Ориентация и реализация. Решение психофизиологической проблемы




Соотношение идеального и материального в философии и религии это один из самых сложных вопросов. Материалисты считают мир либо полностью материальным, либо материю ведущим понятием, идеалисты наоборот, мир либо идеальный, либо главной является идеальная сторона мира.

Представление об идеальном и материальном, как и представление обо всех остальных понятиях в философии и религии менялось в зависимости от периода. В старый период и материализм, и идеализм рассматривались абсолютно, то есть мир был либо полностью идеальным, либо полностью материальным, противоположное отрицалось. В новый период, начиная с догм, оба понятия рассматриваются вместе, при этом ведущее значение в период догм занимало материальное, в современный период, идеалов, это положение занимает идеальное.

Эта же проблема, рассматривается и в психологии, только соотносится психика человека и его тело, и называется психофизиологической проблемой. И так же как в философии и религии, в старый период, противоположное понятие отрицалось, человек был либо психикой, душой, либо телом. В новый период учитываются оба понятия, но в догматический период большее значение предавалось телу, в современном обществе больше внимания уделяют психике.

 

Материализм в старый период

Человек в период материализма в старый период был только телом. Это самое простое представление о человеке, при котором душа, психика совсем отрицалась. Тело человека создавалось какими-либо элементами природы: огнем, водой, воздухом или землей, и после смерти распадалось. Но стоит отметить, что это не значило, что после смерти человек исчезал совсем. Мир так же рассматривался как только материальный, и так же появлялся, и через некоторое время распадался, например сгорал в огне, и затем снова появлялся, а вместе с ним появлялись и все живые существа.

 

Идеализм в старый период

Идеализм в старый период стал напротив рассматривать человека только как психику, как душу, то есть мир и человек в нем стали идеальными. Само же понятие идеального рассматривалось так же как и материальное, то есть как вещество, но только более тонкое и возвышенное, материя же становилась просто другой формой этого идеального, растворялась в идеальном. И таким образом весь мир из материального превращался в идеальный. Идеальный мир, в том числе и человек, так же образовывался на основе какого-либо элемента, только не материального, а идеального, и назывался первоисточником.

 

Идеализм и материализм в старый период

Третий период в старый период совмещал в себе понятия идеального и материального, но без связи между ними. В философии это период античности. Идеальное и материальное находились вместе, но рассматривались как набор частей, которые существуют сами по себе. Идеальная часть мира важнее материальной, она представляется вечной, постоянной, материальная временной. Человек живет в материальном мире, но временно, и после смерти переходит в вечный, истинный, идеальный мир.

Представление об идеальном и материальном в старый период, как и по отношению к другим противоположным понятиям, строилось по принципу «или-или», в новый период этот принцип заменился на «и», идеальное и материальное теперь рассматривается только вместе, а человек только вместе как душа и тело. Между противоположностями появилась связь, а вместе с ней и современные подходы к описанию этой связи между идеальным и материальным в философии, и психикой, и телом в психологии. Старые способы описания этой связи, где противоположное отрицалось стали недопустимыми и в науке, и в религии.

 

Материализм в новый период

Современное решение психофизиологической проблемы называется психофизиологический параллелизм, то есть психологические процессы идут параллельно физиологическим. Это решение относится к материализму, и рассматривается как влияние материи на психику, то есть психика, идеальное идет за телом, материальным.

На психофизиологический параллелизм очень похоже представление о психосоматике, которое описывает, что наоборот психика влияет на тело, но это влияние описывается не как параллелизм, а как прямое влияние негативных эмоций на болезнь. Это представление относится к следующему этапу развития представления о соотношении психики и тела, к идеализму.

Главный вопрос, который вызывает параллелизм, состоит в том, что описание изменений происходит только со стороны действия, и ничего не говорится о том, как человек определяет то, что хочет сделать. То есть изменения на физиологической стороне просто происходят, и затем так же просто влияют на психологическую сторону. Например человек испытывает тревогу, принимает таблетку успокоительного, у него меняются физиологические параметры, что приводит к изменению психологических параметров, и он успокаивается. Прием таблетки это физиологическое действие, но чтобы взять таблетку сначала нужно захотеть это сделать, без этого действие невозможно, а потребность относится к идеальной, психологической стороне, поэтому получается, что идеальное влияет на материальное.

Второй вопрос состоит в том, что при психофизиологическом параллелизме ищут непосредственную, материальную связь между идеальным и материальным на материальной стороне, например какую-либо область в мозге человека, которая бы относилась не только к материи, но и к психике. Но наблюдать непосредственно эту связь нельзя, то есть нельзя сразу, одновременно увидеть идеальное и материальное, так как это означало бы что, существует третье понятие, объединяющее психику и физиологию, то есть шире них, и тогда изучать нужно было бы это понятие, как предельное. По этой причине все попытки найти именно связь, как третий элемент между этими понятиями, которые предпринимают при параллелизме, в физиологии и медицине, не приводят ни к каким результатам.

 

Идеализм в новый период

Теория параллелизма принадлежит догматическому периоду развития общества, и по своей сути материалистична, поэтому при параллелизме изменения материальные ведут к изменениям на стороне идеального, например человек злится, потому что ему больно. Идеалистическое представление о соотношении психики и тела рассматривает наоборот, что идеальное влияет на материальное, то есть человек болеет, потому что злится. Но при этом меняется и представление о связи между психикой и телом.

Идеалистических теорий решения психофизиологической проблемы, по крайней мере известных, принятых обществом, пока нет, но эти теории будут строиться не на параллельном соотношении психики и тела, а на переходе психологических параметров в физиологические. Психика, как субстанция, говоря языком философии, то есть как вещество, будет переходить, становиться, телом, тканями организма.

Этот вывод делается на основе того, что психофизиологический параллелизм не учитывает, что после того как психологический параметр реализуется, он на стороне психики исчезает, а на стороне физиологии, до этого, его просто нет. Поэтому учитывая то, что психика и тело это предельные понятия, то есть шире них ничего нет, по крайней мере доступного для восприятия человека, то после реализации психологическому параметру просто некуда больше деться, кроме как появиться на стороне физиологии, а физиологическому неоткуда появиться, кроме как со стороны психики.

Например человек хочет взять книгу с полки. Потребность, желание взять книгу относится к идеальной стороне, к психике. При этом пока он только хочет ее взять, но еще не взял, то есть на материальной стороне книги в руках еще нет. Затем он берет книгу с полки, и на идеальной стороне, потребность взять книгу, как психологический параметр, исчезает, то есть ему больше не хочется брать книгу, но при этом на материальной стороне книга появляется в руках.

Теория перехода учитывает то, чего нет при материализме, определение потребности, которое всегда идет перед действием, но не учитывает сами действия. Так же как при материализме действия представляются как просто произошедшие, при идеализме переход, который относится к идеальной стороне, так же рассматривается как просто произошедший, то есть без действий. Чтобы книга оказалась в руках, после того как человек захотел взять ее с полки, нужно совершить сначала действие, а это значит что переход будет происходить не от идеального, а от действия, то есть материальное будет переходить в материальное.

К этому можно добавить, что идеализм рассматривает переход без влияния при этом других предметов, то есть идеальное переходит в материальное, в чистом виде. При этом в реальности реализация потребностей всегда происходит с помощью каких-либо предметов, или тела человека, а в наиболее широких понятиях, с помощью материи, предметов, в природе. То есть в чистом виде идеальное само по себе существовать не может.

С точки зрения идеализма, человек ориентируется на идеальную сторону предмета, которая переходит в материальную, но поскольку материальная сторона этого предмета уже существует, то при таком переходе вес этого предмета, должен увеличиваться, но в действительности этого не происходит.

Второй вопрос, так же как и в материализме, связан с тем что при идеализме так же ищут непосредственную связь, только не на материальной, а на идеальной стороне, и не как мостик между понятиями, а как точку перехода. Но возможность перехода означает что субстанционально идеальное и материальное это одно и то же, то есть материя таким образом становится просто другой формой идеального. Это значит, что вместо двух понятий по сути остается одно, идеальное, а значит для того чтобы его определить полностью, нужна точка отсчета вне идеального, и тогда получится, что так же как и в материализме, появится понятие которое шире идеального, и нужно рассматривать уже это понятие.

 

Идеализм и материализм в новый период

Таким образом, чтобы решить психофизиологическую проблему в психологии, и проблему материализма и идеализма в философии, нужно описать соотношение психики и тела таким образом, чтобы учитывались и психологические параметры и физиологические. Это позволит затем определить связь таким образом, что одновременное наблюдение идеального и материального не приведет к выходу за границы этих понятий, то есть не будет третьего более широкого понятия.

Психика и тело на практике выражается в ориентации на потребность, и в реализации потребности. Ориентация относится к идеальному и не материальна, реализация к материальному, и выполняется с помощью физических действий.

Каждый предмет имеет идеальную и материальную сторону, в предельных значениях это предметы, явления природы, которые так же имеют идеальную и материальную стороны.

При реализации потребности мы сначала ориентируется на идеальную часть предмета, где видим различные варианты того, каким образом можно реализовать потребность, что можно сделать. Увидеть идеальную сторону предмета не сложно. Например на листе бумаги мы хотим нарисовать круг. Перед тем как рисовать мы представляем его, каким он должен быть, как мы его будем рисовать, и несмотря на то, что он еще не нарисован, его видно, мы видим именно круг, но только на идеальной стороне листа бумаги. Точно таким же образом мы видим вещи на полках шкафа, когда собираемся на них что-то положить, видим как разговариваем с человеком, перед тем как собираемся с ним заговорить, то есть каждому действию предшествует такая ориентация. При этом, до того как круг будет нарисован, можно выбрать другую фигуру, например квадрат или треугольник, и эти фигуры так же будут видны на листе.

При реализации такой возможности выбора уже не будет. Этим ориентация отличается от реализации. При реализации, когда мы уже точно определились с тем что будем рисовать круг, продолжаем смотреть на круг, на то как мы его рисуем при ориентации на идеальной стороне, и вслед за этим делаем точно такие же материальные движения. Это похоже на то как мы можем брать пример с других людей, повторяя то что они делают. То есть одновременно мы и ориентируемся на то что хотим сделать и делаем это, но реализация при этом идет вслед за ориентацией.

То что одновременно нельзя наблюдать идеальное и материальное здесь решается следующим образом. Ограничение восприятия состоит в том, что идеальное, психика, и материальное, тело представлены в виде частей, которые при этом отличаются друг от друга. Например потребность в религии отличается от потребности в быте, а слуховая система отличается от пищеварительной. Чтобы увидеть связь между идеальным и материальным полностью, нужно сразу ориентироваться на все потребности, и сразу же все их реализовывать. Ориентироваться сразу на все потребности можно, для этого нужно ориентироваться на главную потребность, а вот реализовывать нельзя. Человек не может делать два дела одновременно, можно только реализовывать по очереди часть одной потребности, а затем часть другой, например есть и смотреть фильм на компьютере, но одновременно два действия выполнить нельзя. Мы можем видеть только часть общей картины, поэтому и восприятие связи получается таким частичным. Видно часть материального и часть идеального, но не видно материального и идеального в целом, видно влияние идеального на материальное, но непосредственной связи при этом не видно.

Категории ориентации и реализации никогда не выпадают полностью. Без ориентации, которая относится к идеальному, или без реализации, которая относится к материальному вообще ничего нельзя делать. Поэтому материализм и идеализм ни в старый, ни в новый период не были чистыми. То есть менялось представление об этом соотношении, но сами понятия присутствовали в жизни общества всегда.

В разные периоды при соотношении идеального и материального не учитывались различные группы потребностей. При идеализме выпадают базовые потребности, например бытовые и производственные, а при материализме, высшие, например в религии и философии. То есть ориентация и реализация могут выпадать, но только частично, по каким-либо потребностям, которые человек не считает нужными реализовывать. Базовые потребности воспринимаются как более материальные, чем высшие, а высшие как более идеальные, чем базовые. Когда выпадают базовые потребности, то мир начинает восприниматься как идеальный, а когда высшие, как материальный.

Поэтому нельзя рассматривать, что например бытовые потребности материальны, а религиозные идеальные. У каждой потребности есть идеальная сторона и материальная. Взаимодействие с идеальной стороной происходит при ориентации на потребность, с материальной при реализации.

Сложность решения психофизиологической проблемы состоит в том, что для того, чтобы соотнести идеальное и материальное нужно учитывать все потребности человека, только в этом случае восприятие не будет смещаться в материальную или идеальную сторону.

 

Вывод

Несмотря на всю сложность психофизиологической проблемы, выводы которые можно сделать на основе ее решения очень простые.

1. Мир и идеален, и материален, то есть состоит из двух частей, идеального и материального. Идеальное важнее материального, материальное идет за идеальным.

2. Человек так же состоит из двух частей психики и тела. Психика важнее тела, тело идет за психикой. На практике это означает, что нужно ориентироваться на потребности, и их реализовывать. Ориентация важнее реализации, реализация идет за ориентацией. При ориентации человек выбирает вариант реализации потребности, и затем этот вариант реализует точно так же, как это видит это при ориентации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: