По характеру целей деятельности 7 глава




Эрих Фромм: гуманистическая теория личности.Фромм, продолжив постфрейдистскую тенденцию в песонологии, уделял особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть меежду свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Преодолевая чувство одиночества, люди отказываются от свободы и подавляют собственную индивидуальность, т. е. бегут от свободы. Бегство от свободы осуществляется посредством авторитаризма, деструктивности (преодоление чувства неполноценности, уничтожая и покоряя других), конформности автомата. В противовес механизмам бегства от свободы, существует опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с др. людьми и обществом. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни (спонтанную активность мы можем наблюдать у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Фромм считал, что любовь и труд – ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.Фромм описал пять экзистенциальных потребностией, присущих именно человеку. Они базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: -потребность в установлении связей, -п. в преодолении, -п. в корнях, -п. в идентичности, -п. в системе взглядов и в преданности.Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный (источник всего хорошего в жизни вне их самих, зависимы, пассивны, доверчивы, но, если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными),- эксплуатирующий (берут все, что им нужно силой и изобретательностью, агрессивны, надменны,самонадеянны, эгоцентричны, склонны к соблазнению,уверенны в себе, импульсивны), накапливающий (обладание как можно большим количеством материальных благ, напоминает анально-удерживающую личность по Фрейду, предусмотрительны, лояльны, сдержанны), - рыночный (личность оценивается как товар, который можно продать или обменять,»Я такой, каким вы хотите меня видеть»). Продуктивный характер представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни: социокультурная теория личности.Отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителем являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базовой тревогой. Вотличие от здоровых людей, невротики реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность, В последствии Хорни обединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». Сточки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Все эти три стратегии находятся в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда,как у невротика. Здоровому человеку присуща гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам.Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису, она преложила версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщине из-за способности последних рожать и кормить детей. Она считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Уделяла большое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.Теория Хорни целиком основана на клинических наблюдениях. ЕЕ объяснение неврозов как проявление нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б. Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Он катеорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины дейтвий человека и пренебрегал физиологогенетическим обяснением поведения.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повторяться, в то время как опреантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера.Основные принципы теории научения оказали большое влияние на психологию и теорию личности. В последние десятилетия начали выдвигать предположения, чтоповедение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Так возникло социально-когнитивное направление, представителями которого являются Альберт Бандура и Джулиан Роттер.Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакци и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека.Основная теоретическая концепция Бандуры – моделирование или научение через наблюдение, которое регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.Саморегулирование, или то, каак люди регулируют свое поведениие, также является важной чертой социально-когнитивнй теории. В саморегуляции важное значение придается основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самэффективности относитсяк осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из 4 основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.Теория социального научения Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Роттер выделяет 4 важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация.Роттер использует общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни

Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу.Будучи основным направлением гуманистической психолгии, теория Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1) физиологические, 2) безопасность и защита, 3) принадлежность и любовь, 4) самоуважение, 5) самоактуализация.Масллоу также различал две большие атегории мотивов человека: дефицитарные моивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивы роста(метамотивация) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Метапотребности: истина, красота, справедливость. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности.Феноменологическое направление в теории личноти подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интесифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, к-рые воспринимаются как Я-интнсифицирующее, и ибегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие.Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека, где центральное место занимает Я-концепция. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (уважение и принятие другого. Независимо от того ведет ли себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие.Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-конц и общим организмическим переживанием, стремится защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия. В качестве образца психического здоровья описываются люди, к-рые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя (пОлноценно функционирующие).

Виктор Эмиль Франкл: концепция логотерапииСогласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими поступками. Роль смысла выполняют ценности – смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает 3 класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: -ценности творчества (труд), -ценности переживания (любовь), -ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных ситуациях, которые невозможно изменить. Осуществляя смысл, человек осуществляет себя; самактуализация – это лишь побочный продукт осуществления смысла.Совесть – орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое,Психолическое, духовное. Воплощением самодетерминации человека выступает способности: к самотранстенденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.

 

 


 

 


28. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев).

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

· определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

· динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

· статус и социальные функции-роли;

· мотивация поведения и ценностные ориентации;

· структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.

Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

· онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

· становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

· жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1. субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2. координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

Теория Личности

1.Ананьев (концепция человекознания)– рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: человек как биологического вида, в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида, человек как личность, человек как части человечества.

По Ананьеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности.

Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств.

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИПредставители: Рубинштейн, Леонтьев

Теория имеет ряд общих черт с гуманистической, поведенческой и когнитивной теориями.Отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств.

Главный источник развития личности – деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия активного человека с миром, в процессе которых формируются свойства личности. Сформированная внутренне личность в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Основные характеристики деятельности:

- предметность – характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего в понятиях языка, соц. ролях, ценностях.

- субъектность – означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности.

Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь, будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

Личность формируется и развивается в течение всей жизни и до тех пор, пока человек включен в деятельность. Детство и юность являются наиболее важными.

Основное место в личности занимает сознание, бессознательное имеет место лишь в случаях автоматизированных операций.

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет социально усвоенные свойства сознания. Внутренний мир и субъективен и объективен одновременно.

В рамках данного подхода выделяют 4-х компонентную модель личности:

- направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности.

- способности – инд.-псих. свойства, кот. обеспечивают успешность деятельности. Выделяют специальные и общие.

- характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.

- самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Все блоки личности действуют взаимосвязанно и образуют системные, целостные свойства.

Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.

Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков личности.

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ(С.Л.Рубинштейн)Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром. Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта. В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство – что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению. Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной. Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений. Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни. Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь – особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир. На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление. Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации. Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия. Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая такую жизнь. Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (А.Н.Леонтьев)Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

Предмет рассмотрения в Т. д. – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах. Генетически исходной явл. внеш., предметная, чувственно-практич. деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики – смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета. Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности. Личность в Т. д. – это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений. Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность. Становление личн. – это становление личност. смыслов. Психологию личн. венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что чел. создает из себя, утверждая свою человеч. жизнь. В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личн.: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определ. вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личн. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личн., детской и возрастной психологии, патопсихологии личн. и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: