Значимость и запас прочности




Объективность мира

Мир, в котором мы живем объективен. Объективность значит что закономерности, по которым строится мир не зависят от того, что об этом думает человек, и как к этому относится. Эти закономерности для человека данность, и он может либо следовать им, и тогда у него будет нормальная жизнь, или не следовать, и тогда у него будут проблемы ровно до тех пор, пока он не начнет им следовать.

Проверить объективность мира можно с помощью свечи. Нужно зажечь свечу и попросить ее не обжигать руку, когда рука окажется над огнем. Если же это не получится, то можно пригрозить свече тем, что если она обожжет руку еще раз, то мы ее выбросим. Если и это не сработает, то можно привести знакомых, друзей, и коллективно сказать ей, что мы все решили, единогласно, что обжигать руку больше нельзя. И поскольку нас большинство, то у свечи выбора нет. Но сколько бы мы ни просили, уговаривали, угрожали, свеча все равно будет обжигать руку.

Точно так же действуют и все закономерности объективного мира. И повлиять на них, изменить их нельзя, можно только измениться самому.

Но это не значит что процесс жизни механический. Человек может проявлять волю, принимать решения. Объективный мир представлен не одной линией реализации потребностей, а разными вариантами реализации всех потребностей. Потребность можно реализовать хорошо, а можно плохо, и реализуя хорошо или плохо, можно сделать лучше или хуже. Можно ограничиться реализацией потребностей для себя, а можно много делать для других. Выбор зависит только от самого человека.

Воля человека проявляется в том, что он может жить хорошо или плохо, быть удовлетворенным жизнью или страдать, выбирая какой-либо вариант из возможного. То есть это проявление воли, субъективности, но ограниченной объективностью мира.

В науке говорят что ученый делает открытие, открывает то что есть, а не создает его.

В философии этот вопрос представлен как две противоположные позиции, того какое понятие является первичным. Экзистенциализм придает главное значение субъективному проявлению, и человек становится в центре всего, и не следует каким-то закономерностям, а творит, созидает все что его окружает. Но экзистенциализм не может ответить на вопрос о том, как работает все то, что человек не создавал. Например то, что все предметы падают вниз. Противоположное представление это механическое следование закономерностям мира, но в этом случае развитие должно быть линейным, все люди должны выполнять одни и те же действия одинаково, чего не происходит. Совместить эти представления можно только как выбор вариантов реализации потребностей в объективном мире.

 

Объективная значимость и запас прочности

Необходимость реализации потребностей для человека так же объективна. Потребности представлены не просто каким-то набором группы потребностей, а упорядочены по отношению друг к другу. Эта упорядоченность строится на значимости потребностей. Одна потребность значимее другой, и не существует двух потребностей, значимость которых была бы равной.

Например потребности по работе важнее, чем семейные, так как реализация семейных потребностей зависит от работы. Потребности в религии более значимы чем в науке, а в науке значимее чем в быте. Вследствие разной значимости работа, учеба чаще всего начинается с утра, а развлечения, семейные потребности, в том числе и сексуальные, реализуются вечером и ночью.

Объективная упорядоченность описывает не только значимость потребностей, но и запас прочности.

Запас прочности потребности — это время, в течении которого потребность после ее реализации можно не реализовывать. Например после приема пищи некоторое время можно не есть, после того как человек поспал, можно целый день не спать.

Объективный запас прочности, в отличии от значимости, у всех основных потребностей одинаковый. Один запас прочности это следствие решения психофизиологической проблемы. При ориентации на идеальную сторону предмета можно увидеть разные варианты реализации потребностей, но каждому из этих вариантов соответствует только один вариант на материальной стороне, так как при реализации вариантов нет.

Например из листа бумаги можно вырезать круг, квадрат или треугольник, при этом пользоваться этими фигурами в целях обучения, как наглядным материалом, можно одинаковое количество раз.

Другой пример, в магазине на полке лежат продукты, эти продукты можно купить, то есть реализовать потребность в еде нормальным способом, или украсть, то есть патологическим, с соответствующими последствиям. Но если съесть эти продукты, то запас прочности потребности в еде, будет одинаковым, чувство голода после употребления украденных продуктов быстрее не наступит.

Человек стремится к реализации высших потребностей, не потому что запас прочности этих потребностей больше, а потому что значимость означает качественное отличие одной потребности от другой. Так, занятия наукой интереснее чем прием пищи, и нужно стремиться заниматься наукой, но это не значит, что при этом нужно меньше есть. Реализация высших потребностей, не означает количественного снижения потребления или отдачи базовых. То что человек меньше ест, занимаясь наукой, не говорит о том что он стремится больше к науке, а только о том что он меньше ест, меньше реализует потребность в еде, таким образом пытаясь облегчить себе реализацию потребности в науке, что сначала приводит к терпению, а затем к патологиям.

Значимость потребности определяет сложность ее реализации. Чем выше потребность, тем сложнее ее реализовывать, причем, как для других, в качестве работы, так и для себя. Чем выше потребность, сложнее ее реализация, тем больше вероятность возникновения патологий, вследствие чего распределение людей по профессиям в обществе, реализующим соответствующие потребности, идет снизу вверх по значимости. Больше всего людей там, где легче. Поэтому, не большинство людей, а самая большая часть, всегда занимается бытом и производством, и чем выше потребность, тем людей становится меньше. В религии и науке, и тем более в политике, практически никогда не бывает конкуренции, хотя кажется что власти, богатства, известности хотят все, но возможность патологий, или как говорят в психологии избегание неудач, при этом сдерживает это стремление, удерживая людей на базовых уровнях.

Но этот страх связан с субъективными усилиям, то есть в конечном итоге зависит не от объективной возможности патологий, а от субъективного отношения к реализации потребностей. Когда человек решает прилагать к реализации потребностей большие усилия, то этот страх сразу пропадает, так как появляется готовность эти усилия тратить на исправление своих случайных патологий, и помогать в этом другим людям.

Распределение людей по профессиям в обществе при идеализме отличается от догматического. При догматизме распределение происходит только снизу вверх, при идеализме, это современный период, человек наоборот начинает стремиться к высшим потребностям, но на новом уровне все равно останавливается на базовых уровнях. Поэтому в современном обществе много актеров, но мало хороших режиссеров и сценаристов, много музыкантов, но мало композиторов, много спортсменов, но мало тренеров, много врачей, но мало тех кто исследует болезни. Идеалисты стремятся к новому, но это стремление происходит в определенных рамках, поэтому при идеализме так же как при догматизме людей, которые бы занимались новым, не хватает.

Так же и с потреблением потребностей, высшие потребности реализовывать для себя сложнее чем базовые, поэтому так же самая большая часть людей больше любит есть чем учиться, хотя обе потребности относятся к потреблению.

Чем выше потребность по значимости на одном и том же уровне тем ее реализация занимает больше времени. Написание книги, сочинение музыки занимает гораздо больше времени, чем, например, производство продуктов питания. Работа занимает больше времени, чем семья.

Сложность, и как следствие время реализации, определяют период повторной реализации потребностей, пока не появится новый уровень. Потребности культуры: фильмы, песни, литература могут воспроизводиться повторно годами, десятилетиями, и даже столетиями, а повторная реализация религиозных потребностей достигает тысячелетий.

Субъективная значимость и запас прочности

Наше представление о мире не соответствует самому объективному миру. Значимость, которую мы придаем тем или иным потребностям, отличается от объективной упорядоченности.

В психологии, в методах математической статистики, есть несколько методов основанных на том, что полученный результат исследования соотносится с некоторой идеальной шкалой, того как должно быть, и чем ближе полученный результат к этой шкале, тем лучше, тем он считается более истинным.

Нечто подобное происходит и при реализации потребностей, когда человек ориентируясь на объективную упорядоченность потребностей, воспринимает ее субъективно, то есть может придавать другое значение потребностям.

В зависимости от совпадения с объективной значимостью, потребности либо получается реализовать, либо нет. «Я думал что получится так, а получилось по другому». Чем больше субъективное представление о мире совпадает с самим объективным миром, тем больше получается реализовать потребностей.

Поскольку субъективная значимость отличается от объективной, то отличается и субъективный, то есть тот который у нас есть, запас прочности потребностей. Поэтому необходимо определять отдельно и значимость потребностей, и запас прочности. В списке потребностей мы сначала определяем потребности, по субъективной значимости, а затем порядок реализации по субъективному запасу прочности.

Если бы субъективная значимость потребностей совпадала с объективной, то запас прочности тоже был бы равным. На практике мы к этому стремимся, но этого никогда не происходит. Совпадение субъективной значимости и запаса прочности с объективными одна из конечных целей жизни общества, но пока мы к этому только идем.

Реализация не по запасу прочности вызывает быструю усталость, так как в этом случае наступает период терпения, после которого появляются сначала допустимые патологии, а затем патологии, которые в разной степени расходуют запас прочности, рассчитанный на день, быстрее, чем если потребности будут реализовываться по порядку, по запасу прочности.

Значимость уровня

Потребности могут реализовываться на разных уровнях: нормальным способом, как допустимые патологии, или как патологии. Потребности на одном уровне имеют разную значимость относительно друг друга, но если какая-либо потребность реализуется на уровне ниже, то ее значимость становится меньше всех потребностей на вышестоящем уровне.

Например современная наука находится на уровне идеализма, а религия на уровне догматизма. Поэтому несмотря на то, что на одном и том же уровне религия более значима, как это было в период догматизма, когда философия следовала за религией, сегодня, в таком положении, религия менее значима чем наука, и в решении наиболее сложных вопросов общество больше надеется на науку чем на религию.

 

Значимость патологий

Значимость придается потребностям не только в норме, но и при патологиях, и значимость патологий по разным потребностям так же отличается. Чем значимее потребность, тем значимее и патология по этой потребности. Например, врачебная ошибка хуже, чем поломка бытовой вещи.

 

Значимость патологий на разных уровнях

Значимость патологий на разных уровнях отличается от значимости в рамках уровня. Чем выше уровень, тем патологии воспринимаются как менее значимые, поскольку реализовывать потребности на более высоком уровне сложнее. Так происходит когда мы оправдываем кого-то тем, что это очень сложно сделать «Сами попробуйте это сделать».Таким же образом преступления на уровне политики, несмотря на большой вред, которые они приносят, воспринимаются как менее значимые, чем такие же преступления людей, работающих на исполнительных должностях.

Вывод

Нужно стремиться к реализации самых значимых потребностей. Но при этом нужно реализовывать и более значимые, и менее значимые потребности в равной степени, настолько, насколько это необходимо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: