Место страхования в финансовой системе




 

Сущность финансовой системы определяется характе–ром распределительных и перераспределительных отно–шений по поводу движения стоимости финансовых ресур–сов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для фи–нансирования расходов, связанных с выполнением государ–ственной властью функций перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сооб–разно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

Финансовые системы некоторых государств могут от–личаться по своей структуре, но они все имеют общий при–знак: разнообразные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой и имеют прямое и об–ратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев финансовой системы государства. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым ее элементом, но эта самостоятельность относительна. Фи–нансовая система – это совокупность разнообразных ви–дов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора эконо–мики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Анализ закономерностей развития финансов в раз–ных условиях общественного воспроизводства свидетель–ствует о наличии общих признаков в их содержании, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, как от–мечалось выше, выделяют два: развитие товарно‑денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием госу–дарства. Однако общие признаки всех финансовых отноше–ний не исключают определенных различий между ними.

Формирование развитой системы фондов – свойство современной экономики. Фонды в российской и мировой экономике – весьма многовариантное явление. Сущест–вуют фонды государственные и негосударственные, бюд–жетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, ме–жотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т.д. Целый ряд фондов находится в со–ставе федерального бюджета; их размеры, источники на–полнения и направления расходования утверждаются вме–сте с принятием самого бюджета – это целевые бюджетные фонды, фонды межбюджетного регулирования и т.д. Не–смотря на принадлежность к бюджету, деятельность этих фондов подчиняется особым правилам. Наряду с бюджет–ными фондами существуют и довольно бурно развиваются многочисленные внебюджетные фонды – государственные социально‑страховые, негосударственные страховые, отрас–левые, территориальные и т.д. Несмотря на многообразие таких фондов, им присущи общие черты как особой форме финансов общественного сектора.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Напри–мер, государственный бюджет выражает распределитель–ные отношения между государством, предприятиями, насе–лением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Иму–щественное и личное страхование – это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самостра–хования от безработицы, старости, инвалидности. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и исполь–зованию денежных фондов, предназначенных для обеспече–ния многообразных потребностей первичных звеньев обще–ственного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2) территориальность, проявляющаяся в том, что каж–дая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3) единство финансовой системы, которое предопределя–ется единой экономической и политической основой госу–дарства, обусловливающей единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звенья–ми происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов.

Организационная структура финансовой системы государства представляет собой совокупность финансо–вых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Общее руководство финансовой деятельностью осуществляют органы государственной вла–сти и управления. Состав органов и институтов финансо–вой системы представлен на рис. 2.1.

Финансы как целостная экономическая категория, обла–дающая общими свойствами, имеют свой состав, звенья, ко–торые взаимосвязаны между собой, и характерные особенности. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы государства, представляющие со–бой централизованные фонды денежных средств, находя–щиеся в распоряжении государства (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образо–ваний, стабилизационный фонд) играют важную роль в про–изводственно‑техническом и социальном развитии страны. Государство оказывает влияние на монетарную политику, уровень инфляции, основные пропорции общественного производства, стадии распределения финансовых ресурсов между секторами экономики, территориями, отраслями, а также на параметры экономических, инвестиционных и со–циальных процессов в стране. При этом социальное страхо–вание, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан по инва–лидности, старости, временной нетрудоспособности. Госу–дарственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство также может быть га–рантом финансовой устойчивости страховых организаций.

 

Рис. 2.1. Структура финансовой системы государства

 

Финансы предприятий непосредственно участвуют в процессе воспроизводства за счет формирования первич–ных доходов и накоплений. Процесс расширенного вос–производства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет использо–вания кредитов банков, страховых компаний и привлече–ния финансовых средств на рынке ценных бумаг. При этом страхование транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, обще–ственных организаций и фондов служит фактором обеспе–чения непрерывности и стабильности экономических про–цессов и их финансовой устойчивости.

Таким образом, страхование – это очень важное звено финансовой системы, которое выступает регулятором вос–производственных процессов на макро– и микроуровне. Оно является важным инструментом обеспечения непрерывно–сти, стабильности развития общественного производства и главным образом средством защиты бизнеса и благососто–яния граждан. В этой взаимосвязи, взаимозависимости со–ставных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов и стратегическая, стабилизирующая и воспроизводственная роль страхового сектора экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: