Общие цели и методические рекомендации к СРС




1.Развитие самостоятельности студентов, превращение знаний в личные убеждения.

2.Активизировать самостоятельную деятельность студентов.

3.Привитие интереса к самостоятельной работе студентов через содержание, новизну лекционного, практического материала.

4.Участие студентов в работе проблемных групп по теории и методики физического воспитания, индивидуальная работа под руководством научного руководителя, публикация научных статей, выступления с докладами на научных конференциях.

5.Прохождение педагогической практике, как вид самостоятельной работы, позволяющий определить меру готовности студентов к профессиональной деятельности.

6.Проведение контроля самостоятельной работы студентов.

 

Учебно-воспитательный процесс по курсу «Общие и возрастные основы теории и методики физической культуры» строится таким образом, что чтобы активизировать самостоятельную деятельность студентов. Общее направление самостоятельному усвоению знаний студентов задает лекция. В лекциях преподаватель знакомит студентов с эффективными приемами самостоятельной работы, которая должна предшествовать слушанию материала и проработки записей. Интерес к лекционному материалу преподаватель формирует через содержание, новизну. На лекциях практикуются проблемные ситуации, где отдельные вопросы специально оставляются нераскрытыми или не полностью изложенными, а студенты побуждаются на самостоятельное домысливание.

Они проводятся непосредственно в школе. Студенты учатся наблюдать за уроками, хронометрировать, проводить пульсометрию школьников. Большое место на практических занятиях отводится планированию учебного материала и анализу типовой программы для образовательной школы.

Педагогическую практику следует рассматривать не только как форму учебно-воспитательного процесса, но и средство самостоятельной работы студентов. Только этот вид самостоятельной работы позволяет определить меру готовности студентов к профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа становится малоэффективной без должного контроля. Поэтому на всех академических занятиях эта работа контролируется преподавателями, формы контроля бывают самые различные: это собеседование, отчётности, защита выпускных, курсовых, дипломных и других работ, сдача коллоквиумов, проверка лекционных и семинарских конспектов, проведение контрольных работ и тестовых задании.

Рубежный контроль и экзамен являются важными формами контроля самостоятельной работы студентов. Это не только добытые за определённый период обучения студентами знания, но и очень важно, умение апеллировать этими знаниями, а точнее обосновать, сопоставлять, делать выводы, умение связывать теоретические знания с практикой.

Календарно-тематический план СРС

№ срс Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
СРС 1 Задание 1. Общественные функции и формы физической культуры. Задание 2. Система физического воспитания Задание 3. Средства физического воспитания   1-4 неделя реферат
СРС 2 Задание 1.. Методы физического воспитания Задание 2. Основы воспитания физических качеств.   5-8 неделя реферат
СРС 3 Задание 1. Массовые физкультурные мероприятия Задание 2. Внешкольная работа по физическому воспитанию школьников Задание 3. Особенности возрастного развития   9-11 неделя реферат
СРС 4 Задание 1. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях Задание 2. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста Задание 3. Физическая подготовка в Вооруженных силах     12-14 неделя реферат
  Итого:   15 недель  

 

Глоссарий:

Физическая культура – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическая культура личности – характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Профессиональный спорт – коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

Ценности физической культуры – значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.

Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Физическое образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Психофизическая подготовка – процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Физическая подготовленность – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Функциональная подготовленность – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

Профессиональная направленность физического воспитания – совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Организм – биологическая система любого живого существа. Организм человека – это высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации, самообучению, восприятию, передаче и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.

Физиологическая и функциональная система организма – под физиологической системой понимают наследственно закрепленную, регулируемую систему органов и тканей (кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), которые функционируют в организме не изолировано, а во взаимодействии друг с другом. Функциональная система организма формируется в процессе его жизнедеятельности на наследственной и приобретенной основе с учетом интегральных нейрогуморальных механизмов регуляции и образует взаимосвязь органов, тканей, физиологических систем, обеспечивающая в итоге достижение цели в определенном виде деятельности.

Само регуляция и самосовершенствование организма – взаимосвязанные понятия. Само регуляция физиологических функций – процесс автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора организма на постоянном уровне. Процесс само регуляции всегда имеет циклический характер и осуществляется по правилу: всякое отклонение константного уровня служит толчком к немедленной мобилизации механизмов, вновь восстанавливающих этот постоянный уровень.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных (адаптивных) механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.

Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологических принципа гомеостаза.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецептов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности), осуществляются с помощью рефлекторной дуги и образования так называемых временных связей механизма взаимодействия различных корковых и подкорковых областей центральной нервной системы.

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимися условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к обще природным, производственным и социальным условиям.

Двигательная активность – понятие, связанное с воспроизведение общего количества движения. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа (гипердинамия, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная (гиподинамия, гипокинезия) – к различного рода физической детренированности.

Функционально состояние – интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо и косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Гипоксия и гипероксия – соответственно недостаточное и повышенное содержание кислорода в среде обитания, крови, тканях организма. То и другое явление существенным образом определяет реакции функциональных систем организма, обеспечивающих кислородный обмен.

Максимальное потребление кислорода – показатель мышечной деятельности организма в аэробных (кислородных) условиях, т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено ткани за 1 мин. при работе такой интенсивной, когда минутный кислородный запрос не повышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.

Метаболизм – обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма – создания и превращения живой материи, и катаболизма – процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности. В более узком смысле метаболизм – это промежуточные превращения определенных веществ (белков, жиров и углеводов) внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов обмена веществ.

Двигательное умение – характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Физические (двигательные) качества – это определенный стороны двигательных способностей человека – сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).

Методические принципы физического воспитания – это те принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенности.

Техника – способ выполнения движения

Основа техники – главные элементы движения

Основное звено техники –наиболее важная и решающая часть основы техники движения

Детали техники – второстепенные особенности движения, которые могут изменятся, не нарушая основы техники

Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения

Амплитуда движения – размах колебательного движения (наибольшее отклонение тела или его частей от положения равновесия)

Темп – частота повторения циклов движений, или количество движений в единицу времени

 

 

Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся:

Экзаменационные вопросы:

1.Дайте характеристику простой и сложной двигательной реакции.

2.Принцип доступности и индивидуальности.

3.Метод использования слова.

4.Второй этап обучения – этап начального разучивания двигательного действия.

5.Принцип активности.

6.Теория и методика физического воспитания как учебная и научная дисциплина.

7.Быстрота и методика её воспитания.

8.Физическое воспитание.

9. Двигательные (физические) качества.

10. Методы обучения (определение понятий: метод обучения, методические приёмы, обучение, методика обучения).

11.Принцип сознательности

12.Физическое упражнение – основное средство физического воспитания.

13.Средства и методика воспитания выносливости.

14.Принцип наглядности.

15.Естественные силы природы и гигиенические факторы, как неспецифические средства физического воспитания.

16.Ловкость и методика её воспитания.

17.Принципы наглядности.

18.Средства и методика воспитания быстроты.

19.Структура обучения (понятия: фразы, этапы).

20.Сила и методика её воспитания (максимальная, относительная)

21.Первый этап обучения – этап ознакомления с двигательным действиям.

22.Гибкость и методика её воспитания.

23.Выносливость и методика её воспитания.

24.Понятия метода использования слова (рассказ, описание, объяснения, беседа, разбор, задание, указание, команда, подсчёт).

25.Раскройте смысловую и эмоциональную функцию слова.

26.Сила и методика её воспитания (общая силовая, специально силовая подготовка).

27.Интервалы отдыха по длительности и характеру.

28.Этапы планирования.

29.Первый этап обучения, этап ознакомления с двигательными действиями.

30.Соревновательный метод и его характеристика.

31.Формы планирования.

32.Принцип сознательности и активности.

33.Методика закаливания детей дошкольного возраста.

34.Виды контроля.

35.Особенности развития движений детей дошкольного возраста.

36.Требования, предъявляемые к составлению плана конспекта урока.

37.Задачи, значение физического воспитания школьников.

38.Требования, предъявляемые к учебному планированию.

39.Оценка деятельности занимающихся на уроке физической культуре.

40.Принцип систематичности.

41.Периодизация школьного возраста.

42Виды планирования по учебной работе.

43.Система учета успеваемости.

44.Игровой метод и его характеристика.

45.Домашнее задание по физической культуре.

46.Структура и построение урока.

47.Календарно – тематический план и его функции.

48.Основные документы планирования по учебной работе.

49.Физическое упражнение – основное средство физического воспитания.

50.Конкретизация оздоровительных, образовательных, воспитательных задач физического воспитания и особенности их реализации в начальной, основной средней школе.

51.Классификация принципов обучения.

52.Подготовка учителя к уроку физической культуры.

53.Средства и методика воспитания быстроты.

54.Принцип доступности и индивидуализации.

55.Годовой план – график распределения программного материала и его функции.

56.Формы организации физического воспитания в школе.

57.Средства и методы воспитания выносливости.

58.Особенности занятий на уроках физической культуры детей отнесенных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы.

59.Президентские тесты и их характеристика.

 

 
 

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова   СМК ЖГУ П/УМКД.09-2015 Издание 3
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Карта методической обеспеченности дисциплины Ф.4.09-33
27.05.2015.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: