Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек) | Моя гипотеза о том, откуда у меня это ролевое ожидание | За что я его могу поблагодарить (от мелочи до крупного) | Какую помощь я могу оказать этому человеку чтобы удовлетворить свои ролевые ожидания |
Самое главное в «ролевом конфликте» помнить, что все обвинения в наш адрес – это информация о ролевых ожиданиях партнера.
Обвинение в наш адрес – это крик нереализованного ожидания партнера |
Вы спрашиваете, как отличить информационные сообщения от обвинений? Это трудно, потому что внешне они ничем не отличаются. Но их и не нужно отличать друг от друга. Я рекомендую вам обвинения в ваш адрес воспринимать как информационные сообщения партнера о своих ожиданиях от вас.
Каждое обвинение – не более чем сообщение |
Как говорят психологи, реагируйте не на эмоцию, а на информацию. Это трудно, нужно тренироваться.
В деловом общении ролевые ожидания прописываются в контрактах и должностных инструкциях. Но в инструкции всех ситуаций не опишешь. Поэтому руководитель ожидает от сотрудников смышлености, ответственности и инициативы. А сотрудник, думая, что «инициатива наказуема», ожидает от начальника того, что «он все продумает и скажет, что делать». Завязывается конфликт ожиданий.
Что делать? Начальнику, действительно, четко продумывать инструкции. А подчиненному излагать свои соображения и ожидания руководителю прежде, чем активно действовать.
Теперь давайте поговорим о совместимости на социальном уровне. Здесь важны такие социальные атрибуты как уровень культуры, образования, дохода, стиль жизни, социальный круг общения и статус. На социальном уровне есть «свои» и «чужие». Представьте, профессор искусствоведения случайно попадает в общежитие кочегаров. У них разные стили жизни, привычки, взгляды и даже язык. Профессору может показаться, что он либо попал на другую планету, либо начался конец света.
В чем состоит конфликт «социальной несовместимости»? Один не понимает другого просто из-за того, что они из разной среды. Каждый из них инопланетянин по отношению к другому. Без переводчика они могут и не найти общего языка, все больше раздражая друг друга.
Мощной движущей силой конфликта социальной несовместимости является зависть. Она становится источником нелицеприятных сплетен, интриг и козней. Вы спрашиваете, можно ли этого избежать? Опыт показывает, что человеку более успешному в социальном отношении не избежать зависти. Поэтому мудрые люди советуют выбирать партнеров, примерно равных на социальном уровне.
Например, состоятельному человеку лучше иметь друзей без выраженных материальных проблем. В противном случае равновесие нарушается. Тот, кто находится в менее успешном социальном положении, неосознанно (или осознанно) будет стремиться восстановить равенство позиций. А для этого от успешного нужно что-то отнять. Правда, бывают особые случаи, когда менее успешный не отнимает у более успешного, а активно растет сам, и за счет этого социальное равновесие восстанавливается.
Вот мы с вами и подошли к самому тонкому уровню совместимости – духовной совместимости. Базовые жизненные ценности, идеалы, то, во что человек верит, — основные составляющие этого уровня. Религиозные взгляды, идеологические мифы, индивидуальное понимание и переживание Добра и зла, — все эти тонкие вещи как укрепляют отношения, так и становятся источником конфликта.
Профилактикой конфликта несовместимости на этом уровне – формирование корпоративной культуры, корпоративных ценностей. Корпоративные ценности задают ценностный формат взаимодействия.
Итак, «конфликт несовместимости» может проявляться на разных уровнях. Иногда на всех пяти, а если повезет, то только на одном. И от нас с вами потребуется мудрость, чтобы распознать и управлять конфликтной энергией.
«Конфликт правды»
Проявляется в утаивании, искажении или переизбытке информации. Вообще манипуляция с информацией практически всегда приводит к «конфликту правды». Для профилактики конфликта правды необходимо четко понимать кому и что говорить.
1. Получив неоднозначную, противоречивую или конфликтную информацию, сделайте глубокий вдох и выдох. Возможно, то, чего вы боялись, уже произошло, и этого не исправишь. Сохраняйте присутствие духа.
2. Постарайтесь найти возможность проверить информацию из других источников. Проанализируйте сходство и расхождение в информации.
3. Помните, что чувства в «конфликте правды» опасны. Не поддавайтесь пока чувствам. Не принимайте серьезных решений, руководствуясь чувствами. Отреагируйте чувства в безопасной обстановке, ТОЛЬКО в отсутствии того человека, который вызвал конфликт, «принес информацию».
4. Продумайте содержание дезинформации для вашего оппонента и собственную стратегию поведения. Возможно, вам лучше скрыть то, что вы знаете правду и понаблюдать за оппонентом.
5. Подумайте над тем, как создать провокационные ситуации с тем, чтобы «вывести на чистую воду» оппонента. Важно, чтобы когда он вам сам скажет правду, вы эмоционально были готовы принять ее.
6. Помните, что близкий непосредственный контакт с оппонентом может пробудить в вас самые противоречивые чувства, и вы рискуете не справиться с собой. Поэтому лучше сохраняйте физическую дистанцию с противоположной стороной.
7. Постарайтесь сосредоточиться на наблюдении за оппонентом, а не на собственной реакции. Воспринимайте случившиеся как информацию к размышлению.
Информационный конфликт случается не только из-за сокрытия или искажения информации, но и из-за ее недостатка. Когда у нас мало информации о том, что для нас важно, мы начинаем ДОМЫСЛИВАТЬ. То есть придумывать, доставать недостающую информацию из кладовых своего и чужого жизненного опыта или воображения. Так рождаются сплетни и мифы.
Представьте, в коллектив приходит новый сотрудник. Молодой симпатичный человек без вредных привычек. Это – событие. Скажите, захочется другим узнать его поближе? Конечно! Но на перекуры он не ходит, с девушками по телефону не болтает, со всеми держится доброжелательно, но отстраненно. Коллектив в недоумении: что он за человек, что у него за слабости, как с ним себя вести? И вот самому напряженному сотруднику приходит в голову некое объяснение такого поведения новичка.
ü А вы знаете про нашего новенького? — таинственно шепчет он в курилке.
ü А что такое? – оживленно настораживаются другие.
ü Да он ведь голубой!
ü Не может быть!
ü Очень даже может! Вы посмотрите на его манеры, нормальный мужик так себя не ведет. А еще я слышал, у него с нашим главным роман был.
ü Да ты что!
ü А что? Разве к нам так просто на работу возьмут?
И поползла сплетня, коллектив поверил в нее и создал миф о новом сотруднике. Теперь все довольны, все стало понятно, все объяснилось. Вы спрашиваете, где же тут «конфликт правды»? А представьте себе, что об этом мифе станет известно нашему герою. То-то он будет потрясен!
Чтобы вы сами не стали источником информационного конфликта серьезно продумайте систему защиты информации. Что кому говорить можно, чего и кому говорить нельзя.
Низшему звену менеджеров или обычным обывателям совершенно не обязательно владеть информацией, предназначенной Совету Директоров. Поэтому и существуют специалисты по «связям с общественностью», предоставляющие желающим «отфильтрованную» и «причесанную» информацию.
«Конфликт интересов»
Этот вид конфликта появляется тогда, когда наши интересы начали конкурировать с интересами другой стороны. Испокон веков люди бьются из-за ресурсов: территорий, денег, власти, движимости и недвижимости, поддержки электората, рынков сбыта и пр.
В ситуации «конфликта интересов» важно –