Развитие страхования в постсоветский период




 

В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операций в подхо–дах государства к регулированию страхования и организа–ции страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые усло–вия.

До этого времени виды, объекты страхования, страховые риски, тарифы, обязанности страхователей и страховщиков, методы определения причиненного ущерба, расчета страхо–вого возмещения и страхового обеспечения, порядок уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров страхования – все это было унифицировано и устанавливалось централизованно. Огромные финансовые ресурсы страхования находились в руках государства, что позволяло ему не только исполнять обязательства перед страхователями, но и использовать их в качестве средств, направляемых на развитие народного хозяйства. Однако монополизм в системе страхования не стимулировал раз–витие последнего. В частности, при страховании имущества государственных предприятий ущерб от страховых случаев возмещался из государственного бюджета. Условия обяза–тельного страхования имущества кооперативов, колхозов не всегда соответствовали интересам его собственников, преж–де всего в части оценки стоимости (как правило, стоимость была занижена), порядка и условий страховых выплат при наступлении страховых случаев, но что‑либо изменить они не могли, так как выбора не существовало. Монополизм не лучшим образом воздействовал и на личное страхование. Многие виды страхования, потребность в которых имелась, не осуществлялись до отмены монополии государства.

Начало демонополизации страхования в России было положено Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998‑XI «О кооперации в СССР». Однако практическая работа по всем направлениям демонополизации страхования (подго–товка законодательных актов по либерализации страхова–ния, создание и лицензирование негосударственных стра–ховых организаций, преобразование Госстраха) началась только после принятия в 1992 г. Закона о страховании. В соответствии с этим Законом постановлением Правитель–ства РФ от 19 апреля 1993 г. № 353 было утверждено По–ложение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзоре). Более деся–ти важнейших функций по надзору за страховой деятель–ностью, включая лицензирование, разработку и утвержде–ние нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, контроль за обоснованностью та–рифов, объемов ответственности страховщиков и др., было возложено на Росстрахнадзор. С этого момента новый этап развития страхования в России приобрел дополнительный импульс и широкие возможности для создания совершен–ного рынка страховых услуг.

В настоящее время постановление Правительства РФ № 353 утратило силу, и деятельность Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора), входящей в систему Минфина России, регулируется постановлением Прави–тельства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

С учетом того что страхование играет в экономике стра–ны важнейшую роль, начиная с 1998 г. был принят целый ряд директивных документов и нормативных актов раз–личного уровня, посвященных стабилизации и развитию как экономики в целом, так и системы страхования в част–ности. В их числе можно назвать Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О страхова–нии“»; Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направле–ниях развития национальной системы страхования в Рос–сийской Федерации в 1998 – 2000 годах»; федеральные законы от 5 марта 1999 г. № 46‑ФЗ «О защите прав и за–конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; от 7 марта 2005 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и в статью 2 Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых за–конодательных актов Российской Федерации“»; от 26 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции» и др.

Союзы и ассоциации страховщиков. В период реформ в России происходит объединение страховых компаний в со–юзы и ассоциации. Первым был учрежден Российский союз страховщиков (РОСС), объединивший около 400 страхо–вых организаций, действующих на территории Российской Федерации с 1991 г. Его членами являются в основном негосударственные страховые компании. В начале 1992 г. был создан Страховой союз России, в который входят ак–ционерные общества «Ингосстрах», «Россия» и компании системы Росгосстраха. Образовано также более четырех десятков союзов и ассоциаций страховщиков (в основ–ном – по региональному принципу). Раздробленность не позволяла страховщикам эффективно отстаивать свои ин–тересы в органах государственного управления и взаимо–действовать с зарубежными объединениями страховщиков, поэтому в марте 1996 г. страховые союзы объединились в единый Всероссийский Союз страховщиков (ВСС), который взял на себя обязательства по защите и представлению ин–тересов членов ВСС в государственных и общественных организациях, оказанию содействия в решении проблем, связанных со страховой деятельностью, предоставлению информационных и консультационных услуг, содействию и развитию образования и подготовки кадров страховщиков.

В августе 2002 г. был создан Российский союз авто–страховщиков (РСА), являющийся некоммерческой орга–низацией. Он был учрежден 48 крупнейшими страховы–ми компаниями страны. РСА представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение, основан–ное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и дей–ствующее в целях обеспечения их взаимодействия и фор–мирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. РСА имеет государственную регистрацию и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о страховании ответ–ственности владельцев транспортных средств. Он внесен в единый Государственный реестр страховщиков и объедине–ний страховщиков Минфина России. Это первое профобъ–единение на страховом рынке, статус которого закреплен законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: