Методы физического воспитания




Греч.metodos – способ изложения.

Метод обучения, нужно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Первостепенное значение метода – это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач. Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».

Прием – это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» – являются приемом наглядного метода. «Страховка» – прием практического метода).

Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение. Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.

Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.

Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.

Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих путь реализации образовательных и воспитательных задач.

Для решения задач физического воспитания используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод и метод словесного и сенсорного воздействия.

Любое педагогическое средство зависит от метода его применения. Метод — это способ физкультурной деятельности. Требования к методам:

• метод должен соответствовать задачам ФВ;

• применение метода должно опираться на реализацию всей системы принципов;

• метод должен соответствовать возможностям занимающихся;

• метод должен соответствовать возможностям учителя (тренера);

• метод должен соответствовать условиям занятий и отведенному времени.

Классификация методов:

• методы регулирования нагрузки;

• методы организации занятий;

• методы контроля.

Применение всех перечисленных методов связано с использованием сло­весных и наглядных методов.

Методический прием — это способ воздействия, используемый для ре­шения частных задач (например, показ ученикам упражнения стоя в профиль). У каждого метода могут быть самые разнообразные методические приемы.

Методика — система средств, методов и методических приемов, направ­ленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.

Структура метода:

• нагрузка, состоящая из двух компонентов — объема и интенсивности;

• отдых.

Нагрузка — это мера воздействия средств на организм занимающегося, а также степень преодолеваемых при этом трудностей.

Отдых — это восстановление организма после нагрузки.

Интенсивность — это относительная величина воздействия нагрузки, характеризующаяся силой воздействия. Показатели интенсивности изме­ряются в мощности работы, скорости, частоте движений и т. д.

Объем — это абсолютная величина воздействия нагрузки, выражается в длительности воздействия, измеряется в: дистанции, общем количестве зат­раченного времени, общем количестве повторений.

В процессе выполнения упражнения объем, и интенсивность нагрузки находятся в обратно пропорциональной зависимости (чем выше объем, тем ниже интенсивность).

2.Виды интенсивности нагрузки:

• низкая интенсивность ­­­— ЧСС до 120 уд/мин. - неразвивающий характер нагрузки;

• умеренная интенсивность — ЧСС до 150 уд/мин. ― 50% от максимальной интенсивности развитие общей выносливости;

• большая интенсивность — ЧСС от 150 до 170 уд/мин. ― 70% от мак­симальной интенсивности — развитие анаэробно-аэробных возможностей, развитие специальной выносливости, 2-ая скоростная выносливость;

• субмаксимальная интенсивность ЧСС до 200-220 уд/мин. — анаэ­робная специальная выносливость — скоростная выносливость;

• максимальная интенсивность — ЧСС чуть меньше, чем в субмакси­мальной — развивает анаэробные (алактатные) возможности.

Виды отдыха: активный, пассивный, активно-пассивный.

Активный отдых — переключение на деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление. Пассивный отдых — относительный покой без активной двигательной деятельности.

Активный отдых дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. По длительности и эффекту различают следующие интервалы отдыха:

1.Короткий интервал отдыха (жесткий) — фаза субкомпенсации, недовосстановления — восстановление на 60-70% от исходного уровня. ЧСС восста­навливается до 130-140 уд/мин. После этого интервала отдыха можно ра­ботать с нагрузкой большой интенсивности.

2. Средний интервал отдыха (ординарный) — фаза компенсации, ЧСС вос­станавливается до 110-120 уд/мин. После этого интервала отдыха выполняют работу с нагрузкой субмаксимальной интенсивности.

3. Длинный интервал (экстремальный) — фаза суперкомпенсации, ЧСС восстанавливается до 90-100 уд/мин. После этого интервала отдыха вы­полняют работу с нагрузкой максимальной интенсивности.

По интервалу между занятиями отдых бывает:

• ординарный — примерно равен длительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма после проведенного занятия. В массовой ФК он составляет около 2 суток;

• сжатый — предусматривает проведение очередного занятия на фоне недовосстановления (предъявляет высокие требования к функциональным возможностям организма);

• суперкомпенсаторный — позволяет в очередном занятии повысить об­щую нагрузку и выполнять задание на более высоком уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: