Война, модернизация и реформы: премьерство Хуана Негрина 1937-1939 2 глава




30 Aurora Bosch Sánchez, Ugetistas y libertarios: guerra civil y revolución en el país valenciano 1936-1939 (Valencia: Institució 'Alfons el Magnànim'/Diputació Provincial de València, 1983), 11723, 33640; Walther Bernecker, Colectividades y revolución social: el anarquismo en la guerra civil española 1936-1939 (Barcelona: Editorial Crítica [Grijalbo], 1982), 12326.

к конфликту с республиканским закупочным комитетом [Comisión de Compras] в Париже. Он был первоначально создан в сентябре 1936 г. Luis Araquistain, политическим сторонником Ларго и республиканским послом в Париже (до мая 1937 г.). Цель Araquistain состояла в прекращении хаоса, после его прибытия в Париж, где множество отдельных испанцев толпились в попытке приобрести оружие для мириадов республиканских комитетов, которые их отправили. Эти агенты зачастую вздували уже высокие цены, торгуясь друг против друга, такова была общая ситуация и отсутствие связи, в результате фрагментации государства после начала мятежа. Araquistain жаловался, что Негрин просто игнорировал его запросы о средствах, в результате чего потенциальные возможности по приобретению оружия были потеряны 31. Несмотря на то, что средства во многих случаях не предоставлялись парижской комиссии, невозможно доказать обвинения Araquistain имеющимися сейчас документами.

 

Отсутствие доверия между Araquistain и Негрином было частично продуктом уже существовавшего политического и личного антагонизмов. Их отчуждение восходит к кризису кабинета в мае 1936 г. и обструкцией левых социалистов заявке Прието на премьерство, за что, как считал Негрин и его коллеги-парламентарии, Araquistain несет главную ответственность 32.

 

Если, однако, Негрин намеренно придерживал средства (в том случае если это не была проблема разрушения каналов коммуникаций) такая "скупость" полностью соответсвовала его долгосрочной экономической стратегии, тем более, что Негрин знал об ошеломляющих тратах на приобретение оружия через

___________

31 Смотри запросы Araquistain к Негрину 9 и 25 февраля 1937 г. и его саркастический комментарий другу-социалисту Хулио Альваресу дель Вайо, министру иностранных дел (22 февраля 1937 г.) (legajo 70/81, Araquistain's correspondence [political documentation, Archivo Histórico Nacional, Madrid]).

32 Смотри письмо Araquistain от 2 марта 1937 г., Негрину, обвиняющее его в саботировании его посольской работы и обвиняющего его в том, что это происходит от того, что он не одобрял назначение Araquistain (legajo 35, 820, Araquistain correspondence (political documentation, Archivo Histórico Nacional, Madrid]).

комиссии. В то время как парижская комиссия, может быть, представляла собой улучшение дел, которые застал Araquistain, как и кабинет Ларго Кабальеро, комиссия была громоздкой, так как ее члены должны были отражать полный состав Народного фронта. Это означает, что было много внутреннего политиканства и разногласий, что снижало ее эффективность в то время как дублирование комитетом приобретения материалов из других источников оставалось. Весной 1937 г. в попытке улучшить положение дел, центральный контроль Негрина был усилен, так как комитет по приобретению увидел, что его функции взяты вновь созданным подсекретариатом вооружения министерства обороны. Его парижский офис управлялся военным министром Прието и коллегой Негрина социалистом Alejandro Otero (который, как Негрин и Марселино Паскуа, республиканский посол в Москве, также был медицинским доктором) 33.

 

Но мы должны помнить, что, в конце концов, неэффективность и лишние траты при приобретении республикой оружия были структурными последствиями самого эмбарго. Невмешательство, исключая большинство полезных межправительственных путей (несмотря на советскую помощь), принудило республику подчиниться капризам оружейного рынка и вести дела с некоторыми чрезвычайно сомнительными частными посредниками. И еще мы должны помнить, что с самого начала республиканские руководящие кадры, большинство из которых были либеральными профессионалами, были плохо оснащены для ведения дел в джунглях, не имея ни адекватных контактов, ни соответствующей технической экспертизы. Республиканские покупатели были вдвойне уязвимы перед потрясающим количеством посредников и разных оппортунистов (многие из которых сделали значительные состояния в процессе) просто из-за отсутствия альтернативных каналов.

 

Тот факт, что невмешательство вынудило республику полагаться на серию все более византийских путей и процедур для приобретения оружия и военных материалов означало кумулятивное качественное и количественное ухудшение: оружие прибывало с неподходящими боеприпасами или с инструкциями на некоторых непонятных иностранных языках или материал прибывал без технической

___________

33 José Fernández Castro, Alejandro Otero: el médico y el político (Madrid: Noguer, 1981), 108.

или логистической поддержки, что значительно сокращала его полезность. Чтобы добавить оскорбление к ранению, более того, усилить эффект, произведенный невмешательством, эти некачественные товары обычно стоили республике невероятно дорого34.

 

Волна народного насилия, антиклерикального, революционного и иного, которая прокатилась по республиканской зоне в результате военного переворота и крушения государства, представляла серьезную дилемму для Негрина, заставив его на время усомниться в обоснованности\качестве его приверженности к стороне лоялистов. Как министр Негрин продолжал участвовать, с соответствующим риском, в неформальных ночных патрулях в столице, которые должны были предотвратить, или хотя бы уменьшить число случаев paseos (расстрелы без суда) 35. Их искоренение для Негрина было существенным предварительным условием восстановления легитимной государственной власти в республиканской зоне. С 23 августа 1936 г. Tribunales Populares начали функционировать именно с этой целью: 36 вернуть государству его определенную функцию и базис власти, монополию на "законное насилие" на национальной (т.е. республиканской территории). Для Негрина "законное насилие" всегда включало применение государством смертной казни за исключительные преступления, угрожающие его стабильности. (Например, в 1932 г. Негрин решительно утверждал, что республика слишком слаба, сделать что-либо иное, чем казнить военных лидеров

____________

34 Таким образом, хотя централизаторская деятельность Негрина несомненно уменьшила траты за счет сокращения дублирования, республика все еще должна была платить вздутые "рыночные" цены (плюс комиссионные) за оружие. For his assistance in fathoming the obscure history of the comisiones de compras I am indebted to Gerald Howson. His monumental research on the impact of Non-Intervention/arms embargo on the Republic also informs this section. Pending the publication of his book, see G. Howson, Aircraft of the Spanish Civil War (which, in spite of its specialist aeronautical format, has a considerable amount of his research on the effects of Non-Intervention embedded in it). See also my review in 'Spain and Europe: The View from the Periphery', The Historical Journal, XXV (1992), No. 4, 96983.

35 M. Pascua in S. Álvarez, Negrín (Documentos), 280 and cf. (re. Valencia) M. Ansó, Yo fui ministro de Negrín, 16566.

36 Alberto Reig Tapia, Violencia y terror. Estudios sobre la guerra civil española, (Madrid: Akal, 1990), 121; see also various pieces in 'Justicia Republicana', in Justicia en guerra (Madrid: Ministerio de Cultura, 1990) (proceedings of conference on judicial process during the Civil War, Archivo Histórico Nacional, Salamanca, November 1987).

провалившегося августовского военного переворота под руководством генерала Санхурхо, тогда командующего гражданской гвардией). Для Негрина, как либерала, законность в этом контексте заключалась в том, что насилие, как факт государственной власти не было произвольным: пределы государственной власти были установлены в конституционном праве и подлежали пересмотру по коллективному согласию, чего не было в случае комитетов.

 

Собственные политические и этические возражения Негрина против республики в 1936 г., таким образом, не касались насилия исходящего от реконструированного государства, но скорее против народного насилия. И эти оговорки не пережили первые месяцы конфликта. Отчасти это было связано с тем, что путь нормализации, хотя и явно долгий и трудный был решительно начат. Но разрешение дилеммы Негрина было также связано с ходом событий в зоне мятежников, которые быстро показали, что националисты подразумевают под "порядком".

 

Бесчинства африканистов в июле в Triana, наиболее важном районе рабочего класса Севильи возвестили о продолжительных репрессиях в провинции 38. Варварство аграрной контрреформы франкистов на юге и резня в Бадхосе в середине августа 1936 г. (последняя специально предназначалась как обращение к тем в Мадриде, кто готовился к сопротивлению) представляли собой наиболее крайнюю версию репрессий предпринятых везде, где националисты устанавливали свой контроль. Тем не менее, в зоне мятежников не было никаких нарушений государственного контроля или общественного порядка. Военные власти сами санкционировали широко распространенный террор, и он был направлен как против определенных гражданских секторов, так и против комбатантов. Как указывал сам Негрин, сами мятежники, таким образом, заново определяли "врага". Конечно, было много насилия в обеих зонах после 18 июля 1936 г., но это не должно привести нас к предположению,

___________

37 Армия Северной Африки, африканские (колониальные) войска под командованием карьерных армейских офицеров, составили ударную силу националистских войск, с тех пор, как они были переброшены на полуостров германскими и итальянскими самолетами.

38 See Antonio Bahamonde y Sánchez de Castro, Un año con Queipo: memorias de un nacionalista (Barcelona: Ediciones Españolas, n.d. [1938]), 2327; Julio de Ramón-Laca, Bajo la férula de Queipo: como fue gobernada Andalucía (Seville: Imprenta del Diario Fe, 1939), 1820; Ian Gibson, Queipo de Llano: Sevilla, verano de 1936 (Barcelona: Grijalbo, 1986), 8092; Nicolás Salas, Sevilla fue la clave: República, alzamiento, guerra civil (1931-1939), 2 vols (Seville: Castillejo, 1992) I, 281363; II, 40991.

что насилие всегда означало то же самое. В этой первой фазе войны мятежников мы можем отметить как значительные две вещи: "колониальную" войну (особенно на юге) против социального класса пролетариата, созданного модернизацией и рассматриваемого (мятежниками и их гражданскими сторонниками) как "вышедшего из-под контроля" и войну против либерального плюрализма и инклюзивного культурного выбора, не в последнюю очередь потому, что это требовало принятия изменений, скорее, чем предлагало гарантии его сдерживания 39.

 

Для людей с негриновским интеллектом, темпераментом и опытом, идея о том, что проблемы, порожденные современным социальным и экономическим развитием Испании, могут быть "разрешены" путем воскрешения монолитного мифа об имперской славе и проецирования его внутрь для насильственного подавления секторов испанского общества и исключения их из определения нации были и интеллектуально стерильны и этически отвратительны 40. Негрин был не одинок в отвержении "средневековой" нетерпимости и действительно такой отказ объединил либералов с такими левыми. Но тот факт, что это восприятие оставалось таким острым в Негрине 41отличает его от других либералов, включая Асанью и, в конечном счете, Прието тоже, когда растущие персональные и политические кризисы приведут их к середине 1938 г. к вере в то, что националисты все еще разделяют с республиканцами достаточно общего политического и культурного языка, чтобы сделать переговоры возможными 42.

___________

39 The meanings of violence in Nationalist Spain are explored more fully in my forthcoming book on the Spanish Republic at war.

40 Любой может прочесть триумфальный франкизм как знак "интернационализации империи": т.е. испанский пролетариат и в частности городской пролетариат был сам создан через войну, как колонизированный класс/народ внутренний "другой" исключенный из национального сознания/нации. Эта идиосинкразическая "альтернатива" социальному империализму была корнем жестоких социальных связей доминирующих в 40-е годы в Испании.

41 Cf. Negrín's remarks in 1938 to the French military attaché Colonel Morel, concerning the complete mind-set ['otro modo de pensar'] which separated the Republic from the Nationalists, cited by Juan Marichal, El intelectual y la política, 100.

42 Когда закон о политической ответственности был провозглашен националистами в феврале 1939 г. и Франко дал гарантию о "различии" между политическими и уголовными преступлениями, именно Негрин заявил о бессмысленности такого деления в контексте гражданской войны: cf. 'en una guerra como la nuestra, con los caracteres de una despiadada y salvaje guerra civil, delito común es todo o delito común no es nada', speech by Negrín in Palacio de Bellas Artes, Mexico, 1 August 1945 (Documentos políticos para la historia de la República Española [Mexico: Colección Málaga, 1945], 2526).

Другие факторы, такие как возрастающая зависимость националистов от поддержки стран Оси и возможные нарушения территориальной целостности, конечно, укрепляли либерально-националистическую веру сопротивления в Негрине. Но всегда в основе этого было его восприятие совершенно единственного для того времени культурного ужаса, который лежал в основе франкизма и который, если республика падет, обрушился на тела побежденных в массовом порядке. Эта мысль стояла за его неопровержимым комментарием '¿Pactar? Pero ¿yelpobresoldado de Medellín?' 43 Медельин был самой удаленной точкой республиканского фронта в Эстремадуре и Негрин говорил о том, что если война закончится без гарантий (т.е. отказа от репрессий) тогда руководящие кадры уйдут, те, у кого есть частные ресурсы сделают приготовления, и при необходимости отправятся в изгнание, но что будет с большинством гражданского населения, не говоря уже о республиканской армии после такого исхода?

 

Негрин и его социалистические, коммунистические и республиканские коллеги по кабинету знали, что из трех фронтов на которых республика сражалась – военном, домашнем и международном/дипломатическом, наиболее решающим был последний. Советская помощь предотвратила поражение во время битвы за Мадрид в ноябре 1936 г., но к маю 1937 г. стало совершенно ясно, что материальные и логистические трудности при которых республиканская армия была вынуждена действовать, в результате соглашения о невмешательстве, делала прямую победу над националистами невозможной. Таким образом, sina qua non республиканская победы было изменение в сердце западных демократий и в первую очередь Британии для отмены оружейного эмбарго, но Негрин также надеялся, что это будет предвосхищать более общее политическое изменение в пользу республиканской стороны. Когда умиротворение провалиться, как твердо Негрин

___________

43 F. Vázquez Ocaña, Pasión y muerte de la segunda República española, 62.centrist/progressive Republicanism's fear of and failure in the face of mass mobilization, see H. Graham, 'Community, State and Nation in Republican Spain 1931-38', in Nationalism and National Identity in the Iberian Peninsula, ed. A. Smith and C. Mar-Molinero; and Paul Preston, 'The Creation of the Popular Front in Spain', in The Popular Front in Europe, ed. H. Graham and P. Preston (London: Macmillan, 1987), esp. pp. 99100. Nor can we see the Radical Party as 'disproving' this Republican failure, since it was regionally very disparate and essentially clientelist.

верил, должно было случиться 44, республике будет обеспечена политическая победа, более ценная, чем любой военный триумф националистов на поле боя.

 

В то же время, пока республиканские представители и иногда сам премьер-министр вели пропагандистские бои на международных форумах, наиболее жизненно важной задачей республики было сосредоточение всех ее усилий на сохранении возможности к продолжительной обороне. Негрин, который занимал и пост министра финансов (с мая 1937 г. охватывал торговлю и промышленность) и министра обороны в последний год войны, стремился поддерживать оборонительные военные усилия (которые, тем не менее, включали некоторые значительные наступления) и укреплять гражданское сопротивление на домашнем фронте республики до изменения европейского климата.

 

Альянс, который должен был поддерживать эту военную стратегию в 1937-39 гг. был Народный фронт. Что касается характера реформистского, государственного альянса 1937 г. Народного фронта социалистов, коммунистов и республиканцев, то он очень напоминал первый прогрессивный республиканско-социалистический альянс 1931 г. Но события прошедших шести лет радикально изменили его форму. На этот раз политическая ось фронта была сформирована социалистическими и коммунистическими движениями, скорее, чем республиканцами и PSOE. К 1936 г. республиканизм вступил в окончательный кризис в большей части Испании, поскольку он не смог создать (главным образом между 1931 и 1933 гг.) политический проект, который мог бы мобилизовать жизнеспособную социальную базу. Республиканцы оказались неспособны справиться с уровнями массовой мобилизации, происходившей в республике 46. Этот окончательный провал

___________

 

     
 
     
 
 
         

 

     
 
     
 
 
         

 

     
 
  44 Negrín's European perspective was significantly informed by the reports sent by the Republican Ambassador in Prague (until September 1938), the law professor and (until August 1938) PSOE vice-president, Luis Jiménez de Asúa. These are to be found in the Archivo de Barcelona (Ministry of Foreign Affairs, Madrid), Apartado 1, archivo de la SIDE [Sección de Información Diplomática Especial] boxes 5869.  
 
 
         
     
 
  45 Most notably Negrín's outstanding performance at the League of Nations, September 1937 (J. Marichal, 'Ciencia y gobierno: la significación histórica de Juan Negrín [18921956]', in Estudios sobre la II República Española, ed. Manuel Ramírez [Madrid: Tecnos, 1975], 19798).  
 
 
         
     
 
  46 Cataluña is arguably an exception, but Republicans there were obviously not concerned to strengthen the central state. For  
         

 

исторического республиканизма лежит в основе процесса между 1934 и 1936 гг., который мы обычно называем "поляризацией". Его крах был поглощен военным мятежом, когда естественные сторонники республиканцев: мелкие владельцы, фермеры-арендаторы, торговцы, лавочники, мелкие предприниматели оказались в рядах мятежников и после неудачной попытки их лидеров (в лице Diego Martínez Barrio, лидера Unión Republicana и президента кортесов) общаться с руководителями мятежников, республиканизм потерял последние остатки политического доверия в глазах пролетарских защитников республики.

 

В результате переворота государство лежало в руинах. Однако, в первые же месяцы конфликта стало ясно, что республика будет вынуждена бороться на условиях мятежников, которые имели за собой помощь держав оси. Ко времени, когда Ларго получил власть в сентябре 1936 г. стало ясно, что республике придется готовиться к тотальной войне (нечто беспрецедентное, конечно, в испанском опыте). Таким образом, необходимым условием успешного осуществления политики в области восстановления и военного времени является формирование новых правительственных кадров как для непосредственного выполнения возрастающих функций государства, находящегося в состоянии войны, так и для организации национальной мобилизации с этой целью. Учитывая понимание Негрином модернизирующей функции PSOE, которая несколько лет назад привела его в партию, премьер министр, естественно, искал у социалистов поддержки своей работы и обеспечения необходимыми кадрами.

 

Но по ряду причин PSOE не могла сама обеспечить главные функции, которые требовал проект Негрина. Рождение республики в 1931 г., усилив процесс политической мобилизации масс, также спровоцировало крупный кризис в социалистическом движении. Как и республиканизм, испанский социализм был слишком плохо оснащен, что бы встретить вызов принятия в свои ряды

___________

ранее неорганизованных 47. Большинство потенциальных новобранцев в первую инстанцию в профсоюзную организацию (UGT) имели очень низкий уровень политического и очень часто также общего образования, что воспринималось руководством как угроза идентичности ("историческим традициям") и, следовательно, внутренней устойчивости испанского социализма.

К весне 1936 г. социалистическое движение действительно испытывало серьезные организационные проблемы. Это, однако, не было результатом притока новых членов, но скорее возрождения смертельной идеологической и стратегической путаницы в сердце испанского социализма. Испанский опыт крайне неравномерного развития породил весьма фрагментированные формации социальных классов, которые пережили 30-е годы. Если социалисты хотели успешно проводить реформы в ситуации, когда чрезвычайно разнородные социально-экономические и культурные уровни оставались такими как описано выше, они должны были разработать средства для разрешения противоречивых требований (т.е. от мелких предпринимателей, рантье, лавочников, крестьян и кроме того промышленных рабочих и сельских безземельных рабочих) для обеспечения широкой социальной базы, чтобы республика смогла выдержать олигархическое нападение. Но между 1931 и 1936 гг. испанское социалистическое движение, также как и республиканское, оказалось неспособными разработать дискурс, который мог бы охватить и мобилизовать эти разрозненные группы. Тем не менее, эта популистская способность одновременно поддерживать "противоречивые" дискурсы была необходимым условием демократической модернизации/социальных реформ в таком контексте неравномерного развития и это было необходимо еще больше, когда началась война. Более того, после 18 июля 1936 г. проблема, лежащая в основе массовой мобилизации, еще более обострилась. Одним из важнейших "смыслов" начала войны было ускорение самого процесса массовой политической мобилизации, которая лежала в основе напряженности довоенной республики, а также превращение такой мобилизации в непременное условие ее выживания. Республиканизм был заслонен военным переворотом,

___________

47 For a fuller analysis of the crisis in the Socialist movement, see H. Graham, Socialism and War.

который завершил процесс поляризации, породив свои собственные политические ошибки. Но как только война началась PSOE/UGT тоже столкнулись с необходимость массовой мобилизации, с которой не смогли справиться ни концептуально, ни практически. Однако попытка Негрина построить сильное республиканское государство требовало именно этого. Речь шла о победе в войне, но также и о создании основы для жизнеспособного либерального капиталистического проекта, который мог смотреть в послевоенный период восстановления "сдерживания" и направления народных протестов и инициатив, которые весной и летом 1936 г. были проявлениями вне парламентского измерения Народного фронта, в значительной мере встревожившие и республиканцев и парламентариев-социалистов и которые будут возрождаться различными путями в первый год войны в форме различных народных препятствий расширению контроля центральной власти в которых майские дни Барселоны и демонтаж арагонского кантонализма в августе 1937 г. это только самые известные примеры. Убожество ответа ветеранов руководства социалистов на выбивание люков организации до самого конца войны ошеломляет 49, не в последнюю очередь потому, что это говорит о том, что они действительно реально не понимали, что мобилизация республиканского населения для тотальной войны была существенным условием победы.

 

Тот факт, что испанское социалистическое движение не обладало материальными и политическими навыками, необходимыми для разработки дискурса и средств массовой мобилизации, которые могли бы поддерживать (хотя бы во время войны) противоречивые интересы/политические программы различных социальных групп, составляющих базовую поддержку республики, обеспечило ключ к военному господству Испанской коммунистической партии (PCE). Партия была жизненно необходима для Негрина, прежде всего потому, что она владела в высокой степени организационными навыками, необходимыми для осуществления республиканской

___________

48 Helen Graham, 'Spain 1936. Resistance and Revolution: The Flaws in the Front', in Community, Authority and Resistance to Fascism in Europe, ed. Tim Kirk and Tony McElligott; and Paul Preston, 'The Creation of the Popular Front in Spain', in The Popular Front in Europe, ed. H. Graham and P. Preston, esp. pp. 99100.

49 It was best not to 'pescar en río revuelto' [fish in troubled waters] the implications of this often-repeated adage contrast sharply with Negrín's own instrumental view of the PSOE's function.

мобилизации, от которой его собственный проект строительства государства зависел. Без решающей советской помощи осени 1936 г., конечно, не было бы материальной основы для такого государственного строительства (так как республика потерпела бы военное поражение), но протагонизм PCE не сводился к функции проводника этой помощи, ни к престижу, который она заслужила посредством этого. Только советской помощи было бы недостаточно, чтобы спасти республику, если бы не массовые внутренние усилия по направлению национальных военных усилий (т.е. по всей республиканской зоне). PCE не только выступала за широкий межклассовый альянс (так же как и парламентская PSOE), она также далеко пошла по пути его реализации. В PCE Негрин нашел партию, которая могла быть использована как инструмент изменений, таким образом, каким PSOE не могла быть использована из-за своего организационного "пуританизма" и "кризиса идентичности".

 

Не только членство в PCE сильно увеличилось за войну 50, но что еще важнее, с помощью "зонтичных" организаций Народного фронта United Socialist Youth Organization (JSU) и профсоюзов PCE стала инструментом приведения ранее неорганизованных представителей среднего и рабочего классов одинаково, но более всех молодежи 51 к государству.

 

В этом смысле PCE унаследовала от PSOE (которая, по иронии судьбы, всегда представляла себя как "наследственную партию") все еще нереализованную идеологическую задачу исторического республиканизма мобилизовать "народ". Выполняя эту задачу PCE не только

___________

50 Число членов PCE составляло (как утверждалось на пленарной сессии партийного центрального комитета) в марте 1937 г. 248140 из которых более половины (примерно 131600) были на фронте. К концу июня 1937 г. PCE сообщала о 301000 членов, исключая баскскую и каталонскую коммунистические партии (с 22000 и 60000 членов соответственно). Прием новых членов осуществляется, в частности, из тех, кто не имел прежней политической принадлежности, особенно из числа призывной молодежи (см. примечание 51 ниже об отдельных цифрах JSU). Показатели военного времени для Мадрида (столицы и провинции) за период до мая 1938 г. также усиливают эту картину (PCE archive [Madrid], microfilm XVII [214], frames 10813).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: