УЧИТЬСЯ — ЗНАЧИТ ОТДАВАТЬ




(K.W.Vopel)

Цели

Это упражнение предназначено для ситуаций, когда готовность группы к обучению снижается. Оно стимулирует фантазию участников и помогает им видеть взаимосвязи, которые до этого могли не осознаваться.

Обучение прежде всего означает восприятие нового и неизвестного. В то же время оно требует от обучающегося готовности полностью отдаваться этому новому, концентрироваться на нем, относиться к нему с уважением, слушать другого, прорабатывать тему и интегрировать полученный опыт.

Легко отдавать может лишь тот, кто чувствует, что он уже многое получил. Поэтому человек, испытывающий разочарование и страдания, будет отклонять любые предложения чему-то научиться как чрезмерные требования. Мир должен ему. Он должен что-то получить. Ваша задача как ведущего — позаботиться о справедливости и сначала что-то дать такому участнику, чтобы тем самым смягчить негативные последствия предыдущего опыта.

Время: примерно 70 минут без обсуждения.

Материал: бумага и карандаши.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам заняться темой, которая в широком смысле связана с вопросом о справедливости. Все вы знаете, как важно для каждого справедливое с ним обращение; и вы также знаете, как нелегко порой быть справедливым по отношению к другим людям, с которыми мы общаемся. Человек, считающий, что мир обходится с ним справедливо, внимателен и любезен, и только тогда он может позволить себе быть любопытным и учиться новому.

Я хотел бы, чтобы вы учитывали это. Прежде чем я подробно объясню, что нужно сделать, решите, пожалуйста, с кем вы хотели бы поработать, и разбейтесь на четверки...

Вы знаете, что для выживания людям необходима готовность к обучению. Только она позволяет нам получать и расширять наши знания, и это помогает нам жить. Все вы на собственном опыте знакомы с ситуациями, вызывающими нежелание или неспособность учиться чему-то у самих себя, по книгам или у других людей. Наверное, когда-то — враю, в золотом веке, в общем, очень давно — было время, когда ни у кого не было проблем с обучением. Но в определенный момент начались трудности.

Я хотел бы, чтобы каждая подгруппа придумала и записала свой миф, объясняющий, как в жизни человека возникают подобные проблемы. Используйте свой опыт, в том числе полученный здесь, в группе, и вашу фантазию, чтобы, отразить ваши размышления в рассказе, которому вы должны дать подходящее название. У вас есть 1 час...

(После этого группы по очереди представляют свои истории, в завершение предполагается краткое обсуждение.)

Обсуждение

· Как я могу охарактеризовать сегодняшнюю работу в группе?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что было для меня особенно важным?

· Что еще я хотел бы сказать?


Весы справедливости

(К. W. Vopel)

Цели

Иногда возникают ситуации, в которых один или несколько участников, а порой даже все чувствуют, что с ними обращаются несправедливо. Это ощущение может возникать как внутри группового взаимодействия, так и в отношениях с людьми за пределами группы.

Как правило, «обиженный» участник говорит себе: «Со мной поступили неправильно. Такой-то человек виноват передо мной». Значительно реже может возникнуть противоположная оценка: «Моя совесть нечиста, и я виноват перед другим человеком».

В то время как дети часто говорят вслух о том, что им кажется несправедливым, взрослые, к сожалению, слишком легко отказываются от своего права обсудить эту важную тему. Последствия этого часто оказываются серьезными. Группа, в которой участники и ведущий нечувствительны к справедливости в отношениях, не может быть привлекательной, и ее стабильность находится под вопросом.

Предлагаемое упражнение может помочь участникам удовлетворить их потребность в справедливом отношении к себе и найти баланс между своими и чужими обязанностями.

Время: примерно 50 минут без обсуждения.

Материал: для каждого участника — плакатный лист и коробка с мелками.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хочу дать каждому из вас возможность поразмыслить над тем, насколько вы, выполняете свои обязательства перед другими людьми и насколько остальные выполняют свои обязательства по отношению к вам.

Ответьте на вопрос: чувствую ли я справедливое к себе отношение и насколько справедливо сам обращаюсь с другими?

Сконцентрируйтесь на важных для вас отношениях в группе или вне ее. Уточните для себя, что вы имеете в виду, когда размышляете о справедливости в отношениях — что вы дали или не дали другим, что получили или не получили от них.

После этого нарисуйте весы. На каждой чаше вы можете нарисовать в символической форме значимые для вас дары или успехи и с помощью положения весов покажите, как вы оцениваете баланс справедливости в вашей жизни. Если потребуется, вы. можете дать краткие комментарии. У вас есть 30 минут...

(После этого позовите участников в большой круг. Они могут представить свои рисунки и объяснить, что на них изображено. Пусть обсуждение будет как можно более субъективным, чтобы каждый участник смог раскрыть собственное видение обсуждаемой проблемы.)

Обсуждение

• Сложилось ли у меня впечатление, что мою точку зрения поняли?

• Как я себя сейчас чувствую?

• Что еще я хотел бы сказать?


Двигаться и двигать

(Ehrlich)

Цели

Это прекрасное упражнение для тех ситуаций, когда участники чувствуют себя недостаточно бодрыми, испытывают сонливость, а также страдают от чрезмерного напряжения, утомления и усталости.

Участники делятся на пары, и каждая пара должна выполнить задачу — одну на двоих. Задача заключается в том, чтобы помочь одному из партнеров максимально расслабиться. При этом тот участник, который должен достичь полного расслабления, отказывается от ответственности за достижение этого состояния и полностью предается воле партнера, рассчитывая на его способность к сочувствию. Для многих людей эта ситуация очень приятна, она помогает им отдохнуть и получить удовольствие. Для кого-то же она может оказаться непривычной и потому тревожной. Другой член пары настраивается прежде всего на то, чтобы доставить удовольствие партнеру. Это требует определенного напряжения, но, с другой стороны, и многое возвращает: участник видит, что другой радуется, и сам получает удовольствие от ситуации.

Хорошо бы иметь в комнате ковры, чтобы можно было лечь на пол.

Время: примерно 20 минут без обсуждения.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я хотел бы предложить вам упражнение, которое на 50 процентов состоит из работы и на 50 — из удовольствия. Так как в жизни это процентное соотношение постоянно меняется, наверное, никто из вас не будет удовлетворен полностью. Возможно, этот опыт окажется вызовом для тех из вас, кто любит много работать.

Посмотрите вокруг и найдите партнера, который вам интересен или с которым в данный момент вам хочется поработать...

Разойдитесь по комнате, чтобы на каждую пару было около двух квадратных метров площади. Одежда не должна стеснять вас...

Кто-то из участников ложится на пол, глубоко дышит и старается расслабиться. Партнер сидит рядом с ним и тоже пытается расслабиться в течение 30 секунд. После этого он начинает работать с лежащим, помогая ему достичь наибольшего расслабления, особенно в области суставов. Он осторожно поворачивает, сгибает и разгибает руки, ноги и голову партнера в течение 8 минут. Нужно привести в движение все пальцы рук и ног, суставы, локти, колени, бедра и плечи, затылочные и челюстные мышцы. Помните, что вы проводите эксперимент. Вы недостаточно хорошо знаете, насколько подвижны отдельные части тела другого человека и сколько сил вам требуется, чтобы достичь нужного эффекта. Уважайте границы подвижности партнера и в то же время пытайтесь найти пути постепенного их расширения.

Если вы находитесь в позиции того, кто получает удовольствие, вы можете легко указать на свои границы, став более неподвижным. Обратите внимание на то, насколько иначе вы себя чувствуете, когда ваше тело приводит в движение партнер, чем когда вы делаете это сами.

Как уже было сказано, первый раунд длится 8 минут. После этого происходит обмен ролями, и только в конце второго раунда вы можете поделиться впечатлениями...

(Дайте сигнал начала упражнения и через 20 минут позовите участников обратно в круг.)

Обсуждение

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что было приятным, а что трудным?

· Что еще я хотел бы сказать?


Скука

(Kropp)

Цели

Порой кажется, что в группе царит скука. Участники не находятся в контакте со своими желаниями, потребностями и задачами, впрочем, как и сам ведущий.

Возможно, вы уже давно потеряли контакт с группой. Тогда это упражнение поможет вам восстановить его, и у вас снова появится множество идей о том, что можно предпринять в дальнейшем.

Время: в группе из 10 участников — примерно 15 минут.

Участники: от 14 лет.

Инструкция

Позвольте прервать вас на минутку, Я заметил, что практически потерял контакт с группой. Мне бы не хотелось скучать, а я знаю, что начинаю испытывать скуку, когда, находясь рядом с человеком, не понимаю, о чем он говорит, когда его цели и намерения мне совершенно неясны. Поэтому я прошу вас помочь мне.

Пусть в центре комнаты будет некая точка, которая символизирует вашу максимальную увлеченность происходящим в группе. Тот, кто в настоящий момент в отличие от меня чувствует себя в значительной степени увлеченным и заинтересованным, встает рядом с этой точкой.

(Обозначьте точку каким-нибудь предметом.)

Тот, кто чувствует себя так же, как я, то есть скучает, встает на определенном расстоянии от точки. Своей позицией мы обозначаем, насколько мы сейчас увлечены процессом или, напротив, охвачены скукой. Чем дальше вы от обозначенной нами точки, тем менее интересно вам происходящее. Можете прокомментировать выбранное вами положение в нескольких словах.

(После того как каждый увидит получившуюся диспозицию и прокомментирует собственный выбор, пригласите всех вернуться в круг и обсудите последствия упражнения. Важно, чтобы вы почувствовали, что ваш контакт с группой восстановился и вы снова дееспособны. В этом случае дальнейшее обсуждение не понадобится.)


Чувство изоляции - 1

(традиция «групп встреч»)

Цели

Бывает, что застенчивый участник выражает желание в большей степени чувствовать свою принадлежность к группе. Таким людям, находящимся «на пороге» интенсивного участия в групповой работе, это замечательное упражнение дает увлекательную возможность осуществить свое желание.

Время: примерно 10 минут.

Участники: от 15 лет.

Инструкция

Все вы слышали, что Беттина хочет в большей степени чувствовать свою принадлежность к группе и, возможно, взять на себя более активную роль. Я поддерживаю это намерение и надеюсь, что в группе есть люди, которые тоже приветствуют такое желание. Думаю, что заинтересованность в этом Беттины — комплимент группе.

Полагаю, мы можем немножко усложнить задачу, используя маленький ритуал, который позволит проверить серьезность намерений Беттины и одновременно подчеркнет силу группы. Упражнение, которое я вам предлагаю, показывает, что на деле не всегда легко стать полноправным членом того или иного сообщества. Нередко это драматичный процесс, который может длиться очень долго и стоить большого напряжения. Я хотел бы, чтобы Беттина попыталась «прорваться» в группу. Для этого ей нужно будет выбрать от шести до восьми участников, которые встанут в круг, плотно прижавшись друг к другу. Беттина должна будет попытаться попасть в середину этого круга. Пробираться в круг через головы стоящих нельзя.

Чтобы все прошло удачно, ты должна найти «правильных» участников. Ты сама лучше всех знаешь, кто в какой степени окажет тебе сопротивление, и можешь так рассчитать силу выбираемой тобой подгруппы, чтобы у тебя был шанс прорваться в круг. Если захочешь, ты сможешь кратко объяснить выбранным тобой участникам, почему пригласила занять место в кругу именно их.

(После того как круг образован, дайте дальнейшие инструкции.)

Никто не может точно предсказать, что будет делать Беттина и как группа среагирует на то, что она предпримет. В случае угрозы физического вреда кому бы то ни было сразу же скажите «Стоп!». Упражнение закончится, когда Беттине удастся проникнуть в центр круга или в том случае, если она скажет, что отказывается добиваться членства в группе таким образом и хочет найти другие пути. Я прошу зрителей следить за тем, чтобы никому не причинили физического вреда. Ну что же, давайте начнем...

(Заранее еще раз убедитесь в том, что опасные предметы удалены от «места действия». Активным участникам рекомендуется снять очки, кольца, часы и т. д.)

Обсуждение

В любом случае — удалось ли участнику проникнуть в круг или нет — обсуждение должно быть недолгим и ограничиться кратким обменом впечатлениями. Иногда целесообразно сделать только небольшие комментарии, чтобы у группы было время (например, в течение перерыва) интегрировать полученный новый опыт. В начале следующей встречи можно будет еще раз вернуться к обсуждению упражнения.


Чувство изоляции - 2

(традиция «групп встреч»)

Цели

Если кто-то из участников хочет в большей степени «принадлежать» группе и в то же время иметь возможность яснее выражать свои желания по отношению к другим, данное упражнение поможет ему в этом. В отличие от предыдущего оно построено исключительно на вербальном взаимодействии.

Время: в данном случае не может быть указано точно.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Франц хотел бы более открыто выражать свои желания и в целом предпочел бы активнее участвовать в групповой работе.

Франц, я хочу предложить упражнение, которое может тебе понравиться, а может и не понравиться. Я немножко расскажу о нем тебе и группе.

Пожалуйста, поставьте все стулья в круг сиденьями наружу. Один стул поставьте в центр круга. Франц, сядь, пожалуйста, на стул в центре, остальные — на стулья в кругу, спиной к центру. Попытайся «переманить» к себе участников из круга. Для этого тебе надо будет сказать, что и от кого ты хотел бы получить. Участники сами решают, хотят ли они выполнить твое желание. Тот, кто готов пойти на это, должен будет выйти в центр круга и встать рядом с тобой. Ты даешь каждому шанс проверить, как он реагирует на обращенные к нему просьбы.

Упражнение будет считаться законченным, когда ты объявишь нам, что сформулировал все свои проблемы.

(После этого проведите краткое обсуждение, во время которого у всех будет возможность рассказать о своих эмоциональных реакциях и впечатлениях.)

Обсуждение

· Когда я мало говорю о своих желаниях, как это влияет на мое чувство принадлежности?

· Удается ли мне прямо и четко говорить о своих желаниях?

· По отношению к кому я могу сделать это относительно легко?

· Что еще я хотел бы сказать?


Недоверие

(К. W. Vopel)

Цели

Иногда кто-то из участников выражает недоверие другому и ведет себя с ним сдержанно. Бывает, что мало доверия оказывают группе в целом.

В этом случае рекомендуется поставить перед всеми вопрос о доверии и недоверии и рассматривать «зачинщика» как «верхушку айсберга».

Время: примерно 35 минут без обсуждения.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хотел бы вернуться к замечанию о недоверии и поработать над этой проблемой.

Многие люди отрицательно относятся к недоверию и полагают, что гораздо лучше доверять друг другу. Я не согласен с этим, так как думаю, что недоверие играет важную роль в выживании. Люди свободны и любопытны, и мы никогда не можем быть уверены, что кто-то вовремя вспомнит о своем обещании, к примеру, исполнить какое-то наше желание или выполнить обязательство. Наше недоверие напоминает нам о невозможности предвидеть поведение других людей и призывает нас быть самостоятельными. Оно предохраняет нас от иллюзии, что мы, как дети, можем передать нашу судьбу в руки других. Уметь доверять означает, что мы в состоянии позаботиться о себе сами и готовы терпеть недостатки других.

После этого философского отступления я хочу предложить вам поэкспериментировать на эту тему друг с другом. Выберите себе пару. Сядьте друг против друга и посмотрите на своего партнера...

Один из вас играет активную роль. Он монотонно повторяет: «Я тебе не доверяю...», добавляя к этому все, что придет в голову, например: «...потому что ты так самоуверен» или «...потому что у меня есть негативный опыт общения с людьми, похожими на тебя», и т. д. Партнер молча слушает в течение 5 минут, затем 3 минуты рассказывает о своих чувствах и впечатлениях... (8 минут.)

(Дайте сигнал начала работы и сообщите, когда партнеры должны поменяться ролями. Прежде чем состоится обсуждение в кругу, участники должны иметь возможность повторить это упражнение еще раз с другим партнером.)

Обсуждение

· Насколько адекватно воспринимали меня мои партнеры?

· В какой степени мне самому удалось адекватно воспринимать их?

· Насколько я недоверчив?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?


Восстановление сил

(Castillo)

Цели

Это упражнение, пришедшее из гештальт-терапии, хорошо использовать в ситуации «блокированнсти» группы. После того как группа в течение достаточно длительного времени интенсивно работает, у участников, как правило, возникает состояние некоторого истощения. Участникам становится труднее говорить, диалога не возникает, другими словами, психическая активность группы резко снижается.

Если вы столкнулись с подобными явлениями, данное упражнение может помочь группе, так как открывает каждому участнику доступ к собственным неиспользованным ресурсам.

Время: примерно 20 минут (параллельно с текущей работой над групповой темой).

Участники: от 14 лет.

Инструкция

Я хочу на некоторое время прервать нашу работу и предложить вам сделать небольшую «психическую гимнастику», которую надо выполнять параллельно с тем заданием, над которым вы сейчас работаете.

Закройте глаза и попытайтесь осознать, как вы себя сейчас чувствуете...

Подумайте, какое слово лучше всего описывает ваше нынешнее состояние... Представьте себе, что в следующие 10 минут вы будете находиться только в таком состоянии. Ведите себя так, как оно того требует, при этом продолжая заниматься тем, чем занимались до этого. Сконцентрируйтесь на слове, обозначающем ваше состояние. Все не соответствующие ему настроения, чувства или желания прогоняйте прочь. А теперь продолжайте свою работу, через 10 минут я скажу вам, что делать дальше...

(Спустя 10 минут.)

Пожалуйста, остановитесь. Попытайтесь найти слово, являющееся противоположным по значению предыдущему. Мы по-прежнему продолжаем работать над нашей основной проблемой, но, занимаясь ею, вы в течение следующих 10 минут должны вести себя так, как диктует вам это новое слово. Опять же, если у вас появляются иные настроения и чувства, отбрасывайте их. Продолжайте работу...

Еще раз остановитесь и представьте себе весь спектр ваших возможных состояний. Позвольте вашему бессознательному позаботиться об их правильном соотношении и ритме и продолжайте основную работу...


Путешествие в фантазию

(гештальт-техника)

Цели

Это упражнение можно использовать, когда группа теряет способность к концентрации внимания, участники устали и отвлекаются. Осознанное «переключение» на фантазии поможет им отдохнуть.

Рекомендуется сделать после упражнения короткую паузу, прежде чем снова начать работать.

Время: около 5 минут.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Вы долгое время работали в достаточно интенсивном темпе, а сейчас, похоже, ваши силы истощились — я вижу это по некоторым признакам. Тем, кто чувствует себя уставшим, я предлагаю сделать перерыв. Для всех остальных это хорошая возможность удивиться собственному бессознательному. Примите удобную позу, сидя или лежа, в которой вы сможете расслабиться... Закройте глаза...

Сконцентрируйте свое внимание на том, как вы дышите. Дышите глубоко и равномерно...

Теперь представьте, что вы находитесь там, где вам хотелось бы находиться в данный момент, — в таком месте, которое вы считаете идеальным для себя...

Представьте, что вы там находитесь... Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете? Что происходит вокруг вас? Какова температура воздуха? Что вы слышите, какие запахи ощущаете? Почувствуйте особую атмосферу этого места и насладитесь ею... (1 минута.)

Постепенно возвращайтесь в комнату. С чем вам труднее всего расстаться? Медленно поднимайтесь, открывайте глаза и посмотрите по сторонам...

Понаблюдайте, какая обстановка окружает вас сейчас, обратите внимание на температуру в комнате, запахи, шумы, других людей рядом с вами... (1 минута.)

Как отличается ситуация «здесь и теперь» от вашей фантазии? Что вам тут нравится? Что вам мешает чувствовать себя здесь хорошо? Радует ли вас что-то?.. (1 минута.)

Теперь снова медленно встаньте, встряхните руками и ногами и несколько раз глубоко вдохните и выдохните...

Теперь давайте сделаем короткую паузу. Как вы считаете, сколько она должна продлиться?..

(По окончании паузы спросите о том, у кого что «осталось». Дальнейшее обсуждение можно не проводить.)


Теневые стороны

(Ernst/Goodison)

Цели

Иногда группа впадает в состояние стагнации, потому что в ней не принято разговаривать о нежелательном поведении, взглядах и установках. Каждый участник знает о каких-то своих особенностях, например, склонности иногда перебивать других, но в то же время видит, что никто в группе открыто его за это не критикует.

И тогда он может начать раздумывать о том, заметили ли остальные эту его особенность, насколько она их расстраивает и когда же они наконец обвинят его в этом.

Возможно, он станет еще чаще перебивать других, чтобы в конце концов прояснить для себя, как остальные на самом деле к этому относятся, или же начнет постепенно искусственно подавлять это поведение — хотя прежде оно приносило ему определенную пользу, — чтобы избежать возможных санкций.

В любом случае внутренняя неуверенность «блокирует» энергию и мешает разумной интеграции индивидуальных моделей поведения в процесс развития группы.

Это упражнение помогает высветить так называемые «теневые стороны» участников и увидеть, чем они могут быть полезны. Для кого-то из участников будет облегчением узнать, что критика со стороны других не содержит в себе ничего худшего, чем то, что он уже о себе знает сам.

Время: в группе из 10 участников — примерно 1,5 часа.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я хочу предложить вам упражнение, которое будет способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества. У каждого из вас есть свои характерные особенности, все вы придерживаетесь определенных ценностей и установок в жизни. Упражнение дает возможность выяснить, какие личностные черты не приветствуются в этой группе. После этого самостоятельно решите, стоит ли вам сознательно отказываться от определенных личностных проявлений или необходимо совершенно осознанно демонстрировать их, потому что это для вас важно.

Упражнение выполняется следующим образом. Один из вас выходит из комнаты, и, пока он ждет за дверью, каждый из присутствующих называет одну черту этого участника, которая ему не нравится, раздражает его или озадачивает. В это время стоящий за дверью участник может поразмышлять о том, какую роль играют так называемые «теневые стороны» в его жизни в целом и в этой группе в частности, насколько легко ему удается отказаться от них и какую услугу он оказывает остальным, если как можно меньше демонстрирует эти свои качества.

Наконец участника зовут обратно в комнату, и он должен отгадать по меньшей мере три вещи, которые были сказаны о нем во время его отсутствия. Группа подтверждает или отклоняет его предположения. Затем наступает очередь следующего участника. В конце мы все вместе поговорим о том, как можно использовать результаты этого упражнения в нашей работе.

(Никто не узнает всего, что о нем говорили. Это позволяет избежать чрезмерной психологической нагрузки. Если участник пожелает, группа может назвать ему те качества, о которых шла речь во время его отсутствия. И тогда даже очень самокритичные члены группы смогут с облегчением заметить, что другие относятся к ним скорее с опаской, чем с отвержением. Упражнение направлено в большей степени на выражение прямой, то есть вербальной, обратной связи.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Какие выводы я сделал из этого упражнения?

· Какие выводы, с моей точки зрения, должна сделать группа?


Незаконченные дела

(Morris/Cinnamon)

Цели

Иногда в ходе нескольких встреч в группе возникает небольшое раздражение, недопонимание, которые остаются невыраженными. Порой то же самое случается и с приятными впечатлениями.

Если члены группы знакомы друг с другом, но еще недостаточно владеют искусством решения проблем в отношениях, то это упражнение позволит помешать превращению маленьких затруднений в большие трудности. Предложите провести его в конце встречи.

Время: 10-15 минут без обсуждения.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Я хочу поблагодарить вас за активность на последних встречах и дать возможность обсудить оставшиеся проблемы друг с другом. Если вы думаете, что между вами и другим участником существует недопонимание, если вы предполагаете, что кто-то раздражен вами, или вы сами недовольны кем-то, или сердитесь на кого-то и, конечно, если вас кто-то порадовал и вы хотите это выразить — можете приступать к делу.

Нужно встретиться с этим участником и поговорить с ним, учитывая следующее правило: начинайте каждое предложение словами «Я заметил, что ты...» или «Я замечаю, что ты...». Конечно, это сделает вашу беседу несколько искусственной, но гарантирует, что вы будете строить меньше предположений о мотивах поведения другого участника и будете больше говорить о фактах, то есть о том, что происходило на самом деле. После того как вы выскажетесь, вы можете найти другого партнера, если захотите.

Встаньте и выберите первого собеседника. Тот, кто уже все для себя прояснил, возвращается обратно в круг...

(В конце проведите краткий опрос, было ли во время бесед высказано что-то, к чему нужно вернуться на одной из следующих встреч. Дальнейшее обсуждение не понадобится.)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: