Иерархический Хронологический




взгляд взгляд

Бог Христос/ мужчина/ Бог/

Христос мужчина женщина Христос­

мужчина (сотворение (образование (рождение
женщина мужчины) женщины) Христа)

первое второе третье

 

 

Открытый доступ к служению (11:4-5)

 

Без лишних слов апостол демонстрирует практическое действие неиерархических отношений между мужчинами и женщинами в церкви. И мужчины и женщины могут молиться и пророчествовать в собрании верующих.

 

Эти два стиха являют собой предельно ясное заявление в Библии о равном доступе мужчин и женщин к служению в церкви. Они равно могут вести поклонение и говорить Слово Божье верующим.

Поклонение состоит из многих элементов. Только два упоминаются в этом отрывке: молитва и пророчество. Выбрал ли их Павел случайно, или есть цель для такого выбора? Ответ на этот вопрос лежит в природе этих двух функций. Потому что они включают прямую связь с Богом, молитва и пророчество составляют суть поклонения. Через молитву лидер поклонения, вместе с собранием, входит в присутствие Господа. Затем Бог отвечает, предоставляя Свое Слово собранию через пророчество людей.

Значение пророческой функции в Новом Завете схоже с Ветхим Заветом. Оно обладает наивысшей властью, поскольку и церковь, как сказано, «созидается на основании апостолов и пророков» (Ефесянам 2:20). Евангелие Христа, сокрытое долгое время, теперь «открыто Духом Святым через своих святых апостолов и пророков» (Ефесянам 3:5). Эта откровительная функция пророков действует на уровне поместной
церкви, поскольку цель пророчества — «чтоб все могли поучаться»
(1 Коринфянам 14:31).

В дополнение к этому обучающему измерению, пророчество служило и для вдохновительных целей, ибо оно было использовано для «вдохновения и утешения», а также и для более формального служения обучения (1 Коринфянам 14:3-4). В списках духовных даров апостола Павла пророчество стоит на самом высоком уровне, второе после апостольского дара (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [17] (стр. 162 в электронной версии книги)). Надо заметить, что в оценочной градации духовных даров апостола Павла в 1 Коринфянам к пророчеству как одному из трех «наивысших даров» (12:28-31) должны стремиться больше, чем к другим дарам (14:1) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [18] (стр. 162 в электронной версии книги)).

Возможно, что иудействуюшие верующие учили: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. Но всякая
жена, которая появляется с непокрытой головой, постыжает свою голову, это все равно, как если бы она была с обритой головой». Павел обращает вспять это
принижающее учение, признавая тот же уровень служения и ответственности для христианских женщин, как и для мужчин.

Отрывок (11:4-5) представляет доказательства того, что против желания иудействующих лжеучителей женщинам в Коринфе Павел повелевал участвовать
полноправно с мужчинами в служении молитвы и пророчества в собрании. Мы делаем вывод, что женщины имели доступ к наивысшим уровням служения в ранней церкви, и что подобные служения должны быть доступны женщинам и сегодня в церкви
(в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [19] (стр. 163 в электронной версии книги)).

Без покрывала (11:15)

Единственной разницей между мужчинами и женщинами, участвующими в молитвенном и пророческом служении было покрывало, которые носили женщины по обычаю в общественных местах, например, в церкви.
Таким же образом, апостол цитирует традиционные аргументы иудействующих, которые настаивают именно на этом отличительном символе между мужчинами и женщинами (ст. 4-8,10,13).

Но Павел учил, что для церковной деятельности нет различия между мужчиной и женщиной, ибо мы одно во Христе Иисусе (Галатам 3:28).

Следовательно, он не мог принять традиционно навязанные символы, разделяющие единство церкви (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [20] (стр. 163 в электронной версии книги)).

После того, как Павел представил выдвинутые иудействуюшими учения о женском покрывале, он полностью сводит на нет их аргументы шокирующим заявлением о том, что волосы для женщины — предмет ее гордости, и что «волосы даны ей вместо покрывала». Дословный перевод с греческого стиха 15 звучит так, что «волосы женщине были даны вместо покрывала». Поскольку из-за волос женщин покрывало становится излишним, следует, что женщины могут вести
поклонение и провозглашать Слово Божье, не одевая символ подчинения, который лжеучителя старались навязать им пренебрежительно (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [21] (стр. 163 в электронной версии книги)).
В соответствии с этим учением апостола женщины не обязаны были носить покрывало, но могли вести поклонение и проповедовать Слово, как и мужчины.

 

Первый только Бог (11:11-12)

 

Кульминационное расположение стихов 11 и 12 в аргументации Павла и повелительный тон утверждения придает им силу вывода. В греческом тексте эта смысловая единица начинается с греческого слова (обычно переводимого как «тем не менее»), которое указывает на опровержение того, что предшествует ему.

В предыдущих стихах Павел цитирует традиционные сравнения, сопоставляющие положения мужчин и женщин перед Богом. Делая это, он показывает коринфянам, что он полностью понимает учения иудействующих и хочет ответить им на их же уровне. Но он также понимает потенциальную опасность таких спекуляций, разрушающих единство Тела. И, следовательно, для того, чтобы развеять возможные недопонимания лжеучений его оппонентов, он заново повторяет их и безжалостно развенчает все эти спекуляции, сводя их на нет раз и навсегда.

Лжеучителя, противившиеся женскому участию в поклонении и лидерстве в коринфской церкви, основывали свое учение на хронологическом превосходстве мужчины в истории Бытия. И, чтобы противостоять таким спекуляциям, Павел показывает, что он очень хорошо знаком с учениями иудействующих, которые извращают толкование истории сотворения в Бытие. В ответ таким заблуждениям Павел говорит свое окончательно слово о христианском понимании
порядка сотворения в Бытие, где мужчина первый/женщина вторая. Учение Павла заключается в том, что «в Господе», для верующих во Христе, последовательность сотворения мужчины/женщины не имеет в себе иерархического смысла. Она не имеет значения среди христиан. Его слова в стихах 11-12 можно перефразировать так:
Несмотря на то, что было сказано или преподано ранее, в Господе, то есть внутри единства, которое преобладает среди христиан-верующих, ни женщина не
может рассматриваться отдельно от мужчины, ни мужчина отдельно от женщины. Ибо как женщина была изначально сотворена от мужчины, теперь мужчина приходит в мир посредством женщины. Таким образом, это все уравнивает.

Есть только Один, Кто имеет изначальное первенство, и это Бог, Творец всего (включая и мужчину и женщину).
Одним ударом апостол рассекает эти иудаистские замысловатые спекуляции о том, кто создан по образу Божьему, а кто нет, на основании того, кто был создан
для кого и кто был первым, а кто вторым. Он мастерски отметает такие предположения в сторону, опровергая их словами «впрочем» или «однако».

И трудно найти более ясные подтверждения, чем эти два стиха, и какие бы выводы не делались раньше о последовательности сотворения мужчины/женщины, во Христе они уже не имеют силы. Уравнивающая и объединяющая сила креста соделала всех христиан взаимозависимыми (ст. 11); эта взаимозависимость глубоко укоренена в том факте, что мужчина и женщина также взаимозависимы по факту своего взаимного происхождения (ст. 12). Мужчина не должен преследовать цель господства из-за первенства своего сотворения, поскольку он зависим сам от женщины своей жизнью (ст. 12). Но оба, мужчина и женщина, должны отдавать первенство и господство только Богу, Который и является начинателем всего (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [22] (стр. 163 в электронной версии книги)).
Лишить Бога первенства, принадлежащего Ему одному, как Творцу всего, и приписать это первенство мужчине только на основании того, что Адам был сотворен прежде Евы, является идольским оскорблением, запрещенным этим текстом. Павел сильно настаивает, вопреки иудействующих учений, что вопрос изначального мужского первенства даже не поднимается среди христиан.

В тексте Бытия (главы 1 и 2) нет ни единого утверждения, которое бы указывало на привилегированный статус Адама на основе его хронологического первенства.
Не говоря уже о документах искупления, где основным определением статуса членов новой общины является «единство». Иерархия была результатом грехопадения, и ее место — в падшем мире (Бытие 3:16). И единственная модель взаимоотношений в общине единства — взаимное подчинение.


Полная мобилизация на служение — 1 Коринфянам 12

Апостол обеспокоен невежеством коринфских верующих о духовных дарах, являющихся основой для участия всего собрания в служении (ст. 1). Он яростно настаивает на том, чтобы все члены Тела Христова, без исключения, были квалифицированы для участия в служении.

Внутри множественности Тела есть разнообразие, но все члены Тела активно вовлечены (ст. 12-13). Причина для всеобщего участия состоит в том, что каждому дана способность от Духа, и все служения в церкви вдохновляемы тем же Духом, который наделяет каждого способностью, как Ему угодно (ст. 7,11).

Следовательно, в собрании никто не может быть исключен из участия в служении (ст. 15-16). Таким же образом, никто не имеет право лишить кого-либо участия
в служении (ст. 21). И в скрупулезном изучении участия в служении нет даже намека на исключения. Наоборот, сильно звучит призыв к каждому члену собрания участвовать в служении на основе даров и ни в коем случае не обращать во внимание половые различия. Те же принципы превалируют и в апостольских наставлениях римским верующим.

В их разнообразии, каждый член тела имеет свою функцию, потому что все они приняли различные дары в соответствии с благодатью, данной каждому
(Римлянам 12:4-8). Цель этого утверждения та же, что и у инструкций, данных коринфской церкви. Нет причины не участвовать в служении, и нет права исключать их из служения. Миссия перед верующими требует полной мобилизации всех ресурсов, доступных церковной общине.

И церковь в Коринфе, и собрание в Риме были значительными служениями апостольской эпохи. Если бы существовало узаконенное правило среди церквей, исключающее женщин из участия в служениях, то уж эти церкви должны были бы быть извещены об этом.

Однако не только нет никаких указаний на таковые ограничения в наставлении Павла, но и учения на этот счет содержат сильные указания о полном вовлечении всех членов церкви в служения своих общин, на основе духовных даров, данных каждому члену. В обоих случаях церковная община сравнивается с физическим телом, где все, именно «все», участвуют в служении на основе духовных даров (Римлянам 12:4-5; 1 Коринфянам 12:12). Нет причины не участвовать; нет права исключать.

 

Поющие мужчины и молчащие женщины — 1 Коринфянам 14:31-40

Этот отрывок 1 Коринфянам содержит наиболее удивительное утверждение во всем послании:

 

Так бывает во всех церквях у святых. Жены ваши в церквях да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо не прилично жене говорить в церкви. (1 Коринфянам 14:33-35)

 

Без предупреждения Павел представляет своим читателям этот жесткий, несоответствующий, полный запрет. Несколькими категоричными предложениями, каждое сильнее предыдущего, женщинам предписано абсолютное молчание в церкви. Сноска «во всех церквях» привносит значение безоговорочности и
безапелляционности. Не оставляя ни малейшего сомнения о смысле повеления для женщин «молчать в церквах», здесь имеет место и второе отрицание: «не позволено говорить». Дважды повторяется использование греческого глагола, в устной речи означающего «говорить», что еще больше усиливает запрет на любую форму служения. Он касается любой формы выступления: молитва, пророчество, языки, толкования, оценка, учение и даже шепот женщин, которые не смогут удержаться и задать вопрос своим мужьям во время поклонения. И логика, стоящая за этим всеобъемлющим запретом такова, что женщины, говорящие в церкви, нарушают закон и попадают в категорию «неприличного» поведения.

Предельно ясный характер такого предписания еще больше усиливает его шокирующую жестокость.
Оно напоминает больше практику древних иудейских синагог, чем христианские церкви, основываемые Павлом, где женщины могли молиться и пророчествовать наравне с мужчинами (1 Коринфянам 11:5). Это представляет собой такое массивное противоречие в данном Послании и настолько не соответствует церковной теологии Павла, что явно противоречит предыдущим повелениям о всеобщем участии в служении, и предпринимались многократные попытки разрешить скандал, который оно провоцирует (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [23] (стр. 163 в электронной версии книги)).
В частности, с одной стороны Павел вдохновляет женщин пророчествовать (11:5), а с другой стороны даст абсолютный наказ женщинам не говорить в церкви и молчать. Это представляет собой такое гигантское противоречие, что непоследовательность в таких пропорциях можно оправдать только состоянием умственной рассеянности автора. Но Павел не был шизофреником. Все доводы указывают на то, что он был
в полном умственном здравии, и он сознательно полагался на божественную благодать, когда писал инструкции коринфской церкви (2:4, 7,10, 12-13,16; 4:1,
17; 5:3-4; 7:10,40).

 

Очевидно, что этот запрет надо тщательно изучать: его содержание и историческую ситуацию в Коринфе; определить мотив Павла в написании его и понять, отражает ли этот отрывок его образ мыслей или это иное учение, которые он не одобряет, но просто цитирует.

Нет необходимости уходить в герменевтические дебри, чтобы узнать, насколько этот отрывок вписывается в контекст Послания. Естественное объяснение дат нам ключ к его пониманию. Но чтобы найти его, нам надо внимательно изучить контекст и содержание этого утверждения.

 

Контекст

 

Запрет окружен двойным набором параллельных утверждений, создающих своеобразную двойную рамку, обрамление.

Первая рамка включает стихи 31 и 39. Оба стиха выражают пожелание к более широкому участию всего собрания в поклонении. Видимо, Павел получил сведения об ограничивающей активности некоторых доминирующих лидеров, монополизирующих поклонение в коринфской церкви. Чтобы разрушить их контроль над корпоративным поклонением, Павел устанавливает правила для обеспечения широкого участия
всех членов собрания.

Когда они собираются для поклонения, он хочет, чтобы каждый приходил готовым служить, для назидания группы (ст. 26). Он учреждает необходимость истолкования (ст. 28) и рассуждения (ст. 29), которые требуют участия большой части собрания, и ограничивает стремление некоторых мужчин монополизировать кафедру только для себя. Он устанавливает лимит времени для индивидуального участия и требует разнообразия к другим участникам (ст. 30). Но больше всего апостол настаивает на праве всех верующих вносить свой вклад в поклонение (ст. 31) и «ревновать» об
участии (ст. 39). Таким образом, Павел сдерживает прыть смелых и вдохновляет к действию робких.

Рамка вторая состоит из стихов 33 и 40, которые передают озабоченность Павла о «мире» и «благопристойности» во время служений поклонения в коринфской церкви. Некоторые лидеры состязались за место на сцене во время служения. Их борьба за власть производила беспокойство и сумятицу вместо мира (ст. 33). Напряженность, которая появилась из-за подобного отношения, перерастала в конфликты в результате духовной эйфории. Против таких беспорядков Павел и учит коринфян: поклоняющиеся должны контролировать свои действия (ст. 32), и всякий хаос и беспорядок — не от Бога (ст. 33).

Изучив контекст запретного утверждения, мы видим, что Павел столкнулся с ситуацией в церкви, в которой самоуверенные члены церкви боролись за служение на сцене, исключая менее смелых верующих из активного участия в совместном поклонении. И как мы узнаем далее из нашего изучения отрывка, они выработали систему, согласно которой женщины исключались из участия, что уменьшало вдвое количество претендентов.
И поскольку женщины уже находились на нижней ступени общества, они и стали легкой жертвой церковного нетерпения.

 

содержание

 

Запрет содержит несколько подсказок, указывающих на несвойственное Павлу авторство, и указывает на ограничивающий иудаистский порядок, отражающий правила, применявшиеся в синагогах.

Стих 33. Приказ женщинам молчать показан как модель, применяющаяся «во всех церквах святых». Эта ссылка на «церкви святых» появляется всего один
раз в Новом Завете. И ее особенность заключается в ее излишности. Ссылка на «всех церквах» была бы достаточной. На самом деле, церкви состоят из верующих,
которые часто называются святыми в Новом Завете. Дополнительное пояснение «святых» предполагает конкретную группу церквей, чьи правила являются
нормой для всех церквей.

Более того, когда Павел говорит о церкви другими словами, то предпочитает называть ее «церковью Божией» (1 Коринфянам 1:2; 10:32; 11:22; 15:9;
Галатам 1:13; 1 Фессалоникийцам 2:14; 1 Тимофею 3:5, также Деяния 20:28). «Церковь святых» — совсем не язык Павла.

В ранние годы христианского движения термин «святые» использовался исключительно по отношению к иудейским христианам в Иерусалиме и Палестине (Деяния 9:13,32,41; 26:10). Когда церкви утверждались в языческом мире, иудейские христиане в Иерусалиме продолжали называться «святыми» (Римлянам 15:25-26, 31; 1 Коринфянам 16:1,3; 2 Коринфянам 8:4; 9:12). Позже название «святые» распространилось и на всех христиан (1 Коринфянам 1:2), но оно так же осталось освященным именем иерусалимских христиан (1 Коринфянам 16:1,3). Следовательно оппоненты Павла могли предложить практику основанных на иудаистско-палестинских традициях христианских общин как модель для коринфской церкви.

Стих 34. Когда апостол Павел дает наставления, которые применимы во всех церквях, он разъясняет, что он — автор этих повелений («так я повелеваю всем
церквам» (7:17); «держитесь предания так, как я передал вам» (11:2); «мы не имеем такого обычая» (11:16); «то, что я вам передал» (11:23); «как я установил в церквях» (16:1). В этих текстах запрет не вменяется ему в авторство. Санкция на власть — это скорее существующая практика, а не повеление апостола («женщины должны молчать в церквах»).

Подобная неопределенность отражается и в перефразировании запрета («не позволено говорить»), где Павел обычно нес личную ответственность за такой
запрет («а учить жене не позволяю», 1 Тимофею 2:12).
Авторы запрета ссылаются на практику в «церквях святых», а не на собственную власть, потому что они ее не имеют. Но, понимая слабость этого подхода, они
пытаются усилить свои доводы, апеллируя к «закону».

Это обращение к Ветхому Завету являет собой достаточное доказательство того, что Павел не является автором этого утверждения. Обращение к ветхозаветному закону для оправдания христианский традиции было выражением легализма иудействующих, с которым яростно боролся Павел на протяжении всего своего служения. Для него закон либо был исполнен аллегорично в Новом Завете
(1 Коринфянам 9:9-10; 14:21), либо превзойден Евангелием (Римлянам 7:6;
Галатам 3:23-25). Павел не основывает христианский образ жизни на законе.

В любом случае, даже если бы он и захотел, то не смог бы найти ни одного повеления в Ветхом Завете, предписывающего женщинам молчать, потому что
они были подчиненными. Нет ни малейшего намека в постановлениях Ветхого Завета, которое могло бы быть истолковано в такой манере (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [24] (стр. 165 в электронной версии книги)).
Скорее всего, авторы запрета взывали к закону лукаво, стараясь подтвердить Божьим одобрением свои сомнительные правила. Хитрость была настолько очевидна, что Павел просто противопоставил ей «заповеди Господни» (ст. 37).

Стих 35. Буквальный перевод этого удивительного предложения таков «Если же они хотят научиться чему-нибудь, пусть спрашивают своих мужей дома».
Здесь есть несколько элементов, указывающих его иудейское происхождение
(в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [25] (стр. 165 в электронной версии книги)).
.
• Тот факт, что женщины не могли быть даже учениками в собрании, подтверждается талмудской литературой. Их присутствие терпелось, но они должны были молчать.

• Тот факт, что женщина может захотеть выйти из своей пассивности, чтобы научиться чему-то, рассматривается скорее как исключительная возможность, подтвержденная союзом «если». Это сильно отличается от молящихся и пророчествующих женщин в соответствии с 11:5.

• Предположение, что посещающие женщины все будут замужними (не дано никакой альтернативы для незамужней женщины), указывает на иудаистские корни, когда все женщины должны были быть замужем. Но Павел предпочитал, чтобы христианские женщины оставались безбрачными для служения, но это не принималось во внимание (7:34).

• Мужья считались источниками получения информации для своих жен. Предполагалось, что мужья обладали достаточными знаниями, чтобы уметь ответить на вопросы своих жен. Это отражает иудаистские правила, при которых только мужчины получали религиозно образование.

• Женщина должны были задавать вопросы своим мужьям в стенах своих домов, не в церкви или даже не на улице. Эта абсолютная сегрегация полов присуща древней иудейской общественной жизни.

 

В соответствии с этими предписаниями, молчание женщин в церковных собраниях должно было быть абсолютным, настолько, что им запрещалось задавать
вопросы даже своим собственным мужьям, в то время как мужчины могли вести поклонение, воспевая гимны (как предполагается, исполняемые также мужчинами, потому что женщины должны были молчать), давая уроки, откровения, языки, истолкования (ст. 26), пророчества и рассуждения (ст. 29). Такие условия лучше всего описывают правила в древних синагогах, где было «позором для женщины говорить».

Запрет отвергает идеи Павла. Мы можем быть уверены, что это утверждение не отражает ни его слов, ни взглядов. И обращение к практике «церквей святых», необоснованное обращение к «закону» и повеление молчать указывает, что Павел презрительно цитирует слова своих иудейско-христианских оппонентов, которые часто мешали церквям, основанным в языческих регионах. В этом утверждении запрета Павел отвечает им их же девизом. Он цитирует их же учение, чтобы опровергнуть его.

Одна из ведущих женщин собрания предупредила Павла о беспорядках, которые имели место в коринфской церкви (1:11). Без сомнения, она распознала попытки чуждых элементов подорвать служение Павла под прикрытием чистоты закона.

Она передала Павлу основную идею их учения. Цитируя их в этом послании, Павел был уверен, что коринфяне поймут учение этих возмутителей, тем более что они цитируемы Павлом, который показывает свое беспокойство по поводу обсуждаемого всеобщего участия (ст. 31,39), «мира» и «благопристойности» (ст. 33,40) во время церковного поклонения. Коринфяне смогли понять обоснованность этих двух тем, беспокоящих Павла, которые касались влияния лжеучений.

В этом послании, больше чем где-либо, Павел цитирует слова противников (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [26] (стр. 166 в электронной версии книги)).

Сегодня трудно различить их из-за пунктуации и отсутствия кавычек, которые не
использовались в оригинальных еврейском и греческих языках Библии. Сегодня подсказки о наличии кавычек нужно искать в контексте и содержании утверждений.
В случае с этими запрещающими утверждениями, резкий контраст в личных взглядах Павла делает очевидным тот факт, что он цитирует учения, которые сам не одобряет и которые не являются его собственными. В наших современных Библиях это утверждение по праву должно иметь кавычки.

 

Упрек

 

Стихи 36-38 подтверждают точку зрения о том, что запрет цитируется Павлом неодобрительно, как цитата лжеучителей.

Стих 36. Грамматическая структура стиха указывает на резкий разрыв с предыдущим предложением.
Пересмотренный Стандартный перевод Библии уловил профессию мысли Павла, переводя: «Что?! Или Слово Божье произошло от вас, или вы единственные,
кто постигли его?» Недавние исследования привлекли внимание к разъединяющей силе частицы «е», которая открывает стих 36 (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [27] (стр. 166 в электронной версии книги)). Она несет оттенок убедительного отрицания предшествующему. Разговорный эквивалент «Бессмыслица!» более близко по смыслу отражает это разделение между запретным утверждением (ст. 33-35) и ответом Павла в стихе 36.

Более того, грубый переход от местоимения в третьем лице («они», женщины) в запрете к резкому второму лицу мужского рода в стихе 36 (monous: «только вы, мужчины») указывает на то, что Павел привлекает к ответственности мужчин в коринфской церкви, а не упрекает женщин за нарушение правил.

Реакция Павла на запрет выражена саркастическими интонациями. Этот всплеск направлен на коринфских мужчин в форме упрека их в том, что они принимают ложные идеи, противоречащие его собственному апостольскому учению. Два пункта в стихе 36 могут быть перефразированы:
С каких пор вы стали источником божественного откровения, что вы устанавливаете свои правила? Или вы единственные приемники божественного откровения, о котором нам остальным надо узнать?
Упрек звучит из-за их стремления заменить его стандарты о мужских/женских ролях предписаниями из иудействующих учений и традиций, направленными против женщин.

Стих 37. В этом стихе Павле направляет свой гнев на лидеров женоненавистников, которые взяли на себя статус («пророков», «духовных»), чтобы распространять свои ложные взгляды в Коринфе. Это были примерно такого же типа люди, что и чинившие «разделения» и «споры» (1:10, И, 13) и (11:17-19), которые в результате разрушали «Божий храм», церковь (3:16-17).
Из описаний этих людей Павлом у нас создается о них впечатление как о гордых, разделяющих, мешающих, шумных соперниках, борющихся за позицию
власти (4:18-19). Павел противостоит их извращенным учениям своими взглядами, основанными на стандартах, заложенных Самим Христом. Иудействуюшие лжеучители ссылаются на власть «закона». Но Павел опирается на «заповедь Господа», как свою власть. Этот контраст объясняет непримиримые противоречия между взглядами Павла на роли женщин и тем, что было отражено в запрещающем утверждении иудействующих учителей.

Стих 38. Вопрос настолько серьезен для Павла, что он угрожает Божьим отвержением сторонникам мужского господства за несоответствие их учения «заповедям Господним». В свете такого упрека это побуждает современных христиан строить свою церковную жизнь по заповедям Христа и учениям Павла, а не вырывать из контекста запрет иудействующих и впадать в подобные извращения, делая их своей практикой.

 

Взаимное подчинение — Ефесянам 5:21-33

Два понятия придают этому отрывку структуру мысли: подчинение и главенство. Прежде чем, мы продолжим изучение этого отрывка, мы постараемся определить значение этих понятий на основе самого библейского текста.

подчинение

 

Глагол «подчиняться» или «быть в повиновении» появляется в стихе 21. Это предложение служит связкой между двумя различными разделами. Первый раздел состоит из стихов 18-20, и второй из стихов 22-33, со стихом 21, связующим оба. Эта структура может быть нарисована как две стороны одного буклета, со стихом 21 на месте сгиба.

 

 

СТИХИ 18-20
СТИХ 21
СТИХИ 22-23

 

Связь стиха 21 с нижней частью является нашей главной заботой, и мы будем разбирать ее позднее. До этого необходимо обсудить верхнюю часть. Со стихом 21 верхняя часть будет звучать так:

Исполняйтесь Духом, назидая друг друга псалмами и гимнами и духовными песнями, воспевая и. Творя мелодии Господу в ваших сердцах, всегда и за все благодаря во имя нашего Господа Иисуса Христа, Бога Отца, повинуясь друг другу в страхе Божьем.
Этот отрывок состоит из серии назиданий, обращенных ко всем христианам, независимо от их пола и должности. В результате «исполнения Духом» верующие общаются друг с другом и с Господом на языке христианской любви и подчиняются друг другу буквально в «страхе Христовом».

Слово, использованное для «повинуясь» в этом предложении — то же самое, что и слово «покориться» господствующим властям (Римлянам 13:1, 5) и Богу (Иаков 4:7).
Следовательно, «повиноваться» означает быть подчиненным власти высшей силы, быть зависимым от желаний и приказов высших по рангу и позиции, подчиниться господству.

Это естественное значение «повиноваться» везде в Новом Завете, кроме тех случаев, когда значение его намеренно изменено, как в стихе 21. Вдобавок, дополнение «друг другу» полностью меняет значение «подчиняться». «Повинуясь друг другу» сильно отличается от «подчиняться кому-то» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [28] (стр. 168 в электронной версии книги)).

Например, двум солдатам офицер отдал приказ помогать друг другу в выполнении поручения. Они повинуются друг другу для выполнения задачи.

Нет никакого различия в должности между ними. Но они оба повинуются офицеру, который является их старшим по званию в иерархии. По определению, взаимное подчинение вытесняет иерархические различия. Подчинение друг другу возможно только среди равных. Это взаимный (двухсторонний) процесс, который исключает одностороннее подчинение, где нет места местоимениям. Взаимное подчинение предполагает горизонтальные линии взаимного взаимодействия среди равных. Подчинение — это доминирование сверху-вниз, начальника над подчиненным. Везде, где кто-то упражняет власть над другим, мы имеем дело с подчинением, а не со взаимным повиновением. Но где люди принимают разделение власти и относятся к другим как равным, взаимное подчинение становится возможным (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [29] (стр. 168 в электронной версии книги)).

В армии, если офицер подчиняется рядовому солдату, то армии не будет. В бизнесе, если начальник повинуется работнику во взаимном подчинении, то бизнес обанкротится. В правительстве, если сборщик налогов будет подчиняться налогоплательщику во взаимности, то государство обанкротится.

Именно потому, что церковь — не армия, не деловая корпорация и не политическая империя, взаимное подчинение предлагается Словом Божьим как норма
для взаимоотношений среди христиан. Церковь расцветает при взаимном подчинении. В руководимой Духом церкви старейшины повинуются собранию в
подотчетности, заботясь о людях. И собрание подчиняется старейшинам в принятии этого водительства (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [30] (стр. 168 в электронной версии книги)).
Поистине, церковь перестает быть церковью и разваливается духовно, когда нет взаимного подчинения среди ее членов. Что же это за взаимное подчинение и
как оно действует?

Повеление взаимно подчиняться дано не в вакууме. Оно требует духовного контекста, который начинается с полноты Духа (ст. 18), продолжается как постоянное отношение благодарности Отцу (ст. 20), где кульминацией является благоговение перед Христом (ст. 21). Необходимое условие для взаимного подчинения — это подчинение триединому Богу. Это ясно сказано в стихе 21, который переведен почти одинаково во всех версиях: «Повинуйтесь друг другу в страхе Христовом».
Межличностное подчинение среди верующих возможно только из-за общего признания превосходства Христа. Он один — Господь среди них, и Он один достоин благоговения (дословно «в страхе») среди них. И снова мы находим здесь уравнивающую силу креста в действии в христианской общине. Христос — власть, перед которой склоняются все христиане.

С этой перспективы взаимное подчинение — это драгоценная реальность коллективной христианской жизни. Необходимо полное посвящение Троице, чтобы оно стало возможным.

Как святая отличительная черта обеих христианских общин, и церкви и семьи, взаимное подчинение должно быть актуализировано в «страхе Христовом» и в ревности защищать ее от иерархических поползновений, которые могут идти от верующих, пришедших из мира, а не наученных от Христа.

В повседневной жизни взаимное подчинение требует, чтобы христиане, несмотря на статус, функцию или ранг, «любовью служили друг другу» (Галатам 5:13).
Когда христиане любят друг друга, служа друг другу, не остается оправданий для разделения на господина и подчиненного среди них. Они все стали подчиненными друг другу (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [31] (стр. 169 в электронной версии книги)).

Затем динамика общинной жизни вырастает из взаимного стремления служить другим, отдавать себя и ставить интересы и благо ближних своим приоритетом. И хотя различия по рангу и иерархии могут продолжать существовать, они становятся незначительными, поскольку они перекрыты более высоким принципом взаимного подчинения. Качество общинной жизни описано в Ефесянам 4:31-5:2 и Филиппинцам 2:3-5 и является результатом взаимного подчинения, а не продуктом принуждения людей у власти господствовать над своими подчиненными.

Мы приходим к выводу, что взаимное подчинение, как оно определено на основании Ефесянам 5:18-21, сводится к отношениям взаимного служения под единым господством Христа, и что взаимность таких отношений делает иерархические различия между людьми в христианских общинах неуместными.

 

Главенство

 

Мы разбирали главенство в 1 Коринфянам 11:3, мы узнали важность того, что нельзя навязывать современное значение древнему словарю. Подходя к этому отрывку (Ефесянам 5:21-33), перед нами снова стоит задача найти в библейском тексте значение слова «голова». Легче для нас было бы просто предположить, что «голова» в Ефесянам 5:23 означает «власть», и так же как в английском языке, греческое слово «голова» относится в первую очередь к наивысшей части человеческого тела, но имеет и иносказательный смысл. Английские ораторы предполагают, что это все же
значение «начальник», «главный», «власть», «правитель», поскольку слово «голова» использовалось в таком смысле в английском языке. Однако, в древнегреческом языке, как во многих других современных языках, «голова» не имеет такого значения.

Чтобы избежать возможного недопонимания, переводчики Библии должны избегать использования прямых эквивалентов в тех случаях, когда слова не имеют одинакового значения в оригинальном языке.
Например, двойственность слова «внутренности» заставило переводчиков опустить это слово в тех случаях, когда его перевод был непристойным (Филимону 7,12,20; 1 Иоанна 3:17). Слово «голова» подпадает под ту же категорию, поскольку оно передает, как мы узнаём из самого библейского текста, идею обеспечения, начала, отправной точки и питания. Такое понимание лучше помогает в переводе передать смысл слуги-обеспечителя или источника жизни.

Уже столкнувшись с опасностями дословного перевода при изучении текста к Коринфянам, мы осознали необходимость проводить тщательное изучение слова
и определить значение слова «голова» в самом Новом Завете. Отрывки, подходящие для такого изучения, имеются в двух связанных друг с другом посланиях, которые определяют природу главенства Христа по отношению к церкви: Ефесянам
(1:22: 4:15; 5:23) и Колоссянам (1:18; 2:19).

Определение, данное «голове» в тех пяти стихах, должно стать нашим определением. Если бы Новый Завет описывал главенство Христа к церкви как отношение господства и вл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: