Противоречия индивидуализма и коллективизма в испанском анархизме




 

Крис Илхем

 

 

Введение

 

Есть большая ирония в том, что провалившийся государственный переворот июля 1936 г., вызвавший испанскую гражданскую войну, стимулировал именно то, что должен был предотвратить: глубокую и далеко идущую социальную революцию. Последующие коллективизационные экономические эксперименты и вооруженные рабочие милиции определяют "героические годы" иберрийского либертарианского движения: традиционных анархистов из Federación Anarquista Ibérica (FAI) и Federación Ibéricade Juventudes Libertarias (FIJL), а также профсоюза, ориентированного на анархо-синдикализм из Confederación Nacional del Trabajo (CNT) 1. Но слава вскоре сменилась унижением, так как двойная реальность революции и гражданской войны обнажила слабости либертарианства и ограничения анархизма как революционной идеологии. По мнению Jaume Balius, анархиста, который выступил как один из

__________

1 The literature on the revolution is enormous. Among the most notable studies are: Walter Bernecker, Colectividades y revolución social. El anarquismo en la guerra civil española, 1936-1939 (Barcelona: Crítica, 1982); Albert Pérez Baró, Trenta meses de collectivisme en Catalunya (l'Esplugues de Llobregat: Ariel, 1974); Gaston Leval, Espagne Libertaire (1936-1939) (Paris: Éditions du Cercle, 1971); Burnett Bolloten, The Spanish Civil War; Revolution and Counterrevolution (Chapel Hill, North Carolina: Univ. of North Carolina Press, 1991); Frank Mintz, La autogestión en La España revolucionaria (Madrid: La Piqueta, 1974).

самых громких критиков иерархии CNT-FAI-FIJL в 1930-х, "CNT был совершенно лишен революционной теории. У нас не было конкретной программы. Мы не имели понятия, куда мы идем" 2. Этот документ покажет провал испанской революции 1936-37 гг. в условиях противоречивого развития теоретических концепций CNT-FAI-FIJL в десятилетия, предшествовавшие гражданской войне. Особое внимание он уделил конкурирующим индивидуалистическим и коллективистским революционным стратегиям в Барселоне, фактически столице иберианского анархизма и центре испанской революции 1936-37 гг. Это позволяет нам увидеть как противоречивые взгляды на индивидуальную и коллективную ответственность анрахистского активиста сошлись воедино, чтобы вызвать разрушительные проблемы внутреннего контроля и дисциплины внутри движения анархистов во время гражданской войны. Кульминацией этих проблем стало бедствие так называемых "неконтролируемых", которые будучи вне контроля любых отдельных организаций, были частью "анархистской семьи" и, поэтому, подрывали гегемонию CNT-FAI-FIJL.

 

Генезис анархистского индивидуализма

 

Философский корень анархизма состоит из глубокого индивидуализма, безусловного обретения свободы личности действовать согласно своей собственной воле или совести. Именно этот принцип определил образ действий grupo de afinidad, базового элемента анархистской практики, который позволял полностью автономизировать отдельных членов, даже если они вступили в конфликт с другими анархистами или даже членами их группы. В конце девятнадцатого столетия Ricardo Mella, Anselmo Lorenzo и Federico Urales, старейшины современного испанского анархистского движения распространяли это учение об индивидуальном духе, находящемся в

___________

2 Los Amigos de Durruti, Hacia la nueva revolución (Barcelona: n.p., 1937?), 15.Со своим обычным жестким и язвительным юмором Троцкий сравнивал анархизм с дырявым зонтиком: внешне они, как будто, представляют ценность. Но в действии они совершенно бесполезны: Троцкий заметил, что первый не смог бы преобразовать общество, а второй не смог бы остановить дождь. For Trotsky's writings on Spain see his Escritos sobre España (Paris: Ruedo Ibérico, 1971).

постоянном конфликте с властями, капитализмом и государством 3. В то время, как пионерам анархизма удалось распространить свое послание и создать движение и культуру, которые могли бы выжить, или по крайней мере пережить государственные репрессии, испанская либертарианская теория оставалась слабой. В ответ на сравнительную слабость собственной анархистской теории, испанские либертарианцы широко заимствовали из широких европейских интеллектуальных тенденций, как из анархистских кругов, так и из радикального среднего класса. Эклектичные объятия испанских анархистских идеологов с не пролетарскими теоретическими течениями не были сильно удивительны, так как не только генезис анархизма находился в радикальном буржуазном либерализме восемнадцатого и девятнадцатого столетий, но и идеологический и философский тренд либертарианизма развивался в многоликой и нечеткой манере. Однако в Испании эти радикальные буржуазные идеологи оказали продолжительное влияние на развитие испанской анархистской мысли, и они усилили существующие тенденции либертарианского движения.

 

Среди не анархистских писателей импортированных на Иберийский полуостров либертарианцами, был норвежский драматург Генрик Ибсен. С 1890-х Ибсен пользовался большой популярностью в либертарианских кругах и его пьесы регулярно ставились в рабочих театрах по всей Испании. Темы индивидуального сопротивления лжи и угнетению и стремление к истине и справедливости в таких пьесах как "Враг народа", Пер Гюнт" и "Кукольный дом" широко принимались как подтверждение ключевых элементов анархистских идей. Действительно, 1 мая 1925 г. скандинавского драматурга похвалил La Revista Blanca, знаменосец испанских интеллектуалов-анархистов, как "первого революционера" 4.

 

Другим импортированным мыслителем, который усиливал индивидуалистические наклонности анархической интеллигенции, был немецкий философ Фридрих Ницше. С 1898 г., до того, как были переведены главные работы Ницше на испанский, La Revista Blanca знакомил с его идеями испанскую

___________

3 See José Álvarez Junco, La ideología política del anarquismo español, 1868-1910 (Madrid: Siglo, XXI, 1991); Anselmo Lorenzo, El proletariado militante (Barcelona: n.p., 1901 and 1923), 2 vols.

4 La Revista Blanca, 15 November 1898 and 1 May 1925; 1 and 15 April, 1 and 15 May, 1 June 1928; 22 February 1935.

аудиторию. В то время, как индивидуалистическая эстетика работ Ницше сделала его привлекательным для интеллектуалов в целом, его воинствующее неприятие исключительной природы буржуазного общества в сочетании с отстаиванием насильственного разрыва со структурами буржуазной этики и обновления нравственности, обеспечило ему последователей в анархистских кругах. Его индивидуалистические идеи были даже восприняты и одобрены мейнстримовскими либертарианскими фигурами, такими как Mella и Urales. Между тем ницшеанское воплощение Заратустры, одинокой фигуры готовой выступить против нетерпимости и равнодушия буржуазного общества представляет собой привлекательную модель для оправдания террористической "пропаганды действия" самозваных анархистских мстителей за преступления буржуазного общества 5.

 

Это, однако, был другой германский философ, Макс Штирнер, который представлял апогей индивидуализма в анархистской философии 6. Творчество Штирнера вошло в Испанию на исходе столетия через La Revista Blanca а в 1902 г. El único y su propiedad опубликовало первый перевод Der Einzige und sein Eigenthum, magnumopus Штирнера. Индивидуализм Ницше проложил дорогу Штирнеру, факт объясняющий легкость с которой интеллектуалы среднего класса, близкие к анархистскому движению, такие как каталонский поэт Jaume Brossa и баскский писатель Pío Baroja приняли ультра-индивидуалистичную философию Штирнера7. В то время как Ницше приветствовал Übermensch (сверхчеловека) в качестве идеального примера человеческой жизни,

___________

5 La Revista Blanca, 1 June 1900 and 15 November 1901; Paul Ilie, 'Nietzsche in Spain, 1890-1910', Publications of the Modern Language Association, LXXIX (1964), 8096; Gonzalo Sobejano, Nietzsche en España (Madrid: Gredos, 1967), passim.; Álvarez Junco, La ideología política, 13969; Rafael Núñez Florencio, El terrorismo anarquista, 1888-1909 (Barcelona: Siglo XXI, 1983), passim.

6 Max Stirner, Der Einzige und sein Eigenthum (Berlin: Schuster and Loeffler, 1898). For critiques of Stirner's philosophy see John P. Clark, Max Stirner's Egoism (London: Freedom, 1976) and Enrico Ferri, L'antigiuridismo di Max Stirner (Milan: A. Guiffrè Editore, 1992).

7 ERA 80, Els Anarquistes educadors del poble: 'La Revista Blanca' (1898-1905) (Barcelona: Curial, 1977); E. Armand, El anarquismo individualista. Lo que es, lo que puede y vale (Barcelona: Germinal, 1916) and Reflexiones de un anarquista individualista. Realismo e idealismo mezclados (Paris: Librería Internacional, n.d.).

Штирнер приветствовал Einzige, индивидуальное ego. В равной степени Штирнер разделял неприязнь Ницше к человеческим массам, которые он изображал как пассивное анонимное объединение, неспособное нарушить буржуазные социальные соглашения. В ответ оба выступали за (индивидуальное) восстание против общества, которое, по их мнению, препятствовало полному развитию индивидуальных стремлений. Это восстание контрастировало с коллективистской доктриной солидарности, которая подчеркивала подавление и эксплуатацию социальных классов капиталистической экономической системой.

 

В отличие от других импортных апостолов индивидуализма, обсужденных ранее, Штирнер может быть помещен внутри цепи анархистской традиции, которая длительное время прославляла разбойника. Этот тренд может быть прослежен до Михаила Бакунина, одного из отцов-основателей европейского анархизма, которые считали людей вне закона первичным революционным материалом "подлинный и единственно революционный революционер без прекрасных фраз, без выученной риторики, непримиримый и неутомимый, популярный и социальный революционер неполитический и независимый от любого государства" 8. Штирнер верил в силу порока, и он хвалил преступление, как поэт мог поклоняться красоте. Эта точка зрения основывалась на идеалистическом представлении о том, что закон и государство не обладают никакой карательной властью, кроме той, которой их наделяло сознание покорных. Следовательно, с точки зрения Штирнера противозаконность стала освобождающим путешествием самореализации, которое предвосхищало коллапс авторитета и власти. Хотя он верил в разрушение существующего порядка, для Штирнера именно индивидуальная (преступная) воля, а не пролетариат могла быть могильщиком государства. Таким образом, Штирнер отрицал всякую коллективную мораль, будь то религиозную или революционную на том основании, что она представляла собой изнурительную оболочку для индивидуального разума и духа. Соответственно марксизм был осужден как светское возрождение антииндивидуальной философии христианства, хотя и заменившей "бога" новыми объектами поклонения, такими как "пролетариат". Вместо адаптирования знаменитого изречения Ницше, Штирнер провозгласил "Народ

___________

8 Cited in Eric Hobsbawm, Bandits (Harmondsworth: Pelican, 1985), 110.

мертв". Единственная ценность, которую Штирнер принял, была эпикурейская борьба за гедонистское удовлетворение чувств, независимо от последствий для других людей. Ipsofacto, это повышало неисправимое презрение Штирнера к массам и солидарности; он верил в псевдо дарвинистскую борьбу за существование в которой нищие должны были голодать, в то время как те, с духом сопротивления и сильным эго, будут вынуждены завоевывать все, что им необходимо или что они хотят, ссылаясь на свое священное право на насилие. Таким образом, определение, данное Штирнеру José Álvarez Junco как "антисоциальный индивидуализм", является, вероятно, весьма оправданным 9. Фактически единственными коллективными союзами, которые Штирнер считал законными, были "Союзы эгоистов" маленькие группы индивидуалистов и "сознательных противников законов" вышедших из "обездоленных", амальгама нищих, злодеев, преступников и деклассированных интеллектуалов, которых он считал предвестниками перемен.

 

По всей Европе идеи Штирнера питали существующие анархистские настроения 10. Как заметил один итальянский исследователь анархистского движения, "индивидуализм спал в идеологически бессознательном состоянии многих анархистов и "откровение" Штирнера послужило его пробуждению. Это мнение поддержал Rafael Núñez Florencio, который заметил, что философия Штирнера "родилась в самом сердце анархизма" 11. Было бы, однако, неверно преувеличивать влияние Штирнера на идеологов испанского анархистского движения и похоже интерес таких анархистских мыслителей как Urales и Mella к немецкому эгоисту был эфемерным 12. Тем не менее, в практическом плане и испанский анархизм был, в конце концов, по существу доктриной действия и влияние индивидуализма Штейнера было наиболее очевидным. Например, есть огромное сходство

___________

9 Álvarez Junco, La ideología política, 146.

10 See Ettore Zoccoli, L'anarchia. Gli agitatori. Le idee. I fatti (Torino: Bocca, 1907); Giacomo Mesnil, Stirner, Nietzsche e l'anarchismo (Jesi: Il Pensiero, 1909); Richard Parry, The Bonnot Gang. The Story of the French Illegalists (London: Rebel Press, 1987); E. Armand, L'Anarchisme comme vie et activité individuelle (Romainville: n.p. 1911); Richard D. Sonn, Anarchism and Cultural Politics in Fin de Siècle France (Lincoln: Univ. of Nebraska, 1989), 27.

11 Pier Carlo Masini, Storia degli anarchici italiani nell'epoca degli attentati (Milano: Rizzoli, 1981) 195; Núñez Florencio, El terrorismo anarquista, 108.

12 Álvarez Junco, La ideología política, 147.

между индивидуализмом штирнеровского "Союза эгоистов" и grupo de afinidad, фундаментальной единицы анархистской практики в Испании, оба из которых характеризовались абсолютной независимостью их отдельных членов. Более того, хотя они всегда были в меньшинстве среди разнообразной анархистской фауны, ярко выраженный индивидуализм учеников Штирнера позволил им создать мощные легенды и оказать непропорционально большое влияние на развитие либертарианской практики в Испании.

Одной из таких легенд был Achille Vittorio Pini, миланский индивидуалист-анархист. Пини защищал грабежи буржуазии или то, что он называл "индивидуальным присвоением", на основании того, что богатство буржуазии и их частная собственность были первоначально награблены у рабочих. Высланный в Париж на много лет из-за его действий по "восстановлению в праве собственности", Пини также практиковал уникальное сочетание политического протеста и криминальной активности в Барселоне в начале 1890-х, где он и его товарищи публиковались в газете El Porvenir Anarquista на итальянском, французском и испанском 13. Хотя пребывание Пини в каталонской столице не было еще широко задокументировано, его "индивидуальный жест" приобрел мифический статус среди многих местных grupos de afinidad14.

 

Пребывание Пини в Барселоне совпало с разрывом традиционных структур социального контроля в городе вследствие урбанистического развития, экономической экспансии и массовой эмиграцией, вызванной всемирной выставкой 1888 г. в Барселоне. Изменчивая примесь портового города с ярко выраженной богемной атмосферой, низкой заработной платой и в значительной мере неквалифицированной рабочей силой, недавнего крестьянского происхождения, превратили Барселону в "коктейль насилия", сочетание взрывоопасности Чикаго с дерзостью Неаполя". По словам одного историка культуры "Барселона привлекала наиболее экстремистских индивидуалистов

___________

13 Pier Carlo Masini, Storia degli anarchici italiani. Da Bakunin a Malatesta (1862-1892) (Milano: Rizzoli, 1972), 234. Curiously, in his otherwise excellent study of Anarchism in Barcelona during the 1880s and 1890s, Núñez Florencio makes no mention of Pini's stay in the city.

14 Álvarez Junco, La ideología política, 494.

риторики разрушения" 15. Этот материальный контекст гарантировал, что нелегалистские понятия, присущие философии Штирнера часто спонтанно принимались беднейшими слоями рабочего класса, которые были склонны к преступлениям и кражам, чтобы выжить, особенно во времена высокой безработицы. С социальными отношениями, опирающимися на то, что один житель суровых пролетарских кварталов описал как "постоянная борьба за жизнь", культура индивидуальной криминальности развилась в каталонской столице, легитимизировав множество незаконной деятельности, приветствуемой Штирнером 16.

 

 

Анархо-синдикалистская фарраго

 

Влияние штирнеровского ультранационализма на европейское либертарианское движение было ослаблено подъемом анархо-синдикалистского движения на рубеже веков. В Испании этот процесс достиг кульминации в создании CNT в 1910 г. Анархо-синдикализм предполагал слияние анархизма с коллективным тредюнионизмом, гибрид, который, по словам французского анархо-синдикалиста Pierre Monatte, "напоминал анархизму его происхождение от рабочего класса" 17. В тактическом плане анархо-синдикализм представлял попытку сбежать из гетто, куда либертарное движение привели адвокаты индивидуализма "пропаганды действием"; он отражал стремление подчинить волю индивидуума более широким задачам коллективности. Carte d'Amiens, классическое заявление анархо-синдикалистских принципов было молчаливым признание неудачи анархистской веры в

___________

15 Luis Goytisolo, Antagonia (Barcelona: Plaza y Janés, 1993), I, 240; Patricia Leighten, Re-ordering the Universe. Picasso and Anarchism, 1897-1914 (Princeton: Princeton U.P., 1989), 15.

16 Baltasar Porcel, La revuelta permanente (Barcelona: Planeta, 1978), 103; Emili Salut, Viveres de revolucionaris. Apunts històrics del Districte Cinquè (Barcelona: n.p., 1938), pp. 911, 5257, 114, 12324, 14748.

17 Masini, Storia degli anarchici italiani nell'epoca degli attentati, 20405; Monatte cited in James Joll, The Anarchists (London: Methuen, 1979), 187. Как и их анархистские предшественники, иберийские анархо-синдикалисты были теоретически слабы и до тех пор, пока не появились такие идеологи как Joan Peiró на сцене в 1920-х, новые убеждения сильно зависели от французских учителей, таких как Fernand Pelloutier, Georges Sorel и PierreBesnard.

индивидуализм и спонтанность. По контрасту анархо-синдикалисты настаивали на необходимости центрального директивного органа (sindicato), который должен был организовать рабочий класс и его коллективную энергию для экспроприации буржуазии через мятежную всеобщую забастовку 18.

 

Агрессивный, эгоистический индивидуализм, присущий Штирнеровской философии, плохо сочетался с обязательствами солидарности, присущей анархо-синдикализму CNT и растущие ряды CNTистов быстро превысили в численности изолированные группы анархистов-индивидуалистов. Но тенденция историков фокусироваться на массовых союзах CNT в ущерб исключительно либертарианским grupos de afinidad создает впечатление, что испанский анархизм как-то модернизировал свою практику, избегая насилия малых групп или индивидуального насилия в пользу обычной коллективной деятельности профсоюза 19. На самом деле анархисты старого стиля не отказались от своих особенностей, чтобы стать революционными синдикалистами и тридцать лет до гражданской войны показали многочисленные примеры враждебности анархистов к анархо-синдикализму. Многие убежденные анархисты, включая Urales, яростно выступали против создания CNT, которое они с подозрением рассматривали как предвестника бюрократии, которая сковывала бы спонтанные революционные инстинкты масс. Однажды заядлый анти-синдикалистский индивидуализм Urales побудил группу рабочих удалить его из социального центра союза, унижение, усугубленное запретом на пребывание анархистского мудреца в зданиях CNT 20.

___________

18 Xavier Paniagua, La sociedad libertaria. Agrarismo e industrialización en el anarquismo español, 1930-1939 (Barcelona: Crítica, 1982), 115264; Antonio Elorza, La utopía anarquista bajo la segunda república española (Madrid: Ayuso, 1973), 387408. Несмотря на очевидные различия между анархизмом и анархо-синдикализмом, некоторые историки используют эти два термина поочередно, как если бы они имели одинаковое значение. An example of this is Antonio Fontecha Pedraza, 'Anarcosindicalismo y violencia', Historia Contemporánea, XI (1994), 15379.

19 Examples of this trend include Murray Bookchin, The Spanish Anarchists. The Heroic Years, 1868-1936 (New York: Free Life 1977) and the semi-official history of the CNT by José Peirats, La CNT en la revolución española (Cali, Columbia: La Cuchilla, 1988).

20 Paniagua, La sociedad libertaria, 8391, 10410; Isaac Puente, El comunismo libertario. Sus posibilidades de realización en España (Valencia: n.p., n.d.); Fedrico Urales, Los municipios las puertas de la anarquía (Barcelona: La Revista Blanca, 1933); Juan García Oliver, El eco de los pasos (Barcelona: Ruedo Ibérico, 1978), 215-16; Teresa Abelló and Enric Olivé, 'El Conflicto entre la CNT y la Familia Urales en 1928. La lucha por el manternimiento del anarquismo puro', Estudios de Historia Social, (1985), Nos. 32-33, 317-32.

Численное превосходство анархо-синдикалистов над анархистами не распространялось на идеологическую сферу, а сторонники индустриального юнионизма больше концентрировались на формировании культуры синдикальных акций, чем на согласованном проекте социальной трансформации. Это позволило все сокращающемуся числу традиционных либертарианцев влиять на CNT, тем самым обеспечив переход теоретической путаницы и смеси коллективизма и индивидуализма присущих анархизму на испанский анархо-синдикализм, произведя идеологическую смесь внутри CNT. Радикальный индивидуалистический шик анархизма был так же очевиден во многих лидерах CNT. Одним из примеров был Salvador 'El Noi del Sucre' Seguí, наиболе популярный довоенный лидер, который был убит правыми боевиками в 1923 г. Обычно рассматривается как образец анархистской доблести, не в последнюю очередь из-за его многочисленных конфликтов с анархистами, Seguí идеологически был более сформирован Ницше, чем Carted'Amiens и в юности Seguí был заядлым членом псевдо-ницшианской банды, известной как 'Els Fillsde Puta', которая объезжала самые крутые бары в центре Барселоны в поисках азарта и насилия. Хотя позднее у Seguí появились более ортодоксальные синдикалистские взгляды, согласно его окружению он продолжал обладать тем, что Pere Foix назвал "диким духом" и его богемно-индивидуалистичные наклонности находили отклик и в его одежде и его персональной этике 21.

 

Если индивидуализм сохранился в сердце CNT, то он действительно процветал среди анархистских групп, которые существовали на его периферии. В разгар анархо-синдикалистского массового энтузиазма

___________

21 Pere Foix, Apòstols i mercaders. Seixanta anys de lluita social a Catalunya (Barcelona: Terra Nova, 1976), 55; Baltasar Porcel, La revuelta permanente, 54, 10607; Salut, Vivers de revolucionaris, 14748; Manuel Cruells, Salvador Seguí, el Noi del Sucre (l'Esplugues de Llobregat: Ariel, 1974), 5559; Eulàlia Vega i Massana, 'Salvador Seguí, el "Noi del Sucre"', in Alejandro Sánchez, Barcelona, 18881929. Modernidad, ambición y conflictos de una ciudad soñada (Madrid: Alianza, 1994), 10812.

в первое десятилетие двадцатого столетия, штейнерист, наследник Pini опубликовал в El Productor Literario, барселонской газете, что считает, что "Грабить и убивать, чтобы жить красиво, также прекрасно, как и сама жизнь" 22. Испанский нейтралитет во время Первой мировой войны придал новый импульс индивидуалистско-иллегалистскому тренду, так как либертинская атмосфера Барселоны привлекала анархистских изгнанников, беглых призывников и неудачников со всей Европы. Эти анархические элементы включали русского индивидуалиста Виктора Сержа, который только что отбыл заключение за участие в 'Bonnot Gang', печально известных французских анархистов, грабителей банков. В Барселоне Серж подружился с Costa Iscar каталонским анархистом-индивидуалистом и карманным вором. Годы спустя, после того, как он пересек Рубикон, отделяющий штирнеризм от большевизма Серж вспоминал либертарианскую среду Барселоны в своем полубиографическом романе Le Naissancede Notre Pouvoir, описывая "эго-анархистский яд", воплощенный в образе Lejeune. В типично штирнерианской манере Lejeune заявлял о своем презрении к тем, кто проповедовал революцию ради человечества, предпочитая вместо этого "ударить по банкам. Моя революция скоро закончится. Я не верю в их революцию. Монархии, республики союзы, мне наплевать" 23.

 

После Первой мировой войны успех штирнеристских иллегалистов усилился. Это было частью более общего подъема анархистских grupos de afinidad после тупика каталонского CNT 1919 г., когда главные ассоциации работодателей выбрали конфронтационную стратегию против профсоюзов. Анархисты восприняли подавление коллективных синдикалистских свобод как оправдание их стратегии насилия малых групп и grupos de afinidad вышли на первый план, гарантируя, что индивидуализм остается ключевым элементом в

___________

22 El Productor Literario, 24 February 1906, cited in Núñez Florencio, El terrorismo anarquista, 219.

23 Francesc Madrid, Sangre en Atarazanas (Barcelona: Antoni López, 1926); Porcel, La revuelta permanente, 12226; Victor Serge, Birth of Our Power (London: Writers and Readers, 1977), 2935. Собственного стиля "сознательный иллегалист" и экспроприатор по преимуществу, Jules Bonnot был самым известны французским штирнеристом и основателем так называемых "моторных бандитов", которым приписывалось самое первое ограбление в котором для бегства был использован автомобиль.

культуре практики CNT. Наиболее активной grupos de afinidad была 'Los Solidarios', которая включала Buenaventura Durruti, Francisco Ascaso и Juan García Oliver, так называемых "Трех мушкетеров анархизма", которые не были чужды философии Ницше 24. Члены группы жили нелегальной жизнью, опираясь на свою собственную индивидуальную дерзость, выходя из тени для экспроприации банков для "дела", "мести" и "уничтожения" врагов пролетариата 25.

 

Новый престиж grupos de afinidad и их восприятие себя, как толкователей души CNT, ускорило борьбу за контроль над союзом между анархистами и анархо-синдикалистами, и те и другие хотели навязать конфедерации свою тактику и изменить ее по собственному образу. Все чаше CNT становилась организацией, которая воевала сама с собой и огромная энергия напрасно тратилась на, в значительной степени, бессмысленные дискуссии по стратегии, которые не сделали ничего, чтобы устранить историческую путаницу в отношении относительных достоинств индивидуализма и коллективизма и дихотомии между законностью и незаконностью. Следовательно, когда генерал Мигель Примо де Ривера начал свое пронунсиамиенто в сентябре 1923 г. и объявил себя диктатором, CNT не был в состоянии ответить. В то время как профсоюзная пресса подвергалась цензуре в соответствии с либеральным добродушием Примо де Ривера, CNT первоначально было разрешено ограниченное легальное существование. Однако, любая терпимость по отношению к анархо-синдикализму исчезла после мая 1924 г., когда анархистские grupistas убили вновь назначенного палача барселонского суда. Эта акция

___________

24 Сын известного испанского анархо-синдикалиста описывал 'Los Solidarism' как людей "готовых на любые жертвы, отвергающих любые компромиссы, у них была неколебимая вера в либертарный коммунизм… они видели удовольствие в чтении "Завоевания хлеба" Кропоткина, они восхищались страстной жизнью Бакунина (идеи которого они знали плохо), они обсуждали Ницше и, странно, пессимиста Шопенгауера" (César M. Lorenzo, Los anarquistas españoles yelpoder [Paris: Ruedo Ibérico, 1972], 39).

25 Albert Pérez Baró, Els 'Feliços' anys vint. Memòries d'un militant obrer, 1918-1926 (Palma de Mallorca: Edicions Moll, 1974), 87; Ricardo Sanz, El sindicalismo y la política. Los 'solidarios' y 'nosotros' (Toulouse: Imprimerie Dulaurier, 1966), 5177, 95118; Abel Paz, Durruti, el proletariado en armas (Barcelona: Bruguera, 1978), 2753; Léon-Ignacio, Los años del pistolerismo (Barcelona: Plaza y Janés, 1978), passim.

анонимной группы grupo de afinidad предоставила властям повод вынудить CNT уйти в подполье, где они оставались до 1930 г. Этот эпизод стал примечательным: он иллюстрировал противоречия между индивидуалистическими методами в значительной мере неподотчетных анархистских grupos de afinidad и коллективными организационными нуждами либертарианского движения, которые стали столь очевидными во время гражданской войны. Один анархо-синдикалист пророчески предположил, что убийство было делом "неконтролируемых фанатиков" 26.

 

Всплеск индивидуализма в 1920-е.

 

Хотя диктатура привела к эффективной остановке тела либертарного движения, мозг продолжал работать. На протяжении 20-х годов цензура позволяла выходить"La Revista Blanca", предоставив анархистским теоретикам возможность подвести итоги борьбы предшествующего периода. Urales написал серию статей о "индивидуальном и коллективном идеале" и "индивидуализме и человеческой солидарности" в попытке синтезировать опыт предыдущих тридцати лет и их последствия для отношений между синдикализмом, индивидуализмом и коллективизмом. Некоторые мыслители, которые сформировали индивидуалистическое развитие испанского анархизма, такие как Ницше, которые были сильно дискредитированы в анархистских кругах после подъема итальянского фашизма и выдвижения Муссолини националистической версии мифа об Übermensch, были публично отвергнуты Urales. Он также подверг критике философию Штирнера, которую отверг как "индивидуализм без каких-либо моральных или социальных обязательств" 27.

 

Однако, вместо создания нового теоретического синтеза и четкого изложения индивидуальных обязанностей

___________

27 Поскольку убитый палач не казнил ни одного анархиста, многие члены CNT отказывались считать это убийство классическим анархистским ajusticiamiento, приняв его за преднамеренную провокация со стороны властей или агентов-провокаторов (Adolfo Bueso, Recuerdos de un cenetista [l'Esplugues de Llobregat: Ariel, 1976], I, 20203; Ánge lMaríade Lera, Ángel Pestaña, retratode un anarquista [Barcelona: Argos, 1978], 216).

27 La Revista Blanca, 15 March, 1, 15 April, 1 June 1925; 15 September 1926; 1 January 1927; 1 September 1930.

анархиста в рамка коллективности, Urales повторил ошибки прошлого. Таким образом, несмотря на все презрение к "неверной дороге" Ницше, радикальная индивидуалистическая эстетика оставалась укоренившейся в анархистском движении. Точно также, хотя Штирнер вышел из моды у либертарных теоретиков, германский пророк эгоизма нашел отражение в отвержении Urales "всеобщей солидарности". Более того Urales продолжал подчеркивать важность жестов вдохновленных "богатым идеалом индивидуализма", от которого "анархизм не может отделиться". Слепая поддержка Urales абсолютного индивидуализма, четко ограничивает его попытки дистанцироваться от штирнеровской философии 28. Этот же радикальный индивидуализм пронизывает мышление дочери Urales, Фредерики Монтсени, важного анархистского теоретика и лидирующую фигуру CNT-FAI во время гражданской войны. Соглашаясь с отцом, что индивидуальные действия являются наиболее эффективной формой борьбы, Монтсени утверждает, что индивидуализм является "базой жизни и человеческого прогресса" 29.

 

Индивидуализм семьи Urales нашел широкий форум через La Novela Ideal, собрание пролетарских романов, публиковавшихся с 1925 до конца гражданской войны. La Novela Ideal был поразительным успехом: более пятисот романов были опубликованы в сериях и каждое издание продавалось в количестве между десятью и пятьдесятью тысяч экземпляров. Как жанр, прославляющий силу индивидуального сопротивления и личную доблесть против тиранических сил государства, капитала и церкви, классические темы La Novela Ideal поддерживали тему человеческого освобождения, которая превалировала в ранних пьесах Ибсена. В новеллах также часто встречались штирнеровские темы, как можно видеть по Mauro Bajatierra's "Вне закона" и Elías García's "Johás путешественник", оба из которых устанавливали культ насилия и

___________

28 La Revista Blanca, 1 February, 15 March, 1 April 1925. This point is confirmed by a recent study which concluded that 'al concebir Urales una libertad que no cesa jamás (ni aún al empezar la ajena), y in individuo al cual la sociedad no puede aportar nada, se acerca peligrosamente a la teoría de Max Stirner, quien llevará el Individualismo hasta sus últimas consecuencias...' (Jorge Rodríguez Burrel, 'Federico Urales: filosofía individualista, anarquismo antiasociativo', in Federico Urales. Una cultura de la acracia, Antropos, LXXVIII [1987], 49)

29 La Revista Blanca, 1 July 1923, 15 December 1927, 15 July 1929.

постулировали, что революция является высшим проявлением индивидуализма 30.

 

Запутанные отношения между индивидуализмом и коллективизмом получили организационное выражение в 1927 г. с рождением FAI. По сути, не более чем воссоздание классического бакунинского секретного общества, FAI не сделала попытки ни разработать анархистскую доктрину, ни даже синтезировать противоречия прошлого. Вместо этого, миссия FAI была арьергардным действием для сохранения анархистской чистоты в CNT. Таким образом, FAI привлекала grupos de afinidad ранее рассеянные по всей Иберии, став точкой сплочения для либертарианцев, которые были недовольны размыванием анархистских идей со времени развития анархо-синдикализма в первой четверти двадцатого века 31.Grupo de afinidad 'Los Solidarios' стала практической моделью для фаизма и их духу самопожертвования и отречения, как ожидалось, будут подражать все члены FAI. Хотя индивидуалистические, анти-организационные чувства Ascaso, Durruti и García Oliver препятствовали их вступлению в FAI до 1934 г., харизматическая сила этих живых либертарианских легенд означала, что их grupo de afinidad, переименованная 'Nosotros' в 1931 г., является фактически лидером организации. И в самом деле, согласно одному юному фаисту 'Nosotros' была 'super-FAI' или 'FAI внутри FAI' 32.

 

Рецидив крайнего индивидуализма в испанском либертарном движении может быть полностью оценен при близком взгляде на триумвират Ascaso, Durruti и García Oliver.

___________

30 Gonzalo Santonja, La novela revolucionaria de quiosco, 1905-1939 (Madrid: La productora de ediciones, 1993), 6981; Marisa Siguan Boehmer, Literatura popular libertaria (Barcelona: Península, 1981); Mauro Bajatierra, Fuera de la ley, La Novela Ideal, 153 (Barcelona: La Revista Blanca, 1929); Elías García, Johás el errante, La Novela Ideal, 206 (Barcelona: La Revista Blanca, n.d.).

31 The main general source on the FAI is the highly uncritical work by Juan Gómez Casas, Historia de la FAI (Bilbao: ZYX, 1977). For a critical study of the FAI in its Barcelona stronghold see my 'Anarchism and Illegality in Barcelona, 1930-1937', Contemporary European History, IV (1995), No. 2, 13351.

32 Fidel Miró, Cataluña, los trabajodores y el problema de las nacionalidades (Mexico: Editores Mexicanos Unidos, 1967), 66.

В то время как все "три мушкетера" были CNTистами, их участие в коллективной профсоюзной борьбе было всегда втротичным по отношению к их активности в grupo de afinidad. Таким образом, вместо того, чтобы оставаться в Испании и тайно организовывать CNT во время диктатуры Примо де Ривера, "три мушкетера", вместе со многими grupistas, предпочли уехать. Дурутти и Аскасо проложили тропу через Южно-Американский континент и Кубу, экспроприируя банки и убивая работодателей по пути, прежде чем ненадолго остановиться с основной частью испанских эмигрантов в Париже 33. В Париже Дурутти попал под сильное влияние Sébastian Faure, гуру индивидуалистского анархизма и неутомимого пропагандиста достоинств преступления. Что касается остальных изгнанников испанского либертаризма, то опыт парижской ссылки не только усилил их богемные тенденции, но и в обществе анархических кафе Монмартра 20-х годов, где жила еще легенда о анархисте-преступнике Bonnot, они были подвержены волнующим представлениям об "индивидуальном изъятии", кредо, которое имело очевидную привлекательность для бедных эмигрантов. Индивидуализм был также отражен в "Acción", спорадически издававшемся изгнанными испанскими либертарианцами, который свидетельствовал о влиянии французских антиколлективистских идеологов, таких как Faure и одобрял индивидуалистические методы борьбы 34.

 

После коллапса диктатуры в 1930 г. и рождения Второй республики в 1931 г., CNT был легализован и grupistas вернулись из изгнания. Медленно, но неуклонно FAI укрепляла свое положение внутри CNT, приобретя контроль над наиболее важными католонскими союзами к концу 1931 г., прежде чем укрепиться в качестве гегемона в Comité Nacional CNT в годы непосредственно перед началом гражданской войны. Комплекс причин подъема FAI выходят за пределы этой работы. Для наших целей наиболее важно в какой степени господство фаистов дало новое направление

 

___________

33 Paz, Durruti, 61133; Rai Ferrer, Durruti, 1896-1936 (Barcelona: Planeta, 1985), 5960; Salvador Cánovas Cervantes, Durruti y Ascaso: la CNT y la revolución de julio (historia de la revolución española (Toulouse: CNT, 1945), 1012.

34 Acción, August 1925.

традиционным grupo de afinidad и тактике индивидуальных действий малых автономных групп. Хотя было бы карикатурой предположить, что FAI избегала коллективных мобилизаций, маловероятный сценарий, учитывая ее положение внутри CNT, как я показывал везде, фаисты были создателями огромного излияния индивидуализма внутри либертарианского движения 35.

 

Главным форумом для экстремального индивидуализма в 30-е годы был "Iniciales" ежемесячный журнал, предназначенный для "истинных индивидуалистов, нудистов и вегетарианцев". Не стесняясь в ориентации "Iniciales" аплодировал германской философии как "убийце лжи". "Iniciales" был настроен очень критически ко всем организациям от союзов CNT до анархистских организаций, таких как FAI, все их он рассматривал как "доминирующие и регулирующие" союзы, которые превращают индивидуалистов в "машины". Согласно "Iniciales" только те, кто освободился от коллективной дисциплины организаций могли стремиться быть "подлинными революционерами". Между тем "Iniciales" опирался на традиции Bonnot, чтобы сформулировать всеобъемлющее оправдание иллегальности, защищая насилие и грабежи "расы бедных" в их "поисках жизни" против узурпации "бандитов власти" 37.

 

В то время



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: