Процедура тестирования предполагает как индивидуальную, так и групповую форму, занимает около 25 минут.
Предполагается следующая инструкция:
«Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик соответственно в графе «нет» регистрационного листа».
Текст взрослой (В-ОСТ) и детской (Д-ОСТ) формы опросника приводится в отдельном буклете. Бланк регистрации ответов в приложении.
За совпадение с ключом начисляется один балл, суммарные значения по каждой шкале заносятся по каждой шкале заносятся в специальные колонки регистрационного листа.
Ключ к опроснику В-ОСТ
ЭР | СЭР | П | СП | Т | СТ | ЭМ | СЭМ | К |
+4 | +11 | +20 | +2 | +1 | +24 | +14 | +6 | +32 |
+8 | +30 | +25 | +9 | +13 | +37 | +17 | +7 | +52 |
+15 | +57 | +35 | +18 | +19 | +39 | +28 | +21 | +89 |
+22 | +62 | +38 | +26 | +33 | +51 | +40 | +36 | -12 |
+42 | +67 | +47 | +45 | +46 | +72 | +60 | +41 | -23 |
+50 | +78 | +66 | +68 | +49 | +92 | +61 | +48 | -44 |
+58 | +86 | +71 | +85 | +55 | -5 | +69 | +53 | -65 |
+64 | -3 | +76 | +99 | +77 | -10 | +79 | +63 | -73 |
+98 | -34 | +76 | -31 | -29 | -16 | +88 | +75 | -82 |
-27 | -74 | +101 | -81 | -43 | -56 | +91 | +80 | |
-83 | -90 | -54 | -87 | -70 | -96 | +95 | +84 | |
-103 | -105 | -59 | -93 | -94 | -102 | +97 | +100 |
Ключ к опроснику Д-ОСТ
ЭР | СЭР | П | СП | Т | СТ | ЭМ | СЭМ | К |
+1 | +17 | +4 | +6 | +7 | +25 | +11 | +13 | +44 |
+2 | +18 | +5 | +21 | +8 | +40 | +12 | +14 | +60 |
+16 | +48 | +19 | +22 | +23 | +41 | +26 | +28 | +105 |
+31 | +49 | +20 | +36 | +39 | +55 | +27 | +29 | -15 |
+46 | +63 | +34 | +51 | +54 | +70 | +42 | +43 | -30 |
+47 | +77 | +65 | +52 | +68 | +85 | +57 | +58 | -45 |
+61 | +78 | +66 | +81 | +69 | -9 | +71 | +59 | -75 |
+62 | -3 | +80 | +97 | +84 | -10 | +72 | +73 | -89 |
+91 | -33 | +94 | -37 | -38 | -24 | +86 | +74 | -90 |
-32 | -64 | +95 | -67 | -53 | -56 | +87 | +88 | |
-76 | -79 | -35 | -82 | -83 | -99 | +101 | +103 | |
-92 | -93 | -50 | -96 | -98 | -100 | +102 | +104 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКАЛ
Автор методики (Русалов В.М., 1988,1990) предлагает ориентироваться при выделении высоких, средних и низких значений по каждой шкале на X=6 и σ около 3,принимает за норму 6 ± 2 и выделяет значения с 9 до 12, характеризующие высокий полюс шкалы, а от 0 до 3 – низкий полюс (таблица 1).
Необходимо отметить, что данный подход позволяет в грубой форме определить выраженность той или иной темпераментальной черты, так как распределение только приближается к нормальному. Получение данных на репрезентативной выборке затруднительно. В то же время при выделении групп по отдельным переменным (например, возрасту, полу и т.д.), на наш взгляд, проблематично получить в каждом кластере нормальность распределения по всем шкалам. Следовательно, более корректно применение средних со стандартным отклонением, полученных в диагностической практике самим психологом, либо возможна ориентация на приведенные ниже нормативные данные.
Все вышеизложенное не снижает ценности диагностического документа, а только свидетельствует о том, что он еще требует доработки, а в практической деятельности – взвешенного подхода при интерпретации результатов.
Таблица 1
Баллы | Интерпретация шкал |
9 – 12 | Энергичность предметная (ЭР) «Широкая» сфера деятельности, высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения, высокая работоспособность. |
0 – 3 | «Узкая» сфера деятельности, пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности. |
9 – 12 | Энергичность социальная (СЭР) Широкий круг контактов, открытость, общительность, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к занятию высокого ранга при освоении мира через коммуникацию. |
0 – 3 | «Узкий» круг контактов, незначительная потребность в общении, уход от социально активных форм поведения, замкнутость. |
9 – 12 | Пластичность предметная (П) Легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, то есть в работе, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. |
0 – 3 | Склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразия форм поведения, вязкость, консерватизм привычек, стереотипные формы деятельности. |
9 – 12 | Пластичность социальная (СП) Широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в контакты и переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок (стереотипов), импульсивность в общении. |
0 – 3 | Трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию узкого круга социальных связей, сдержанность в общении. |
9 – 12 | Темп предметный (Т) Высокий темп поведения и скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, скорость психический процессов при выполнении конкретных заданий, легкость движения. |
0 – 3 | Замедленность действий, низкая скорость моторно – двигательных операций при выполнении предметной деятельности. |
9 – 12 | Темп социальный (СТ) Легкость и плавность речи, быстрота вербализации, высокие возможности речедвигательного аппарата. |
0 – 3 | Речевая заторможенность, замедленное восприятие чужой речи, трудность словесного выражения своих мыслей, слабая развитость речедвигательной системы. |
9 – 12 | Эмоциональность предметная (ЭМ) Высокая чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, ощущение неполноценности продукта своей деятельности, тревога, неуверенность, высокое беспокойство по поводу работы или учебы, чувствительность к неудачам на работе или в учебе. |
0 – 3 | Низкая чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе при выполнении любого дела. |
9 – 12 | Эмоциональность социальная (СЭМ) Высокая эмоциональность в сфере общения и чувствительность к неудачам в общении, ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе социального взаимодействия, и высокая социальная ранимость. |
0 – 3 | Низкая эмоциональность в общении, нечувствительность к оценкам, малая чувствительность к неудачам в общении, ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. |
Набравшему высокие показатели по шкале «К» (7-9) необходимо пройти перетестирование, либо исключить его из обработки, т.к. у испытуемого присутствует неадекватная оценка своего поведения. Низкие показатели по «К» шкале (0-2) свидетельствуют об адекватном восприятии своего поведения и искренности в ответах.