Представление о потребностях в разные периоды развития общества




Предисловие

 

Когда я написал свой первый список потребностей, я знал, что это то, на что можно и нужно ориентироваться в жизни, потому что искал такой ориентир, искал на что можно опереться, чтобы решить те проблемы, с которыми я столкнулся. Но я тогда еще не знал насколько сложно устроен этот список, и насколько полно он отражает все закономерности нашей жизни, поскольку является следствием работы эмоций человека. Простое, на первый взгляд, перечисление того, что человек хочет сделать, происходит по строгим правилам.

Так, например, оказалось что то, чего человек хочет больше всего появляется первым, что нужно учитывать все свои потребности, и все потребности окружающих людей. Что сосредоточенность на потребностях позволяет отпустить воспоминания, и если их не отпустить, то они приводят к патологиям, которые вызывают боль и болезни. Что потребности определяются не только на основе того, чего человек хочет, но и на основе запаса прочности по каждой потребности.

Потребности позволили решить и многие мировоззренческие проблемы, и вопросы относящиеся к религии и философии. Так с помощью потребностей можно описать что такое детство, что такое сон, почему человек не сразу просыпается утром, что происходит после смерти, почему не получается познать мир окончательно, куда идет наше общество, как устроено познание человека, что такое религия и зачем она нужна, и многие другие, которые с помощью тех понятий, которые существуют в современной гуманитарной науке и догматических, мировых религиях, ответить нельзя.

Список потребностей - это план на жизнь. Планировать нужно на всю жизнь, и если расширить собственную картину мира, и допустить что человек живет не один раз, то даже больше. Те решения, которые человек принимает с точки зрения того, что он живет один раз, он не будет принимать, если будет знать, что совсем исчезнуть в мире ему не удастся. А значит чтобы ни случилось, придется идти вперед, развиваться и решать свои проблемы.

За то время что я занимаюсь списком, прошли обиды, сожаления, переживания. Многое чего я раньше, как и многие боялся, стало не страшным, многое понятным. Когда понимаешь как устроен наш мир, жить начинает хотеться, потому что начинает получаться то, чего хочешь достичь.

Вопросы, которые я рассматривал в рамах исследования, я решал в наиболее широких понятиях и окончательно, так чтобы это было настолько объективно, насколько это возможно, критерием чего является результат.

Описание списка потребностей сложное, но полностью понятное, а непосредственная работа по нему трудная, но интересная. Чтобы изменить свою жизнь нужно определить то, в какой ситуации вы находитесь, и чего вы хотите, а затем начать реализовывать все свои потребности, и потребности окружающих, одну за другой, и с каждой реализованной потребностью жизнь начнет меняться.

 

Введение

 

Ни одно серьезное исследование в академической философии и психологии так или иначе не обходилось без какой-либо связи с религией. Современное негативное отношение к религии связано с тем, что религия, как область общественных отношений, отстает от других областей, таких как наука или культура, на основе чего многие люди делают вывод, что без религии можно совсем обойтись, ориентируясь на науку как ведущую область, которая может решить любые проблемы общества, и для этого нужно только время.

Все научные течения так или иначе в конечном итоге ориентируются на гуманитарные науки, которые возглавляет философия. Среди же самых известных философов, чьи труды принесли реально большую пользу для общества, нет ни одного атеиста. В крайнем случае они проводили четкую границу между философским и религиозным знанием, отдавая ведущую роль религии, или критикуя религию, предлагали решения религиозных же вопросов. Как только наука подходит к определению различных явлений, с которыми мы сталкиваемся в жизни, в том числе и к вопросам жизни и смерти, этической и вообще законной составляющей этих вопросов, например вопросам преступлений, смертной казни, эвтаназии, она оказывается бессильной в их решении, и то, что для религии очевидно, для науки оказывается очень трудной задачей, поскольку у науки свои задачи, а у религии свои.

В обществе работает принцип разделения труда, поэтому между наукой и религией выбирать нельзя. Так же как нельзя выбирать между глазами и ушами, человеку нужно и то, и то. Но наука и религия находятся рядом, и часто решение религиозных вопросов ложится на плечи ученых, и предмет исследования философии в современном понимании на самом деле является определением того, чем занимается религия, а именно описание мира, и жизни человека в нем в самых широких понятиях, которые доступны человеку. То есть религия определяет понятия жизни и сохраняет их чистоту и определенность их понимая в обществе. Наука же рационализирует эти понятия, следуя в идеале за религией, когда религия идет вперед. Так было, например, в средневековой философии, когда патристика и схоластика следовали за христианским вероучением.

Религия определяет понятия с помощью различения, отличия одного понятия от другого, и только так, в сравнении человек способен их определять, и понимать что они значат. Женщину можно рассматривать только в сравнении с мужчиной, общество с семьей, день с ночью, добро со злом, мягкое с твердым, теплое с холодным.

Рационализация - это соотношение понятий таким образом чтобы получился наилучший результат. Например религия говорит «добро лучше зла». Наука же, рассматривая эти определенные религией понятия, говорит что нужно стремиться к добру, и не делать зла. При этом могут быть и другие варианты, например делать добра больше чем зла, или делать сначала зло, а затем перекрывать зло добром.

Более простой, бытовой пример, религия определяет, что из одной комнаты в другую нужно перенести большую коробку с книгами. Наука же говорит, что лучше брать не всю коробку сразу, потому что будет тяжело нести, а перенести по частям.

Таким образом религия выбирает лучшие варианты определения понятий, что чему соответствует, а наука лучшие варианты соотношения этих понятий.

В современном обществе этот процесс происходит сложно, поскольку религия отстает, и у многих людей нет даже представления о том, что религия это не только три мировые религии, а христианское вероучение это не только «Отче наш» и «На все воля божья». В науке были периоды развития, которые принципиально отличаются друг от друга. Такие же периоды есть и в религии. Но польку религия самая сложная область общественных отношений, то смена этих периодов происходит гораздо медленнее, чем в других областях, поэтому мы одновременно летаем на самолетах, переписывается в социальных сетях, и верим, что после смерти человек попадает в царствие божье на небе.

Когда-то, например, в физике ученые верили, что тепло тела создает вещество под названием «теплород», и только сравнительно недавно научное сообщество приняло, что это следствие движения атомов тела. Значит ли, что поскольку физика не совсем точно описала причину тепла тела сразу, что наука не нужна? Конечно нет. Это был определенный период развития естествознания, который сменился современным, и появилось новое представление об этом явлении.

То же самое и с религией. Даже в том виде, в котором она существует сегодня общество обойтись без нее не может, поскольку когда религия начинает отрицаться, это ведет к появлению различных нравственных патологий в обществе. Коммунисты, следуя теории Маркса в самом начале становления идеализма в нашей стране, уже в период Великой отечественной войны признали ее необходимость, и с тех пор церковь уже никто не трогал. Потому, что когда человек теряет близких в следствие насилия, когда человек чувствует безвыходность ситуации, и главное не знает что делать, не может помочь никто, кроме религиозных деятелей, поскольку это и есть их работа. Религия нужна тогда когда человек теряет направление в жизни, когда перестает понимать то, что происходит вокруг.

Для того, чтобы справиться с жизнью, а жить определенно нужно уметь, и этому учиться, нужно знать, каким образом человек описывает мир, чем он это делает, с помощью чего определяет куда ему двигаться и куда стремиться. Этот вопрос всегда был в ведении религии, которая в разные периоды развития общества представляла разные способы мироописания, лучшим из которых являются потребности человека.

 

 

Что такое потребности

 

Борьба между мышлением, или другими словами интеллектом, и эмоциями, чувствами за ведущее положение в психике человека, длится в философии с момента ее появления. Это один из классических вопросов философии, который звучит так: каким образом человек познает мир? С помощью мыслей, интеллекта, или с помощью чувств. Первый способ называется рационализмом, второй сенсуализмом.

Кроме этих характеристик психики человека, на первое место иногда выдвигаются и другие, такие как поведение или ценности, но более высокая значимость мышления и эмоций в психике очевидна, поэтому и споров по отношению к этим характеристикам, как и ко всем другим нет. Чувственная же сфера стоит рядом с мышлением, кроме того это наиболее сложные параметры психики, поэтому отличить их может быть очень сложно.

В защиту ведущего значения мышления в жизни человека выдвигают тот факт, что когда человек действует спокойно и рассудительно, то он получает более эффективный результат от того что делает, чем когда проявляет эмоции. Но описывая эмоциональное состояние, с которым сравнивают спокойное выполнение какой-либо деятельности обычно имеют ввиду патологические эмоциональные состояния, аффективные. Эмоции с этой точки зрения могут быть только очень сильными, например страсть при влюбленности, переживания при каких-либо проблемах, паника, истерика, маниакальная увлеченность или депрессивное безразличие. Эмоции могут быть только такими.

При этом существует множество эмоций, которые проявляются спокойно, их и воспринимают как рассудительность и спокойствие. Когда человек спокоен это не значит что у него нет эмоций, а только что это спокойные эмоции, с помощью которых он прежде всего и воспринимает мир, определяя события, которые происходят в его жизни. Мышлением же он рационализирует эти события.

Но даже такое четкое разграничение чувств и мышления, не разрешает вопрос того, какое из понятий является ведущим, полностью, поскольку в таком виде в психике представлены два понятия, которые не имеют объединяющего начала. Так в основном строение психики человека представляют как набор эмоций, мыслей, памяти, выполнения различных операций, движений. И все эти параметры реализуются как бы автономно: либо в одном случае человек подумал, в другом почувствовал, в третьем выполнил какое-то действие, либо по очереди, сначала почувствовал эмоциями, затем подумал мыслями. То есть каждый из этих параметров реализуется сам по себе. Тогда получается, что когда, например, человек чувствует, человек - это эмоции, когда думает, человек - это мысли, когда моделирует события, это память.

Чтобы понять каким образом все составные части психики объединяются в единую систему, нужно рассмотреть каким образом человек воспринимает различные сигналы органов чувств в теле. У человека пять чувств: осязание, вкус, запах, слух и зрение. Каждому чувству соответствует определенная система органов. Осязанию опорно-двигательный аппарат, вкусу пищеварительная система, запаху дыхательная система, слуху слуховая, зрению зрительная. Все эти чувства и системы органов разные, но воспринимаются они только посредством, то есть с помощью, нервной системы, без которой человек не сможет чувствовать ни прикосновение, ни вкус, ни запах, он не сможет ничего видеть и слышать. Восприятие чувств через соответствующие системы органов происходит не напрямую, то есть не прямо глазами человек видит, и не прямо языком чувствует вкус, а с помощью нервных импульсов, которые объединяют все чувства человека. Окружающий мир с точки зрения физиологии дан человеку только в виде восприятия сигналов нервной системы.

Таким образом различные системы органов человека можно представить в виде различных частей нервной системы, а точнее различного проявления нервной системы.

Точно так же происходит и по отношению к составным частям психики человека, возглавляемой эмоциями. При этом эмоции нужно представить в таком виде, в каком с ними можно работать практически. С практической точки зрения эмоции в жизни человека выражаются в виде его потребностей.

Проявление эмоций не происходит отдельно от реализации потребностей. Например когда человек испытывает радость от того, что ему дали премию на работе, то радость не присутствует отдельно от того, что он получил премию, реализованная потребность, полученная премия, и радость в этом случае одно и то же. Другой пример, он ожидал премию, но ее не дали, и ему становится грустно, грусть и отсутствие премии, в этом случае, так же одно и то же.

Поэтому мышление, и все другие параметры психики можно представить в виде потребности в реализации их главной характеристики, то есть мышление - это потребность рационализировать, память - это потребность моделировать события, запоминать, выполнение операций - это потребность выполнять операции, движение - это потребность в движении.

Как и в случае с системами органов человека процессы связанные с интеллектом, памятью, выполнением различных операций и движений происходят не напрямую, а только с помощью чувств. Человек не может подумать о чем-либо перед этим не захотев подумать, не может что-то вспомнить не захотев вспомнить, не может совершить операцию или движение, без ощущения желания это сделать. Психика человека представлена в виде его потребностей, и только таким образом человек воспринимает окружающий мир.

Поэтому мышление, интеллект это так же эмоциональный процесс, но не самый главный, а идущий за собственно эмоциями. И тогда возникает вопрос, если все составные части психики определяются как разные проявления эмоций, то что тогда из себя представляет собственно эмоциональная сфера? Это тоже эмоции, которые выражаются в потребностях человека. Но поскольку с помощью эмоций человек определяет понятия в жизни, отличает одно явление от другого, то эта сфера выражается в виде потребности в определении потребностей.

Именно эту потребность реализует список потребностей, и вообще любое планирование в жизни человека.

 

 

Представление о потребностях в разные периоды развития общества

 

Потребности в разные периоды развития общества определялись по разному. И поскольку с помощью потребностей человек описывает мир в наиболее широких понятиях, то именно по способу этого мироописания и определялись периоды развития в религии и философии. Но при этом религия и философия по разному делят эти периоды. Мировые, догматические религии выделяют два больших периода, которые в христианстве называются старый и новый завет, а в светском обществе период до нашей эры и период нашей эры. Философия просто, линейно, выделяет несколько периодов: предфилософский, античный, средневековый, с делением на патристику и схоластику, период возрождения, нового времени, классический, и современный.

Философское деление не совсем точное с точки зрения наиболее широких понятий, которые сама философия считает предметом своих исследований, поскольку некоторые периоды являются внутренними периодами, этих наиболее широких. Так к наиболее широким можно отнести предфилософский, античный, и современный. Средневековый же период нужно рассматривать в одной группе с периодом возрождения, нового времени, и классическим, как внутренние периоды более большого периода, который можно назвать догматическим. Конечно в эти периоды были некоторые проявления и современной, идеалистической философии, и даже потребностей, но в целом это догматические периоды, которые по разному, представляли догмы, как способ определения потребностей человека.

В каждом периоде можно выделить три таких внутренних периода, относительно догм — это догматический догматизм, идеалистический, и догматизм на уровне потребностей. На основе этих периодов в России было три формы самодержавной власти: это княжеская власть, когда было сначала Киевское княжество, затем Московское, царский период, и императорский. Все эти периоды относятся к догмам, и форма правления основана на личности правителя, но при этом они отличаются друг от друга в рамках периода догм. Сегодня в России качественно другие общественные отношения, и форма власти, основанная на групповом способе принятия решений, поэтому и страна стала называться Советский союз, от слова советоваться.

Для того чтобы представить периоды развития общества нужно совместить то, каким образом это делает религия и философия. Религия выделяет два больших периода, по дате рождения Иисуса Христа, но если точнее, то на основании появления догматических религий в обществе, к которым относится и христианство, впервые работу которого на государственном уровне, представил Иисус Христос.

Конечно же Иисус Христос был человеком, и о догматических религиях было известно как минимум за пятьсот лет до его рождения, например в это время появился буддизм. Кроме этого христианская религия в некоторых ее проявлениях была известна так же за долго этого, например крещение. Самого Христа крестил Иоанн Креститель, что означало, то же что означает и сейчас, приобщение к религии, а значит религия уже была. Кроме этого существовали пророки, которые учили общество догматическим принципам, и сам Христос в этом сообществе назывался пророком. Обожествление его произошло не как сына бога в прямом смысле, как это было в язычестве, а в смысле того, что все люди дети божьи, что противопоставлялось языческому все люди рабы божьи. Последняя фраза так же в современном христианстве представляется не в прямом значении рабства, а подчеркивания значимости бога в жизни человека.

Христос, слушая различных учителей в храмах, о чем пишет сама библия, получил представление и о религии в целом, и конечно о догматических религиях. И ему удалось представить эту религию таким образом, что стало возможным пользоваться ей на государственном уровне, что означало переход общества к догматическому представлению о мире. Именно в этом заслуга Иисуса Христа.

Но это был не просто очередной переход от одного периода к другому. Догмы открыли большой период, который в церкви называется единобожием, то есть верой в единого бога. Если перевести понятие единобожия на светский язык, то это означает, что если если бог един, или один, то все что создано богом имеет связь с ним, а это значит, что все в жизни человека связано между собой. Старый завет религии это период язычества, который можно назвать периодом старого времени, новый завет, это период единобожия, который можно назвать периодом нового времени. Именно определение связи является принципиальным отличием периода нового времени от старого, при котором связи отрицались.

Понятие единобожия догматическое, поэтому для современного человека не очень понятно. Но его можно представить по-другому, как единство мира, то есть что все в мире, и в жизни человека связано. Религии единобожия, к которым относятся и догматические религии, проповедуют единство мира.

Наличие связи между всеми понятиями в жизни людей означает и наличие связей между противоположностями, а значит и между грехом и добродетелью, то есть хорошими и плохими поступками. А если между ними есть связь, то человек совершивший плохой поступок может исправится и стать хорошим. Так появляются идеи прощения, искупления греха, лечения, чем собственно больше всего и занимался Христос, и все что связано со стремлением к лучшему. Человек теперь мог изменить свою жизнь в какой бы тяжелой ситуации он не оказался. Языческий принцип «око за око», то есть на зло нужно отвечать злом, сменился догматическим, прощением, то есть на зло отвечать добром.

Эта возможность человека измениться, которой не было в течении всего языческого периода, и стала основанием для деления периодов развития общества на до нашей эры и период нашей эры, поскольку представление о мире в обществе изменилось принципиально. Многое что раньше считалось нормальным стало не просто осуждаться, а стало незаконным. Например рабство, воровство, разные зависимости, насилие. То представление о семье, которое существует в современном обществе, с одним партнером, без сексуальных отношений с детьми и другими родственниками, появилось впервые в догматический период.

Конечно не все общество в период язычества реализовывало потребности патологическими способами, возможность реализовывать потребности нормальными способами была всегда, но тогда это считалось нормой и либо не наказывалось, либо наказание было очень слабым.

Философское деление описывает периоды без учета этого деления на старый и новый завет, или другими словами на период старого времени и нового, но описывает, только с философской точки зрения, те же изменения в жизни общества, что и религия, поэтому это по сути описание периодов, которые входят в эти большие периоды. Так предфилософский и античный входят в старый, а средневековый, период возрождения, новый, классический и современный в новый.

Таким образом необходимо совместить и большое деление религии и линейное философии. Первое деление говорит о том что в жизни человека есть хорошее и плохое, что есть допустимые способы реализации потребностей и не допустимые. А второе что есть лучше и хуже. То есть реализовать потребность можно не только хорошо, но и лучше чем это уже делается. Поэтому хорошо плохо, делится только на два понятия, а лучше и хуже на множество, это степени определения хорошего и плохого.

Всего можно выделить шесть периодов развития общества, на основе того, каким образом в обществе определяются потребности человека. Три периода относятся к периоду старого времени, и три к новому. К старому относятся мифы, притчи и заповеди. К новому догмы, идеалы и потребности.

 

Мифы

Мифы, притчи и заповеди относятся к периоду старого времени, к недопустимым способам определения потребностей. Но ими используются и в современном мире. Отличие использования этих способов сегодня и в старое время, в том, что тогда они воспринимались в прямом смысле, то есть если, например, миф описывает как бог напрямую разговаривает с человеком, то это воспринимается как факт.

Мифы самый древний, и самый простой способ определения потребностей. Его отличительной чертой является то, что потребности выражаются через описание жизни богов или одного бога, как это происходит в старом завете библии. Боги как и люди жили обществом, в котором были свои общественные группы, так же как и люди заводили семьи, работали, реализуя для людей какую-то одну или несколько потребностей. То есть на самом деле таким образом религиозные деятели в древности описывали жизнь общества, а точнее основные потребности в обществе, которые тогда были актуальными, и к которым тогда стремились люди. Так если боги женятся, рожают детей, работают, соблюдают определенные законы, то это нужно делать и всем людям.

С мифа о сотворении мира начинается библия. В нем описывается как бог создавал землю, растения, животных, и человека. Непосредственно этого конечно же никто наблюдать не мог, как и разговаривать с богом напрямую. Современная христианская церковь не признает такой возможности, даже у Иисуса Христа, которого называет сыном божьим, и сам Христос не разговаривал с богом напрямую. Начиная с догматического периода бог перестал разговаривать с людьми непосредственно, и стал разговаривать языком событий, то есть неожиданные хорошие или плохие события стали приписываться божественному вмешательству в жизнь человека. Описание же сотворения мира на самом деле просто описание того, что люди видели вокруг, то есть таким образом они описывали мир, определяли основные понятия жизни человека, в которые входили природа, сами люди, семейные отношения, и первые понятия о добре и зле.

Еще одной чертой мифов, которая относится и к притчам, и к заповедям, то есть всему периоду старого времени, является то, что объяснения почему нужно реализовывать те или иные потребности не было. То что человек должен делать представлялось как данность, просто так, и поскольку понимание, определение понятий происходит только в сравнении одного понятия с другим, то эти способы определения потребностей меньше всего позволяют понимать человеку то что происходит в мире. Так если проблемы в жизни современного человека являются объяснением того почему он стремится к тем или иным целям, то в старое время цели ставились без объяснений, просто так живут боги, герои притч, которым так сказал жить бог, или бог сказал пророку передать людям, что жить нужно именно так. Таким образом мифы, притчи и заповеди описывают либо хорошее, либо плохое, и проблема с решением, до появления догм, при определении потребностей не встречались.

Мифы это отправная точка в анализе представлений общества о способах определения потребностей, которая появилась вместе с обществом на земле. Поэтому сказать сколько мифы просуществовали в жизни общества, до тех пор, пока их сменили притчи, нельзя. Но это самый продолжительный период развития общества, в который изменения происходили медленнее, чем во все остальные периоды.

 

Притчи

Притчи второй период старого времени, начало которого так же трудно определить, и который так же был очень продолжительным. В притчах определение потребностей людей в обществе становится более реалистичным. Акцент смещается с богов, на выдающихся людей: героев, сражающихся с монстрами, мудрых царей, решающих сложные социальные проблемы, или просто избранных богом верующих людей. Теперь нужно было делать то, что делали не боги, а эти люди.

С этими героями, мудрецами и верующими людьми бог разговаривает так же непосредственно, но в событиях уже не участвует, а выступает просто причиной того, почему они совершают те или иные действия.

 

Заповеди

То же самое происходило в заповедях, но только уже в другом виде. Мифы и притчи описывались в виде рассказов, о событиях происходивших с богами или героями. Если убрать из них описание событий, и оставить только смысловую часть, определить о каких именно потребностях говорит миф или притча, то получится заповедь. Так о том, что нельзя убивать другого человека в период притч определялось, например, притчей про Каина и Авеля, а в период заповедей, в 10 заповедях Божьих Моисея, в заповеди «Не убей».

Причина почему нужно жить по заповедям, так же как в мифах и притчах не указывается, необходимость их исполнения представляется как данность, определенная богом, который передал их так же как это происходило в предыдущие периоды, людям, через пророка непосредственно.

Заповеди граничат с догмами, поэтому сам термин применяется и в догматических религиях, но так же как и понятия «раб божий», и «сын божий», в переносном значении.

 

Догмы

Впервые проблему и ее решение в жизни человека определили вместе догматические религии. И причиной одного события стало рассматриваться другое событие, вследствие чего данность в определении потребностей человека исчезла. Теперь потребности стали определяться исходя из тех реальных проблем, с которыми общество сталкивается в реальной жизни, и определяются не богом напрямую, а людьми. Самые известные догмы — это заповеди блаженства Христа, и самая известная молитва «Отче наш» тоже написана Христом, без прямого вмешательства бога. Такого же прямого контакта с богом никогда не было ни в буддизме, ни в исламе.

Догмы в отличии от мифов, притч и заповедей не рассматривают только хорошее или только плохое. Заповеди блаженства описывают сначала проблему, негативное событие, а затем позитивное, как решение этой проблемы. Например «блаженны плачущие, ибо они утешатся», «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие Небесное». То есть плачущий может стать не плачущим, а нищий духом прийти к духовному просветлению. Эта казалось бы простая связь, которая в современном мире считается само собой разумеющимся, устанавливалась в обществе очень долго. Она означает возможность изменения, причем принципиальную возможность, то есть относящуюся ко всем понятиям жизни общества. А это значит, что в каком бы положении не оказался человек, он может, работая над собой, изменить свою жизнь. Больной теперь может стать здоровым, преступник искупить вину, бедный стать богатым. В период старого времени такой возможности не было.

Молитва «Отче наш», как и все остальные христианские молитвы так же описывает потребности человека через догмы. В ней описаны потребности, которые Христос посчитал наиболее важными. Главной из них является «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, и на земле как на небе», что выражает одно из главных положений вероучения Христа, приход царствия Небесного на землю, то есть это религиозная потребность в том, чтобы на земле установился тот же порядок что и на небе. Затем идут другие потребности, в еде «хлеб насущный», в прощении «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», в том, чтобы самим не реализовывать патологий по отношению к другим, «и не введи нас во искушение», и чтобы патологии не проявляли по отношению к нам «но избавь нас от лукавого».

Догматический период изменил и форму власти в обществе. Абсолютной власти, несмотря на то, что царскую и императорскую власть в России, по крайней мере в некоторые периоды называют абсолютной, больше не было. Правители, даже чье правление в истории России считается самым жестким, считались с мнением людей. Иван Грозный официально раскаялся в опричнине, а Петр Первый физически работал вместе с рабочими. Кроме того, Екатерина Вторая ездила по стране для того, чтобы укрепить поддержку ее политики, а Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора в период своего правления. То есть монархи учитывали, хотя иногда и не самым лучшим образом, мнение людей, и опирались на их поддержку.

Крепостное право, которое было в этот период не является рабством, которое допускалось в период старого времени, поскольку при рабстве господин мог безнаказанно убить своего раба и отнять у него все что угодно, при крепостном праве такого уже не было. Крепостных крестьян помещики не могли даже плохо содержать. Помещики выступали в роли руководителей крестьянских сел и деревень, и большинство крепостных вовсе не стремились сбежать от своих помещиков, поскольку такой была форма организации общественной жизни. Конечно в этот период были и патологии, и даже со стороны правительства, когда крестьян притесняли, но так или иначе в России такое отношение уже однозначно считалось преступлением.

Догматическое общество, не отрицая необходимость общественных отношений все же на первое место ставит семью, поэтому и общество строилось по типу семьи, и было большой семьей, которую возглавлял, например, царь-батюшка или матушка-императрица. Люди в основном работали дома, в домах проходили балы и светские встречи. Власть передавалась по семейному принципу, от родственника к родственнику.

Человек определяющий свои потребности догматически делает все очень медленно, последовательно, и по частям, копается в мелочах, больше уделяет внимания тому, чтобы потребность была реализована у всех, чем самому качеству этой реализации, стремится больше сохранить достигнутое, чем достичь чего-то еще.

Догматический способ определения потребностей, это первый из допустимых способов, но лучший. При определении потребностей с помощью догм не учитываются некоторые потребности, например общественные, реализация потребностей для других людей, групповой способ реализации потребностей, что приводит к появлению патологий.

 

Идеалы

С приходом к власти коммунистов, в России, а затем и во всем мире начался период идеалов. Становление этого периода сопровождалось множеством патологий, из-за которых до сих пор существуют споры о том, нужен ли был этот переход, точно ли коммунизм это хорошо, и зачем нужно было отказываться от самодержавия. К этим патологиям относится прежде всего революция, а точнее действия, которые привели к жертвам при революции, затем гражданская война, и наконец убийство царской семьи.

Чтобы объективно взглянуть на этот период, нужно отделить те изменения, которые произошли в стране вследствие перехода к идеализму, от этих патологий. Переход к идеализму конечно же был необходим. В начале 20-го века Ленину удалось вывести философию коммунизма на государственный уровень, как когда-то Христос вывел на этот уровень христианство, но само новое представление общества о мире, которое к этому времени уже было готово определять потребности не догмами, а идеалами, появилось гораздо раньше. Попытки строительства общественных школ, защита прав крестьян, земские врачи, рабочие объединения, общественная жизнь женщин, все это начало появляться еще в начале 19 века.

Патологии конечно же негативно повлияли на восприятие результатов работы коммунистического, социалистического общества, которые удивляют своей эффективностью, качеством, и масштабом реализации потребностей, до сих пор. И без этих патологий можно было обойтись, как и без любой войны. Но для этого нужно понимать по каким правилам проходит принятие нового в обществе, что является одной из самых сложных задач с которыми сталкиваются руководители станы, поэтому выход на новый уровень часто сопровождался такими патологиями. Христос пошел практически на самоубийство, зная что его убьют за то, что он проповедует, Иван Грозный ввел опричнину, устанавливая централизацию власти, Петр Первый воевал практически весь период своего правления, становление идеализма в мире сопровождалось двумя большими войнами. При этом важно понимать, было ли это случайностью вследствие сложности тех задач, которые выполняли эти люди, либо они так и не признали что это патологии.

Но вне зависимости от того случайность это или нет, анализируя действия правителей, и вообще тех, кто занимается установлением нового уровня реализации потребностей в рамках государства, приходится отдельно рассматривать достижения и патологии как часть их деятельности, и пользоваться положительной частью, при этом определяя патологическую как патологию.

Таким образом появление коммунизма, который относится к периоду идеализма, однозначно хорошо. То как общество стало жить при идеализме намного лучше, чем при догматизме. Люди стали жить в благоустроенных квартирах, вместо деревянных домов, или даже сараев при домах помещиков, появилось более доступное образование, в том числе и высшее, медицина, стали активно развиваться все отрасти науки, культуры, производства, и быта.

Одним из главных достижений Советского Союза служит вовсе то, что стали учитывать потребности всех людей в стране, «землю крестьянам, фабрики рабочим», а в том, что главным направлением в жизни человека стала не семья, а общественная жизнь, основой которой является работа. Та форма работы, к которой уже многие привыкли, и может показаться что так было всегда, на самом деле была не всегда, и специально вводилась советской властью. Стало принято работать не только вместе с членами своей семьи, как это происходило при догматизме, а вместе с другими семьями, то есть в обществе. Эта форма работы позволила с одной стороны реализовывать потребности для большего количества людей, чем это было при догматизме, с другой реализовывать их на более высоком уровне. И поэтому к догматизму ни Россия, ни мир, уже никогда не вернутся.

Но не все потребности и в период Советского Союза, и в современной России реализуются идеалистически. Коммунизм, социализм, это философия, которая относится к науке. Религии же на уровне идеализма еще нет, поэтому несмотря на то, что многие области изменились, религия, по<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: