Замысел сотворения Грехопадение 3 глава




1. «Она увидела, что дерево было хорошо для пищи». Она отбросила откровение и решила стать единственным судьей в этом деле; она поверила, что может полагаться только на свою логику, таким образом, делая себя и свое понимание наивысшим мерилом истины. Она верила только тому, что могла увидеть. Она видела искусителя; и она могла видеть дерево. Но она не могла видеть Бога. Поскольку она полагалась только на чувства как на единственный источник знания, она могла увидеть только благость дерева. Отклонив откровение как источник истины, она стала уязвима
для злого потенциала дерева. Она знала только половину истины. Она была обманута.

Подход Евы является моделью современного эмпиризма: мировоззрения, при котором только физическая реальность имеем смысл; или, вероятно, даже натурализма, в соответствии с которым все происходящие процессы в природе сами объясняют свое существование. Бог и откровение не являются для этого необходимостью. И как ни парадоксально, Ева стала родоначальницей обоих.

2. Ева также увидела, что дерево было «приятно для глаз». Удовольствие взяло верх над откровением и стало определяющим фактором поведения. Таким образом была рождена философия гедонизма, которая ратует за удовлетворение желаний и потакание чувствам как наивысшей ценности человеческой жизни.

3. Наконец, Ева увидела, что дерево было «вожделенно, потому что дает знание». У нес уже был источник мудрости — Бог, поскольку Бог говорил с Адамом
и через него, у нее был доступ к откровительной информации. Но Ева захотела стать мудрой сама. Она захотела, чтобы знание находилось в ней, чтоб обращение за откровением не было необходимым. И поступая так, она бы стала «как Бог», зная все. Эта позиция взята за основу утопического гуманизма, при котором человек является мерилом всего и является центром вселенной, что приводит к самообману.

Таким образом, Ева не одинока в своем желании превознести себя и стать равной Богу. Вера в то, что люди могут обойтись без Бога и претендовать на самоопределение, отвергая Бога, является универсальной реальностью (В разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [6] (стр. 148 в электронной версии книги)).
Иногда совесть отвергает их, но слишком часто наши дела их подтверждают. Уклонение от истины в сторону эмпиризма, гедонизма и гуманизма коснулось жизни каждого потомка Евы, и никто из нас не свободен полностью от мощи этой хватки.

Как диалог с искусителем, так и доводы, изложенные в тексте Бытия, о последующих действиях Евы, показывают нам, что падение Евы не было вызвано ее
глупостью или слабостью, но было результатом сильного стремления быть как Бог. Она стала жертвой манипуляций ее высшими человеческими способностями. Она была обманута.

Урок: Часто поднимают вопрос о мягком толковании Библией преступления Евы. С одной стороны, Адам ответственен за приход греха в этот мир
(Римлянам 5:12-14; 1 Коринфянам 15:22), в то время как грех Евы описан как ее «обман» (2 Коринфянам 11:3; 1 Тимофею 2:14). Когда Бог призвал Еву отвечать за содеянное, она объяснила все так: «Змей обольстил меня, и я ела» И больше Бог не задавал ей вопросов (Бытие 3:13).

Наши ответы уже прояснили картину обольщения Евы.

1. Нет доказательств того, что Бог открыл Себя Еве лично до грехопадения. У нее было относительно ограниченное знание о Нем.
2. Она была уязвима для заблуждения, потому что информация о дереве была передана ей, а не получена напрямую от Бога.

3. Она была убеждена искусителем усомниться в Боге и самой стать Богом, к чему все мы имеем склонность. Грех — человеческое стремление захватить божественную суверенность.

Дополнительное объяснение очевидно. Когда Сатана задумал, в каком образе искусителя появиться, он выбрал знакомый облик змея, но наделенного сверхъестественными способностями. Он не только мог общаться с Евой, но как указывает содержание диалога, он располагал сверхъестественным знанием о Боге, о
людях, о дереве и о том, к чему приведут сегодняшние действия. Апостол Павел замечает, как «змей хитростью своею прельстил Еву», и что «сатана принимает
вид ангела света» (2 Коринфянам 11:3,14). Ева была обманута, не сумев разглядеть, что скрывалось за сверхъестественными проявлениями, маскирующими себя под доброго союзника. Она была увлечена в заблуждение ни кем иным как врагом Бога, сильным сверхъестественным оппонентом. Адам был ведом в заблуждение своей женой
(В разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [7] (стр. 148 в электронной версии книги)).

Бытие 3:6

...И она взяла и ела. И дала мужу своему, который был с ней, и он ел.

 

Урок: Поведение Адама на протяжении всего разговора между Евой и искусителем продолжает оставаться загадкой. Некоторые библейские исследователи сравнивают боевое, живое, конфронтационное поведение Евы с почти летаргическим присутствием Адама, и делают пренебрежительные выводы о нем. Они считают, что его единственная функция состояла в том, чтобы схватить плод, предложенный ему, и съесть его без всяких вопросов, подобно бабуину в зоопарке, который хватает банан и жует его, не соображая, что происходит вокруг.
Такой взгляд на Адама должен быть отвергнут по нескольким причинам.

 

1. Адам не был слабоумным. Как и Ева, он был создан по образу Божьему. Его умственные способности были такие же, как и у нее.

2. Его ответ Богу, когда Он призвал их обоих дать отчет за свое непослушание, открывает причину его кажущейся пассивности во время искушения (3:12).
Он тщательно готовил оправдание для того, чтоб обвинить Еву и сделать ее ответственной за происшедшее. Это не значит, что он хотел ее дискредитировать, но он знал, что ее непослушанию предшествовали смягчающие обстоятельства.
У него их не было.

 

Таким образом, Адам позволил Еве действовать в согласии с его собственными свободолюбивыми представлениями. Тот факт, что он тоже съел плод, свидетельствует о том, что он, так же как Ева, жаждал походить на Бога. Но из-за его долгой истории отношений с Богом он не должен был иметь контакта с деревом. То, что Ева
ввязалась в диалог с искусителем, стало поводом для него соучаствовать в ее грехе и использовать ее как предлог, надеясь, что вина целиком падет на нее.

Как следствие, искуситель обольщал Еву, а Адам не вмешивался. Библейский текст открывает и то, что он находился рядом с ней на протяжении всего процесса (3:6).
Его молчание в этой ситуации было результатом его согласия и сильного желания.
До этого момента плод казался недоступным из-за неопровержимого запрета,
данного ему Богом (2:16-17). И плод был доступен ему через искусителя наиболее привлекательным образом. Она первая взяла яд. Но в реальности, они оба взяли его. Внутри своей пораженной наступающей тьмой души, он наблюдал, как она воплощала в действии его собственную похоть к независимости от Бога. Обдуманность
этого поступка подтверждается его готовностью сразу же взять плод и есть, в то время как она, прежде чем взять, сначала пыталась оспорить предложенные доводы. Бог обещал, что он умрет, если съест плод от этого дерева. Но она съела, и ничего не произошло; она не умерла. Он решил, что было безопасно сделать тоже.

3. По этой причине, как и учит Библия, вина за грехопадение лежит и у ног Адама.
Он согрешил осознанно. Он знал о значении его поступка, и, тем не менее, участвовал в бунте против Бога. Менее опытная Ева, как сказано, была только «обманута». Это значит, что она согрешила неосознанно. Она была вовлечена в этот роковой обман. Хотя оба согрешили, тот факт, что Бог возложил ответственность за грехопадение на Адама и объявил ему приговор смерти, должен вселить осторожность в людей, которые спешат обвинять во всем Еву. Взгляд на Еву, как на причину, принесшую грех и смерть в мир, и мнение, что женщины — низшие существа по сравнению с мужчинами, невозможно найти в Писании.

Суммируя простым языком: Динамика истории искушения не свидетельствует о существовании иерархических отношений между Адамом и Евой до грехопадения.
Так как Ева была менее информирована, чем Адам, о запрещенном дереве, её грех можно определить как грех недостаточной компетентности. Она была обманута. Поскольку Адам был изначальным приемником Божьего запрета, его участие в искушении имеет значение восстания против Бога.

 

Последствия грехопадения — Бытие 3:7 — 4:19

До грехопадения Бог предупреждал Адама, что «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:17). Когда грехопадение произошло, взрыв смерти
был неизбежен.
Человеческий бунт стал своего рода приглашением для врага в Богом созданный мир.
В своих попытках обрести свободу от Бога Адам и Ева стали друзьями родоначальнику смерти.

Они, не осознавая, подтолкнули спусковой механизм катастрофического хаоса, который проник все сферы их жизни, последствия которого сказываются на протяжении веков.

Приход смерти в жизнь оказал опустошительное воздействие на взаимоотношения между людьми и Богом, на их общественную структуру, на род из занятий и на экологию. Но поскольку наше внимание направлено на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, мы будем изучать, как последствия грехопадения сказались на отношения Адама и Евы.

 

Бытие 3:11

И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

 

Урок: Тот факт, что Бог призвал Адама к ответу за грехопадение прежде Евы, истолковывался некоторыми как доказательство того, что Адам стоял во главе отношений с Евой в Эдемском саду. Более внимательное изучение этого текста обесценивает это толкование.

Адам очень хорошо понимал, что Бог обращался к нему индивидуально, а не как к представителю Евы.
Хотя они оба прятались от Бога, он объяснил только свое поведение, а не Евы: «Я услышал», «Я испугался»,
«Я был наг», «Я спрятался» (ст. 10). И по мере того, как Бог продолжал задавать ему вопросы, Он обращался напрямую к Адаму, не ссылаясь на Еву. Как Адам, так
и Ева узнали о своей наготе в результате греха, но Бог выделил Адама спросив его: «Кто сказал тебе (Адам, второе лицо, единственное число), что ты (Адам, второе лицо, единственное число) наг?» (ст. 11)

Контекст следующего вопроса Адаму раскрывает, почему Бог обращается к нему первому: «не ел ли ты (Адам, второе лицо, единственное число) от дерева, с
которого Я запретил тебе (Адаму, второе лицо, единственное число) есть?» (ст. 11)
Бог потребовал у Адама, как у единственного приемника Божьего изначального наказа, запрещающего есть плод от дерева, дать отчет за себя. Этот приказ был дан Адаму как личный запрет еще до того, как была сотворена Ева (2:17, также второе лицо, единственное число). Следовательно, естественно, что Адам был первым на очереди дать отчет о своем непослушании. Бог не задавал ему вопросов о Еве. Ее очередь придет. Она должна будет отвечать за себя, как человек, имеющий свои права (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [8] (стр. 148 в электронной версии книги)).

Бытие 3:12

Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел».

 

Урок: Ответ Адама Богу подтверждает точность нашего комментария к предыдущему стиху. Адам не сослался на то, что Ева тоже съела плод или что она съела первая от плода. Сказав, что он ел, он признал, что не был послушен божественному наказу, переданному только ему одному.

Урок: Однако Адам сослался на Еву в своем ответе так, что стала очевидна пугающая степень разделения, уже действовавшего в их отношениях «одной плоти» в
результате грехопадения.

Нормальным ответом на вопрос Бога «Не ел ли ты от дерева?» должно было быть «Да». Действуя далеко не как «представитель» Евы или ее «священник», как некоторые считают, Адам как раз стал се обвинителем, указывая пальцем на нес и оправдывая себя. Вместо того, чтобы принять ответственность за свой поступок на себя, он пересказал историю искушения так, чтобы переложить ответственность на Бога и на Еву, как виновных в его поступке. Его отвратительный ответ можно было бы перефразировать: «Я был уверен, что Ты знал что делал, когда давал мне жену, которая подала мне плод, который я естественно съел».

Очевидно, эта трусливая уловка была не приемлема Богу. И когда обещанный смертный приговор пал на Адама и Еву, он был провозглашен над Адамом, а не
над Евой (3:19).

 

Бытие 3:13

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Урок: Бог повернулся к Еве и призвал ее отдельно дать отчет за себя и за свою ответственность в грехопадении (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [9] (стр. 148 в электронной версии книги)). Будучи последовательным, Бог должен был бы обратиться к Еве с тем же вопросом, что и к Адаму:
«Не ела ли ты от дерева, от которого Я говорил тебе не есть?».

Но Бог знал, что Он никогда не давал такого запрета Еве. Любая информация, которой обладала она на эту тему, была передана ей Адамом. Следовательно,
Бог вместо этого попросил ее описать, что же произошло: «Что ты это сделала?» Ева с готовностью признала, что была обманута змеем, не пытаясь переложить
вину на кого-то. Она могла бы вменить Богу: «Змей, которого Ты сотворил, оказался таким хитрым, он сказал мне есть, и я ела» или «Этот мужчина, которого
Ты мне дал в мужья, не запретил мне. Наоборот, он одобрял мои действия».
Но она стояла и приняла все, как говорится, мужественно.

 

Бытие 3:15

(И сказал Господь Бог змею) И вражду положу между тобою и женою,
и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову,
а ты будешь жалить его в пяту.

 

Урок: Провозглашение проклятий над змеем и над землей, и суд над Адамом и Евой является наиболее трагической частью Библии (3:14-19). Они звучат как
темный список всех бед, принесенных смертью. Единственный элемент надежды в этом отрывке появляется в связи с упоминанием семени жены. Бог обещает, что потомок женщины раздавит голову змея. Это утверждение часто толкуется как предсказание о Христе, поразившем Сатану. Хватка смерти на человечестве и их мире оказалась такой интенсивной, что искупительный труд Христа будет включать в себя страдания («ты будешь жалить его в пяту»). Освободитель от смерти сам переживет смерть.

 

Бытие 3:16

Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Урок: Так много явных упущений в произнесенном над женщиной приговоре.

 

1. В приговоре змею (ст. 14) и мужчине (ст. 17) звучит одинаковая фраза «за то, что ты», но ее нет в обращении к женщине. После того, как она с готовностью признала, что была обманута (ст. 13), к ней больше не было вопросов. И создается впечатление, что беды, выпадающие на ее долю, не являлись конкретным наказанием против нее.
Скорее являются влиянием тех перемен, которые произойдут в ее окружении с пришествием смерти. Она не получила тяжкого приговора, поскольку не была признана более виновной. Она не согрешила по своей воле, она была обманута.
Тем не менее, смерть уже действует, и Ева подчинена всему спектру смертельных последствий.

 

2. Никакого проклятья не было произнесено над женщиной. Несомненно, имеет место причинно-следственный принцип между ее грехом и вынесенным ей приговором, но он не был «проклятьем», как это было в случае со змеем (ст. 14) или землей, которая и стала проклятьем мужчины (ст. 17-19) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [10] (стр. 148 в электронной версии книги)).

 

3. Бог не упрекнул женщину за то, что она взяла на себя лидерскую роль в саду. Конечно же, ее поступок был неправильным. Но никакого возражения не было поднято по отношению к ней как к женщине за то, что она начала действовать самостоятельно, да еще и пригласила мужа последовать за собой. Нигде в тексте нет указания на то, что она поступила так потому, что пренебрегла своим местом в структурной иерархии власти (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [11] (стр. 148 в электронной версии книги)).

 

Урок: приговор женщине включает в себя три утверждения по фактам:

 

1. Из-за того, что смерть проникла во все реалии жизни, страданию как ранней форме смерти будет позволено войти в жизнь в самом ее начале, при деторождении. Адаму было сказано, что земля, сама некогда производившая плод, теперь будет производить его через страдания.
Подобно этому, человеческое воспроизводство будет происходить в боли. Жизнь будет продолжаться и после грехопадения, но из-за присутствия смерти она превратится в борьбу.

2. Вероятно, из-за того, что женщине была вверена функция чадородия, она будет стремиться к союзу «одной плоти», который был определяющим для семьи до грехопадения (2:24). Ее желание будет к мужу, чтобы возобновить эту связь единства, характеризовавшую их отношения в потерянном рае. Но ее ностальгия по отношениям любви и взаимности, существовавшими между ними до грехопадения, когда оба жили в единстве, не найдет взаимности у своего мужа. Их отношения любви будут заменены иерархией.


Вместо восполнения ее желания общения и создания атмосферы взаимной поддержки и любви, он будет господствовать над ней (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [12] (стр. 149 в электронной версии книги)).
3. Как результат их разделения с Богом, Адам и Ева неожиданно оказались в атмосфере пропитанной реальностью смерти. Если до грехопадения они оба были подчинены Богу, Который один имел власть над каждым из них, то теперь у них были другие господа. Бог был основным источником их жизни. Отделившись от Него в результате бунта, они стали зависимы от вторичного источника своей жизни, он от своего, она от своего. Адам подчинился земле, из которой он был взят. Ева подчинилась Адаму, из которого она была взята. Его работа от земли сделает его рабом земле, которая в конечном итоге и поглотит его жизнь. И жизнью Евы теперь управлял раб. Она стала рабой рабу земли (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [13] (стр. 151 в электронной версии книги)).

 

Грехопадение породило злых близнецов: женское страдание при родах и мужскую работу в страданиях. В результате сатанинской деятельности мужчина был теперь хозяином над женщиной, так же как и матушка-земля была теперь хозяином над мужчиной. Поэтому верно будет считать и мужское доминирование, и смерть противными Божьему изначальному замыслу творения. Оба этих следствия являются результатом греха, вдохновленным самим Сатаной. В проклятьи Бог признал их неминуемость как последствий греха, не признавая их причастности к Своему изначальному дизайну. «И он будет господствовать над тобой» не должно рассматриваться как Божья воля, так же как и смерть не может рассматриваться как Божья воля для человечества. Но это утверждение — признание факта надвигающегося потрясения, происшедшего в результате греха, совершенного против воли Бога, и ставшего предупреждением Адаму. Очень значим тот факт, что искупительное обещание чадородия женщины и ее семени, поразившего Сатану, произнесено до объявления мужского господства. И, конечно же, в искупленной общине Божий изначальный замысел о взаимности в равенстве будет восстановлен.

 

Бытие 3:17

Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей».

Урок: Бог вынес приговор Адаму за то, что тот послушал голоса своей жены, когда она предложила ему вкусить от плода, вместо того, чтоб послушать Божьего повеления, запрещающего это. Вина Адама не в том, что он послушал голоса жены своей, когда она заменяла Божий порядок. Эта мысль могла бы быть перефразирована так: «Вместо того, чтоб признать только Мою суверенность, и относится к Еве как к равной, ты последовал за ее водительством, а не за Моим. Вы оба приняли на себя Мою суверенность». Бог упрекнул Адама не за то, что Ева взяла на себя лидирующую роль, а за то, что он присоединился к ее непослушанию Богу (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [14] (стр. 152 в электронной версии книги)).

Урок: Наступление смерти повлияло на многие составные Божьего творения разнообразными способами. Змей и земля были прокляты. Женщина умерла
для себя, подпав под господство мужчины. Но самая большая сила смерти пала на Адама.

Хотя Ева также переживала смерть, Адам выделен в тексте Бытия как
тот, кто первый ввел человечество в теперь проклятую землю, в которой они становились снова прахом (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [15] (стр. 152 в электронной версии книги)).

Земля, над которой господствовал когда-то человек, теперь была его господином и, в конце концов, поглотила его. Сфера его влияния превратилась в его кладбище; его престол стал для него могилой. И в его земном странствии на пути к могиле он был уязвим к боли, предвестнице смерти, неминуемо поглощавшей его. В атмосфере проклятья и осужденной жизни катастрофа стала полной. Единственный луч надежды среди произнесенных проклятий просматривается в словах о женщине. В Адаме все умрут, но Ева, как «мать всех живых», принесет жизнь: от нее произойдет семя
которое произведет искупление (3:20).

 

Бытие 4:19

И взял себе Ламех двух жен....


Урок: Изначальный промысел Бога относительно брака состоял в том, чтобы пара стала «одной плотью».
Однако, приход греха исказил союз «одной плоти», превратив его в иерархию «начальник/подчиненный».
И спустя шесть поколений от Адама до Ламеха эта иерархия произвела полигамию, отвратительный образец мужского господства в его полном выражении.
Живыми мазками Писание рисует пугающую картину мужской дегенерации (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [16] (стр. 153 в электронной версии книги)).

С распадом общины «одной плоти» семья стала мини-монархией. Неизбежно мужское господство умножало подчиненных женщин, пока это господство не
достигло своего апофеоза в лице царя Соломона, имевшего гарем из тысячи жен и наложниц. Господин женщины становился ее владельцем.
А владелец женщины стал владельцем женщин. Таков падший человек, для которого желание обладать неизбежно превращается в жадность коллекционера.
Для коллекционера две лучше, чем одна, а тысяча лучше, чем две.

Суммируя простым языком: Грехопадение повлекло катастрофические последствия, сказавшиеся на взаимоотношения между Богом и людьми. Люди были отделены от Бога, и каждый из них стал зависеть от своего изначального материала. Жизнь Адама зависела от земли, из которой он был взят, а жизнь Евы стала зависеть от Адама, из которого она была взята. После грехопадения взаимоотношения по принципу «начальник/подчиненный» между Адамом и Евой стали нормой.
Тот же принцип смерти, который сделал Адама рабом земле, применялся к Еве. Как результат грехопадения, господство Адама над Евой является сатанинским по происхождению, не менее чем сама смерть.

Грехопадение вытеснило Бога с позиции абсолютного суверенитета над Адамом и Евой. Их жизни подчинились смерти, выпущенной в проклятой атмосфере.

 

Замысел сотворения Грехопадение

Бог Бог природа
Адам и Ева Адам
природа Ева

 

Глава 3

Компромисс Ветхого Завета

Тёмная сторона

С проникновением человеческого греха, в новом, сияющем, Богом созданном мире действовала уродливая сила Сатаны, которая вплела свою смертельную нить в саму ткань жизни. Пустота и бесплодность — результат сосуществования сатанинского «рабства разложению» с поддерживающей жизнь силой Божьей, которое создало двойственную напряженную ситуацию, на протяжении веков ожидающую своего разрешения в конце времен (Римлянам 8:20-21).

Чтобы применить это завершающее решение, Бог запустил в действие программу искупления. Активная фаза искупления началась с Божьего призыва Авраама, прародителя общины, предназначенной отделить себя от Сатаны и выбрать Бога и жизнь, характеризующуюся «славной свободой детей Божьих». Эта начатая тогда программа искупления была осуществлена в служении Иисуса Христа и в установлении новой общины, церкви. Труд искупления достигнет своей финальной реализации тогда, когда новая община войдет в вечность так же, как и все, что было
подвержено тлению из-за рокового прикосновения Сатаны, очистится Божьим присутствием, и с окончательным уничтожением самой смерти (Римлянам 8:18-25).

В этой главе мы будем размышлять над фазой Божьей искупительной программы, называемой ветхим заветом. Это было время подготовки к выполнению, которое могло осуществиться только с приходом ожидаемого Мессии. Следовательно, как переходный период, ветхий завет имеет двойственные характеристики.
С одной стороны, эффекты грехопадения уже достаточно очевидны в ветхозаветной общине. Например, хотя они были избраны Богом быть Его людьми, направляемы духовными лидерами по закону, данному Моисею, ветхозаветные люди отвергли Бога как царя и поставили себя политическими монархами, которые вели народ к повторяющимся периодам отпадения и поражения (1 Царств 8:8;10:19;12:17).
Это была темная сторона ветхого завета.

С другой стороны, поскольку Бог использовал в ветхом завете людей в качестве инструмента для совершения программы искупления, их жизнь включала
в себя много позитивных характеристик, которые помогли приготовить путь грядущему Искупителю и восстановить цели Божьего изначального творения в
жизни новой общины. Это была светлая сторона ветхого завета.
Это напряжение — результат сосуществования в ветхом завете как негативных факторов от грехопадения, так и позитивных элементов, указывающих на
искупление — характерно отражалось и в отношениях между мужчинами и женщинами. По мере изучения роли женщин в Ветхом Завете мы откроем, что данные
подпадают под один из двух противоречивых, но параллельных потоков. Один берет свое начало в Божьем замысле творения и движется в направлении искупленной общины. Другой поток берет начало в грехопадении и демонстрирует разрушительное влияние сатанинского извращения на Божий идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Парадоксальное сосуществования этих двух противоположных потоков и является компромиссом ветхого завета.

Божественные заповеди Ветхого Завета должны были ограничивать и сдерживать разрушительные последствия грехопадения. Из Божьей милости и в предвкушении нового творения, Божье Слово применялось к грешным условиям, таким как полигамия, патриархат, прелюбодеяние, ни в коем случае не оправдывая это зло, но чтоб как-то минимизировать ущерб, нанесенный последствиями грехопадения. Насилие было сдержано. Ограничив практику мести (только око за око, зуб за зуб, только жизнь за жизнь), закон Ветхого Завета был попыткой установить контроль на убийственную тенденцию природы падшего человечества (Бытие 4:23-24), не допуская насилию превратиться в образ жизни людей.

Иисус и тексты Нового Завета показали, что восстановление новой общины, соответствующей изначальным Божьим целям, обесценило значения многих
мер ветхозаветного закона, выполнив их предназначения. В общине, руководимой любовью, закон возмездия (Исход 21:23-24) заменяется и, следовательно, отменяется (Матфея 5:38-39). То же самое истинно и для правил Ветхого Завета, ограничивающих злое влияние полигамии, патриархата и прелюбодеяния. Как будет показано в последующей дискуссии, такое законодательство устарело при новом завете из-за полного отказа от этих обрядов как неприемлемых.

Сейчас мы рассмотрим признаки негативного давления, оказываемого грехопадением на общину ветхого завета в отношении к женщине.

 

Полигамия

Одно из наиболее мерзких извращений принципа «одной плоти», происшедших в результате грехопадения — это практика у мужчин брать себе более одной
жены (хотя название этому — полигиния, тем не менее, мы используем более распространенное слово полигамия, которое означает «несколько браков»). Когда
мужское господство заменило взаимоотношения равных, на жен неизбежно стали смотреть как на некое удобство и производителей потомства. А для господина, чем больше — чем лучше.

Эта ненавистная практика была принята отцами ветхозаветной общины. У Авраама было несколько жен и наложниц (Бытие 16:3; 25:1-6). Его внуки пошли по его стопам: Исав был женат на трех женах (Бытие 26:34; 28:8-9), и двенадцать сыновей Иакова,
ставшие родоначальниками двенадцати племен Израиля, были рождены от разных четырех матерей (Бытие 29:30).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: