Интегрированные системы менеджмента




 

Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) - это часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

Параллельно с ростом применения стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества внедряются стандарты:

а)ИСО (ГОСТ Р ИСО) серии 14000 по экологическому менеджменту

б)ОНSАS серии 18000 (ГОСТ Р 12.0.006) на систему охраны здоровья и безопасности труда;

в)ИСО 15161, ИСО 22000 (ГОСТ Р ИСО 22000) по менеджменту безопасности пищевой продукции;

г) SА 8000 на социальную ответственность и отчетность предприятий

д) ИСО 31000:2009 (ГОСТ Р 51901.1 по ГОСТ Р 51901.15.) по менеджменту рисков;

е) ИСО серии 27000 на системы менеджмента информационной безопасности

ж) ИСО 50001 на системы энергетического менеджмента

Наряду с названными стандартами существуют и развиваются другие стандарты в области менеджмента, возникшие в разных отраслях и базирующиеся на требованиях ИСО 9001:

а) ISO/TS 16949 (ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949) в автомобильной промышленности для предприятий автомобильной промышленности и их поставщиков;

б)АS/EN 9100 авиационный стандарт для предприятий авиакосмической отрасли;

в) военные стандарты, устанавливающие требования к СМК организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения и продукцию двойного применения;

г) ИСО 13485 для производителей медицинских изделий и оборудования;

д) ИСО 14946 для строительных организаций:

е) TL 9000 для сектора телекоммуникаций,

ж) ГОСТ Р 52614.2 для образовательных учреждений

и) ISO/TS 29001 для предприятий нефтехимии и газодобычи и т. д.

Систематизированный подход к построению, функционированию, взаимодействию различных систем менеджмента может рассматривать следующие состояния этих систем:

- как независимые самостоятельные системы;

- системы, существующие совместно;

- интегрированные в одну систему.

Подобная интеграция позволяет находить наиболее предпочтительный вариант сочетания различных видов стандартов в области менеджмента качества, что способствует повышению экономической эффективности их использования на предприятиях и уровню мотивации руководителей предприятий к применению международных стандартов.

Схематично интегрированную систему менеджмента компании можно представить следующим образом (рис.18) [21].

 

 

Рис. 18. Схема представления интегрированной системы менеджмента

 

Но ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов на системы менеджмента, ИСМ не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент ценных бумаг и др.

Организационно - методическим фундаментом для создания интегрированных систем служат стандарты ИСО серии 9000. Базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе.

Разработка ИСМ включает несколько этапов:

- выбираются международные стандарты на менеджмент, используемые при проектировании ИСМ;

- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие ИСМ;

- устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов;

- назначаются владельцы процессов, ответственные за их результативное и эффективное управление;

- определяются конкретные требования международных стандартов на менеджмент, используемых в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании ИСМ);

- устанавливаются параметры мониторинга процессов, связанные с выбранными международными стандартами;

- определяются методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов;

- формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов и ИСМ в целом.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

- дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;

- запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;

- сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;

- длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;

- большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов [22].

В результате интеграции систем менеджмента могут быть получены следующие преимущества:

- повышение технологичности их разработки, внедрения и функционирования;

- создание единой гармонизированной структуры менеджмента;

- снижение затрат на разработку, функционирование и сертификацию систем;

- совмещение ряда процессов (планирования, анализа со стороны руководства, управления документацией, обучения, внутренних аудитов и пр.)

- повышение мобильности и большей адаптации к изменяющимся условиям;

- большая привлекательность для потребителей, инвесторов и других заинтересованных сторон [23].

Для создания интегрированной системы менеджмента предприятию придется затратить немалые силы и ресурсы, но в итоге будет сформирована корпоративная система менеджмента предприятия, нацеленная на достижение устойчивых финансовых показателей, с учетом интересов потребителей, персонала, акционеров, поставщиков и общества. Внедрение ИСМ на предприятиях следует рассматривать как важнейшую предпосылку роста их конкурентоспособности и устойчивого развития в условиях рынка.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите известные вам аспекты категории «качество»

2. В чем различия в определении категории «качество» известных специалистов в области качества

3. Что такое результативность и эффективность в соответствии с ИСО 9000?

4. Приведите примеры, поясняющие термины «верификация», «валидация»

5. Основные фазы развития менеджмента качества. Особенности фазы планирования качества

6. Американская школа в области управления качеством. Основные представители

7. Японский опыт по управлению качеством. Особенности японской модели менеджмента качества

8. Европейские подходы к управлению качеством

9. Российский опыт управления качеством. Особенности становления российской школы

10. Система КСУКП, ее особенности, преимущества и недостатки

11. Международная организация ИСО. Цели и задачи функционирования

12. Какие документы разрабатывает Международная организация по стандартизации?

13. Организационная структура ИСО. Основные функции Генеральной Ассамблеи и Совета

14. Стандарты ИСО серии 9000 издания 1994 года

15. Перечислите действующие на настоящий момент стандарты серии 9000 в области менеджмента качества

16. Устанавливает стандарт ИСО 9001 требования к продукции?

17. В какой отрасли промышленности применим стандарт ИСО 9001?

18. Что такое аудит системы менеджмента качества?

19. На соответствие какому нормативному документу сертифицируют систему менеджмента качества?

20. Перечислите основополагающие принципы менеджмента качества

21. Принцип ориентация на потребителя. Действия по реализации принципа.

22.Принцип лидерство руководителя. В чем выражается?

23.Принцип вовлечение работников реализуется в каких действиях и проявлениях?

24. Каким образом применяется на практике принцип «процессный подход» при формировании СМК?

25. Назовите преимущества от внедрения принципа системный подход

26. Поясните подходы к постоянному улучшению процессов (в соответствии с ИСО 9004)

27. Назовите цели оценки поставщиков при реализации принципа взаимовыгодные отношения с поставщиками

28. Что такое интегрированная система менеджмента?

29. Какие нормативные документы являются основой интегрированной системы менеджмента?

30. Преимущества от внедрения интегрированной системы менеджмента в организации?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2.2
 
Квалиметрическая оценка качества есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего предупреждающего или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Принципов Деминга



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: