Текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется в течение всего времени изучения дисциплины.Формы и виды текущего контроля отражены в разделе 4.1. Итоговый контроль осуществляется по окончании изучения дисциплины.
Средства текущего контроля представлены в таблице 4.5. (графа «Виды и формы самостоятельной работы») и соответствуют разделу 4.1. Содержание всех практических занятий и самостоятельная работа обеспечивают возможность формирования компетенций, заявленных в программе. Контрольные мероприятия позволяют определить наличие, уровень и степень сформированности следующих компетенций:
ОПК-6 способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. – Задания к разделу 1: Тема 6. Задания к разделу 2: Тема 3, Тема 4, Тема 5, Тема 6.
ПКСП-2 способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся – Задания к разделу 1: Тема 1, Тема 4, Тема 5. Задания к разделу 2: Тема 1.
ПКСП-3 умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки– Задания к разделу 1: Тема 2, Тема 3. Задания к разделу 2: Тема 2.
Образцы тестовых заданий
Варианты тестовых заданий
1. Управление конфликтами – это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
2. Содержание управления конфликтами включает:
а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;
б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;
в) прогнозирование; регулирование; разрешение;
г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;
д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.
3. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:
а) прогнозирования конфликта;
б) предупреждения конфликта;
в) стимулирования конфликта;
г) регулирования конфликта;
д) разрешения конфликта.
4. Институциализация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;
г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;
д) обращение к медиатору.
5. Легитимизация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
г) обращение к медиатору;
д) придание конфликту широкой огласки.
6. Принципами управления конфликтами являются:
а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;
б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;
в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;
г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;
д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.
7. Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта:
а) К. Томасом и Р. Киллменом;
б) Х. Корнелиус Ш. Фэйр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;
г) М. Дойг и Д. Скотт;
д) Р. Фишером и У. Юри.
8. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;
д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.
9. Что относится к форме разрешения конфликта:
а) порицание, юмор, убеждение, уступка;
б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;
в) требования, критика, убеждение, юмор;
г) уступка, требования, убеждение, критика;
д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.
10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:
а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);
б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование;
в) только прогнозирование;
г) только предупреждение (стимулирование);
д) только регулирование.
11. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная; рациональная; деструктивная;
б) компромисс; борьба; сотрудничество;
в) рациональная; иррациональная; конформистская;
г) конструктивная; деструктивная; конформистская;
д) борьба; уступка; компромисс.
12. Кем из ученых разработана двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте:
а) Дж Скотт и М. Дойч;
б) Р. Фишером и У. Юли;
в) К. Томасом и Р. Килменом;
г) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;
д) Х. Корнелиус и Ш. Фэйр.
13. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.
14. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
а) компромисс; критика; борьба;
б) уступка; уход; сотрудничество;
в) борьба; уход; убеждение;
г) сотрудничество; консенсус; уступка;
д) соглашение; сотрудничество; убеждение.
15. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
а) стремится уладить конфликт; проявляет выдержку и самообладание; уходит от острых вопросов;
б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
в) стремится к победе в конфликте; отличается выдержкой и самообладанием; непоследователен в оценках, суждениях;
г) не проявляет активности; уходит от острых вопросов; отказывается от компромисса;
д) стремится уладить конфликт; доброжелательно относится к сопернику; уходит от острых вопросов.
16. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип;
д) «бесконфликтный тип».
17. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
а) хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование осуществляет стихийно;
б) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и другим людям; подозрителен;
в) ведет себя вызывающе, агрессивно; подозрителен; хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
г) обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок;
д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся; обладает завышенной самооценкой; несамокритичен.
18. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
19. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
20. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
21. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
а) добиться убеждения соперника в своей правоте;
б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
д) овладеть инициативой в споре.
22. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.
23. Интерактивный аспект общения проявляется в:
а) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
б) стремлении к превосходству над партнером по общению;
в) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
г) стремлении установить теплые и дружеские отношения;
д) стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
24. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
а) установлении теплых дружеских взаимоотношений;
б) сопереживании, во взаимной эмпатии;
в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
г) сохранении высокого статуса в общении;
д) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
25. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:
а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
д) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
26. Технологии рационального поведения в конфликте – это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
27. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
а) визуализация; «заземление»; проецирование; очищение ауры;
б) визуализация; сублимация; проецирование; «заземление»;
в) регрессия; сублимация; визуализация;
г) визуализация; выдержка; сублимация; очищение ауры;
д) сублимация; рационализация; регрессия; визуализация.
28. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
б) переводе темы разговора;
в) отвлечении от ненужной информации;
г) установке на рациональное восприятие соперника;
д) попытке понять мотивы соперника.
29. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) установке на рациональное восприятие соперника;
б) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения;
в) переводе темы разговора;
г) отвлечении от ненужной информации;
д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.
30. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;
б) поддержании высокой самооценки только у себя;
в) поддержании высокой самооценки только у партнера;
г) поддержании высокой самооценки в глазах соперника;
д) поддержании высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.
31. Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
32. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) Э. Эриксону.
33. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
34. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) Э. Эриксону.
35. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии»?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) Э. Эриксону.
36. Кому из ученых принадлежит разработка теории «мотивационных конфликтов»?
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
37. Эквивалентный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;
в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии и интроверсии.
38. Амбивалентный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;
в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии – интроверсии.
39. Витальный внутриличностный конфликт – это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;
в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии-интроверсии.
40. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
а) неврастения; эйфория; сублимация; идеализация; номадизм; рационализация;
б) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация;
в) неврастения, эйфория; идеализация; проекция; рационализация; вытеснение;
г) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; переориентация;
д) компромисс; уход; переориентация; сублимация; идеализация; вытеснение.
41. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма; нарушение обещаний?
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.
42. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факторы; неадекватные акценты.
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.
43. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности.
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.
44. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о доброте и зле, справедливости и несправедливости и т. п.).
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.
45. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность.
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.
46. К групповым конфликтам относятся конфликты:
а) личность-группа;
б) группа-группа;
в) личность-группа и группа-группа;
г) руководитель-коллектив;
д) микрогруппа-микрогруппа внутри коллектива.
47. Групповая атрибуция – это:
а) завышение оценки в групповых мнениях своей группы и занижение достоинств противоборствующей группы;
б) объяснение позитивного поведения своей группы и негативного поведения чужой группы внутренними причинами, и соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы внешними обстоятельствами;
в) неадекватное социальное сравнение своей и чужой группы;
г) «деиндивидуализация» взаимного восприятия;
д) противопоставление своей и чужой группы по нравственным особенностям их социального взаимодействия.
48. Для каких конфликтов характерны следующие причины: неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата?
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между неформальным лидером и коллективом.
49. Для каких конфликтов характерны следующие причины: взаимная зависимость по выполненным задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка?
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом.
50. Для каких конфликтов характерны следующие причины: противоположность интересов; целей; амбиции лидеров; неудовлетворительные коммуникации?
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом.
51. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров?
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации.
52. Для каких конфликтов характерны следующие причины: проявление компромата против лидера; превышение полномочий лидерства; изменение группового сознания?
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации.
53. Для каких конфликтов характерны следующие причины: конфликтная личность; нарушение групповых норм; низкая профессиональная подготовка; неадекватность внутренней установки статусу?
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации.
54. Основными явлениями, характеризующими типичное субъективное содержание конфликтной ситуации межгруппового конфликта являются:
а) «деиндивидуализация» взаимного восприятия; неадекватное групповое сравнение; групповая солидарность;
б) «деиндивидуализация» взаимного восприятия; перцентивная деформация; групповая атрибуция;
в) «деиндивидуализация» взаимного восприятия; перцентивная деформация; групповая солидарность;
г) неадекватное групповое сравнение; групповая атрибуция; перцентивная деформация;
д) неадекватное групповое сравнение; групповая атрибуция; «деиндивидуализация» взаимного восприятия.
55. Основными причинами конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом являются:
а) стиль управления; низкая компетентность руководителя;
б) влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров;
в) негативная оценка руководителя со стороны вышестоящего руководства;
г) неудовлетворительные коммуникации;
д) распределение ресурсов.
56. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами;
б) конфликт между родителями и детьми;
в) конфликт родственников;
г) конфликт между различными семьями;
д) конфликт между любыми членами семьи.
57. К причинам семейных конфликтов относятся:
а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
б) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;
в) изменение положения женщины в обществе, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
г) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;
д) ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; социально-экономическая ситуация в обществе.
58. К факторам микросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
б) ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;
в) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;
г) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;
д) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе.
59. К факторам макросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
а) ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;
б) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе;
в) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
г) изменение положения женщины в обществе; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
д) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе.
60. Ценностные семейные конфликты – это:
а) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;
в) конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;
г) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;
д) конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.
61. Эмоциональные семейные конфликты – это:
а) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;
в) конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;
г) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;
д) конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.
62. Позиционные семейные конфликты – это:
а) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;
в) конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;
г) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;
д) конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.
63. Сексуальные семейные конфликты – это:
а) конфликты, возникающие на основе противоположных интересов и ценностей;
б) конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье;
в) конфликты, основанные на психосексуальной несовместимости супругов;
г) конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях;
д) конфликты, возникающие на основе противоположных взглядов супругов по вопросам ведения домашнего хозяйства.
64. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5;
д) 6.
65. Первый кризисный период семьи происходит:
а) в первый год супружеской жизни;
б) после рождения первого ребенка в семье;
в) в период появления в семье второго ребенка;
г) с достижением детей школьного возраста;
д) с достижением трудного (подросткового) возраста детей.
5.1.2. Тематика и содержание глоссариев.