СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ




АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра всеобщей истории

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ

 

Методические указания

Для студентов специальностей «история и право» и «краеведение»

Количество аудиторных часов – 60

Количество изучаемых тем – 14

 

 

БАРНАУЛ 2010

 

 

Тема №1: «ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ

НОВОЙ ИСТОРИИ »

 

1. Начало нового времени: дискуссия в отечественной исторической

науке:

а) XVI век – аргументы «за» и «против»

б) XVII век – аргументы «за» и «против»

2. Главные социальные процессы и политические события XVI века,

анализ их содержания:

Гуманизм

Реформация

Аграрный переворот в Англии

Нидерландская буржуазная революция

3. Английская буржуазная революция – главное политическое событие ХVII века в сравнении с событиями XVI века по содержанию и значению:

 

4. Внутренняя периодизация новой истории:

а) 1800 год – аргументы “за” и “против”;

б) 1870 год – аргументы “за” и “против”

 

5. Сравнительный анализ структуры и содержания школьных учебников по новой истории со “старой” и “новой” периодизацией.

 

Литература:

 

Проблема периодизации истории нового времени в отечественной историографии//Новая и новейшая истории (далее ННИ). - №6.- 2009.

Ивонин Ю. Позднее средневековье или ранняя новая история? //Вопросы истории (далее ВИ). – 1987. - № 1.

Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. Отв.ред. В.Мальков. М., 2003.

Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации: Научно-аналитический обзор. – М.,1996.

Юдовская А. и др. Мир в новое время. – Ч.1. – 1640-1870. – СПб., 1998; (учебник для 9 класса)

Ч.2. – 1870-1918. – СПб., 1998 (учебник для 10 класса).

Юдовская А. И др. Новая история. 1500-1800. Учебник для 7 класса. – М., 2000.

Юдовская А. И др. Новая история. 1800-1918. Учебник для 8 класса. – М., 2000.

При подготовке к семинару познакомьтесь с научными статьями отечественных историков по поводу “старой” и “новой” периодизации новой истории. Обратите внимание на выдвигаемые ими аргументы. Познакомьтесь также с учебными пособиями для школы, составленными как в соответствии со “старой”, так и “новой” периодизацией.

Подготовьте обоснование той и другой периодизации новой истории как с точки зрения цивилизационного, так и формационного принципа.

 

Тема №2: «Формирование государства парламентского типа в Англии ходе революции 17 века »

 

Занятие 1.

1. Развитие буржуазного уклада в экономике Англии во второй половине 16 – первой половине 17 века.

2. Изменения в социальной структуре английского общества накануне революции; сущность «нового дворянства».

3. Содержание и значение пуританства в идеологической подготовке революции

4. Кризис власти первых Стюартов.

 

Цель занятия – комплексное рассмотрение социально-экономических и политических изменений, происшедших в английском обществе в период от «великого аграрного переворота» сер XVI в. (так наз. «огораживания») до Английской буржуазной революции сер. ХУП в. Следует подготовить обоснованный рассказ по всем означенным сюжетам и показать всеобъемлющий, системный характер изменений, свидетельствующих о сложившейся буржуазной системе в Англии до начала революции.

Фактический материал по вопросу о кризисе власти наиболее ярко иллюстрирует неотвратимость революции: именно непримиримая реакционная политика Стюартов вызвала острый социальный конфликт, вылившийся в гражданские войны. Особое внимание при подготовке следует уделить конституционному конфликту между королем и парламентом по вопросу о прерогативах и границах власти.

Занятие 2.

1. Мирный период революции (1640-1642 гг.); начало буржуазных преобразований.

2. Пресвитериане и индепенденты: политические программы («Великая ремонстрация», «Главы предложений») и сущность разногласий.

3. Борьба левеллеров за углубление революции; программа «Народное соглашение».

4. Идейные разногласия индепендентов и левеллеров.

 

Цель семинара - систематизировать и обобщить идейно-политическое творчество партий в революции – пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Следует иметь в виду, - появление политических партий различного толка – это один из ярких показателей формирования буржуазной политической структуры. Появление политического спектра с четким размежеванием «правое крыло – центр - левое крыло» доказывает стремление всех слоев английского общества к участию в преобразованиях.

Проведите сравнительный анализ политических программ партий («Великая Ремонстрация», «Главы предложений» и «Народное соглашение»).

Составьте на выбор конспект-анализ статьи А.Адо «Идейный конфликт индепендентов и левеллеров…» или статьи М.И.Бацера «Левеллеры против Кромвеля». По материалам статей и на основе текстов политических программ двух партий продумайте и объясните место и роль партии левеллеров в истории английской революции; в мировой политической истории. Конспектируя статью А.Адо, обратите особое внимание на идейное обоснование партиями тех или иных пунктов программ, в частности, на различие в трактовках таких понятий, как «ковенант», «свобода», «собственность», «королевская власть» «гражданское право». Составьте сравнительную таблицу, в которой отразите отношение упомянутых партий к вопросам:

о форме государственного устройства;

о роли церкви в государстве;

о гражданских правах и свободах;

о глубине социальных и экономических преобразований.

Подумайте, какое место могла бы занять каждая из действовавших в Английской революции партий в современном политическом спектре. Обоснуйте.

Занятие 3. Революционное законодательство в годы революции

 

1. Социально-экономическое законодательство, решение аграрного вопроса.

2. Политическое законодательство (государственное устройство; властные прерогативы короля и парламента; взаимодействие ветвей власти)

3. Церковная и судебная реформы.

4. Оливер Кромвель – парламентарий, полководец, протектор.

 

Цель занятия - провести системный анализ законодательства Английской революции. Следует исходить из того, что преобразования, проведенные в Англии в годы революции, способствовали формированию стройной и устойчивой буржуазной системы в экономике, социальной сфере и государственно-правовом устройстве.

При изучении законодательства Английской революции следует систематизировать принятые парламентом билли по тематике и выстроить их хронологически. Итогом работы должна стать подробная таблица с разделами, которые отражали бы полную картину буржуазных преобразований в Англии в период революции:

в государственно-политической сфере;

в социально-экономической сфере;

в судебно-правовой системе;

в церковном устройстве.

В таблице должны быть отображены в хронологическом порядке основные законы, принятые Долгим парламентом, и доказывающие буржуазный характер политических и социальных преобразований. Выпишите ключевые иллюстративные фразы из текста революционных биллей, сформулируйте главную идею и цель того или иного законодательного акта. На основании данных своей таблицы проследите процесс трансформации английского общества из феодального в буржуазное.

Из экономического блока законов следует обратить внимание на следующие:

- законодательные акты 1641 г. по реформированию налоговой системы, торговли, промышленного производства (система поощрений);

- закон 1646 г. об отмене рыцарского держания;

- законы от 1646, 1649, 1652 гг. о конфискации земель феодальных собственников и формировании новых отношений собственности;

- «Навигационный акт 1652 г.», изменивший положение Англии в мировой торговле; и др.

Политический блок законов наиболее обширен. Это указывает на то, что революционные силы придавали наибольшее значение вопросам политического устройства страны и размежевания ветвей власти. Эти законы имели наиболее радикальные последствия для Англии, поэтому необходимо поэтапно проследить процесс формирования буржуазной парламентской системы. Это законы

- «Трехлетний билль» 1641 г., передавший законодательную власть парламенту;

- «19 предложений» 1642 г., передавший под контроль парламента деятельность правительства;

- «Акт о государственной измене» 1643 г., отменивший привилегию неподсудности с королевской особы и лордов;

- «Акт о мировых судьях» 1644 г., передавший права гражданской юрисдикции из рук церкви в руки гражданских судей;

- «Акт о реформе армии» 1644 г., передавший прерогативу формирования и командование армией от короля парламенту;

- акты республики и Протектората о формировании полицейско-бюрократического аппарата.

Реформирование судебно-правовой системы и церкви взаимосвязано и переплетается в актах:

- «О лишении всех духовных лиц властных полномочий» 1642 г.,

- «О правах граждан» от 1651 г.,

- «Об упразднении епископов и архиепископов» от 1646 г. и др.

Объясните причины реформирования церкви на основе пресвитерианских, т.е. консервативных началах.

Сделайте обоснованные выводы о характере революционного законодательства в Англии в середине XVII в.

Подумайте над вопросами: В чем Английская революция осталась незавершенной? Почему не прижились республиканские институты? В чем секрет консервативности Английской революции?

 

Литература:

Адо А.А. идейный конфликт индепендентов и левеллеров в годы английской революции // ННИ.-1984, № 3.

Айзенштат М.П. Великобритания нового времени. Политическая история. М.,2002

Английская буржуазная революция. Под ред. Потемкина Н. В 2-х тт. М,1954

Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля //ННИ.- № 3.-2002.

Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской революции. М., 1973.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. – М.,1991.

Кертман М.А. География, история и культура Англии. – М., 1983.

Кислица Н.А. Английская буржуазная революция. Практикум. М.,1963.

Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. – М., 1959.

Левин Г.Р. Демократическое движение в Английской революции. – Л.. 1973.

Пью Мартин. История Великобритании. 1789-2000. – Оксфорд-Нижний Новгород: 2003.

Гизо Франсуа. История английской революции. – Т.1-2. – Ростов-на-Дону:1996.

 

 

Тема №3: «ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ В США. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ »

(Первая американская буржуазная революция)

 

Занятие 1. Американские колонии накануне войны за независимость

1. Положение северо-американских колоний Англии к середине 18 века.

2. Демократическое движение в колониях в 1763-1775 гг. (Сб. док., с.88-114)

3. Идейные предпосылки войны за независимость (развитие американской политической мысли и антиколониальных настроений). – Сб. док., с.114-126)

4. Роль Б.Франклина, С.Адамса, Т.Пейна в консолидации американской нации.

Занятие 2. Война за независимость и образование США

1. Война за независимость (1775-1783 гг.). Роль Дж.Вашингтона.

2. Выработка конституции 1787 г. Роль А.Гамильтона и Дж.Мэдисона.

3. Борьба федералистов и антифедералистов.

Занятие 3. Исторические документы Американской революции

1. «Декларация независимости 1776 г.», основные принципы и идеи. Т.Джефферсон.

2. «Статьи Конфедерации 1781 г.» – первая американская конституция.

3. Конституция США 1787 г.

4. «Билль о правах 1789 г.»

Литература

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП – ХУШ вв. / Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М.,2004.

Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. – М., 1993.

Аптекер Г. Американская революция 1763-1783. – М.,1962.

История США в 4-х томах – Т.1.- М.,1989.

Война за независимость и образование США. – М., 1976.

Власихин В.А. Права американцев: оценки и реальность //США: ЭПИ. – № 3-4. – 1991.

Иванов Р.Ф. Франклин. – М., 1973.

Каленский В.Г. Мэдисон. – М.,1981.

Конституция США: история и современность. – М., 1988.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционной истории США. //Новая и новейшая история. – № 3. 1984.

Печатнов В.П. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976.

Согрин В.В. Основатели США. Исторические портреты. – М., 1983.

Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение. //ННИ.- 2002.- №1.

Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы. //ННИ.- 2004.- №2.

Степанова О.Л. 4 июля 1776. – М., 1976.

Филимонова М. Патрик Генри: революция против конституции //ННИ.-

2005.-№6

Фурсенко А.А. Конституционный конвент // США:эпи. –1987, №7.

Ширяев Б.А. Политическая борьба в США. 1789-1801. – Л., 1981.

Яковлев Н.Н. Вашингтон. – М., 1976.

 

Цель занятий - изучение истоков американской государственности – социально-экономических, политических и идейных. Отдельные вопросы посвящены роли и деятельности американских «отцов-основателей».

Тематика первого и второго занятий предполагает изучение фактического исторического материала на базе учебной и научной литературы («История США», «Война за независимость…», Согрин В Идейные течения… и др.).

Третье занятие построено на изучении исторических документов американской революции и требует знания текстов этих документов. Анализ этих текстов («Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции 1787 г.) предполагается проводить по следующей схеме:

- формулирование принципа народного суверенитета;

- формулирование принципов свободы и демократии;

- построение механизма разделения и взаимодействия властей;

- объем и гарантии гражданских прав.

Обязательным по данной теме является конспект статьи В.Власихина об американской конституции и правах американцев, а также выписки из научной и популярной литературы о деятельности «отцов-основателей».

 

Тема №4: «ИДЕОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ »

 

1. Основные черты французского Просвещения и его роль в подготовке революции.

2. Вольтер: политические и правовые идеи. Вольтер – историк.

3. Монтескье: теория государства и разделения властей. Принципы судебно-правовой системы в трудах Монтескье.

4. Дидро и «Энциклопедия».

5. Руссо о государстве, демократии и «общественном благе».

6. Мабли о принципах государственного управления и социальной справедливости.

 

Литература

Кан С.Б. История социалистических идей. - М., 1967.

Момджян Х.Н. Французское просвещение ХУШ в. – М., 1983.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в ХУШ в. – М., 1976.

Деборин А.И. Социально-политические учения нового и новейшего времени. –

М., 1959. – Т.1.

История в «Энциклопедии» Дидро и Д*Аламбера. – 1978.

Политические учения: история и современность. Домарксистская мысль. –

Т.1. – М., 1975.

Фуко М. Что такое Просвещение? // Вопросы методологии. – 1995. - № 1-2.

Акимова А.А. Вольтер. – М., 1970.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.

Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. – 1980.

Баскин М.П. Монтескье. – М., 1975.

Барская Т.В. Дени Дидро. М.,1962.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М., 1975.

. Луппол И.К. Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения. – М.,1967

Асмус В. Жан-Жак Руссо. – 1962.

Верцман И.Б. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.

Дворцов А. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

Мабли Г.Б. Об изучении и пользе истории. – М.,1993.

Черноверская Т.А. Жизнь и деятельность Луи Антуана Сен-Жюста (1767-1794) //ННИ.- 2002.- N6.

 

Цель занятий по данной теме – подробное знакомство с философскими, политическими, социальными и правовыми концепциями наиболее видных представителей французского Просвещения. Как известно, именно эти концепции легли в основу буржуазного мировоззрения в целом. Форма проведения занятий – доклады и сообщения по предложенным вопросам. Предметом внимания и обсуждения на семинаре являются главным образом теории и концепции мыслителей, а не факты их биографий. Следует учесть это при подготовке.

По итогам обсуждения вопросов у студентов должны сформироваться четкие представления об особенностях и принципиальных различиях в политических и правовых взглядах представителей либерального и радикального крыла французского Просвещения. Следует обратить внимание на то, в каком ракурсе тот или иной философ рассматривал триаду «человек-общество-государство», чему отдавал приоритеты и считал ведущим - права и интересы общества, права и интересы государства, или права и интересы личности? Для систематизации материала целесообразно выделить главные составляющие концепций философов:

- основа политико-правовой концепции (теория естественного права, теория общественного блага, или теория государственного равновесия);

- отношение к формам государственного устройства и допущение степени демократии;

- понимание категорий «свобода», «равенство», «справедливость»;

- отношение к социальным проблемам.

 

Тема №5: «ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ »

 

Занятие 1. Начало революции

1. Начало революции; взятие Бастилии.

2. «Наказы» сословий Генеральным Штатам накануне революции (Док. – Т.1)

3. «Декларация прав человека и гражданина» – первый документ революции.

4. Буржуазное законодательство на первом этапе революции:

- аграрные законы

- конституция 1791 г.

Занятие 2. Буржуазные реформы первого этапа революции

1. Муниципальная реформа и административное устройство Франции по декретам Национального Собрания 1789-1790 гг. («Документы…»,т.1,с.62-84)

2. Реформа судебной системы («Документы…», Т.1, с.84-111)

3. Политика Французской революции в отношении церкви:

- гражданское устройство духовенства;

- ограничение прав церкви

- вопрос о неприсягнувших священниках («Документы…», Т.1, с. 378-412)

Занятие 3. Якобинский период революции

1. Приход якобинцев к власти: внутреннее и внешнее положение Французской республики.

2. Первые декреты якобинской власти:

а) аграрные законы («Документы…», т.2, соотв. раздел)

б) Конституция 1793 г. («Документы…»,т.1, док.91)

3. Якобинская диктатура: организация революционного порядка управления (См.: «Документы…», т.1, док. 100, 103,105, 106).

4. Репрессивные и конфискационные законы; деятельность Революционного Трибунала («Документы…». – Т.1. - Раздел «Якобинский террор», док. 115-118, 124,125; «закон о продовольствии», см: Н.Кислица, с.109).

Занятие 4. Кризис 1794 г.

1. Кризис и падение якобинской диктатуры.

2. Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев.

3. Споры о якобинцах в исторической литературе.

Занятие 5. Деятели революции

Мирабо, Дантон, Марат, Сен-Жюст, Робеспьер.

Занятие 6. Термидор во Франции

1. Франция в период Термидора: ликвидация системы революционного порядка управления (Док.140-149); Конституция 1795 г.

2. Режим Директории; внутренняя и внешняя политика.

3. Термидор во Франции: реакция или составная часть революции? (Споры в исторической науке).

Литература

Документы по истории Великой французской революции. – Т.1.-2. – М., 1991-1992.

Кислица Н.А Великая французская буржуазная революция. – Практикум. – М., 1963.

Французская революция в документах. 1789-1794. /Сост. Я.М.Захер. – Л., 1926.

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП-ХУШ вв. /Под ред. В.Г.Сироткина. – 1990.

Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. – Т.1-6. – М., 1976.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. – СПб., 1997.

История Франции. – В 3-х томах. /Под ред. А.З.Манфреда. – Т.2. – М., 1973.

Бовыкин Д.Ю. Термидор или миф о конце революции. //Вопросы истории.- №3.- 1999.

Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум…Материалы… - «Французский ежегодник». – М., 1970.

Французская революция XYIII в. и буржуазия: «Круглый стол» //ННИ.-№1.-2002.

Нарочницкий А.П. Юбилей французской революции: поиски и проблемы //ННИ. - № 3. –1989.

Ревуненков В.Г. О хронологических рамках Великой французской революции // Вестник ЛГУ.- Сер. История, язык, культура.- 1979.- № 3.

Черняк Е.Б. 1794 год. Некоторые актуальные проблемы исследования Великой французской революции //ННИ..- № 1.- 1989.

Чудинов А.В. Назревшие проблемы истории Великой французской революции // Новая и новейшая история. - № 2. – 1990.

Болховитинов Н.Н. Революция 1789 г., гильотина и террор // Встреча с историей. – М., 1990. – Вып. 3.

Гениффе Патрис. Террор: случайность или неизбежный результат революций? Из уроков французской революции XYIII в. //ННИ.-№3.-.2003.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – Л., 1978.

Левандовский А.П. Робеспьер (ЖЗЛ). – М., 1965.

Левандовский А.П. Дантон. М., 1964.

Левандовский А.П. Сердце моего Марата. – М., 1975.

Левандовский А.П. Сен-Жюст. – М., 1982.

Фридланд А. Марат. – М., 1962.

Якобинство в исторических итогах Великой французской революции

//ННИ. – 1996. – №5.

Задача семинаров по данной теме – углубленное изучение одной из самых важных тем в курсе новой истории. Революционное творчество – законодательство высшего органа, полемика в революционной прессе, деятельность революционных секций и Коммуны Парижа, борьба санкюлотов – многообразно, многоцветно, и его изучение не может ограничиться прочтением одной-двух книг. Требования к семинарам: обязательный конспект полемических научных статей, аналитический разбор документов, заметки о великих деятелях революции. Особое внимание следует уделить изучению темы "«Якобинская диктатура", поскольку именно якобинский период представляет собой концентрацию главных проблем буржуазных революций – их величия и противоречий. Анализируя декреты якобинцев, следует провести разграничение между теми декретами, которые завершили построение буржуазной системы, и теми, которые выходили за рамки буржуазной революции. Необходимо сделать выписки из «Закона о подозрительных», «Закона о Революционном Трибунале», «Закона о скупке» и «Вантозских декретов», доказывающие выход якобинцев за рамки буржуазной революции.

По вопросу «Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев» предполагается проведение самостоятельной работы. При подготовке к письменной работе следует обратиться к материалам предыдущих семинаров и принять во внимание главные аспекты доктрины Руссо: теорию общественного блага, уравнительную идею, идею формирования «общества мелких собственников», идею «неограниченной демократии» и др.

Предполагается дискуссия по вопросу о роли и сущности якобинского периода в истории Французской революции. Цель ее - познакомиться с различными точками зрения на «якобинизм», существующими в современной исторической науке, а также другими дискуссионными проблемами истории Великой французской революции.

На семинаре, посвященном выдающимся деятелям французской революции, должны прозвучать сообщения студентов о роли и вкладе вождей революционной Франции в создании идейно-политических основ буржуазной системы. Главные требования к сообщениям – яркость, краткость, правдивость.

.

Тема №6: «НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ(1799- 1815 гг.

 

1.Внешнеполитическое положение Франции в 1799 г. Итоги войны со 2-ой коалицией.

2. Мирная передышка 1802-1805 гг.

3. Война с 3-ей коалицией и ее итоги (1805 г.).

4. Завоевания Наполеона в Европе в 1806-1811 гг; войны с 4–ой и 5–ой коалициями.

5. Военная кампания 1813 г. Война с 6 ой коалицией. Поражение Наполеона.

6. Режим Реставрации во Франции. «Сто дней» Наполеона.

7. Битва при Ватерлоо (война с 7-ой коалицией). Изгнание и смерть Наполеона.

Литература:

История XIX века. В 8-ми томах. // Под ред. Лависса и Рамбо. – Т. 1-2. – М., 1938.

История Европы. В 8-ми томах. // Под ред. А.Н.Нарочницкого. – Т.5. – М., 1998.

История Франции. – М.,1973. – Т.2.

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – М., 1980.

Тарле Е.В. Наполеон. – М., 1992.

Сироткин В.Г. Изгнание и смерть Наполеона //ННИ. – 1974. - № 4.

Земцов В.Н. Наполеон и Европа. Взгляды на политику. Материалы научного коллоквиума. Париж, 2005.

Куриев М.М. Герцог Велингтон. – М.,1995.

 

При подготовке следует обратить внимание на следующие аспекты:

- причины триумфальных побед Наполеона на первом этапе войн;

- формы и степень зависимости завоеванных стран;

- характер преобразований в завоеванных странах;

- соотношение позитивного и негативного влияния Наполеона на Европу;

- причины кризиса Наполеоновской империи и поражения Наполеона;

- позиция России в период наполеоновских войн.

 

 

Тема №7: «РЕВОЛЮЦИИ 1848 г. В ЕВРОПЕ »

 

Занятие 1. Революция 1848 г. во Франции

1. Деятельность Временного правительства в первый период революции.

2. Задачи и программа Люксембургской комиссии.

3. Июньское восстание 1848 г. в Париже; развитие революции по нисходящей линии во второй период революции:

а) выработка и принятие конституции;

б) выборы президента.

4. Третий период революции (май 1849 – декабрь 1851 гг.):

а) программа и роль «новой горы»;

б) разгром мелкобуржуазной демократии;

в) раскол «партии порядка»; поражение революции

 

Главная цель занятия по данной теме – проследить развитие революции по нисходящей линии Особое внимание следует уделить политическим и социальным завоеваниям первого этапа революции, - наиболее результативного по своим достижениям. В конспекте следует сделать заметки о главных мероприятиях Временного правительства, начиная с провозглашения республики, всеобщего избирательного права и отмены титулов и привилегий и заканчивая социальными преобразованиями в пользу рабочих. Обратите внимание на социальный и политический состав участников революции на первом этапе.

Дальнейший анализ событий революции должен основываться на следующем:

а) причины и политические предпосылки «сворачивания» революции;

б) конституция 1848 г, ее оценка;

в) социальные группы и политические партии, отстраненные или отказавшиеся от политической борьбы после первого этапа революции;

г) завоевания, от которых революция отказалась на втором этапе;

д) реакционные мероприятия третьего этапа революции;

е) политические партии и социальные группы, отстраненные от политической борьбы на втором и третьем этапе революции.

Подумайте над вопросом: существовала ли на тот момент во Франции политическая или социальная сила, способная привести революцию к победе? Деятельность какой партии оказалась в революции наиболее плодотворной? Почему не удержала власть партия порядка, оставшаяся без политических противников?

Кто из русских общественных деятелей был свидетелем революции 1848 г. во Франции? Каковы их воспоминания об этих событиях?

 

Занятие 2. Революции в Германии, Австрии, Италии

1. Причины и задачи революций 1848 г. в Германии, Италии, Австрийской империи.

2. Деятельность Франкфуртского парламента в германской революции 1848-1849 гг. Программы объединения Германии.

3. Революционные события в Италии: «5 дней Милана», Римская и Венецианская республики (1848-1849 гг.). Роль Дж.Гарибальди, Дж.Мадзини, Д.Манина.

4. Революционные события в Венгрии (1848-1849 гг.). Либеральное (Л.Кошут) и радикальное (М.Танчич) течения в революции.

5. Причины поражения революций. Роль иностранной интервенции.

 

Литература:

Хрестоматия по новой истории в трех томах //Под ред В.В.Губера. – М.,1963. – Т.2.

Революции 1848 – 1849 гг. // Под ред. Ф.В.Потемкина и А.И.Молока. – В 2-х томах. – М., 1952.

Освободительные движения народов Австрийской империи. – М., 1980.

Европейские революции 1848 г. «Принцип национальности» в политике и идеологии. М.,2001.

Блайбер Г., Шмидт В. Европейские революции 1848 – 1849 гг. в историческом сравнении //ННИ. – 1988. - № 5.

Капланов Р.М. Национальная идея в Западной Европе в новое время. Очерки истории. М., 2005.

Шпира Д. Четыре судьбы: И.Сеченьи, Л.Баттяни, Ш.Петефи, Л.Кошут. – М.,1986.

 

Данная тема в курсе новой истории отдана на самостоятельное изучение. Следует подготовить записи (или таблицу) о главных событиях революций в указанных странах, революционных лидерах, их программах. При подготовке продумайте вопросы:

1. Продумайте следующие аспекты

а) преобладание стихийности над организованностью;

б) неопределенность политических целей;

в) территориальная разобщенность революционных сил;

г) национальная разобщенность революционных сил;

д) политические разногласия в стане революционных сил;

е) страх либеральной буржуазии перед радикальной оппозицией;

ж) окончание эпохи буржуазных революций, начало эпохи буржуазных реформ;

з) смена поколений в стане буржуазии;

и) смешение политических и социальных задач революции.

2. Почему сохранялось относительное единство революционных сил, пока революция решает политические задачи, и происходит резкое их размежевание при попытках какой- либо из сторон решить социальные задачи?.

3. Насколько применима концепция Б.Черняка и М.Барга о «межформационных и внутриформационных революциях» к событиям 1848 – 1849 гг, в Европе? Объясняет ли эта концепция причины поражения революций?

 

Тема №8: «КОНСЕРВАТИЗМ ЛИБЕРАЛИЗМ. СОЦИАЛИЗМ »

 

1. Теоретические основы и культурно – исторические корни консерватизма. Консервативные ценности в современном мире.

2. Теоретические основы либерализма. Либеральные ценности в современном мире.

3. Теоретические основы социализма. Этапы развития социалистической концепции

 

Цель занятия – анализ теоретических основ и идейно-политических конструкций нового и новейшего времени. Конкретные задания:

1) выписать из научной литературы определения основных понятий (как то: «конституционализм», «эгалитаризм» и т.д., т.е. тезаурус);

2) сделать выписки основных теоретических положений консервативной, либеральной и социалистической концепций;

3) заполнить таблицу, предлагаемую ниже.

. При изучении данной темы и выполнении задания следует опираться на конкретный исторический опыт отдельных стран. Осмысливая материал и заполняя таблицу, обратите внимание, насколько гибки и подвижны границы, разделяющие эти три концепции. В ходе исторического развития общества неизбежны процессы взаимопроникновения, взаимообогащения и трансформации любых идейных построений.

 

Литература:

Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность // ННИ.– 1995 - № 6.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология //Полис. – 1995. - № 4.

Европейский либерализм в новое время. Теория и практика. – М., 1995.

История социально-политической мысли. – СПб., 1995. – Т.1-2.

Современные социально-политические теории. – М., 1991.

Семихатова Л.Г. Консерватизм. Либерализм. Социализм. Материалы к урокам истории и обществоведения. – «Материалы и рекомендации по всеобщей истории и методике преподавания истории». – Барнаул, 2001.

 

 

Гл. понятия Консерватизм Либерализм Социализм
человек      
общество      
государство      
свобода      
равенство      
собственность      
власть      
реформа      
революция      

 

 

Тема №9: «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США »

 

1. Причины Гражданской войны.

2. Цели воюющих сторон; соотношение сил; планы ведения войны.

3. Первый период войны (1861-1862); причины неудач Севера.

4. Революционное законодательство и мероприятия правительства Линкольна.

5. Второй период войны (1863-1865)

6. Реконструкция Юга (1865-1877).

Литература:

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М., 2004.

История США в 4-х томах. – Т.1. – М., 1989.

Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М., 1961.

Сэндберг К. Линкольн. – М., 1961.

Аллен Дж. Реконструкция: битва за демократию. – М., 1961

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М., 1992. – Т.1-2.

Согрин В.В. Была ли гражданская война в США социальной революцией? // ВИ. – 1982. - № 1.

Согрин В.В. Буржуазные революции в США: общее и особенное //ВИ. – 1983. - № 3.

Старцев А.И. И.Турчанинов и Гражданская война в США // «Новая и новейшая история». – 1974. № 6.

 

Цель занятия по данной теме – подробное изучение событий Гражданской войны в США. При подготовке следует обратить внимание на следующие проблемы:

принципиальные отличия стратегических планов войны, предложенных, с одной стороны, К.Марксом и Ф.Энгельсом, с другой, - военным штабом северян (план «Анаконда»);

причины длительного периода неудач армии Севера;

революционная сущность «Закона о гомстедах»;

роль И.Турчанинова в подготовке и проведении военных операций Гражданской войны на втором этапе;

период Реконструкции как логическое продолжение Гражданской войны;

 

Тема №10: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ (1864 – 1870 гг.)»

 

1. Германское социально-экономическое и политическое пространство в период после Венского конгресса 1815 г. до 60-х гг. XIX в.

2. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. Отто фон Бисмарк.

3. Шлезвиг-Гольштейнский вопрос; датская война 1864 г.

4. Австро-прусская война 1866 г.; создание Северо-Германского союза.

5. Франко-прусская война 1870 г.; образование Германской империи.

 

Литература:

Хрестоматия по истории международных отношений.– М., 1963.– Вып. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1640- 1870. //Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Германская история в новое и новейшее время. – М., 1970. – Т.1.

Кан С.Б. Объединение Германии (1864 – 1871 гг.). – М., 1967.

Лукин Н.М. Германия: исторический очерк // Лукин Н.М. Избр. Труды. – М., 1963. – Т. 3.

Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. – М., 1997.

 

Объединение Германии «сверху», осуществленное Бисмарком, по своей сути являлось, безусловно, прогрессивным делом. Однако, в политике и дипломатии «железного канцлера» преобладали реакционные методы, что наложило отпечаток на последующие десятилетия германской истории. Двойственность и противоречивость были характерной чертой внутренней и внешней политики Германской империи, в которой благие цели сочетались с коварством и вероломством в их достижении. Традиции такой политики были заложены в 60-е годы Х!Х века.

Цель занятия – проследить дипломатические и политические акции Бисмарка в период подготовки и проведения войн – датской, австро-прусской и франко-прусской. Как известно, объединению Германии благоприятствовала внешнеполитическая ситуация. Обрисуйте ее и объясните изменение геополитических ориентиров европейских государств в середине Х!Х в. Обоснуйте также неизбежность объединения Германии именно «сверху», путем насильственных методов. Примерами из книги В.В.Чубинского проиллюстрируйте беспринципность и пренебрежение прусского канцлера к союзникам, положениям международного права, суверенитету германских государств и собственным даваемым обещаниям.

 

 

Тема №11: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ (1859 – 1870 гг.)»

 

1. Политическая карта Италии и национально-осв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: