Классификация государственных органов. 7 глава




14. Руководство заседаниями Правительства.

15. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

16. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища.

17. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.

18. Помилование осужденных.

19. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей.

20. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей.

21. Введение чрезвычайного положения.

22. Отложение проведения забастовки либо ее приостановление.

23. Подписание законов. Президент подписывает либо отклоняет законы, налагая на них вето.

24. Право отмены актов Правительства.

25. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.

26. Формирование Совета Безопасности.

27. Руководство Вооруженными Силами.

28. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.

92. Компетенция Президента в законодательном процессе.

Президент Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы, вправе инициировать также внесение изменений в Конституцию, проведение референдума, он может объявить рассмотрение законопроекта срочным, потребовать проведения голосования по законопроекту в целом, он дает согласие на внесение в Палату представителей законопроекта, влекущего увеличение государственных расходов либо снижение государственных доходов, он заключает международные договоры. Все эти действия Президента самым непосредственным образом влияют на нормотворческую сферу.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения.

Распоряжения Президента Республики Беларусь — это, как правило, акты ненормативного характера, т.е. правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. Распоряжения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным актам, если иное не предусмотрено Президентом.

Декреты являются новым видом актов Президента Республики Беларусь, по своему содержанию они являются актами нормативного характера (появились с 1996 г.). Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией. Декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:

— декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

— временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

93. Акты Президента Республики Беларусь.

Для реализации своих полномочий Президент Республики Беларусь осуществляет нормотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативные правовые акты — указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии со ст.2 Закона от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями, указ — это нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента Республики Беларусь могут иметь ненормативный характер (ст.3 указанного Закона).

Существуют различные точки зрения относительно места указов в иерархии нормативных актов. По мнению Г.А. Василевича, новая редакция Конституции предусматривает два вида указов: 1) указы, издание которых основывается на конституционной норме; 2) указы, полномочия, на издание которых предусмотрены законом. В первом случае можно утверждать, что указы не имеют подзаконного характера, т.к. основываются на конституционной норме. Второго рода указы в иерархии нормативных актов идут вслед за законами.

Распоряжения Президента Республики Беларусь — это, как правило, акты ненормативного характера, т.е. правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. Распоряжения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным актам, если иное не предусмотрено Президентом.

Декреты являются новым видом актов Президента Республики Беларусь, по своему содержанию они являются актами нормативного характера (появились с 1996 г.). Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией. Декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:

— декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

— временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Согласно ст.101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

— изменение и дополнение Конституции, ее толкование;

— изменение и дополнение программных законов;

— утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

— изменение порядка выборов Президента и Парламента;

— ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по собственной инициативе или по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок. Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.

94. Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

Должность Президента считается вакантной в случаях: отставки Президента; досрочного освобождения Президента от должности; смещения Президента; смерти Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений (ст.11 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления. Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь (ст.12 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее, чем через 30 дней и не позднее, чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

95. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность. Уголовное дело или дело об административном правонарушении, связанные с публичным оскорблением Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь. Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

96. Порядок формирования палат Парламента.

Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат.

Срок полномочий Национального собрания — четыре года.

Палаты Парламента избирают свои органы (Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики, комиссии, фракции и т. п.).

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит

1. Политическим партиям

2. Трудовым коллективам

3. Гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение начинается за 70 и заканчивается за 40 дней до выборов.

Лицо, предлагаемое для выдвижение в кандидаты должно подержать не менее 1000 избирателей на территории данного избирательного округа.

 

97. Структура Парламента и его палат, организация деятельности органов палат Парламента. Формы работы Парламента.

Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Национальное собрание Республики Беларусь является постоянно действующим органом. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый, следующий за ним рабочий день. Первая после выборов сессия палат Национального собрания Республики Беларусь созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее, чем через 30 дней после выборов. Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента Республики Беларусь (ст.95 Конституции Республики Беларусь).

Сессии палат Национального собрания проводятся в форме пленарных заседаний палат в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания. Заседание палаты Парламента считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 соответственно депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.

Пленарные заседания палат Национального собрания проводятся открыто. Палаты Национального собрания, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.

Совместные заседания палат Национального собрания могут проводиться в случаях:

— заслушивания обращения Президента Республики Беларусь с посланием к Парламенту;

— проведения парламентских слушаний {парламентские слушания — форма деятельности палат Национального собрания, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции палат);

— ответов Правительства Республики Беларусь на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

— обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений обеих палат Национального собрания;

— в иных случаях по решению палат Национального собрания.

Решения о проведении совместных заседаний палат Национального собрания принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики раздельным голосованием. Совместное заседание палат Национального собрания считается правомочным при условии, если на нем присутствуют не менее двух третей депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от полного состава каждой из палат. Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, принимаются каждой из палат Национального собрания раздельным голосованием в соответствии с регламентами палат.

Руководители палат. Палаты Национального собрания избирают на свой срок полномочий из своего состава председателей палат и их заместителей. Они избираются на раздельных заседаниях тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов от полного состава палаты.

Полномочия председателя палаты Национального собрания:

— осуществляет общее руководство палатой Национального собрания;

— ведает внутренним распорядком палаты Национального собрания;

— ведет заседания палаты Национального собрания;

— возглавляет соответственно Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики;

— дает поручения постоянным комиссиям, секретариату и иным органам палаты Национального собрания по вопросам, относящимся к их ведению;

— подписывает постановления палаты Национального собрания и решения соответственно Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики;

— вносит вопросы для рассмотрения соответственно Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики;

— представляет палату Национального собрания во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, другой палатой Национального собрания, Правительством Республики Беларусь и иными государственными органами, а также с общественными объединениями, органами и организациями иностранных государств, международными организациями, координирует деятельность палаты Национального собрания с указанными органами, объединениями и организациями;

— принимает участие в церемонии приведения к присяге судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

— направляет и контролирует деятельность секретариата палаты Национального собрания;

— издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— отменяет распоряжения заместителя председателя палаты Национального собрания;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Внутренними органами Национального собрания являются Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики – постоянно действующие коллегиальные органы, подотчетные соответственно Палате представителей и Совету Республики.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей. В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель и председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Полномочия Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики:

— организуют работу по подготовке сессий палат Национального собрания;

— принимают решения о внесении проектов повестки дня сессий палат Национального собрания на рассмотрение соответствующей палаты;

— принимают меры по обеспечению присутствия соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики на пленарных заседаниях палат Национального собрания;

— дают поручения секретариатам палат Национального собрания и решают другие вопросы, связанные с созывом; и проведением сессий палат;

— заслушивают сообщения по вопросам работы постоянных комиссий, иных органов палат Национального собрания;

— принимают меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы комиссий и других органов палат Национального собрания;

— в случае необходимости вносят предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий палат Национального собрания;

— в случае необходимости для подготовки и доработки проектов законов и иных актов создают рабочие группы из числа соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, а также специалистов, ученых;

— дают поручения постоянным комиссиям и иным органам палат Национального собрания по вопросам, относящимся к их ведению;

— ходатайствуют перед Президентом Республики Беларусь о награждении соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания государственными наградами Республики Беларусь;

— принимают решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания;

— осуществляют контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики;

— принимают решения о направлении соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания в зарубежные командировки, если иное не установлено законодательными актами;

— осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Комиссии палат Парламента. Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, избираются постоянные комиссии палат Национального собрания, которые являются постоянно действующими органами палат Национального собрания.

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты данного созыва в составе председателя, заместителей председателя и членов комиссии. В состав постоянной комиссии входит от 5 до 13 депутатов Палаты представителей, в Совете Республики — не менее 8 членов Совета Республики. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязан состоять в одной из постоянных комиссий. В состав постоянных комиссий не могут входить председатели палат Национального собрания и их заместители. В настоящее время в Палате представителей образовано 14 постоянных комиссий, в Совете Республики 6 постоянных комиссий.

Компетенция постоянных комиссий палат Национального собрания:

— готовят законопроекты к рассмотрению палатами Национального собрания;

— предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к ведению палат Национального собрания;

— осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иным правовым актам, а также по вопросам, отнесенным к компетенции палат Национального собрания;

— по поручению председателей палат Национального собрания, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных правовых актов;

— готовят предложения по вопросам кодификации и систематизации законодательства Республики Беларусь;

— рассматривают письменные обращения граждан и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;

— организуют проведение парламентских слушаний;

— осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: