Мотив | Характеристика поведения | Ответ на вопрос: «Почему ты хочешь пойти в школу?» | |||
Социальный | Ребёнок занимается потому что это важно и нужно, | Я хочу пойти в школу, потому что все дети после детского сада идут в школу. | |||
Учебно-познавательный | Ребёнок занимается, когда ему интересно. | Я пойду в школу потому. что там я узнаю много интеоесного и нового. | |||
Оценочный | Ребёнок занимается, когда его хвалят. | Я буду в школе получать только пятёрки. | |||
Позиционный | Занимается, когда на занятии используется много пособий, наглядно- го материала. атрибутов. | Я хочу в школу потому, что всем школьникам покупают портфель. тетради, пенал и т.д. | |||
Внешние. не связанные со школой | Занимается. когда на этом настаивают родители, воспитатели. | Я пойду в школу потому. что мама так сказала. | |||
Игровые | Занимается. если занятие построено в виде игры. | В школе можно играть с друзьями на перемене | |||
Обработка результатов.
Педагогам и родителям предлагают рассмотреть все мотивы и выбрать из них самый характерный для ребёнка. Этому мотиву присваивается ранг 1, затем из оставшихся выбирается второй мотив с рангом 2, таким образом ранжируют все мотивы. В итоге для каждого ребёнка получается список, свойственных ему мотивов, проранжированных по степени их выраженности в его поведении и деятельности.
Мотивы с рангами 1 и 2 считаются доминирующими в мотивационной структуре ребёнка.
Для детей с доминирующим социальным мотивом при нормальном развитии познавательных процессов характерны сосредоточенность и внимательность на занятиях, способность попросить помощь и принять её, лидирующее положение в классе.
При недостаточном развитии других УВК возникают трудности в усвоении материала, т.к. велика вероятность появления таких негативных особенностей. как заниженная самооценка. неуверенность в себе, повышается уровень тревожности, поэтому интерес к школе падает, возникают межличностные конфликты, снижается успеваемость и к третьему классу он может стать неуспевающим.
Помощь такому ребёнку заключается в том, что на основе учёта сроков формирования социальных мотивов с 5 лет, у детей формируется потребность быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения и им надо предоставить эту возможность.
Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный прерывистый характер: ребёнок внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; в противном случае он отвлекается и начинает заниматься посторонними делами.
Познавательный мотив является ведущим в дошкольном детстве и начинает формироваться в первые месяцы жизни. Уровень его развития зависит от ряда факторов:
- Нормального развития ЦНС;
- Стиля семейного воспитания;
- Расширения и обогащения чувственного, эмоционального, практического опыта ребёнка в процессе экскурсий,наблюдений, экспериментирования.
Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребёнок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок приводят к эмоциональному дискомфорту и побуждают его заслужить расположение. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования самооценки и самоконтроля. Поэтому недостаточное развитие этого мотива приводит к тому, что ребёнок перестаёт обращать внимание на оценку и замечания взрослого. В результате оценка (бальная или словесная) не стимулирует учебную активность, приводит к низкому уровню самостоятельности, неумению оценить правильность выполнения заданий, ребёнок привыкает действовать только, ориентируясь на реакцию взрослого.
Особое внимание следует обратить на детей с доминирующим позиционным мотивом, основу которого составляет интерес к новой ситуации и к новой социальной роли. Этот мотив присутствует у многих старших дошкольников и к концу первого месяца обучения в школе, как правило, угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает. При низком уровне развития социального и познавательного мотивов формирование учебных мотивов в учебном процессе очень осложнено, т.к. интерес к школе быстро угасает из-за отсутствия других стимулов к учению.
В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии социальной и познавательной мотивации, как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и к учению.
Игровой мотив по своей природе не адекватен учебной деятельности т.к. в учебной деятельности ребёнок действует в соответствии с учебной задачей, поэтому не свободен в этих действиях. Игровые мотивы присущи ролевой (свободной) игре и определяются самим ребёнком. Поэтому доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на формировании успеха в освоении учебного материала и учебной деятельности. Дети с этим ведущим мотивом делают не то, что дано в задании, а то, что им хочется. Они могут приносить из дома игрушки, не выполнять школьных правил, ходить по классу во время урока, комментировать учителя и одноклассников, считают необязательным выполнение домашних заданий. Часто причиной доминирования игровой мотивации является недостаток времени на игровые действия в режиме дня ребёнка