) ценности. К первым можно отнести, например, интересную творческую работу, возможность приносить пользу окружающим, развлечения, удовольствия, материальное благополучие; ко вторым—способности, здоровье, деньги, образование, протекции, знакомства и т. п.

Установлено, что система ценностных ориентации личности имеет многоуровневую структуру, вершину которой составляют ценности, тесно связанные с ее идеалом. Это своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые обществом к человеку и человеком к самому себе.10

Все внутренние элементы, в которых проявляется ее направленность (потребности, социальные установки и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы), относятся к мотивационной сфере личности, т. е. могут побуждать ее к деятельности.

Нельзя не отметить, что многое, относящееся к проблеме мотивов, до сих пор остается дискуссионным. Так, в психологии, из которой это понятие пришло в социологию, термином «мотив» обозначают совершенно разные явления. Как отмечает А. Н. Леонтьев, мотивами обозначают инстинктивные импульсы, интересы, желания, биологические влечения и аппетиты, а равно переживания эмоций; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током.11

Следует выделить социологический аспект мотивации. Социальное содержание мотива определяется системой ценностей, на которые ориентирована личность. Поэтому в социологии в качестве мотивов личности исследуют, как правило, систему ее ценностных ориентации. Существенно, что поведение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а их сложной иерархической системой, социальной характеристикой которой выступает ее направленность. Она, по определению Г. Л. Смирнова, «есть некое генерализирующее начало, охватывающее все сферы, все "этажи" человеческой психики—от потребностей до идеалов».12 Направленность является систе-мообразующим отношением в мотивационной сфере личности.

Таким образом, изучение направленности личности—важнейший аспект социологического исследования личности, ибо он характеризует способ реализации человеком его общественной сущности.

Обусловленная объективными факторами, направленность личности выступает как проявление всеобщего, составляющего социальный тип личности, характерный для определенного уровня общественного развития. Как феномен субъективной реальности направленность личности есть выражение особенного, характеризующего индивидуальность.

С точки зрения диалектического подхода сущность направленности обнаруживается в ее проявлениях: реальных и вербальных действиях людей. Личность—своеобразный предмет для социологического исследования. Опираться надо, в первую очередь, на ее социально значимые проявления, учитывая, что личность—представитель конкретной общественной группы или класса и носитель определенных социальных функций, т. е. на социальные факты.

Итак, направленность личности характеризует субъективную сторону ее социальной структуры, объективную же определяет положение человека в системе общественных отношений. Жизнедеятельность личности, выполнение ею социальных ролей есть не что иное, как выражение диалектической взаимосвязи этих сторон. Соответственно, социальная структура личности представляет собой совокупность устойчивых связей между отдельными элементами в процессе становления и деятельности человека как общественного существа. Поэтому без анализа этой структуры социологическое исследование личности невозможно.

 

Примечания

 

1 Рабочая книга социолога. 2-е изд., перераб. и доп./ Отв. ред. Г.В.Осипов. М., 1983. С. 70.

2 М&кацария Г.В., Лисовский В.Т. Современный студент (социальные проблемы обучения и воспитания в высшей школе). Тбилиси, 1982. С. 96-97.

3 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С.107.

4 Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1972. С.5.

5 Кемеров В.Е. Проблемы личности: Методология исследования и жизненный смысл. М., 1966. С. 299.

6 формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Отв. ред. Т. Н. Мальковская. М., 1985. С. 34.

7 См.: Тугаринов В. П. Личность и общество. М., 1965. С. 41-45; Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 6-29.

8 Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности. М., 1980. С.47.

9 См.: Лисовский А. В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

10 См.: Тугаринов В. П. Избранные философские труды/ Отв. ред. А.О.Бороноев. Л., 1988.

11 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность и личность// Вопросы философии. 1974. №5.

12 См.: Смирнов Г. Л. Советский человек. М., 1971.

 

 

§ 2. Социальное развитие молодежи

 

Концепции социального развития молодежи. Концепции социального развития молодежи мы рассматриваем как объективный и вместе с тем регулируемый обществом процесс взаимодействия необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели и прогресс (регресс) этого общества.

Из объективности процесса развития молодежи как социальной группы вытекает одна из особенностей социологического метода исследования данного процесса, когда учитывается, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность.

Если свойство необратимости социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса иотличает развитие молодежи от ее функционирования, то направленность изменяющихся характеристик молодежи придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер.

Неустойчивость отдельных позитивных социальных изменений в среде молодежи, появление непрогнозируемых, спонтанных явлений свидетельствует о том, что эти изменения еще не стали необратимыми.

Ошибки в выборе средств и методов осуществления социально-экономических преобразований в стране, длительное игнорирование многих социальных факторов развития общества, ориентации на командно-административные методы управления не могли не сказаться на направленности молодежной политики. Стало очевидным отсутствие четкой концепции социального развития современной молодежи, а отдельные, по-преимущест-ву административные меры, декларированные в многочисленных постановлениях, не носили взаимосвязанного целенаправленного характера. Выработка целей развития в воспитании молодежи осуществлялась в отрыве от реальных социальных процессов, происходивших в обществе и среди молодежи.

Еще более противоречивы процессы, охватившие современное молодое поколение в результате проводящихся реформ. Идет трудный и мучительный поиск путей достижения общественного прогресса, адекватных нынешнему этапу развития российского общества, когда речь идет об обновлении общественной системы с ее внутренним структурным и функциональным преобразованием. Поэтому в самом общем виде под социальным развитием молодежи понимаются количественные и качественные изменения социальных характеристик молодежи в процессе ее становления как субъекта общественного воспроизводства.1

Выделение данной проблематики в качестве самостоятельного направления в социологии молодежи обусловлено возрастающей потребностью в системном изучении этой социальной группы, что связано с рассмотрением социальных процессов в молодежной среде в динамике, а самой молодежи—в развитии. На каждом этапе своего развития общество вырабатывает отдельные требования, предъявляемые к подрастающему поколению, существующие в форме общественных норм, ценностей, морали и др., а также предоставляет различные возможности для успешной интеграции молодежи в общественные структуры. Это реализуется посредством государственной молодежной политики. Отсюда возникает необходимость специального изучения социальных механизмов взаимодействия общества и молодежи, в научном исследовании концептуальных подходов к ее социальному развитию. Л.Розенмайер отмечал, что именно социальное изменение определяет своеобразие поколенного образа жизни, а не наоборот. Как отмечает Ж.Элиль, каждое социальное явление— это эволюция. Нет «внезапных явлений», есть постоянные изменения.2

Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. В современных обществах сознательно развиваемые общественные отношения составляют фундамент научно обоснованного регулирования этот процесса. Отмечая данную особенность, мы имеем в виду не манипулирование молодыми людьми, не волюнтаристское воздействие на их судьбы, о создание необходимых условий социализации, использование всей совокупности регулирующих мер; характеризующих воспитательную практику.

Длительное время к социальному развитию наше обществоведение обращалось анализируя главным образом закономерные изменения в нем.

Фундаментальная разработка этой проблемы началась десять лет назад в секторе социальных проблем молодежи ИСАН СССР под руководством В. Чупрова и была продолжена в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Весомый вклад в ее изучение был внесен работами В. Боровика, С.Быковой, Д. Джумакулиева, Г.Журавлева, Е. Игитханян, И.Казариновой, Е. Катульского, Л.Кок-лягиной, Ю. Качанова, А. Кинсбурского, А. Колесникова, А.Лю-бутова, М. Малышевой, Р. Мамедова, М. Саввы, В. Семеновой, Н. Слепцова, Е. Соловьева, С. Спановского, И. Староверовой, М. Топалова, М. Черныша, А. Шаронова, Ю. Зубок.3

Между тем, являясь составной частью более общих процессов реформирования общественных отношений, социальное развитие молодежи имеет ряд особенностей. Эти особенности коренятся прежде всего в самой объективной сущности молодежи. Объективная основа понятия «молодежь» связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества; т. е. функционирование и развитие молодежи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни.

В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Здесь отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в процесса воспроизводства социальной структуры и определяется способностью молодого поколения воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Иначе говоря, речь идет о потенциальных сущност-ных силах молодого человека.

Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Во-вторых, как становящийся субъект общественного производства молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют специфику молодежного сознания, диалектического единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотиваци-онные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, лежащих в основе молодежных проблем.

Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, в исследовании молодежи рассматриваются следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные сущностные силы (личностный потенциал); побудительно-мотива-ционные и социальная деятельность, которая является способом реализации сущностных сил. Каждая из перечисленных составляющих является по-существу основанием социального развития молодежи и рассматривается в качестве одного из направлений социологического исследования.

Потенциальные социальные силы определяют личностные возможности (потенциал) молодого поколения, т. е. его способность становиться в процессе развития субъектом общественного производства и общественной жизни. Обретая способности к производственному потреблению, каждое новое поколение «становится производительной силой, равно как способности к индивидуально-личностному потреблению обеспечивают развитие сущностных сил человека».4 Именно в двуединой направленности способностей проявляется их роль как потенциальной сущностной силы молодежи.

Социальная сущность молодежи. В социологии проблематика способностей развита слабо. Поэтому социологическое изучение данной категории, особенно ее эмпирическая интерпретация, представляются актуальными. Объектом анализа здесь является не отдельный индивид и его индивидуальные задатки и не совокупность (сумма) индивидуальных способностей, а некая равнодействующая личностных возможностей отдельных групп молодежи, что позволяет говорить о личностном потенциале группы, слоя, поколения на основе степени распространенности этого признака в данной совокупности.

Для этого существующая в психологии типология способностей (интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, практические) адаптирована применительно к целям социологического исследования.

Мотивационная сфера сознания в проблематике социального развития молодежи рассматривается также в качестве важнейшей сущностной характеристики этой социально-демографической группы.

В индивидуально-психологическом плане подобный взгляд на мотивационную сферу можно объяснить ее связью с направленностью личности. «Направленность можно оценить как отношения того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие».5 В социологическом контексте такой подход оправдан с учетом той специфической сущностной функции, которую призвана выполнять молодежь в системе воспроизводства и развития общества. Эта функция реализуется посредством репродуктивной и инновационной деятельности.

Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей.

Мотивационная сфера молодежного сознания, таким образом, является сложным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий ее жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни. Такой подход обеспечивает анализ мотивационной сферы в ее целостности, что позволяет получить представление о мотивации как направленности сознания, отличая его от мотивировки отдельных видов деятельности или конкретных поступков.

Фундаментальные мотивационные установки личности формируются в процессе социализации молодежи. Но сама социализация не сводится к имитации социальных ролей, а предполагает «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду».6 Поэтому в социализации выделяются в качестве этапов познавательный и преобразовательный.

Молодой человек в процессе социализации не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности. Если для познавательного этапа социализации доминирующим способом деятельности является имитация, то для преобразовательного—новаторство. Соответственно результатом социализации может быть стереотипно-личностный (консервативный) или активно-личностный (продуктивный) этап сознания и поведения.

Активность в интериоризации общественного опыта является важной предпосылкой социального творчества молодежи, залогом инновационного процесса. Однако ориентация на творчес-ко-преобразовательную деятельность, даже закрепленная в мотивационной сфере молодых людей, сама по себе не является признаком развития. Под развитием понимается направленный процесс социальных изменений. Лишь изменения, происходящие в сознании молодежи в процессе ее социализации могут, отражать в онтогенетическом плане процесс ее развития. Иначе говоря, развитие молодежи в онтогенезе рассматривается как переход от стереотипно-личностного к активно-личностному типу сознания.

Что же касается развития молодежи в филогенезе как межпоколенном процессе, то здесь мы также сталкиваемся с соотношением преемственности и новаторства. Только направленность этого процесса определяется критериями развития общества Если преемственность в социальном плане понимается как простое воспроизводство молодым поколением существующей системы социальных отношений, то его социальное новаторство проявляется в преобразовании этих отношений, в ходе которого и образуется новое социальное качество. В единстве этих двух сторон социального развития молодежи отражается диалектика перехода от простого к расширенному общественному воспроизводству. Поэтому направленность изменений в мотивационной сфере сознания является важной характеристикой социального развития молодежи.

Процесс общественного воспроизводства сопровождается качественным изменением социального положения (статуса) молодого поколения. Это находит отражение в позитивных изменениях социального состава молодежи и степени социальной идентификации молодых людей в процессе включения их в разного уровня социальные общности.

Своеобразие молодежи как социальной группы. К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:

во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом—социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;

во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.

Понимание природы качественных изменений сущностных характеристик молодежи непосредственно связано с источником ее развития, т. е. с сущностью тех объективных противоречий, которые лежат в основе развития этой социально-демографической группы. Молодежь не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции—воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Выделение молодежи в качестве относительно самостоятельной общественной группы связывается прежде всего с воспроизводственной функцией.

В общественной жизни одновременно осуществляются процессы воспроизводства жизненных средств (предметно-вещественной стороны общественной жизни) и человеческих (духовных и физических) сил. Отсюда следует вывод, что коль скоро мы связываем специфическое положение молодежи в системе воспроизводства общества главным образом с процессом становления субъекта общественного производства и общественной жизни, то именно в противоречии, возникающем между этими двумя сторонами общественного производства, и коренится основной источник развития молодежи.

Это противоречие вызвано: во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а следовательно, различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью; во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности, в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития.

Перестройка, призванная активизировать все формы общественного производства, на деле еще больше увеличила разрыв между ними. Попытки добиться единства материального и духовного производства административно-командными методами, в частности, путем активизации так называемого «человеческого фактора», неизбежно пришли в противоречие с существовавшими общественными отношениями. Без коренного изменения базисных структур общества обеспечить его поступательное движение не представлялось возможным.

Осуществленные без учета всего комплекса социально-психологических факторов переход к рынку и либерализация цен усугубили кризис в обществе. Вместо ожидаемых заинтересованности молодежи в труде и повышения ее социальной активности приходится констатировать дальнейший рост ее пассивности и равнодушия.

Кризисные явления, затронувшие обе стороны процесса становления молодого поколения, как в сфере производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных духовных и физических сил, полностью разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все более вытесняют молодых людей из сферы основного производства в сферу общения, и, соответственно, в область потребительства. Резко усилилась тенденция движения к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи.

Критерии оценки тенденций социального развития молодежи. Важную роль в оценке тенденций социального развития молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществляется управление социальными процессами. При этом показатели развития должны отражать его уровень (темпы), а критерии—направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом.

В эмпирическом плане социальное развитие молодежи можно представить как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням, процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил молодежи (потенциальных, побудительно-мотивационных), отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности. Причем, в отличие от функционирования, развитие предполагает как воспроизводство в молодом поколении социальной структуры общества, так и процесс модернизации существующих общественных отношений, когда каждое новое поколение «с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой—видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности».7

В нынешних условиях вопрос о направленности социального развития молодого поколения связывается с перспективами модернизации общества. От того, по какому пути пойдет процесс модернизации, как изменится характер общественного строя в России, будут зависеть и уровень требований, которые предъявит общество к подрастающему поколению, и критерии оценки его развития.

Назревшая потребность людей в модернизации общества проявилась в отказе от тоталитаризма и стремлении к современному образу жизни. Однако реально сложившаяся тенденция, отражающая попытку радикальной перестройки российского общества, показывает, что найден не лучший путь преодоления неизбежного противоречия между универсально необходимыми предпосылками экономического роста и обязательными изменениями, какие должны произойти в укладе общественных отношений. Нельзя не учитывать, что нынешняя молодежь, как ее родители и деды, родилась и выросла в условиях, где право на труд, бесплатное образование, всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, другие формы социальной защищенности не на словах, а на деле гарантировались государством.8

Следует считаться и с тем, что модернистские установки большинства членов общества отражают не только стремление ко всему современному, но и недавнее прошлое, а также всю тысячелетнюю историю.

В наиболее общей форме об уровне социального развития (зрелости) молодежи можно судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае молодое поколение репродуцирует его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе.

Молодое поколение, достигшее социальной зрелости, должно также усвоить и воспроизвести весь спектр системных социальных отношений, характеризующих данную структуру.

В условиях кризиса и бурных социальных перемен особый смысл приобретает социальное новаторство. Однако оно может сопровождаться даже полным отрицанием предшествующего опыта.9

В настоящее время разработана и эмпирически апробирована система показателей, позволяющая количественно оценить качественные видоизменения. Об уровне и динамике развития молодежи можно судить: а) путем их сравнения со стартовыми позициями в каждой возрастной группе молодого поколения (внутрипоколенный анализ) и б) путем сравнения с родительским поколением (межпоколенный анализ).

В соответствии с ролью и местом молодежи в воспроизводстве общества направленность ее развития определяется как мера гармонизации диалектически противоречивых процессов становления субъекта производства жизненных средств и субъекта производства жизненных сил. Иначе говоря, направленность социального развития представляет собой равнодействующую двух диалектически взаимосвязанных направлений становления субъекта общественного производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: