Цель: определяет степень принятия и понимания задания.
Методика проведения: может использоваться групповой метод. Для каждого ребёнка приготавливается два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – чёрное, солнце – зелёное, облака – коричневые, земля – синяя. Детям предлагают раскрасить картинку по образцу: «Раскрась картинку так же как у меня». После завершения выполнения задания ребёнка спрашивают: «Правильно ты всё сделал? Твоя картинка похожа на мою?
Качество выполнения задания | Характер принятия задачи, балл |
1 группа. Дети с заданием справляются полностью. В анализе не просто отвечают, что сделали всё правильно, но и пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо чёрное и у меня – тоже, значит, правильно» | Принимает и понимает задачу. 3 балла |
2 группа. Формально задание выполняется неправильно. Дети используют цвета, несоответствующие эталону, но, когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным!» | Принимает, но не понимает задачу. 2 балла |
3 группа. Дети внимательно рассматривают образец, при выполнении задания частично или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов часто рассуждают о целесообразности так: «Дерево не красное, а зелёное. Как у вас. так не бывает» | Не принимает, но понимает задачу. 1 балл |
4 группа.Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся, Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок, даже, если их спрашивают о каждом предмете в отдельности (А дерево у тебя на рисунке такое же как у меня?) они отвечают утвердительно. иногда даже не взглянув на рисунок. | Не принимает и не понимает задание. 0 баллов |
Оценка результатов:
3 балла – высокий результат;
2 балла – средний результат;
1 балл – результат ниже среднего;
0 баллов – низкий результат.
Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребёнка к школьному обучению. Существует несколько причин этого нежелания:
- острое протекание кризиса 7 лет;
- отсутствие опыта общения с чужим взрослым, непонимание специфической роли учителя как «человека, который учит», негативный опыт общения со взрослым.
- доминирование игровых мотивов, недостаточное развитие способности делать то, что надо, а не то, что хочется;
- негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности
По результатам исследований 55% детей испытывают эмоциональное неблагополучие.
У 22% детей выявлен устойчивый страх перед школой. Причины этого страха в том, что дошкольники плохо представляют себе. что их ожидает в школе, чем они там будут заниматься. Оказывает влияние и негативный опыт старших детей, обсуждение родителями трудностей обучения в начальной школе.
Тест «Рисунок школы».
Цель: предназначается для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.
Методика проведения: каждому ребёнку даётся стандартный лист бумаги и цветные карандаши и просят нарисовать школу, время рисования неограничено.
Обработка результатов.
Работа оценивается по 3 параметрам::цветовой гамме, линиям и характеру рисунка, его содержанию
Цветовая гамма.
- 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зелёный, голубой т. д.)
- 0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, синий, чёрный и т.д.)
- 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона.
Линия и характер рисунка.
- 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно, используются длинные сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
- 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично, линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабые по нажиму.
- 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
3 Сюжет рисунка.
- 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение предметов, оживляющих пейзаж (цветов, флагов, занавесок и т.д.); изображение детей, идущих в школу, за партами, учителя у доски, время года – весна или лето, время суток – день или утро.
- 0 баллов – асимметричный рисунок, отсутствие деталей, людей, либо они идут из школы, холодное время года, тёмное время суток
- 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов.
6 –5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4- 2 балла – наличие некоторой тревоги по поводу школьного об или незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.
1-0 баллов – явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к непринятию школьных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Вводные навыки.
Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс, во многом определяется наличием у них элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков) ВН. Достаточный уровень их развития облегчает задачу адаптации ребёнка к школе и усвоение более сложных заданий и навыков и рассматривается как один из показателей готовности к школе.
Качественный анализ ВН изучается в процессе педагогического наблюдения, в котором выявляют: