Повелительное наклонение




(L’impératif)

 

Impératif употребляется для выражения просьбы, запрещения, пожелания.

 

Глаголы, стоящие в повелительном наклонении, имеют

три лица:

2-ое лицо единственного числа (обращение на «ты»)

2-ое лицо множественного числа (обращение на «вы»)

1-ое лицо множественного числа (обращение к нам всем)

и две формы:

утвердительную и отрицательную.

Повелительное наклонение образуется от соответствующих лиц глагола в настоящем времени, кроме некоторых глаголов III группы. Местоимение при этом опускается.

 

Глаголы I группы

 

parler

Настоящее время (Présent) Повелительное наклонение (Impératif)
Утвердительная форма (Forme affirmative) Отрицательная форма (Forme négative)
tu parles nous parlons vous parlez parle! parlons! parlez! ne parle pas! ne parlons pas! ne parlez pas!

 

Во 2-м лице единственного числа глаголов I группы отбрасывается s. Но, если за глаголом во 2-м лице единственного числа следует местоимение en или y, глагол принимает s:

Parle! Parles-en! – Говори! Говори об этом!

Pense! Panses-y! – Подумай! Подумай об этом!

 

 

! Форма повелительного наклонения 1-го лица множественного числа переводится на русский язык различными способами:

Давайте говорить об этой книге!

Parlons de ce livre! Поговорим об этой книге!

Давайте поговорим об этой книге!

 

Упражнения

1. Поставьте следующие предложения в повелительном наклонении.

Пример: Tu restes chez ton ami.

Reste chez ton ami!

Vous ne bavardez pas pendant les cours.

Ne bavardez pas pendant les cours!

 

1. Tu marches lentement. 2. Vous n’écoutez pas le professeur. 3. Nous cherchons ce mot dans l’exercice. 4. Tu répètes ma question. 5. Nous causons avec nos voisins. 6. Vous habitez au centre de la ville. 7. Tu achètes un kilo de pommes. 8. Vous ne regardez pas la télé chaque jour.

 

2.Напишите глаголы в настоящем времени во 2-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного числа. Образуйте повелительное наклонение в трех формах.

 

Пример: parler de l’hiver

a) Tu parles de l’hiver. Parle de l’hiver! Ne parle pas de l’hiver!

b) Vous parlez de l’hiver. Parlez de l’hiver! Ne parlez pas de l’hiver!

c) Nous parlons de l’hiver. Parlons de l’hiver! Ne parlons pas de l’hiver!

 

a) apporter la chaise b) arriver à la capitale c) traverser la place

entrer au café porter le sac réciter la poésie

laver la tasse raconter l’histoire fermer la porte

 

3. Замените глагол в неопределённой форме глаголом в повелительном наклонении.

Пример: (tu) arrêter un taxi. - Arrête un taxi!

 

1. (vous) arriver à temps. 2. (tu) parler français sans fautes. 3. (nous) passer beaucoup d’épreuves au mois de janvier. 4. (vous) jouer très bien au volley-ball. 5.(nous) travailler dans la salle de lecture chaque semaine. 6. (tu) téléphoner à tes amis.

 

4. Измените лицо в повелительном наклонении.

Пример:

Le professeur me dit: Le professeur nous dit:

(Преподаватель мне говорит) (Преподаватель нам говорит)

Repète après la voix enregistrée! Répétons après la voix

enregistrée!

Répétez après la voix

enregistrée!

 

Cherche cette règle à la page quatre! __________________

Consulte le dictionnaire! __________________

Regarde le tableau! __________________

Trouve la réponse! __________________

Ecoute attentivement! __________________

 

 

5. Скажите иначе, используя повелительное наклонение.

а) Il faut – надо b) Il ne faut pas – не надо

 

Пример: a) Il faut travailler régulièrement pour avoir de bons résultats.

Travaille régulièrement pour avoir de bons résultats!

Travaillez régulièrement pour avoir de bons résultats!

Travaillons régulièrement pour avoir de bons résultats!

 

b) Il ne faut pas gronder les enfants tout le temps.

Ne gronde pas les enfants tout le temps!

Ne grondez pas les enfants tout le temps!

Ne grondons pas les enfants tout le temps!

 

a) Il faut aider les parents.

Il faut laver la vaisselle après les repas.

Il faut faire de la gymnastique tous les matins.

 

b) Il ne faut pas manquer les cours.

Il ne faut pas parler haut dans la salle de lecture.

Il ne faut pas travailler la nuit.

6. a) Переведите фразы.

 

1. Спой какую-нибудь модную песню. 2. Позовите детей. 3. Давай покатаемся вместе на коньках. 4. Не закрывай дверь. 5. Поиграй с маленьким братом. 6. Давай не будем говорить о работе сегодня. 7. Давай зайдём в магазин и купим яблок. 8. Завтракайте побыстрее. 9. Кто всё время разговаривает? Не разговаривайте, слушайте объяснение учителя. 10. Перепишите свой диктант и исправьте ошибки.

 

б) Переведите текст, используя повелительное наклонение. Затем трансформируйте перевод, употребите 2-ое лицо множественного числа.

 

1. Вот читальный зал нашего факультета. 2. Войдём туда. 3. Поищем свободные места у окна. 4. Давайте останемся в зале и хорошенько поработаем, разговаривать не будем. 5. Попросим у библиотекаря необходимые учебники. 6. Повторим грамматические правила. 7. Найдём трудные упражнения и спишем их. 8. Уйдём из читального зала (покинем читальный зал) вечером.

 

7. Переделайте рекомендацию, адресуя ее своему другу или подргуе.

 

Relaxez-vous! *

 

Assis(e) par terre, tête et dos bien droits, fermez les yeux. Les plantes des pieds, l’une contre l’autre, genoux écartés, inspirez en attrapant le bout de vos pieds avec vos mains. Expirez en arrondissant le dos, la tête baisssée en avant. Laissez-vous rouler en arrière sur le dos le plus loin possible. Recommencez cinq fois.

 

*местоименный глагол

Relaxez-vous! → Relaxe-toi!


Фонетические и орфографические особенности некоторых глаголов I группы в présent de l’indicatif

(Les particularités des verbes du I groupe)

 

Инфинитивы Изменения при спряжении (есть +; нет -) Примеры Примечания
в орфографии в произношении
    1. оканчиваются на: -ger (manger) принимают немое eпосле gперед o - je mange tu manges il mange elle mange nous mangeons vous mangez ils mangent elles mangent e добавляется для сохранения звука [F]
2. -cer (commencer) c меняется на ç перед o - je commence tu commences il commence elle commence nous commençons vous commencez ils commencent elles commencent изменение в орфографии происходит для сохранения звука [s]
3. -oyer (nettoyer) -uyer (essuyer) y меняется на i перед немым e + je nettoie tu nettoies il nettoie elle nettoie nous nettoyons vous nettoyez ils nettoient elles nettoient j’essuie tu essuies il essuie elle essuie nous essuyons vous essuyez ils essuient elles essuient nettoyer [nDtwaje] je nettoie [nDtwa] nous nettoyons [nDtwajT] essuyer [DsPije] j’essuie [DsPi] nous essuyons [DsPijT]  
4. -ayer (payer) y меняют на i перед немым e + - je paie tu paies il paie elle paie nous payons vous payez ils paient elles paient je paye tu payes il paye elle paye nous payons vous payez ils payent elles payent payer [pDje] je paie [pD] nous payons [pDjT] глаголы на -ayer имеют двойную орфографию, [j] может сохраняться в произношении во всех лицах, в результате чего повсюду в орфографии сохраняется y
5. -eler (appeler) -eter (jeter) удваивают lили tперед немым e +   j’appelle tu appelles il appelle elle appelle nous appelons vous appelez ils appellent elles appellent je jette tu jettes il jette elle jette nous jetons vous jetez ils jettent elles jettent appeler [aple] j’appelle [apDl] nous appelons [aplT] jeter [FBte] je jette [FDt] nous jetons [FBtT] исключения: geler, peler, acheter и др., которые вместо удвоения согласной меняют беглое e на è j’achète nous achetons tu achètes vous achetez il achète ils achètent elle achète elles achètent
  6. имеют: в предпоследнем слоге е беглое (lever) е беглое меняется на è, если в последующем слоге имеется е немое + je lève tu lèves il lève elle lève nous levons vous levez ils lèvent elles lèvent lever [lBve] je lève [lD:v] nous levons [lBvT]  
7. в предпоследнем слоге é закрытое (préférer) éзакрытое меняется на è, если в последующем слоге имеется е немое + je préfère tu préfères il préfère elle préfère nous préférons vous préférez ils préfèrent elles préfèrent préférer [prefere] je préfère [prefD:r] nous préférons [preferT]
    8. оканчиваются на: -éer (créer) - - je crée tu crées il crée elle crée nous créons vous créez ils créent elles créent é относится к корню, сохраняется перед всеми глагольными окончаниями, поэтому несколько e могут следовать одно за другим
9. -guer (conjuguer) - - je conjugue tu conjuges il conjugue elle conjugue nous conjuguons vous conjuguez ils conjuguent elles conjuguent uотносится к корню, сохраняется перед всеми глагольными окончаниями, даже перед o
10. -quer (critiquer) - - je critique tu critiques il critique elle critique nous critiquons vous critiquez ils critiquent elles critiquent uсохраняется перед всеми глагольными окончаниями
11. -ier (copier) - + je copie tu copies il copie elle copie nous copions vous copiez ils copient elles copient перед произносимым гласным iзвучит как [j] copier [kCpje] je copie [kCpi] nous copions [kCpjT]
12. -uer (saluer) - + je salue tu salues il salue elle salue nous saluons vous saluez ils saluent elles saluent перед произносимыми гласными u произносится как [P] saluer [salPe] je salue [saly] nous saluons [salPT]
13. -ouer (jouer) - + je joue tu joues il joue elle joue nous jouons vous jouez ils jouent elles jouent перед произносимыми гласными ouпроизносится как [w] jouer [Fwe] je joue [Fu] nous jouons [FwT]

 


! 1. Глагол aller, хотя и оканчивается на -er, принадлежит к архаическому спряжению (III группа).

2. Среди глаголов I группы существуют две разновидности:

а) глаголы с основой на согласный звук (их подавляющее большинство), звучание основы глаголов при спряжении не меняется;

б) глаголы с основой на гласный звук, звучание основы глаголов при спряжении меняется.

 

Сравните:

 

а) b)
[d] regar d -er je regarde tu regardes il regarde elle regarde nous regardons vous regardez ils regardent elles regardent [i] [wa] remerc i -er emplo y -er je remercie j’ emploie tu remercies tu emploies il remercie il emploie elle remercie elle emploie nous remercions nous employons vous remerciez vous employez Ils remercient ils emploient elles remercient elles emploient    

 

 

Упражнения

 

1. Сгруппируйте данные инфинитивы глаголов I группы, учитывая их орфографические особенности при спряжении в présent de l’indicatif. Запомните значение этих глаголов.

 

1. aboyer лаять 15. essayer пробовать

2. аgréer благосклонно 16. еxpliquer объяснять

принимать

3. аccentuer делать ударение 17. feuilleter перелистывать

4. аnnoncer объявлять 18. ficeler перевязывать,

обвязывать

5. apprécier оценивать 19. forcer принуждать

6. appuyer нажимать 20. gréer морск. оснащать

настаивать

7. avouer сознаваться в …, 21. louer нанимать,

признавать сдавать в наём

8. balayer мести, подметать 22. mener вести

9. bouger двигаться 23. рosséder владеть

10. сataloguer заносить в 24. рratiquer заниматься чем-л.

(vieilli) каталог

11. changer менять 25. rappeler напоминать

12. compléter дополнять, 26. rejeter снова бросать

комплектовать 27. relever поднимать

и др.знач.

13. déléguer делегировать 28.remuer двигать,

шевелить

14. еnnuyer надоедать, 29. stupéfier изумлять

наводить скуку

30. tutoyer говорить «ты» кому-л.

 

- ger 1. bouger 2. changer

- cer 1. ……….. 2. …………..

- oyer 1. ……….. 2. …………..

- uyer 1. ……….. 2. …………..

- ayer 1. ……….. 2. …………..

- eler 1. ………. 2. …………..

- eter 1. ……….. 2. …………..

- éer 1. ……….. 2. …………..

- guer 1. ……….. 2. …………..

- quer 1. ……….. 2. …………..

- ier 1. ……….. 2. …………..

- uer 1. ……….. 2. …………..

- ouer 1. ……….. 2. …………..

 

 

в предпоследнем слоге

е (беглое); 1. ……….. 2. …………..

é 1. ……….. 2. …………..

 

2. Напишите глаголы oublier, accentuer, louer в настоящем времени, употребляя лица глаголов в такойпоследовательности:

а) je, tu, il, elle, on, ils, elles;

b) nous, vous.

 

3. Употребите глаголы étudier, continuer, jouer в повелительном наклонении во всех лицах в утвердительной и отрицательной форме.

 

4. Переведите письменно на французский язык. Затем прочитайте предложения вслухю

 

1). Accentuer

Произнеси это слово с правильным ударением (поставь правильно ударение). Произнесите эту фразу с правильным ударением. Расставим ударение в русском тексте. Во французских словах ударение ставится на последний слог.

 

2). Copier

Я подражаю своей старшей сестре. Пётр переписывает эти слова. Перепишите эти трудные слова тоже. Не списывай задачу у своего товарища.

 

3). Continuer

Наш праздник продолжается. Продолжим наш разговор. Продолжайте, пожалуйста, мы внимательно слушаем. Не продолжай, тебя не слушают. Эта дорога идёт до озера.

 

4). Crier

Слушайте, не кричите так громко. Почему кричит этот мальчик? Он кричит от боли. Мы выкрикиваем свои имена.

 

5). Etudier

Я изучаю медицину, ты изучаешь иностранный язык. Какой язык ты изучаешь? Ты изучаешь английский или немецкий? Нет, я люблю испанский. Студенты нашей группы учат этот красивый язык с удовольствием.

 

6). Jouer

Онa играет в куклы со своей сестрой. Поиграем в домино, я люблю эту игру. Моя мама хорошо играет на пианино. Маленькие дети любят играть в прятки. На переменке девочки играют в классики во дворе школы.

 

7). Louer

Летом мои родители снимают дом за городом. Окна этой комнаты выходят в сад, и я предпочитаю снять эту комнату. Для прогулки он берёт на прокат велосипед. Сдайте свою квартиру на месяц.

 

8). Oublier

Не забудь эту историческую дату, ты всегда её забываешь. Не забудьте послать телеграмму вашему другу ко дню его рождения. Не будем забывать о своих обязанностях.

 

9). Remuer

Собака машет хвостом. Размешай сахар в чашке. Этот ребёнок все время вертится (не сидит на месте). Листья шелестят (колышутся) на ветру. Ничего не трогайте на моём письменном столе.

 

10). Saluer

Входит учитель, он здоровается с учениками, и ученики здороваются со своим учителем. Поль и Жерар, поздоровайтесь с г. Матьё!

 

5. Прочитайте и переведите текст. Выпишите глаголы, оканчивающиеся на -ger.

Chez le coiffeur

«Ne bougeons plus, Madame, je vais vous arranger cela! Vous verrez, vous serez à la dernière mode!.. Trop long dans le cou? Ce n’est rien: je vais corriger immédiatement… Et voilà! …Regardez: n’est-ce pas délicieux? »

Sept heures du soir. Maman sort du salon de coiffure, belle comme une fleur de printemps!.. Dehors, le vent glacé, le brouillard épais… Depuis une heure, il neige… Les flocons tombent sans arrêt, voltigent de tous côtés… Adieu, belle coiffure!

«Mais d’où sors-tu donc, demande joyeusement Christine? Pourquoi, maman, ne vas-tu pas de temps en temps chez le coiffeur? »

 

je vais arranger futur immédiat – ближайшее будущее время

je vais corriger futur immédiat – ближайшее будущее время

(глагольная форма vais не переводится)

maman sort – sortir III gr.; présent

sors-tu? – sortir III gr.; présent

vous verrez – voir III gr.; futur simple – будущее время

vous serez – être III gr.; futur simple – будущее время

ce n’est rien – être III gr.; présent

n’est-ce pas? – être III gr.; présent

vas-tu? – aller III gr.; présent

 

6. Заполните пропуски глаголами, подходящии по смыслу.

 

а) corriger – исправлять plonger – нырять

manger – есть rédiger un article – написать

nager – плавать статью

voltiger – порхать

 

1. Les papillons … de fleur en fleur. 2. Nous … toutes nos fautes nous-mêmes. 3. Robert prépare des reportages et … des articles. 4. Je … comme un poisson et je … bien. 5. Nous … souvent au café.

 

b) déménager – переезжать obliger – заставлять

на другую квартиру partager – разделять

interroger – спрашивать ranger – убирать что-л.

(класть, вешать)

 

1. Le professeur … ses élèves chaque jour? 2. … cet étudiant à travailler régulièrement! 3. Quand … -vous? 4. … tes vêtements dans le placard! 5. La Seine … Paris en deux parties.

7. Раскройте скобки, употребите настоящее время или повелительное наклонение.

1. Maman (placer) les draps dans l’armoire. 2. Les enfants ne (lancer) plus le ballon sur la pelouse. 3. A la gare une voix (annoncer) que le train de Paris arrive à midi. 4. (Commencer) notre leçon! 5. Le vent pousse notre voilier, c’est pourquoi nous (avancer) plus vite. 6. Le froid vif (glacer) nos visages. 7. Nous nous reposons quelques secondes, puis nous (recommencer) la course. 8. Ma sœur (s’exercer) chaque lundi à la patinoire. 9. Le laitier est matinal: il (commencer) sa tournée à cinq heures. 10. (Prononcer) ces mots étrangers correctement!

 

8. Прочитайте диктант. Выделите окончания глаголов. Воспроизведите диктант по памяти.

Dictée préparée

 

Deux enfants bien élevés

Jean-François et Jacques copient soigneusement leurs devoirs, puis ils étudient leurs leçons. Ensuite ils jouent au ballon. Ils ne crient pas. Si un voisin passe, ils le saluent. En rentrant, Jacques n’oublie pas de rapporter le lait. Maman le remercie.

 

9. Переведите рекомендацию косметолога. Затем перепишите ее, используя конструкцию Il faut…. Подчеркните в вашем варианте глоголы на –ger.

 

Luttez contre les points noirs avec un bon masque de fruits frais!

 

Mélangez une pomme de terre cuite avec une banane. Etalez votre masque sur tout le visage. Posez deux petits cotons humides sur vos yeux et allongez-vous* pendant vingt bonnes minutes. Profitez de cet entracte pour écouter de la musique douce… Le rêve!

 

* местоименный глагол




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: