ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ В.М. РУСАЛОВА




Благотворительный общественный

Фонд развития образования

 

Гуманитарный лицей г. Ижевска

 

Республиканский инновационный учебно-методический

Центр

 

Психологическая лаборатория Гуманитарного лицея

 

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТРУКТУРЫТЕМПЕРАМЕНТА В.М.РУСАЛОВА

 

 

Методические рекомендации

 

Ижевск 1996

 

 

Рецензент кандидат психологических наук,

доцент Байметов.

 

Методика Оценки Структуры Темперамента В.М. Русалова: Методические рекомендации для психологов /Сост. Г.В. Гильманова, А.Ф. Радевич. Ижевск, 1996. – 16 с.

 

Сбор данных: психолог Республиканского инновационного учебно-методического Центра А.А. Абдулхаков.

 

Корректор, технический редактор В.В. Пишкова.

 

 

Методические рекомендации посвящены применению детской и взрослой форм опросник В.М. Русалова в практической работе психолога.

В пособии излагаются теоретические основания конструирования диагностического инструментария, основные моменты работы с опросником, некоторые психометрические характеристики.

Рекомендации предназначены для студентов психолого-педагогических факультетов, слушателей спец факультетов, изучающих курс «Психологическая диагностика», а также для практических психологов.

 

Г.В.Гильманова, А.Ф. Радевич, составление, 1996 г.

Благотворительный общественный Фонд развития образования, оформление, производство, 1996 г.

Сотрудники психологической лаборатории Гуманитарного лицея выражают признательность коллегам, которые оказали значимую помощь при подготовке методических рекомендаций.

 

 

Д.М.Дементьевой (психолог школы 11, Ижевск).

Н.М.Тойкиной (психолог школы 11, Ижевск).

Л.Р. Мухаметшиной (психолог школы 56, Ижевск).

А.М. Галкину (психолог школы 93, Ижевск).

М.Ю. Ложкиной (психолог Як-Бодьинской сельской гимназии).

 

Особо благодарны администрации Республиканского инновационного учебно-методического Центра при МНО УР, которая оказала организационную и техническую помощь.

 

Методика Оценки Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова позволяет измерить важнейшие личностные характеристики человека по восьми темпера ментальным шкалам с достаточной долей достоверности. Разработана детская и взрослая формы методики (В-ОСТ – 18-55 лет, Д-ОСТ –13-17 лет).

Надежность опросник описывается в ряде работ самого автора (Русалов В.М., 1988, 1990), а также в специально посвященных исследованиях и уточняющих диагностический инструмент (Храмов Е.В., 1993).

Тест-опросник В.М. Русалова может применяться как в индивидуальной диагностике, так и в групповом тестировании. Особо эффективным его применение может быть в педагогике, социальной сфере и медицине при решении широкого спектра практических и научно-исследовательских задач.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ В.М. РУСАЛОВА

 

Теоретической основой, на базе которой конструировался опросник ОСТ, является концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения, берущая начало от идей И.П. Павлова. Однако, эта концепция уже рассматривается как частный случай более фундаментального подхода к функционально-системной организации работы мозга, разработанной П.К. Анохиным.

Согласно концепции П.К. Анохина поведение человека как взаимодействие со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый поведенческий акт организуется и реализуется как иерархия функциональных систем, состоящих из четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи.

Формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате «системного обобщения» индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека. Исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, В.М. Русаловым допускается существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.

Согласно концепции В.М. Русалова, первый параметр, должен характеризовать в наиболее обобщенной форме широту – узость афферентного синтеза или, другими словами, степень взаимодействия организма со средой.

Второй фундаментальный формальный параметр должен отражать степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие, третий фундаментальный параметр – степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Четвертый базальный параметр формального аспекта поведения должен отражать порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с аспектом результата действия.

Таким образом, опираясь на достижения современного функционально-системного подхода, в структуре темперамента выделяется четыре фундаментальных измерения: эргичность, пластичность, скорость (темп) и эмоциональная чувствительность.

Отличительной чертой модели темперамента В.М. Русалова является то, что автор выделяет два аспекта при взаимодействии человека со средой – взаимодействие с предметным миром и взаимодействие с социальным миром. Отсюда следует, что возможно выделение двух аспектов эргичности – предметно-деятельностный и коммуникативный, двух аспектов скорости, а также двух аспектов эмоциональной чувствительности – к вещам и к людям.

Итак, исходя из вышеприведенных теоретических посылок и разрабатывался опросник структуры темперамента (В-ОСТ и Д-ОСТ), который представляет из себя восемь латентных переменных, выделенных гипотетическим путем.

 

В опросник представлены следующие шкалы:

Эргичность предметная (ЭР) – включает вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, жажде деятельности, стремлении к умственному и физическому труду, о степени вовлеченности в трудовую деятельность.

Эргичность социальная (ЭС) – включает вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о жажде освоения социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, общительности, вовлеченности в социальную деятельность.

Пластичность предметная (П) – включает вопросы о степени легкости (трудности) переключения с одного предмета деятельности на другой, о быстроте перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, о стремлении к разнообразию форм предметной области.

Пластичность социальная (СП) – состоит из вопросов, направленных на выделение степени легкости (трудности) переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ, к разнообразию количества готовых (неосознанных, импульсных) форм социального контакта.

Скорость или темп предметный (Т) – включает вопросы о скорости выполнения отдельных операций, о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Темп социальный (СТ) – направлен на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

Эмоциональность предметная (ЭМ) – состоит из вопросов, оценивающих эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительностью к неудачам в работе.

Эмоциональность социальная (СЭМ) – охватывает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

 

 

Нагрузка каждой шкалы равнозначная (по 12 вопросов).

Кроме того, в опросник включена шкала контроля социальной желательности (шкала «К»), состоящая из 9 вопросов на ложь из опросника EPI, адаптированного к русской популяции В.М., 1987).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: