ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18. 1. Анализ влияния экранной культуры 1960-х годов на формирование социальной структуры




1. Анализ влияния экранной культуры 1960-х годов на формирование социальной структуры современного общества. Авторские фильмы А. Тарковского, А. Кончаловского, С. Параджанова как одно из последствий «оттепели» в культуре.

 

В советской политсистеме любое авторство означало выход за рамки системы, причем и политической и идеологической, и социальной. Установкам «социалистического» общества противоречили авторские фильмы, потому их было мало. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967) А.Кончаловского – попытка объединить в единое художественное целое игровой сюжет и неактеров. Тут не чувствуется игры, но только жизнь – жизнь людей, ведущих крепостное существование; фильм выделяется абсолютной правдивостью, неспектаклевостью. «Андрей Рублев» (1966) А Тарковского – неполитизированный взгляд на историю России, физическое и духовное странствие Художника-Творца к его творению по тернистому пути испытаний Веры. Драматургически эта тема решена в виде системы эпизодов, относительно самостоятельных и взаимосвязанных лишь главным персонажем и общим идейным заданием. Тарковский разглядел в образе гениального художника-инока близкого себе творца, ведомого высшей целью, мучимого невыносимыми внутренними и внешними драмами, страдающего от бессилия перед ними. «Зеркало» (1974) – фильм, в котором гражданственность и поэзия осознаются через личность Художника, Тарковского, — его происхождение, корни, характер, отношение к жизни, к людям, к Истории. «Тени забытых предков» (1964) С.Параджанова – экранная легенда с буйством цвета и народных песен и практически без сюжета. Динамическая, экранная поэзия сложена из переменчивого цвета, стремительного монтажного ритма и раскованно подвижной камеры. «Саят-Нова» («Цвет граната»; 1967/1970) – здесь Параджанов выразил не поэта Арутина Саядяна, известного всему миру как Саят-Нова, а Поэта как такового, мифологического персонажа, своего рода нового Орфея, символа поэзии. Эти режиссеры – создатели Искусства экрана, Авторы художественных, неполитизированных, произведений, носители особого, экранного мышления, Творцы экранных образов.

 

2. Работа режиссёра над реализацией аудиовизуального произведения в сотрудничестве со звукорежиссёром и монтажёром в монтажно-тонировочный период.

На этапе монтажной сборки, при наличии необходимого набора исходных материалов, важно верно «настроить» своих коллег на ваше представление и понимание желаемого результата - особенно ответственного за монтаж. Режиссёр монтажа на основе сценария и совместных обсуждений не должен расходиться с режиссёром в понимании цели и задач. Особенно это касается аудиовизуального «языка повествования» Особенно важно при этом вспомнить основные элементы монтажного построения. Кадр – как часть действия композиционно организованная и зафиксированная на носителе, который в монтажной последовательности всегда не завершён, потому, что находится во взаимосвязи с рядом стоящими - до него и после него вплоть до последнего титра. Сцена – как серия кадров, объединённых единством содержания, времени и места действия. Эпизод – как относительно завершённая часть произведения, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы. Эпизод может состоять из ряда кадров и сцен единых по композиционному и стилистическому решению, имеющих единый ключ освещения, тональности, колорита, изобразительного рисунка. Важно помнить - выразительные средства экрана от композиции кадра до драматургии строятся исключительно на методе сопоставления различных элементов между собой. Поэтому, каждый раз произнося слово монтаж, надо уточнять монтаж ЧЕГО мы имеем в виду: монтаж кадров, монтаж звука, монтаж смыслов сцен или монтаж световых пятен в кадре или монтаж драматургических ритмов и т.д. Монтажное изложение сюжета, выразительность раскадровки, разнообразные приёмы сочетания кадров органически связаны с драматургией, подчинены замыслам режиссёра. Умелое использование изменения точек показа и приёмов съёмки, контрастов кадров изобразительного и звукового рядов, их содержания делает сюжет более динамичным, придаёт многозначность художественным образам, отсюда возникает правдивое отображение происходящих событий и характеров людей, участвующих в событиях. При совместной работе над произведением со звукорежиссёром важно помнить, что звук тоже полноправный элемент композиции и отношение к этой составляющей не должно быть снисходительным. Звуковые компоненты несут колоссальный набор свойств и качеств: Слово в кадре и за кадром - владеет интонацией, тембром, тональностью; Природный шум (звук) - обладает характером и насыщенностью; Музыка – тональностью, тембром, темпом и ритмом в сочетании с мелодикой и интонацией. При этом она может быть «синхронной» то есть «живой», фоновой и даже кадрированной; Основные функции шума (звука) и музыки в экранном творчестве: Воссоздаёт эстетику звучания (Логическая); Пробуждает чувственные ощущения (Интонационная); При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание действия; При совпадении слова и изображения проявляется логика; Помогает раскрыть внутреннее «скрытое» значение при контрапункте. У музыки в экранном творчестве есть и ещё одна функция – коммуникативная, применяемая для связи разнородных элементов монтажного построения на основе её внутренних свойств – мелодии, гармонии, темпа и ритма, инструментовки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: