КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
Задача 1
В аудитории объемом 100 м3 находятся 20 студентов. проветривание осуществляется за счет двух форточек (фрамуг) общей площадью 1,4 м2 в течение 10 минут, а скорость движения воздуха в вентиляционном проеме 1 м/с.
1.Рассчитайте необходимый объем и кратность вентиляции
2.Рассчитайте фактический объем и кратность вентиляции
3.Оцените эффективность вентиляции аудитории
Ответ:
1.необходимый объем вентиляции Сн= (k * n): (p-q)
Сн= (22,6 * 20): (1-0,4) = 753,3 м3 /час
необходимая кратность воздухообмена: Кн = Сн /V
Кн = 753,3: 100 = 7,53
2.фактический объем вентиляции Сф= а * b * c
Сф= 1,4 * 600 * 1,0 = 840 м3 /час
фактическая кратность воздухообмена: Кф = Сф /V
Кф =840: 100 = 8,4
3.Вентиляции считается эффективной если Сн ≤ Сф и Кн ≤ Кф, а так как полученные результаты свидетельствуют в пользу превышения фактических показателей, следовательно вентиляция эффективна.
Задача 2
На какое количество студентов рассчитана аудитория объемом 500 м3, если в ней предусмотрен трехкратный воздухообмен.
Ответ:
1.Для расчета количества студентов при данном объеме помещения используем формулу:
Сн= (k * n): (p-q)– определение необходимого объема вентиляции.
2. Сн - необходимого объема вентиляции можем рассчитать из формулы:
Кн = Сн /V- определение кратности воздухообмена. Таким образом,
Сн = Кн * V =500 * 3=1500 м3 /час
3. Расчет количества студентов (n) проводим из формулы
Сн= (k * n): (p-q), следовательно
n= (p-q)* Сн / k = (1 – 0,4) * 1500 / 22,6= 39,8 ≈ 40 студентов
Данная аудитория рассчитана на 40 студентов.
Задача 3
Вам необходимо оценить состояние микроклимата в жилом помещении
1.Какие методы оценки Вы знаете?
2.Что такое метод результирующих температур?
3.Какие приборы, и в каком количестве вам необходимы для определения результирующей температуры в этом помещении.
Ответ:
1.Определение охлаждающей способности воздуха по катотермометру; метод эффективных и эквивалентно-эффективных температур; метод результирующих температур
2. Метод результирующей температуры (РТ) –это метод комплексной оценки теплового действия метеорологических факторов на организм человека, позволяющий оценить в комплексе воздействие 4-х факторов внешней среды: температуры, влажности, скорости движения воздуха и величины теплового излучения.
3. Для определения температуры воздуха и влажности воспользуемся аспирационным психрометром Ассмана или электротермогигрометром; для определения скорости движения воздуха – кататермометр, так как в помещении небольшие скорости движения воздуха (до 1-2 м/с) или элетротермоанемометром (скорость движения воздуха и температура); для определения величины теплового излучения используем шаровой термометр. Комфортное тепловое ощущение при выполнении легкого физического труда будет при РТ-16,0-18,0 условн. град.
Задача 4
При исследовании микроклиматических условий в помещении получены следующие данные: относительная влажность воздуха составила 20%, температура воздуха 230С, скорость движения воздуха 0,05 м/с.
1.Какие теплоощущения будут преобладать при данных параметрах микроклимата?
2.Какой из способов теплоотдачи будет преобладать при данном микроклимате?
Ответ:
1.При данных микроклиматических условиях в помещении будет душно (из-за повышенной температуры воздуха и малой скорости его движения).
2.Будет преобладать отдача тепла способом испарения, поскольку при высокой температуре воздуха и соответственно окружающих предметов отдача тепла способами проведения и излучения будет снижена, а малая скорость движения воздуха (менее 0,2 м/с) свидетельствует о слабом воздухообмене
Задача 5
Результаты гигиенического исследования естественного освещения в читальном зале библиотеки СтГМА следующие: угол падения = 34 0; угол отверстия = 70; световой коэффициент (СК) =1:4; КЕО = 2%.
1. Дайте обоснованное заключение о состоянии освещенности в помещении.
2.Укажите нормы естественного освещения для читального зала.
Ответ:
1.Для анализа состояния естественной освещенности в помещении необходимо сравнить фак тические показатели с гигиеническими нормативами.
2. Согласно гигиеническим требованиям КЕО для читального зала = не менее 1,25%; угол падения = не менее 27 0; угол отверстия = не менее 50; световой коэффициент (СК) = не менее 1:4 -1:5. Таким образом, естественная освещенность в читальном зале библиотеки достаточная.
Задача 6
Вас попросили оценить искусственную освещенность в учебной аудитории.
1. Как Вы это будете делать?
2. Что вам для этого необходимо?
3. Приведите соответствующие нормативы.
Ответ: Оценка искусственной освещенности проводится:
1. Путем измерения уровня освещенности горизонтальной поверхности на рабочем месте люксметром в темное время суток при всех включенных лампах на высоте 0,8 м от пола;
2. Измерение и оценка искусственной освещенности приближенным способом: суммируют мощность работающих ламп, делят на площадь помещения, полученную величину (удельная мощность) умножают на коэффициент (е) в зависимости от мощности, вида ламп и напряжения в сети.
3. Для учебной аудитории искусственная освещенность = не менее 300 лк (люминесцентными лампами) и не менее 200 лк (лампами накаливания).
Задача 7
Перед Вами результаты анализа воды из артезианской скважины:
Органолептические свойства хорошие
Окисляемость - 2 мг О2 /л Сульфаты - 300 мг/л
Азот аммонийный - 0,5 мг/л Хлориды - 450 мг/л
Азот нитритов - 0,001 мг/л Железо - 0.2 мг/л
Азот нитратов - 20,0 мг/л рН - 7
Содержание фтора - 1,0 мг/л
Микробное число -10 в 1 мл Коли титр - 500
1.Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) воды для питья.
2.Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной.
3.Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
Ответ: Так как вода из артезианской скважиной можно предположить, что в эпидемическом отношении она должна быть безопасна.
В целом вода имеет значительную минерализацию, в пределах, которые не препятствуют ее использованию для местного водоснабжения.
Повышено содержание аммонийного азота (норма 0,1 мг/л), хлоридов. Остальные показатели органического загрязнения находятся в пределах допустимых величин, что свидетельствует о минеральном происхождении его. В эпидемическом отношении вода безопасна.
Заключение: В связи с тем, что вода имеет хорошие органолептические свойства, безвредна по своему химическому составу и безопасна в эпидемическом отношении, она может быть использована для хозяйственно-питьевых целей без обработки.
Задача 8
Перед Вами результаты анализа водопроводной воды:
Запах - 2 балла Содержание нитратов (по NО3) -2,0 мг/л
Привкус - 3 балла Содержание хлоридов -30 мг/л
Цветность - 30 0 Содержание железа -1,2 мг/л
Прозрачность - 15 см Окисляемость -2 мг О2 /л
Мутность - 1,5 см Жесткость -8 мг-экв/л
Активная реакция (рН) - 7,5 Микробное число -50 в 1 мл
Содержание аммиака - 0,01 мг/л Колиморфные бакт. Отсутствие в 100 мл
Содержание нитритов - 0,002 мг/л Цисты лямблий - Отсутствие в 50 л
1.Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) воды для питья.
2.Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
Ответ: 1. Вода не отвечает хорошим органолептическим показателям, так как привкус воды для централизованного водоснабжения превышает санитарный показатель (не более 2 баллов), цветность воды выше (в норме не более 200), прозрачность ниже (в норме не менее 30см)
Вода жесткая, более 7 мг-экв/л, с высоким содержанием железа (норма 0,3 мг/л),
Химические показатели загрязнения воды органическими веществами не превышают допустимые пределы. В эпидемическом отношении вода безопасна.
2. В связи с тем, что вода имеет плохие органолептические свойства, вредна по своему химическому составу, хотя и безопасна в эпидемическом отношении, она не может быть использована для хозяйственно-питьевых целей без обработки. Для улучшения качества данной воды необходимо провести специальный метод обработки - обезжелезивание.
Задача 9
В результате жаркого лета, бурного таяния ледников и грозовых дождей паводковые воды горной реки подтопили населённый пункт, в котором проживает 1500 человек.
1.Рассчитайте, какое количество воды в сутки необходимо для обеспечения населения в этой ситуации.
2. Рассчитайте, какое количество воды в сутки необходимо для обеспечения населения питьевой водой
Ответ:
1.В жаркое время минимальная потребность воды при ЧС и полевом размещении должна составлять не менее 15 л в сутки на человека. 15 л/с · 1500 = 22.500 л или 22,5 тонны
2.В особо тяжелых ситуациях - 4 л только для питья. Таким образом, на 1500 человек необходимо: 4 л/с · 1500 = 6000 л или 6 тонн
Задача 10
Вас попросили оценить объем вентиляции в помещении временного размещения людей при стихийном бедствии и при других чрезвычайных ситуациях на 200 человек.
1.Как проводится расчет необходимого объема вентиляции?
2.Рассчитайте необходимый объем вентиляции в помещении временного размещения людей при стихийном бедствии
3.Какие химические соединения способствуют загрязнению воздуха помещений. Укажите косвенный показатель загрязненности воздуха помещений
Ответ:
1.Расчет необходимого объема вентиляции (Сн) как величины, показывающей, какой объем атмосферного воздуха должен поступать в помещение в течение часа для того, чтобы разбавить антропотоксины до безопасного уровня воздействия проводится по формуле:
2.Сн= (k * n): (p-q), изменяется лишь предельно допустимая норма содержания СО2 в воздухе таких помещений (от 5 до 10 0/00).
Сн= (22,6 *200):(10-0,4) = 470,8 м3 /час
3.Антропотоксины. Содержание СО2 - от 5 до 10 0/00.
Новые
1. Дайте обоснованное заключение о состоянии микроклимата, если в помещении установлены следующие показатели:
§ Барометрическое давление: 725 мм. рт. ст. (967 гПа).
§ Температура помещения: средняя 200С; колебания по горизонтали 2,50С; колебания по вертикали 20С на 1 м высоты; суточные колебания (разница между минимальной и максимальной температурой) 2,50С (отопление центральное).
§ Относительная влажность - 30 %.
§ Скорость движения воздуха в помещении – 0,1 м/с.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
2. Дайте обоснованное заключение о состоянии микроклимата в больничной палате терапевтического отделения, если в помещении установлены следующие показатели:
§ Барометрическое давление: 760 мм. рт. ст. (1013 гПа).
§ Температура помещения: средняя 210С; колебания по горизонтали 1,50С; колебания по вертикали 2,50С на 1 м высоты; суточные колебания (разница между минимальной и максимальной температурой) 3,50С (отопление центральное).
§ Относительная влажность - 80 %.
§ Скорость движения воздуха в помещении – 0,1 м/с.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
3. Дайте обоснованное заключение о состоянии микроклимата в родовой, если в помещении установлены следующие показатели:
§ Барометрическое давление: 745 мм. рт. ст. (993 гПа).
§ Температура помещения: средняя 240С; колебания по горизонтали 2,50С; колебания по вертикали 3,00С на 1 м высоты; суточные колебания (разница между минимальной и максимальной температурой) 3,00С (отопление центральное).
§ Относительная влажность - 64 %.
§ Скорость движения воздуха в помещении – 0,5 м/с.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
4.Рассчитайте величину абсолютной влажности, если F при температуре влажного термометра (t1) равной 16, 20С составило 13,81 мм рт.ст. Температура сухого термометра (t) =22, 40С, Барометрическое давление (В) = 730 мм рт.ст. 755 –среднее барометрическое давление, мм рт.ст. Далее найдите относительную влажность, если максимальная влажность при температуре сухого термометра (F1) = 20,32 мм рт.ст. Дайте обоснованное заключение о температурно-влажностном режиме в помещении, если это палата для недоношенных детей. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
5. Дайте обоснованное заключение о состоянии микроклимата в процедурной, если в помещении установлены следующие показатели:
§ Барометрическое давление: 755 мм. рт. ст. (1007 гПа).
§ Температура помещения: средняя 200С; колебания по горизонтали 2,50С; колебания по вертикали 2,50С на 1 м высоты; суточные колебания (разница между минимальной и максимальной температурой) 4,00С (отопление центральное).
§ Относительная влажность - 34 %.
§ Скорость движения воздуха в помещении – 0,5 м/с.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
6. Рассчитайте величину абсолютной влажности, если F при температуре влажного термометра (t1) равной 17,60С, составило 15,09 мм рт.ст. Температура сухого термометра (t) =23, 20С, Барометрическое давление (В) = 760 мм рт.ст. 755 –среднее барометрическое давление, мм рт.ст. Далее найдите относительную влажность, если максимальная влажность при температуре сухого термометра (F1) = 21,32 мм рт.ст. Дайте обоснованное заключение о температурно-влажностном режиме в помещении, если это палата для детей.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
7. Дайте обоснованное заключение о состоянии микроклимата в палате для недоношенных детей, если в помещении установлены следующие показатели:
§ Барометрическое давление: 740 мм. рт. ст. (980 гПа).
§ Температура помещения: средняя 220С; колебания по горизонтали 2,50С; колебания по вертикали 2,50С на 1 м высоты; суточные колебания (разница между минимальной и максимальной температурой) 3,00С (отопление центральное).
§ Относительная влажность - 30 %.
§ Скорость движения воздуха в помещении – 0,2 м/с.
Каковы Ваши рекомендации в данном случае?
Освещенность
1. Рассчитайте КЕО (Ен) для операционной в больнице города С, расположенного в 5 поясе светового климата. Операционная ориентирована на север. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
2. Рассчитайте количество ламп ЭУВ – 30 необходимых для профилактического облучения здоровых школьников, если профилактическая доза составляет 1/8 от биодозы, время облучения - 4 часа, площадь класса -50 м2. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
3. КЕО (Ен) для операционной площадью 38 м2 в больнице города С составляет 2%. Площадь застекленной части окон равна 10 м2, а угол отверстия составляет 30. Дайте заключение о состоянии естественного освещения в помещении. Ответ обоснуйте, сопоставив фактические данные с нормами.
4. Для санации воздуха помещения объемом 126 м3 необходимо оборудовать его установкой с лампами БУВ-15. Санация воздуха будет проводиться в присутствии людей. Сколько ламп БУВ-15 для этого необходимо? Где и как они должны размещаться? Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
5. В момент измерения освещенность на улице составила 12 000 лк, в палате -200 лк. Площади: палаты -14 м2, застекленной части окна 2,8 м2. Угол отверстия составляет 70. Дайте заключение о состоянии естественного освещения в помещении. Ответ обоснуйте, сопоставив фактические данные с нормами.
6. Рассчитайте количество ламп ЭУВ – 15 необходимых для профилактического облучения здоровых школьников, если профилактическая доза составляет 1/10 от биодозы, время облучения - 4 часа, площадь класса -62 м2. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
7. Рассчитайте количество ламп ЭУВ – 30 необходимых для профилактического облучения здоровых школьников, если профилактическая доза составляет 1/5 от биодозы, время облучения - 6 часа, площадь класса -52 м2. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
8. Рассчитайте КЕО (Ен) для кабинета врача, выполняющего в помещении работу средней точности, если больница находится городе N, расположенном в 3 поясе светового климата. Кабинет ориентирован на восток. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
9. Рассчитайте количество ламп ЭУВ – 30 необходимых для профилактического облучения здоровых школьников, если профилактическая доза составляет 1/2 от биодозы, время облучения - 5 часов, площадь класса -50 м2.
10. КЕО (Ен) для перевязочной площадью 18 м2 в больнице города N составляет 2%. Площадь застекленной части окна равна 3 м2, а угол отверстия составляет 120. Дайте заключение о состоянии естественного освещения в помещении. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями. Ответ обоснуйте, сопоставив фактические данные с нормами.
11. Для профилактического облучения группы здоровых школьников необходимо оборудовать фотарий. В качестве источника излучения будет использована лампа ПРК-7. Каковы должны быть: площадь помещения для фотария, расстояние между детьми и лампой, ежедневное время облучения в начале облучения и на 10 его день? Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
12. В момент измерения освещенность на улице составила 16 000 лк, в операционной -300 лк. Площади: палаты –36 м2, застекленной части окна 9,8 м2. Угол отверстия составляет 70. Глубина помещения 6 м, а расстояние от пола до верхнего края светового проема (притолоки) = 2,8 м. Дайте заключение о состоянии естественного освещения в помещении. Ответ обоснуйте, сопоставив фактические данные с нормами.
13. Рассчитайте количество ламп ЭУВ – 15 необходимых для профилактического облучения здоровых школьников, если профилактическая доза составляет 1/5 от биодозы, время облучения – 4,5 часа, площадь класса -52 м2. Представьте ход Ваших расчетов с соответствующими пояснениями.
Качество воды
1. Перед Вами результаты анализа водопроводной воды из артезианской скважины:
Осадка, поверхностной пленки нет | Азот нитратов NО3 | 2 мг/л | |
Температура | 140С | Акт. реакция (рН) | 7,5 |
Запах | 2 балла | Общая жесткость | 6,0 мг экв/л |
Привкус | 3 балла | Хлориды | 30 мг/л |
Цветность | 300 | Содержание железа | 1,2 мг/л |
Прозрачность | 15 см | Микробное число | 50 в мл |
Окисляемость | 2,0 мгО2/л | Общие колиформные | |
Азот аммиака | 0,04 мг/л | бактерии | 0 в 100 мл |
Азот нитритов | 0,002 мг/л | Цисты лямблий | 0 в 50 мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
2. Перед Вами результаты анализа водопроводной воды:
Температура | 160С | Общая жесткость | 7,0 мг экв/л |
Запах | 2 балла | Хлориды | 50 мг/л |
Привкус | 2 балла | Содержание фтора | 0,4 мг/л |
Цветность | 200 | Микробное число | 150 в мл |
Окисляемость | 8,0 мгО2/л | Общие колиформные | |
Азот аммиака | бактерии | 1 в 100 мл | |
Азот нитритов | 0,04 мг/л | Остаточный хлор | 0,1 мг/л |
Азот нитратов NО3 | 7 мг/л |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
3. Перед Вами результаты анализа воды из колодца:
Осадка, поверхностной пленки нет | Азот нитратов NО3 | 7 мг/л | |
Температура | 160С | Общая жесткость | 10 мг экв/л |
Запах гнилостный | 3 балла | Хлориды | 390 мг/л |
Вкус гнилостный | 3 балла | Содержание фтора | 1,4 мг/л |
Цветность | 500 | Микробное число | 1350 в мл |
Окисляемость | 10,0 мгО2/л | Общие колиформные | |
Мутность | 3 мг/л | бактерии | 2 в 100 мл |
Азот аммиака | 0,4 мг/л | Термотолерантные | |
Азот нитритов | 0,01 мг/л | колиформные бакт. | 1 в 100 мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
4. Перед Вами результаты анализа воды из водопровода:
Температура | 160С | Азот нитритов | 0,1 мг/л |
Запах | 2 балла | Азот нитратов NО3 | 36 мг/л |
Вкус | 2 балла | Актив. реакция (pH) | 6,5 мг экв/л |
Цветность | 150 | Хлориды | 390 мг/л |
Прозрачность | 30 см | Содержание фтора | 1,2 мг/л |
Окисляемость | 8,0 мгО2/л | Мышьяк | 0,01 мг/л |
Азот аммиака | 0,5 мг/л | Колифаги (БОЕ) | 1 в 100 мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
5. Перед Вами результаты анализа воды из водопровода:
Температура | 140С | Актив. реакция (pH) | 5,5 мг экв/л |
Запах | 2 балла | Алюминий | 1,0 мг/л |
Вкус кислый | 3 балла | Медь | 0,5 мг/л |
Мутность | 1,5 мг/л | Хлориды | 90 мг/л |
Окисляемость | 2,0 мгО2/л | Содержание фтора | 1,5 мг/л |
Азот аммиака | Мышьяк | 0,01 мг/л | |
Азот нитритов | Микробное число | 30 в мл | |
Азот нитратов NО3 | 22 мг/л | Колифаги (БОЕ) | 0 в 100 мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
6. Перед Вами результаты анализа воды из колодца:
Осадка, поверхностной пленки нет | Азот аммиака | 0,08 мг/л | |
Температура | 120С | Азот нитритов | 0,002 мг/л |
Запах | 1 балл | Азот нитратов NО3 | 0,5 мг/л |
Вкус | 1 балл | Актив. реакция (pH) | 7,2 мг экв/л |
Прозрачность | 30 см | Хлориды | 230 мг/л |
Окисляемость | 3,4 мгО2/л | Сульфаты | 320 мг/л |
Цветность | 50 | Микробное число | 100 в мл |
Общая жесткость | 6 мг-экв/л |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
7. Перед Вами результаты анализа воды из водопровода:
Температура | 180С | Азот нитритов | |
Запах | 2 балла | Азот нитратов NО3 | 1,8 мг/л |
Вкус | 3 балла | Актив. реакция (pH) | 7,5 мг экв/л |
Прозрачность | 30 см | Общая жесткость | 3,0 мг-экв/л |
Окисляемость | 3,0 мгО2/л | Хлориды | 200 мг/л |
Цветность | 200 | Железо | 1,5 мг/л |
Азот аммиака | Микробное число | 30 в мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?
8. Перед Вами результаты лабораторного анализа воды из артезианской скважины. Она имеет бурую окраску и мутнеет с образованием хлопьев:
Температура | 140С | Азот нитратов NО3 | 40,5 мг/л |
Запах | 2 балла | Актив. реакция (pH) | 8,5 мг экв/л |
Вкус | 3 балла | Общая жесткость | 10 мг-экв/л |
Прозрачность | 20 см | Хлориды | 200 мг/л |
Окисляемость | 4,0 мгО2/л | Железо | 3,0 мг/л |
Цветность | 300 | Микробное число | 0 в мл |
Азот аммиака | 0,01 мг/л | Общ. колиформные | |
Азот нитритов | бактерии | 0 в 100 мл |
Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья. Ваши предположения о причинах, вызвавших плохое качество воды, если Вы считаете ее непригодной. Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?