Конфуций в парадном одеянии





общественную жизнь. Не выработали наследники Конфуция и никакой разделительной границы между собой и ос­тальными миром, что дало возможность в дальнейшем истинным духовным наследникам совершенномудрого интересоваться и даосизмом, и буддизмом. Иными сло­вами, в отличие от всех мировых религий конфуциан­ство не выработало никакого представления о государ­ственной конфессии и приезжавшие на рубеже веков в Европу конфуцианцы немало удивлялись и затрудня­лись при заполнении графы «вероисповедание».

Конечно, при сугубо светском подходе к миру кон­фуцианство не выработало, да и не могло выработать никакой конфуцианской теологии и никакого соизме­римого с мировыми религиями культа. И тем не менее, до некоторой степени именно культовая сторона давала возможность сближать конфуцианство с религией. Вплоть до последней династии жертвоприношения Кон­фуцию включались в разряд обязательных государствен­ных мероприятий. Хотя, надо отметить, что в государ­ственном ритуале Конфуций занимал далеко не главен­ствующее положение, так что называть традиционное китайское государство «конфуцианским», как это де­лали некоторые синологи в прошедшем столетии, по сути дела нет никаких оснований. И тем не менее, жер­твоприношения Конфуцию входили в число великих (да сы), то есть таких, когда на алтарь должны были выставлять изделия из нефрита, ткани и мясо жерт­венных животных. Правда, жертвоприношения Конфу­цию осуществлялись не на главных государственных алтарях, а в высшем государственном училище (го сюе), где и находился ритуальный комплекс, посвященный Конфуцию - вэнь мяо («храм просвещенности»). Вооб­ще, надо заметить, что культ Конфуция был как бы приписан к системе образования, отчего и сами училища


зачастую получали названия храмов. Так, напри­мер в Нанкине тот квартал, где находилось училище, гостиница, куда съезжались кандидаты на государствен­ные экзамены, и храм Конфуция, до сих пор называет­ся «Фу-цзы мяо», то есть «Храм Учителя». Особое мес­то в культе Конфуция принадлежит громадному мемо­риальному комплексу в Цюйфу (совр. пров. Шаньдун), включающему в себя огромный комплекс дома Конфу­ция и его кладбище. Все эти места уже в течение мно­гих веков превратились в сакрализованное простран­ство, объекты полурелигиозного поклонения. Но, ко­нечно, не эти небольшие элементы культового поклоне­ния дают возможность рассматривать конфуцианство как своего рода некий аналог религиозных систем. По­добному сближению способствует глубинное сходство основных социальных функций. Ни одно общество не может состоять из «естественных людей», руководству­ющихся исключительно своими корыстными интереса­ми. Теми или иными средствами общество должно хотя бы в какой-то мере притушить своекорыстие и поста­вить рядом с ним стремление к неким высшим и об­щим целям, способствующее развитию нормальной со­циальной жизни. В Европе эту функцию выполняло христианство. А в Восточной Азии - конфуцианство. Можно сказать даже, что всю мудрость Конфуция можно свести к рецепту из трех слов - избавимся от корысти. При всей своей простоте задача, как показывает исто­рический опыт, не очень простая, а, вернее, просто не­выполнимая. Поэтому, если говорить о реалистическом подходе к этому делу, то речь могла идти лишь о час­тичном избавлении политически и интел- лектуально гос­подствующей элиты, что и является необходимой пред­посылкой нормальной жизни общества. Именно в от­сутствии в настоящее время в нашей стране такой эли-


ты и заключены главные беды современной российской действительности.

Для того, чтобы притушить своекорыстие, конфу­цианство предлагало не запретить, а перерасти его ме­тодом духовного самосовершенствования - сменить сво­еко- рыстное индивидуальное сознание (сы синь) на то бескорыстное и безличное сознание, которым руковод­ствуется все мироздание (тянь ди чжи синь), пребывая в постоянной динамике и порождая на свет все сущее – «десять тысяч» окружающих нас вещей. И, прежде всего, не бояться бедности и материальных трудностей, не занимать свое сознание стяжанием. Идеалом в этом отношении был любимый ученик Конфуция Янь Юань, который, имея лишь «одну корзину для еды и одну тык­ву-горлянку для воды», жил в полной безвестности в глухом переулке, сохранял веселое расположение духа и совершенно не печалился о том, что не завоевал в обществе никакой известности.

Надо сказать, что наглядный образ «одной корзины для еды и одной тыквы-горлянки для воды» сохранял свою действенность на протяжении многих веков, сде­лав бедность не признаком умственной недостаточнос­ти, как в Соединенных Штатах или в среде «новых рус­ских», а, скорее, показателем духовного совершенства, переросшего заботы о материальном и сосредоточивше­гося на постижении Дао -пути. И надо сказать, что это были не пустые слова: многие выдающиеся последова­тели Конфуция действительно жили в крайней беднос­ти и не стыдились этого. Так, например, гениальный поэт династии Сун (960-1279), Су Ши (1037-1101), за­нимавший ряд высоких постов при дворе, большую часть своей жизни провел в крайней бедности, сам стро­ил себе жилище и сам возделывал землю. Глава сунского конфуцианства, администратор местного уровня,


также хорошо известный при дворе, один из наиболее известных конфуцианских мыслителей Чжу Си (1130-1200) нажил себе смертельного врага тем, что угостил его своей обычной едой, - грубой кашей, а не зажарил курицу, как того требовали приличия, и не поднес вина.

Пути, которыми великий мыслитель из княжества Лу предлагал избавляться от своекорыстного сознания, были многообразны, но самый главный из них заключал­ся в чтении текстов. И в этом отношении в конфуциан­стве опять проявлялось нечто весьма близкое к религиоз­ной практике, поскольку работа над текстами предпола­гала не получение какой-то конкретной информации, а преобразование в процессе чтения своего внутреннего со­знания, его «опустошения» от пустых повседневных и не имеющих никакого высокого смысла хлопот.

По всей видимости, чтение текстов подобного рода и с подобной целью намного старше самого конфуциан­ства. По крайней мере, в летописи под названием «Ком­ментарий Цзо» (Цзо чжуань) можно найти целый ряд примеров применения «Книги песен» {Щи цзин) в ка­честве средства воспитания воли у подрастающего по­коления. Однако по-настоящему, как регулярную прак­тику, призванную сформировать внутренний мир мо­лодого человека, внедрило её все-таки именно конфу­цианство, поскольку оно имело хорошо и ясно осознан­ную цель - развить человека в нравственном отноше­нии настолько, чтобы он в обществе способствовал ус­тановлению не хаоса, который возникает от столкнове­ния корыстных интересов, а гармонии, чтобы он раз­вился, как выражались конфуцианцы в «совершенного мужа» (цзюнь-цзы). Для этого, по мнению Конфуция, необходимо было пройти длительный и тяжелый путь обучения, которое, в то время, собственно, и состояло в глубоком усвоении ряда основополагающих текстов


китайской культуры. Пояснения и толкования учите­ля при этом должны были носить явно вспомогатель­ную роль. Все эти особенности первоначального конфу­цианского обучения прекрасно демонстрирует беседа Конфуция со своим сыном, которая записана в книге Лунь юй («Суждения и беседы»), собрании высказыва­ний Конфуция и его учеников, являющемся, по сути дела, основным источником для изучения доктрины Конфуция.

В гл. Цзи ши («Из рода Цзи») этой книги описана весьма характерная для школы Конфуция сцена: Кон­фуций, задумавшись, одиноко стоит во внутреннем дворе своего дома, мимо быстрым шагом куда-то идет его сын Ли, Конфуций окликает его и спрашивает: «Изучил ли ты "Книгу песен"?» Ли отвечает: «Еще нет». Конфу­ций наставляет сына, говоря: «Не изучив "Книгу пе­сен", не овладеешь искусством речи». Через несколько дней ситуация повторяется еще раз. Конфуций спра­шивает сына: «Изучил ли ты "Книгу ритуала"?» Ли отвечает: «Еще нет». Поясняя свой вопрос, Конфуций говорит: «Не изучив "Книгу ритуала" ты не добьешься становления». Разумеется, Конфуций имел в виду ста­новление личности, вернее, становление личности кон­фуцианского типа, что и являлось главной целью рабо­ты над текстами. О связи «становления» и работы над текстами, ввиду крайней актуальности этой задачи, в Лунь юе упоминается неоднократно. Надо сказать, что подобный метод, насколько можно судить по истории конфуцианской духовной традиции, насчитывающей к настоящему времени уже два с половиной тысячеле­тия, вполне оправдывал себя до прихода в Китай на рубеже столетий современных научных знаний, по сути дела, совершенно изменивших и характер, и цель обра­зования.


По всей видимости, после Конфуция следующий шаг в осмыслении методов преподавания и чтения текстов был сделан только в эпоху Сун, то есть в XI—III вв. В это время в китайском обществе чрезвычайной попу­лярностью пользовался буддизм и его техника измене­ния сознания. Под влиянием буддийской медитации в конфуцианской традиции также гораздо большее вни­мание стали уделять проблемам трансформации инди­видуального сознания, которые обрели первостепенную важность и в рамках конфуцианской духовной тради­ции, в связи с тем, что на авансцену сунского конфуци­анства, опять же не без влияния буддизма, вышли воп­росы индивидуальной этики. Классическая рекоменда­ция надлежащего способа чтения основных текстов при­надлежит сунскому философу Су Сюню (1009-1065) «Когда я читал книгу Мэн-цзы, - вспоминал Су Сюнь,

- я сидел совершенно прямо и читал в течение 18 лет ежедневно. Вначале, когда я только входил в курс дела, я чувствовал озабоченность. Когда же я слишком от­влекался на посторонние предметы, то я пугался. Пос­ле того, как я читал довольно долгое время, я почув­ствовал себя очищенным, и понимание, присущее мое­му сознанию, стало широким и глубоким». Показатель­ны в этом отношении и рассуждения известного китай­ского философа Чэнь Гуаня (1057-1122), много сил от­давшего не только конфуцианской традиции, но и изу­чению буддийской школы хуа янь. Чэнь Гуань призы­вал учеников никогда не забывать, что чтение текстов

- не самоцель, а всего лишь способ воздействия на внут­ренний мир учащегося. «Учение, - писал Чэнь Гуань,

- это не только декламация устного слова и составле­ние письменных текстов. Оно - в стремлении вернуть себе вновь свое утраченное сердце, поэтому-то и необ­ходимо усиленно питать свое сознание».


Несмотря на то, что один из конфуцианских настав­ников юного Чжу Си, будущего главы неоконфуциан­ства, строго запрещал своему ученику читать произве­дения недостаточно догматически выдержанного Чэнь Гуаня, подход последнего к чтению книг, получивший широкое распространение среди суанской элиты, несом­ненно, повлиял и на Чжу Си. Чжу Си, по мнению не­давно скончавшегося крупнейшего авторитета в кон­фуцианской традиции тайбейского профессора Цянь My, был наилучшим после самого Конфуция читателем клас­сических текстов. С помощью чтения сунский мысли­тель пытался решить двойную задачу. Во-первых, до­нести до своих учеников «сознание» или «сердце» со­вершенных мудрецов древности, в во-вторых, добиться определенного преобразования их сознания, которое он называл «опустошением». «Если бы между нашим со­знанием и сознанием совершенных мудрецов древнос­ти - разъяснял Чжу Си - не было бы никакой разни­цы, то зачем бы тогда было заниматься обучением». Но наставник совершенно отчетливо понимал, что это упо­добление может произойти лишь в том случае, если сер­дца учащихся подвергнутся в процессе чтения опреде­ленной перестройке. Как мы уже отмечали выше, эту перестройку Чжу Си определял термином «опустоше­ние», которое понимал достаточно конкретно. Он гово­рил, что опустошенное сознание напоминает ему биб­лиотеку, из которой вынесли все книги и оставили одну горящую лампу.

Чтение было одной из наиболее важных процедур при усвоении конфуцианской традиции, важной, но далеко не единственной. Наряду с усвоением текстов конфуцианские наставники рекомендовали своим уче­никам отводить специальные часы на размышление или обдумывание прочитанного. В одном из своих наставлений


Чжу Си был так неосторожен, что рекомендовал первую половину дня посвящать чтению, а вторую раз­мышлению. Этот совет подвергся уничтожающей кри­тики со стороны прагматически настроенных конфуци­анцев более позднего времени, которые резонно задава­ли вопрос, если первую половину дня читать тексты, а вторую - предаваться размышлениям, то когда же сле­дует заниматься практической деятельностью по уст­роению совершенной гармонии в Поднебесной, как это делали непререкаемые авторитеты конфуцианской тра­диции - императоры легендарной древности Яо и Шунь, во времена которых, кстати, вообще не было никаких книг.

К этому остается добавить, что рекомендованное кон­фуцианскими наставниками размышление протекало довольно часто в специально рекомендуемых позах и в специальном расположении духа. Наиболее известны такие практики, как вэй цзо («настороженное сидение»), которое совершенно определенно напоминало практи­ку буддийской сидячей медитации, или шэнь ду («на­стороженное одиночество»), которое первоначально, по всей видимости, было просто заветом благородному пос­ледователю Конфуция всегда себя чувствовать идущим по Дао-пути, то есть по пути непрерывного самосовер­шенствования. Однако в более поздние эпохи понима­ние этого термина несколько изменилось - он стал обо­значать необходимое для конфуцианца уединение, во время которого он как бы оставался один на один со своим трансформирующимся сознанием и обостренно ощущал либо свое нахождение на Дао-пути, либо свое отклонение от него.

Нам представляется, что все описанное выше убе­дительно свидетельствует о том, что конфуцианство не было лишь определенной системой воззрений.


Оно представляло собой практическое учение, в некоторых от­ношениях весьма близкое к религиям, включавшее в себя не только культовые элементы, но и практику трансформации своего внутреннего сознания посред­ством чтения определенных текстов, чтения, носивше­го определенный характер и отнюдь не преследовавше­го только цель получения конкретной информации, что представляется нам весьма сходным с практикой чте­ния религиозных текстов, хотя, как мы уже упомина­ли об этом выше, какая-либо теологическая проблема­тика в конфуцианской традиции была просто невозмож­ной.

Конфуций, время, жизнь, учение. С тех пор, какпоследний государь династии Западное Чжоу сдал сто­лицу «варварам» и оказался в плену, в Древнем Китае шел неуклонный процесс раздробления некогда едино­го политического пространства и перемещение реаль­ной политической жизни в отдельные полусамостоятель­ные княжества. Так называемая эпоха Чунь цю («Вес­ны и осени», 722-481 гг. до н. э.), когда жил и пропове­довал Конфуций, вся сплошь занята была созданием и распадом союзов одних княжеств против других, выд­вижением и смещением гегемонов и непрестанными во­енными конфликтами. Такая напряженная военно-по­литическая жизнь не могла не отразиться на социаль­ной структуре общества и его историческом сознании. Людям того времени казалось, что они живут в период глубокого общественного кризиса, хотя, на самом деле, это было совсем не так, древность рисовалась как вре­мя великой гармонии и покоя, время строгого соблюде­ния всех общественных установлений, тогда как совре­менность воспринималась ими как воцарение хаоса или, как выражались древние китайцы, годы, когда «надле­жащие нормы рухнули, а музыка пришла в упадок».


В подобном обществе с напряженной военно-политичес­кой атмосферой общественный интерес не мог не сосре­доточиться вокруг проблем политической организации общества, что способствовало выделению социальной группы ши, возникшей, по всей вероятности, из боко­вых ветвей аристократических кланов, профессиональ­ной группы администраторов и политических советни­ков, одним из которых и был Конфуций.

Конфуций родился в семье славного, но сильно обед­невшего воина по имени Шу Лян-хэ. Когда Шу Лян-хэ вернулся в отведенное ему небольшое владение Цзоу на территории современной провинции Шаньдун, ему уже было за шестьдесят, а мужского наследника в семье все еще не было. Тогда славный воин решается на не со­всем принятый поступок: вступает в брачный союз с молодой девушкой из рода Янь, от которой и родился в 551 г. до н. э. мальчик по имени Чжун-ни, Чжун -поскольку будущий Конфуций был не первым, а вто­рым сыном, а ни - потому, что он родился на глиняном полу в пещере, ставшей в настоящее время популяр­ным туристским объектом. Все эти семейные обстоя­тельства имели непосредственное отношение к судьбе знаменитого философа, который в младенчестве лишил­ся отца, а не успев стать взрослым похоронил и мать, оставшись круглым сиротой. И хотя по своему проис­хождению Чжун-ни принадлежал к благородному со­словию служилых людей (ши), его имущественное по­ложение не позволяло ему держать слуг и вынуждало самому заниматься всем тем, что тогда называли «пре­зираемыми делами». Результаты такого положения не замедлили сказаться.

В княжестве Лу, где проживал молодой Конфуций, вскоре после кончины его матери было затеяно гранди­озное мероприятие - двор давал банкет для всех ши. Во главе


этого мероприятия оказался временщик Ян Ху, по каким-то причинам сильно недолюбливавший Кон­фуция. Когда Чжун-ни явился на празднество, Ян Ху встал на его пути и надменным тоном произнес: «Тебя никто не звал». Все биографы Конфуция придают ис­ключительное значение этому эпизоду в его жизни, полагая, что именно эти начальные трудности закали­ли его дух.

В 19 лет Конфуций берет себе в жены девушку из приличной семьи и в двадцать - становится счастли­вым отцом. Чжао-гун (541-510), тогдашний луский князь, может быть, отчасти в память о храбром воине Шу Лян-хэ, решает отметить это событие и посылает счастливому отцу крупного живого карпа - символ благопожелания молодым родителям. Не имея возможнос­ти ответить подарком на столь значимое подношение, Чжун-ни решается увековечить этот княжеский жест и нарекает своего первенца именем Бо-юй, Бо - посколь­ку это первый сын, а юй - «рыба» - должна была со­хранить память о княжеском даре. Ту же цель пресле­довало и другое имя первенца - Ли, то есть «карп». Этот эпизод, обычно подчеркиваемый всеми биографа­ми, убедительно свидетельствует о том, что юному Чжун-ни за довольно короткий срок удалось в какой-то мере нейтрализовать враждебное отношение временщика Ян Ху и добиться определенного расположения княжеско­го двора.

Свою служебную карьеру молодой Конфуций, не­смотря на княжеское внимание, начал с самых низов. Вначале ему была предложена должность, как ее опре­делял историк Сыма Цянь, «мелкого чиновника при зерновых амбарах», затем он перешел на службу в луское аристократическое семейство Цзи и стал «пригля­дывать за скотом». Но истинные интересы молодого чиновника


уже начали формироваться, о чем свидетель­ствует его посещение главного храма княжества Лу, относящееся приблизительно к 525 году. Этот эпизод считается ключевым в биографии мыслителя, в резуль­тате чего ученики Конфуция и занесли его в Лунь юй. По мнению находившихся в храме, Конфуций вел там себя несколько странно. Уже завоевав известность в качестве знатока ритуала, он принялся в храме рас­спрашивать всех о ритуальных проблемах. В ответ на негодование и недоумение окружающих Конфуций от­ветил, что детальные расспросы как раз и являются наилучшей формой проявления надлежащих норм по­ведения.

Некоторое время спустя Конфуцию улыбнулась на­стоящая удача: луский сановник Цзин-шу захотел по­сетить столицу империи Чжоу город Лои и прихватил с собой Конфуция. Если верить традиции, поездка в Лои, несомненно обогатившая начинающего философа, ознаменовалась для него встречей с Лао-цзы («Старым учителем»), который считается основоположником да­осизма. Проводя Конфуция, Лао-цзы сказал ему весь­ма знаменательные слова: «Умный и проницательный человек приближает свою смерть, поскольку он любит обсуждать других людей. Хорошо эрудированный че­ловек подвергает себя опасности, поскольку высказы­вает свое мнение о других». Таким образом, устами по­читаемого мудреца жизнь впервые сказала Конфуцию, что он, интересуясь природой человека и надлежащи­ми нормами общения среди людей, встал на весьма опас­ный путь. И надо сказать, что слова Лао-цзы нашли подтверждение, хотя это и случилось не сразу после поездки в Лои.

В 517 г., когда Конфуцию было около 35 лет, когда он сделал определенные успехи в своей карьере и добился


известности, в княжестве Лу произошли собы­тия, известные в истории под названием «переворот, вызванный петушиными боями». Суть дела, коротко, заключалась в следующем: во время петушиного боя вскрылось жульничество обеих сторон и вспыхнул се­рьезный конфликт относительно поставленных на кон земель. Луский князь Чжао-гун, боясь чрезмерного уси­ления рода Цзи, которому фактически принадлежала реальная политическая власть в княжестве Лу и пред­ставитель которого был втянут в петушиный конфликт, встал на сторону его противников. Произошло воору­женное столкновение, во время которого счастье изме­нило князю, в результате чего ему пришлось спасаться бегством в соседнее княжество Ци. Конфуций, как не­изменный поборник справедливости, оказался в свите бежавшего правителя.

По всей видимости, Конфуций надеялся, что, пере­ехав в Ци, ему удастся завязать отношения с полити­ческим советником князя известным мудрецом Янь Ином и самим правителем, Цзин-гуном. Ни от того, ни от другого ничего реального Конфуцию добиться не уда­лось, и вскоре Конфуций был вынужден вновь возвра­титься в Лу. Однако пребывание в Ци явно способство­вало дальнейшему оформлению теоретических концеп­ций философа. Так, общеизвестно, что в основу пред­ставлений о цзюньцзы («совершенном муже») был по­ложен образ Янь Ина, а две теоретические беседы с. Цзин-гуном позволили Конфуцию заявить о себе как о сложившемся философе.

Поскольку первая беседа Конфуция с Цзин-гуном имеет наиважнейшее значение для понимания самого духа учения Конфуция, позволим себе привести ее пол­ностью.


Цзин-гун спросил Конфуция о сути истинного прав­ления. Конфуций ответил: «Пусть государь станет дей­ствительно государем, подданный - подданным, отец -отцом, сын - сыном».

Цзин-гун воскликнул: «Превосходно! Ведь если го­сударь не будет подлинным государем, подданный - под­данным, отец - отцом, а сын - сыном, то в этой ситуа­ции даже если у вас и будет просо, вам не удастся вос­пользоваться им для своего пропитания».

Как бы ни менялась в течение веков конфуцианс­кая мысль, эти фундаментальные положения, впервые выдвинутые Конфуцием в беседе с циским князем Цзин-гуном, не потеряли своей актуальности до сих пор. Об­щество может нормально организовать свою жизнь, если все его члены, все его составные части будут строго со­ответствовать своему назначению и своим функциям, соответствовать не только по имени, а - по существу. Иначе даже князь или любое высшее должностное лицо не смогут воспользоваться «просом для своего пропита­ния». Мысль, казалось бы, очень простая, но задача, как показывает исторический опыт, почти невыполни­мая. Реальные социологические закономерности неиз­бежно приводят к тому, что между именем (мин) и сущ­ностью (ши) возникает определенное несоответствие, отец не хочет быть отцом, сын - сыном, а президент -президентом, и все при этом хотят занимать свои мес­та, особенно если эти места располагаются в верхних этажах социально-политической структуры. Недавнее прошлое убедительно демонстрирует нам, сколь велико может быть расхождение между мин и ши. Можно быть недоумком, но заставить весь народ считать тебя «ге­нием всех времен и народов». Можно не знать ничего и претендовать на высшую и монопольную мудрость. Этот скорбный перечень можно продолжать до бесконечности.


Особенно горько то, что все пережитые перемены не пресекли эту пагубную тенденцию общественного раз­вития, а пожалуй, даже усугубили ее.

В 500 г., когда Конфуцию было уже 52 года, Дин-гун, младший брат и преемник изгнанного Чжао-гуна, назначил луского мудреца на высшую государственную должность, которая называлась да сы коу и предостав­ляла занимавшему ее лицу широкий круг разнообраз­ных полномочий. Это был пик карьеры Конфуция. Фак­тически он превратился в первого политического совет­ника луского князя. На этой должности Конфуций про­был около трех лет, которые провел в непрестанных государственных хлопотах. Наиболее запоминающий­ся эпизод этого периода связан с дипломатическими пе­реговорами в местечке Цзягу, куда съехались совмест­но с многочисленными свитами правители княжеств Ци и Лу, чтобы постараться решить накопившиеся в меж­государственных отношениях проблемы. В состав луской делегации по решению Дин-гуна был включен и Конфуций, которому было предписано наблюдение над святая святых всяких дипломатических встреч, того, что в наше время называется протоколом, а во времена Дин-гуна в Древнем Китае называлось ритуалом. Со­гласно понятиям того времени этот ритуал в обязатель­ном порядке должен был включать богатую музыкаль­ную программу. Специально для этой встречи в Цзягу был возведен высокий земляной холм-алтарь. Подни­маясь по специально оборудованной трехпролетной ле­стнице, оба князя в полном соответствии с предписан­ным ритуалом кланялись друг другу, сложив руки, и уступали дорогу на лестнице. Когда была закончена церемония взаимного угощения, распорядитель ритуа­лом из состава циской делегации предложил перейти к музыкальной программе, сказав: «Прошу исполнить


музыку четырех сторон». На языке того времени «че­тыре стороны» означали варварскую периферию. Оста­ется загадкой, почему в одном из самых культурных княжеств Древнего Китая решали подобным образом составить программу встречи двух соседних князей, ко­торые претендовали на право самых верных храните­лей китайских культурных ценностей. Но как бы там ни было, «варварские пляски» под бой барабанов нача­лись. Конфуций не смог вынести подобного поругания дипломатического этикета и, поднявшись на вершину алтарного холма, потребовал немедленно прекратить это «варварское» представление. Но второй номер циской программы оказался еще хуже. Под видом дворцовой музыки были продемонстрированы скоморошьи танцы. Разъяренный Конфуций счел все это прямым оскорбле­нием своего государя и потребовал казни танцоров, что и было приведено в исполнение. Напуганный Цзин-гун поспешил двинуться в обратный путь, пообещав луской стороне возвратить все захваченные ранее луские земли, которые, собственно и должны были стать глав­ным предметом обсуждения на встрече двух князей.

Можно по-разному относиться к поведению Конфу­ция на встрече князей в Цзягу. Можно подозревать источники и сомневаться в аутентичности события, можно возмущаться несоразмерной жестокости Конфу­ция, но можно и отнестись к этой истории как к неко­ему художественному вымыслу и вне зависимости от того, сколь точно отражены в нем подлинные истори­ческие факты, видеть в этом рассказе отражение опре­деленных сторон древнекитайской духовной культуры, отражение некоторых существенных сторон конфуци­анской мысли. При этом последнем подходе смысл все­го происшедшего в Цзягу оказывается весьма близким, вернее зеркально близким тому, о чем Конфуций беседовал


с циским князем Цзин-гуну. Если в первом слу­чае Конфуций объяснял Цзин-гуну, что сущность, ре­альность должна соответствовать своему «имени», что она не может ни отклоняться от него, ни, тем более, противоречить ему, то во втором - последователи Кон­фуция, а, может быть, и он сам, подошли с прямо про­тивоположного конца, но к той же самой проблеме -наглядное, ритуальное, оформление сущности, так ска­зать, ее «имя», ни в коем случае не должно входить в противоречие с этой сущностью. Те, кому подобные вещи представляются мелочью, должны помнить о том, что именно эти мелочи и превращают общественную жизнь в хаос, и единственным сдерживающим средством про­тив хаоса является строгая регламентация, нравится нам это или нет.

Надо сказать, что коварные цисцы не забыли Кон­фуцию его поведения в Цзягу. Они стали пристально глядеть за его возвышением при луском дворе, и это возвышение все больше и больше вызывало у них серь­езную тревогу, поскольку они не хотели допустить ка­кого-либо существенного улучшения ситуации в Лу, что могло бы привести к нежелательному усилению их за­падного соседа. С этой целью в Ци был задуман и при­веден в исполнение весьма хитроумный план: в княже­стве отобрали восемьдесят самых красивых девушек, научили их танцевать соответствующие танцы, наря­дили их в яркие одежды, усадили в повозки, запря­женные четверками коней, и отправили их в Лу. Уви­дев все это, ученик Конфуция Цзы-лу сказал: «Теперь Вам, Учитель, можно уходить отсюда». Так начались годы странствий Конфуция по всему Древнему Китаю, которые длились с 497 по 484 гг до н. э. За годы стран­ствий Конфуций не преуспел нигде как администратор или политический советник, но окончательно оформился


как теоретик, правда, несколько подрастеряв уверен­ность в скором практическом воплощении своих идеа­лов.

Вначале Конфуций направляется в княжество Вэй, предпринимает попытку перебраться в Цзинь, переез­жает в Сун, на некоторое время останавливается в кня­жествах Чэнь и Чу, вновь возвращается в Вэй и оттуда, в 484 году решает вернуться на родину, в княжество Лу. Во время странствий Конфуций и ученики его нео­днократно оказывались в различных ситуациях, пред­ставляющих определенный интерес для характеристи­ки Учителя и его учения. Остановимся только на двух эпизодах, представляющих наибольший теоретический интерес. Первый из них связан с Цзы-лу, который от­стал от Учителя и заблудился.

Эпизод с отставшим Цзы-лу включен в Лунь юй и, следовательно, относится к числу самых достоверных све­дений о жизни Конфуция. Но, по мнению Чжу Си, текст окончательной редакции Лунь юя несколько исказил его. Нам представляется верной точка зрения Чжу Си.

Отстав от Учителя, Цзы-лу повстречал старика, ко­торый нес на плече тяпку. Цзы-лу обратился к нему с вопросом об Учителе. Ответ был весьма неожиданным: «Разве можно называть Учителем - сказал старик -того, кто не утруждает свои четыре конечности и не различает пять злаков один от другого?!» По всей види­мости, встретившийся Цзы-лу отшельник принадлежал к интеллектуальному течению вольных пахарей, кото­рые считали, что достойный человек не должен зани­маться государственными делами, а должен своим тру­дом, причем, именно земледельческим трудом, добы­вать себе пропитание. Естественно, что человек с таки­ми воззрениями никак не мог признавать Конфуция, который хоть и не чурался физического труда в суровые


годы своей юности, тем не менее, полагал, что един­ственным достойным занятием для благородного чело­века является служба. Именно в этом духе Конфуций и отреагировал на рассказ Цзы-лу, заявив, что нормы вза­имоотношений между старшими и младшими, равно как и между государем и его подданными не могут быть пересмотрены, поскольку основываются на самой при­роде вещей и человеческого общежития. Поэтому бла­городный человек должен поступать на службу и сле­дить за тем, чтобы эти нормы соблюдались надлежа­щим образом.

В этом заявлении содержится один очень важный момент, на который нам бы хотелось обратить особое внимание: Конфуций считал свое учение как бы непос­редственно вытекающим из самой природы вещей. Се­мья возникает в силу естественного разделения полов, отношения в семье естественно выстраиваются в силу естественного разделения ее членов на детей и родите­лей. Столь же естественным порядком строятся и отно­шения в государстве: Небо для обеспечения нормаль­ной жизни всего народа дарует народу повелителя, ко­торый и следит за выполнением каждым членом обще­ства своих естественных общественных обязательств, а благородные люди, отрешившиеся от личной корысти под влиянием конфуцианского учения, помогают госу­дарю в его трудном и благородном деле. Все естествен­но и просто. В задачу же философа-наставника входит лишь надлежащая подготовка помощников государя, которые не будут употреблять свою власть в корыст­ных целях и все свои силы отдадут ради совершенство­вания общественных взаимоотношений. Разве может отказ благородного человека от службы и превращение его в отшельника принести хоть какую-то пользу лю­дям?! Именно в «естественности», как нам представляется,


и заключается великая сила учения Конфуция - как бы ни менялся мир, в нем всегда будут родители и дети, старшие и младшие, начальники и подчиненные. И задача всех благородных людей заключается только в том, чтобы сделать взаимоотношения между ними как можно более совершенными.

Второй эпизод, на котором мы хотели бы остано­виться, относится к 492 г. - переезд Конфуция из кня­жества Вэй в княжество Сун. Утомившись от долгого пути, Конфуций остановился отдохнуть под большим тенистым деревом и, по всей видимости, стал настав­лять своих учеников в совершении каких-то ритуаль­ных действий. Узнав об этом, военачальник из Сун по имени Хуань Туй вознамерился убить Конфуция и с этой целью послал к месту остановки Учителя и его учеников своих людей, велев им незаметно спилить дерево. Конфуций вынужден был уйти с этого места и продолжить свой путь. Напуганные ученики побужда­ли его двигаться быстрее, на что Учитель возразил им, сказав: «Небо породило во мне благую силу дэ. Что может сделать со мной этот Хуань Туй?».

В данном эпизоде обращает на себя внимание преж­де всего это открытое заявление Конфуция о существо­вании некой особой связи между ним и Небом. Как из­вестно, Конфуций в своем учении не касался никаких сакральных сюжетов. Он наставлял своих учеников воздавать духам должное, но держаться от них подаль­ше. Он никогда не касался сверхъестественных тем в беседах со своими учениками и наставлял их таким образом, как будто в мире не существовало никаких религиозных верований и сверхъестественных явлений. И тем не менее, в одном вопросе он должен был сделать небольшую уступку. Мы имеем в виду проблему появ­ления в мире совершенной мудрости. Из числа актуальных для Конфуция


совершенных мудрецов наиболь­шую важность для его учения и его миссии в этом мире представляли трое: первый - император древности Яо, который, единственный, мог подражать непосредствен­но Небу, второй - Вэнь-ван - духовный основатель им­перии Чжоу (XII в. до н. э.), которую Конфуций считал идеалом государственного устройства, и третий - муд­рый регент при втором чжоуском государе, благодаря которому, собственно, и уцелело духовное наследие Вэнь-вана, известный в истории как Чжоу-гун. Чжоу-гун счи­тал, что лишь благодаря его образцовому поведению и совершенному правлению благотворная сила Дэ, свой­ственная Вэнь-вану, получила возможность переходить по наследству в царствующем доме. Конфуций считал, что между ним и Чжоу-гуном существует некая сверхъе­стественная духовная близость, что он является духов­ным наследником выдающихся государственных дея­телей периода создания государства Чжоу, что именно он унаследовал от Вэнь-вана («Просвещенный государь») его вэнь - «просвещенность», и что Небо снабдило его некой особой творческой силой Дэ, о чем он и говорит в эпизоде с Хуань Туем, чтобы возродить великие духов­ные традиции начала Чжоу, положить конец эпохе, когда «ритуал рухнул, а музыка пришла в упадок», и воссоздать вновь совершенный и гармоничный обще­ственный порядок. Конфуций был уверен, что это Небо возложило на него такую миссию, а потому сохранял твердость духа и уверенность в своем сверхъестествен­ном предназначении. Остается добавить только, что в Лунь юе имеется целый ряд указаний на то, что Конфу­ций воспринимал свою деятельность, как предназначе­ние свыше.

Завершая био



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: