Работа с энциклопедиями и словарями




Статьи любого исторического словаря или энциклопедии можно разделить на четыре основных типа:

- статьи о различных исторических направлениях, течениях, школах, в том числе национальных;

-статьи о персоналиях (биографии и характеристики исторических личностей);

-статьи об отдельных исторических работах, имевших особо выдающееся значение и влияние;

-статьи обисторических понятиях и категориях.

При изучении каких-либо исторических понятий рекомендуется не ограничиваться первыми двумя строчками определения, ибо они остаются совершенно бессмысленными и формальными без изучения всего содержания статьи. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Если название статьи состоит из нескольких слов, то на первое место помещается слово, с которым связано специфическое содержание статьи. В том случае, если определенная проблема или имя затрагиваются и в других статьях данного словаря, энциклопедии, ссылка на них передается в тексте курсивом, либо выделяется иным способом. Как правило, в словаре имеется постраничный (или постатейный) указатель, список сокращений, а также список употребленных в нем иностранных терминов и выражений.

Составление сравнительной таблицы

Таблица – это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию

Данный способ удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Разновидности таблиц:

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе изучения какого-либо материала. Затем обучающиеся пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. После чего предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагайте ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающиеся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
     

Таблица «Концептуальная таблица»

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения
Факты      
Факты      

 

Таблица «Сводная таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым нужно сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
         

 

Этапы составления таблицы:

1. Прочитайте текст;

2. Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста;

3. Определите заголовки столбцов и строк таблицы;

4. Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.

Требования к таблице:

1.Таблица должна быть настолько полной, чтобы ее можно было понять без постоянных отсылок к основному тексту, однако она должна содержать только необходимые данные.

2. Таблица должна быть по возможности простой.

3. Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.

4. Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание.

5. Вертикальные и горизонтальные графы таблицы (столбцы и строки) должны быть расположены в определенной логической последовательности.

6. Данные в таблице должны совпадать с текстом.

7. Данные должны быть четко структурированы.

Критерии оценки составления таблицы:

- соответствие содержания теме;

- логичность структуры таблицы;

- правильный отбор информации;

- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- работа соответствует пооформлениювсем требованиями сдана в срок.

Эссе

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе обычно имеет объем 3-5 страниц рукописного или печатного текста.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Требования к структуре:

- Введение (изложение того, как автор сам понимает сущность поставленной в работе проблемы).

- Основная часть (анализ главной проблемы, использование цитат, фактов, данных общего или личного опыта, самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию автора эссе.);

- Заключительная часть (должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе).

Критерии оценки эссе:

1. Знание и понимание учебного теоретического материала по дисциплине:

- правильное использование основных исторических, политических, геополитическихи других категорий, необходимых для раскрытия темы;

- привлечение различных концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.

2. Умение обучающегося анализировать и критически оценивать информацию:

- умение сравнивать различные позиции;

- умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;

- способность дать личную оценку проблеме.

3. Качество изложения материала:

- ясность, четкость, логичность изложения;

- грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;

- привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки.

4. Структура и грамотность работы:

- соблюдение структуры эссе;

- соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

Творческое задание

Творческий процесс требует новаторского подхода к выполнению того или иного задания. Для его подготовки можно использовать различные приемы. Например, кластеры и презентации.

Прием «Кластер»

«Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала.

Этапы составления:

1 этап - посередине чистого листа (слайда) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы;

2 этап - вокруг ключевого слова «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

3 этап - осуществляется систематизация, гдехаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт;

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Советы при составлении кластера:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

4. Используйте символы, знаки, разноцветные ручки, карандаши.

Преимущества кластера:

- Кластер даёт возможность улучшить понимание темы;

- Кластер даёт возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями;

- Кластер – это отражение нелинейности мышления, его оригинальности;

- Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать (в слайде использовать анимацию и т.п.).

Критерии оценки кластера:

- соответствие содержания теме;

- логическая структура кластера;

- правильный отбор информации;

- наличие системного подхода изложения информации;

- указание всех связей рассматриваемых объектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: