Высокий уровень подготовки.




 

Данный текст на усмотрение учителя пятиклассники записывают под диктовку или списывают с доски.

 

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.

Много есть на свете разных хоро­ших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

(К. Ушинский.)

 

 

Задания.

1. Докажите, что глагол звать (зовём Россию) является многозначным.

2. Выпишите из текста языковой синоним к слову родина. Продолжите синонимический ряд своим примером.

*3. Выпишите из текста контекстные синонимы к слову Россия.

4. Найдите в тексте однокоренные слова и запишите к ним антонимы.

5. Найдите в третьем предложении текста слово, которое имеет омоним, и запишите с этим омонимом известные вам фразеологизмы.

6. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение с помощью синонима и путём толкования.

 

Дополнительное задание. Определите тип речи данного текста и обоснуйте свою точку зрения.

 

Примечание. Задание 3 предлагается учителем в том случае, если на уроках отрабатывалось умение опознавать контекстные синонимы. При выставлении оценки за зачётную работу невыполнение дополнительного задания в расчёт не принимается.

 

 

Часть 2.

 

Задание. Выпишите из четверостишья слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной изобразительности, которые созданы на основе этого переноса.

 

Так вот оно, море!.. Горит бирюзой,

Жемчужною пеной сверкает!..

На влажную отмель волна за волной

Тревожно и тяжко взбегает…

(С. Надсон)

 

 

Ответы к части 1.

1. Слово звать имеет несколько значений: 1) голосом, сигналом просить приблизиться (звать на помощь); 2) приглашать куда-либо (звать в гости); 3) называть, именовать (зовём родиной). В тексте это слово употреблено в значении называть.

2. Родина – отечество, отчизна.

3. (Наше) отечество, (наша) родина, матушка Россия.

4. Родина -- чужбина, родились -- умерли, родной -- чужой.

5. Фразеологизмы: держать язык за зубами, длинный язык (о болтливом человеке), злой на язык, острый язык (язычок), попадать на язык, прикусывать язык, язык проглотить, распускать язык, тянуть за язык, чесать языком, язык без костей, язык заплетается, язык на плече, язык не поворачивается, язык отнялся, язык хорошо подвешен, язык сломаешь, не сходить с языка, вертится на языке, злые языки, как корова языком слизала и т. д.

6. Испокон веку – с давних пор, издавна.

 

 

Средний уровень подготовки.

Часть 1.

1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

 

Аукц__он, груша, десница, душ__грейка, за__ц, омонимия, легк__мысленный, меню, лучина, козюля, золотой, конь, око, с__фьяновый, менуэт.

2. Выпишите из ряда данных слов одно из многозначных и укажите известные вам значения этого слова. Приведите примеры его употребления в разных значениях.

 

3. Подберите к прилагательному легк__мысленный синоним и антоним.

 

4. Выпишите одно из слов, которое имеет омоним. Выполните на выбор одно из заданий: 1) составьте и запишите их словарные статьи; 2) составьте с ними словосочетания, которые позволят понять значение каждого из них.

 

5. Выпишите два-три слова иноязычного происхождения. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Приведите два-три примера исконно русских слов.

 

6. Из данных слов выпишите два необщеупотребительных слова. Укажите, к какой группе необщеупотребительных слов они относятся.

 

7. Подчеркните устаревшие слова.

 

 

Часть 2.

 

Задание. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной изобразительности, которые созданы на основе этого переноса.

 

1 вариант Звёзды ясные, звёзды пр_красные Наш_птали цветам ска_ки чудные, Леп_стки улыбнулись атласные, Задр_жали л_стки изумрудные. (К. Фофанов)   2 вариант   Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит под шапкой тёмною, В золотом огне купается. (И. С. Никитин)

 

 

Уроки 129-130.

 

Тема. Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи (§ 52).

 

Урок 129.

Тема. Морфология как раздел лингвистики. Части речи.

Цели урока: 1) сформировать представление о морфологии как разделе лингвистики, изучающем слово;

2) повторить и систематизировать сведения о классификации частей речи в русском языке: принципы классификации; различия между самостоятельными (знаменательными) и служебными (незнаменательными) частями речи; различия между склоняемыми и спрягаемыми частями речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: