Правовая мысль (правовая концепция) ИСЛАМА.




 

Возникновение мусульманской религии и религиозно политической концепции относится к началу 7 века по христианскому летоисчислению.650 год нашей эры - пророк Мухаммед начинает свои проповеди. По свидетельству историков и относительным данным Мухаммед был неграмотный, не умел ни читать, ни писать, поэтому то, как он получал откровения, до сих пор остается тайной. Но речь идет о религии, которая в современном понимании от науки находится достаточно далеко.

Ислам как концепция характеризуется рядом особенностей:

1. Согласно положениям ислама, религия представляет собой истину, единственно возможную и единственно существующую. Хронологически развивается от Адама, в дальнейшем развивается в учении пророков (Авраам, Моисей, Ной, даже Христос). На арабский манер они называются по-иному, но фигуры в сущности те же самые. Мухаммед - последний пророк, в чьих устах религиозная истина приобрела самое совершенное выражение, относительно понятный и простой путь познания абсолютного: ясный подход, доступный любому.

2. На земле существует только одна единственная религия. Это не дискриминация, а скорее претензия на исламизм. Учение Корана и сунны пророка – это истина, все другие религии – это заблуждения, даже ереси, направленные на то, чтобы разгневать Аллаха. Заблудшие должны вернуться к истинной вере, а те, кто в грехе будут наказаны. Это установлено в первой главе Корана. В качестве обращения – «веди нас стезей праведной, а не стезей тех, кто сбился с пути». Две категории: заблудшие и прогневавшие Аллаха. Категории четко различаются.

В соответствии с классическим толкованием - заблудшие: христиане, оказались не на праведном пути. Разгневавшие: иудеи. Такое толкование неполиткорректное, устаревшее. Сейчас заблудшие: христиане, иудеи – те, которые веруют, но веруют неправильно, не по канонам. Разгневавшие: язычники, многобожники, неоязычники, те, кто забыли бога. Такое толкование более актуально, характеризует отношение мусульманского мира к европейскому. В глазах мусульман и их богословов существует противостояние мира языческого, безбожного (США, мир потребления, «фабрикоподобного общества» как писал Маркузо (??)) и истинного народа. Это толкование объясняет противостояние - идеологическая причина.

3. Тесная связанность религиозных и правовых вопросов. (Древняя Индия похожа: нравственные положения и юридические сливаются в единое – законы Ману). В мусульманском праве шариат – «шариа» улица, - уготованный путь для избранных. Религиозные и правовые предписания, совокупность всех предписаний религиозного и правового свойства.

Мусульманское право в узком смысле – фикх. Альфикх – наука о корнях мусульманского права, о применении религиозных источников на практике. На развитие шариата и фикха оказали влияние труды мусульманских богословов средневекового периода. На сегодняшний день наибольшее влияние оказали шиитские богословы (несмотря на то, что их всего 10 % в мусульманском мире). Сунниты считают, что возможности толкования исчерпаны.

4. Особый способ взаимоотношений человека и бога. Особенность в том, что в исламе способ взаимодействия основан на абсолютном поклонении человека Аллаху. Само слово аллах означает «один бог». Троицы нет. Поклонение и послушание проявляется в форме зикра - самая совершенная форма поклонения Аллаху. Это «вспоминание», «упоминание», активное размышление человека о взаимодействии бога и человека. Отправная точка, старт, вспоминать надо начальный момент возникновения взаимоотношений. Такой момент – договор, который человек заключает с Аллахом, признание всевышнего бога, поклонение и обещание никого другого богом не признавать. В ответ - обещание привести к высшему началу. (другое название Арестбезни). Договор виртуальный, скорее устная клятва, нарушение которой порождает многочисленные санкции (присутствует своего рода загробный момент). Лица, нарушившие договор, разрывают единение человека и бога, сеют бесчестие на земле, такие лица будут наказаны и останутся в убытке. В этом особенность ислама – в других религиях, например христианство, начальный момент - завет. Разница: договор – это один юридический факт, а завет – другой. Однако есть мнение, что завет это и есть единый договор. Этимология слова: обращаемся к истокам языка библии, древний аравийский и древний греческий. (названия берит, диратеки). И то и другое слово этимологически сложносоставное. Дира теки (могила смерть) – не договор, а завещание. [3] Завещание нельзя изменить – можно либо принять, либо отказаться от него. Выразить поправки нельзя. Договор – всегда подлежит изменению, в зависимости от обстоятельств, реус сустантибус. Начальный момент таким образом определяет жизнеспособность ислама до сегодняшнего дня. Некоторые государства живут по закону шариата. Практически во всех государствах Коран как конституция. Ни в одной другой стране библия не является источником повседневной жизни. Библия оказалась просто несвоевременной (есть гипотеза), устаревшей, а изменять ее нельзя, чтобы сделать злободневной. В Коран тоже вписывать нельзя, но его можно толковать и применять к сегодняшним условиям. В основе лежит договор, который можно адаптировать. В христианстве речь идет в первую очередь о завещании. Когда возникает потребность в завещании? Действенности ее? – смерть наследодателя, кровь. Моисей закалывает агнеца (козленка), а Христос приносит себя в жертву. В исламе Мухаммед умирает как обычный человек, он простой человек, просто избранный, нет божественной сущности. Человек, возвышенный Аллахом. Договор предполагает равенство сторон. Равенство проявляется во взаимных обязанностях, договор носит взаимовыгодный характер. Договор предполагает добровольность. Иначе – порок воли, когда-нибудь будет признан недействительным. В исламе присутствует понимание добровольного согласия человека на придание себя Аллаху абсолютно и безусловно, со всеми своими чаяниями. Ислам - это не рабская психология, никто ниц не падает, рабства нет. Начала добровольности.

 

Догматы ислама.

1. Мусульманский символ веры. Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед - его единственный пророк. Перед этим произносится прославление величия аллаха. Аллах акбар – Аллах велик. Символ веры, приобщение к лону ислама. Чтобы стать правоверным необходимо произнести это 4 раза в присутствии двух правоверных свидетелей. Нельзя подходить строго формально: приобщению к исламу предшествует работа души, желание следовать предписаниям.

2. Ежедневная пятикратная молитва, которую должен исполнять каждый правоверный. Мухаммед говорил 50 раз, Аллах говорит слишком много, в силу несовершенства человека, сократил до 5, Мухаммед донес до людей.

· между рассветом и восходом,

· после полудня,

· предвечерняя,

· после захода солнца,

· с наступлением ночи.

Молитва – намаз (тюркск). Главная – пятничная полуденная, в мечети. В зависимости от правовых школ ислама разрешается исполнять дома (например, женщинам). Присутствие обязательно. Если человек отсутствует более 3х недель, он считается покинувшим лоно ислама, уже неправоверный.

3. Благотворительный налог - очищение, уплачивая налог, он снимает с себя бремя материального мира. Самое любопытное в том, что нет специального органа, который бы следил за уплатой налога. Однако собираемость достаточно высока. Коран говорит - от 40ой части дохода, значит 2,5 %. Объектом налогообложения является имущество, которым владеет человек не менее года

4. Пост, который совершается в 9ый месяц рамадан, священный мусульманский месяц, потому что 27 числа – ночь ниспослания Корана. Смысл поста – в умерщвлении плоти, торжестве духа. Младенцы, инвалиды, беременные и кормящие женщины, душевнобольные освобождаются

5. Паломничество в Мекку. Совершается в 4ый после рамадана месяц (конец января, начало февраля). В другое время - малое паломничество, не считается. Паломничество надо совершить хотя бы 1 раз в жизнь. Требования к паломнику:

- быть правоверным

- быть в здравом уме и твердой памяти

- совершеннолетние

Паломничество символизирует 3 важн события:

- прощение Аллахом Адама и Евы за их грех (не горе Арафат Аравийский пустыни, там Адам воздвиг храм во славу господа, фундамент сохранился, черный куб в современном варианте)

- принесение в жертву Авраамом Исаака (Ибрагимом Измаила)

- путь от места проживания до земли – жизнь и послушание пророка Мухаммеда.

100-200 лет назад паломничество проходило в другом формате, сейчас большой бизнес (4-5 тыс. долларов с человека). Даже вера становится предметом купли-продажи.

 

+(6). Джихад (Коран о нем не говорит).

Источники ислама:

1. Коран и сунна пророка. Составлен при халифе Асмане - 114 глав, 6 тыс стихов, религиозные + юридические предписания. Коран дополняется сунной пророка (традиция), сборники рассказов про деяния пророка Мухаммеда - 6 книг праведных хадисов (доказаны и достоверны) - основные источники.

2. Все остальное различные толкования, вторичные источники:

- аль кияс – суждение по аналогии (напоминает прецедент)

- иджма – мнение наиболее авторитетных лидеров мусульманской общины, единогласное мнение всей общины, глава – Аллах, то что умма приняла единогласно – правильно, аллах не может ошибаться. (аналог правовой доктрины)

- хетьба – заключение мулы или муфтия по различным вопросам. Только мусульманские богословы, достигшие наивысшей степени. Основатели - 7 масхабов, могли издавать. Сейчас любой мусульманский богослов может. Усама Бен Ладен мог издавать, но никто их не исполнял, кроме сподвижников. Наибольшее значение – по религиозным вопросам. Проблема недавняя: логотип Кока Кола – я Мухаммед я ислам (Нет Мухаммеда нет ислама). Была издана Х, что нет нападок на ислам в логотипе кока кола

- обычаи – арабов до исламского периода, арабов исламского периода и немусульманских народов вообще. Не оказывает существенного влияния на формирование исламской доктрины.

Есть масса других, помогающие судам и т.д.

 


Вопрос 20. Происхождение и юридическая природа Халифата в исламе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: