Обобщение опыта учителей по использованию нетрадиционных уроков химии




Развитие учащихся в процессе обучения осуществляется средствами каждого учебного предмета, в том числе и химии. Химия как теоретическая наука оказывает существенное влияние на формирование научного мировоззрения и творческого мышления учащихся, поэтому обязательным условием развития школьников в процессе изучения химии является овладение приёмами умственных действий, необходимыми для усвоения химических знаний.

Следует отметить, что курс химии общеобразовательной школы содержит большой объём теоретического материала, на изучение которого отведено незначительное количество времени. Увеличение объёма и глубины рассмотрения теоретических вопросов, числа формируемых абстрактных понятий, усиление роли символико-графических форм выражения информации ведёт лишь к снижению качества знаний и познавательного интереса к предмету. В связи с этим возникает проблема разработки и внедрения новых приёмов, средств и форм обучения [36].

В решении этих проблем как раз могут помочь нестандартные уроки.

Любой учитель, в том числе и учитель химии, применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, так и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Рассмотрим некоторые примеры использования нетрадиционных уроков химии в практике среднего образования.

Так, учитель биологии и химии МОУ «Сосновская ООШ» (Моргаушский район) Федотова И.П. даёт ряд рекомендаций по проведению таких уроков [55]:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов его цикла (в нашем случае естественно - научного), но и выходя на другие предметы (гуманитарного цикла).

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Федотова И.П. отмечает, что «… необходимо творчески подходить к каждому уроку. Такой подход к построению урока сделает его разнообразным, неповторимым, интересным для учеников и сможет обеспечить эффективность урока. Конечно, способов повышения эффективности урока существует много. Один из них, по-моему глубокому убеждению – это «нестандартные уроки». Они, во-первых, позволяют отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового, закрепление, задание на дом. Во-вторых, при изложении материала помогают избежать простой констатации фактов. В-третьих, дают возможность повысить степень познавательной и творческой активности школьников» [55].

Учитель широко использует в своей практике интегрированные уроки, основная цель которых - развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей, создание положительного эмоционального фона обучения, творческое саморазвитие.

Интегрированные уроки успешно применяют в своей деятельности такие педагоги, как: Анцупова В.В. и Морозов Г.Г. [70], Большакова В.П., Галустьян С.А. [71], Шевцова Е.И. [72], Герасименко Е.В. [73], Герасимова Н.Ф. [74], Васина Л.В. и Чумичева Е Ю. [75] и др. Рассмотрим их опыт подробнее.

Так, Анцупова В.В., учитель химии, и Морозов Г.Г., учитель биологии МСОШ №2 (с. Кривополянье Чаплыгинского муниципального района, Липецкая область) проводят интегрированный урок в 8 классе по теме «Вода – удивительное вещество».

Образовательными задачами урока являются следующие: интегрирование знаний о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизирование и дополнение знаний о физических свойствах воды, изучение химических свойств воды, роли воды в жизни человека; в качестве развивающих: формирование интереса к изучению химии и физики, на основе познания уникальных свойств воды, продолжение формирования навыков прослеживания причинно-следственных связей между строением молекулы, структурой кристаллической решетки и свойствами воды; в качестве воспитывающих: формирование навыков экологической культуры через бережное отношение к воде.

Особенностью урока является то, что его проводят одновременно учитель химии и биологии, используя на уроке компьютер с мультимедийной презентацией, различные карточки и демонстрируя опыты, которые проводят сами или с привлечением учащихся. В начале урока перед ребятами ставится вопрос, на который необходимо будет ответить в конце урока: «Почему мы решили объединить две науки в одном уроке, стоило ли этого делать?».

За неделю до урока некоторым учащимся даётся задание приготовить доклады по определённым темам, с которыми они выступают на уроке: «Вода в природе», «Применение воды». Учитель физики знакомит ребят со строением молекулы воды, проблемами водоиспользования, задаёт вопрос и рассказывает о физических свойствах воды, уделяя внимание на строении льда, аномалий сжимаемости и теплоёмкости воды. Учитель химии сообщает состав воды, вычисляет с ребятами её молекулярную массу, изучает химические свойства воды, выясняет к какому процессу (физическому или химическому) относится растворение веществ в воде при помощи лабораторных опытов (растворение в воде медного купороса, концентрированной серной кислоты).

На уроке также применяется самостоятельная работа школьников с учебником, развивающая их самостоятельность, способность мыслить. В конце урока для закрепления материала проводится тестирование в виде игры «Удивительная цифра» [70].

Ещё один пример интегрированного урока приводят учитель химии Большакова В.П. и учитель английского языка Галустьян С.А. МБОУ СОШ № 42 (г. Владимир). Урок проводится в 8 классе по теме «Английские химики». В качестве основных задач урока преподаватели определяют следующие: формирование навыков парной практической работы с химическими веществами, научить называть химические вещества и описывать их физические свойства, формировать навыки говорения на основе полученной информации, формировать навыки аудирования и монологической речи.

В процессе урока развивается логическое мышление и память учащихся, логическая и коммуникативно-речевая компетенции, формируется языковая догадка, расширяются межпредметные связи. На уроке используются презентация, опыты, сообщения учащихся, стихи.

Особенностью урока является то, что он ведётся как на русском, так и на английском языке. Учащимся раздаются инструктивные карточки по проведению опытов. В конце урока проводится контроль усвоения знаний в виде теста на английском языке («Do you know English Chemists?») и задание «Проверь себя» на русском языке, где необходимо определить про какого учёного-химика идёт речь, также подводятся итоги урока. Урок достаточно необычен и вызывает интерес у школьников, и соответственно познавательную активность [71].

Герасименко Е.В., учитель химии МОУ СОШ с. Кубанка (Переволоцкий район, Оренбургская область), в 10 классе проводит интегрированный урок по химии и биологии на тему «Этиловый спирт и его влияние на человека». Учитель на уроке исследовательским способом доказывает губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширяет знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека, формирует негативное отношение к алкоголизму как общественному явлению, подводит учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Ученики совершенствуют и закрепляют навыки работы с лабораторной посудой, проведение эксперимента с соблюдением техники безопасности (отношение этилового спирта к воде, к жирам, влияние на молекулы белков, окисление спирта). На уроке демонстрируются компьютерная презентация, предметы быта, содержащие спирт, вырезки из газет со статистикой о влиянии алкоголя на организм, приводятся исторические данные, басня С. Михалкова «Заяц во хмелю». Большое внимание уделяется влиянию алкоголя на организм человека, на деятельность всех его органов. По окончании занятия Герасименко Е.В. с ребятами делают вывод и заполняют листы рефлексии [73].

Шевцова Е.А. проводит интегрированный урок по химии и биологии по теме «Химия крови» [72], Герасимова Н. Ф. - интегрированный урок «Соперник золота» (химия, география, биология) [74], Васина Л.В. и Чумичева Е. Ю. - интегрированный урок (химия + биология) по теме «Витамины» [75].

Достаточно часто на уроках химии используют такую нетрадиционную форму урока как игра.

Так, учитель химии Суворовского военного училища г. Екатеринбург А.Х. Амирова проводит в игровой форме обобщающий урок в 9 классе по теме «Металлы», реализуя в процессе обучения межпредметные связи с физикой, биологией, экономической географией, военным делом, литературой.

На уроке используется различный раздаточный материал (газета «Металлы в военном деле», таблица «Влияние недостатка и избытка ионов металлов на состояние растений и животных», коллекция «Металлы и сплавы» и т. п.), нестандартные задания (метаграммы, химическая эстафета, «третий лишний», загадки), элементы соревновательности как в командах, так и между собой. Такой урок, по мнению учителя, активизирует познавательные способности, развивает творческий потенциал каждого учащегося [3].

Л.В. Дерябина, учитель химии Лицея № 4 г. Чехов (Московская область), также в своей работе использует игровую форму уроков. Например, в 8 классе при обобщении знаний по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между веществами» проводится урок-игра «Загадочный замок». Цель этого урока - в занимательной форме провести контроль знаний по теме и установить уровень теоретических и практических умений в распознавании веществ.

За две недели до игры Дерябина Л.В. сообщает школьникам примерные задания, готовит иллюстративный материал (оригинально оформленные правила игры, карточки с заданиями, ключи с ответами для членов комиссии). Игра проводится по командному принципу, где решения принимаются коллективно, в каждой команде не более 4 человек, комиссия формируется из старшеклассников для проверки выполненных заданий.

Суть игры в том, что за определённое время (40 минут) необходимо пройти не менее 5 помещений заколдованного замка и набрать наибольшее количество баллов. В каждом из помещений команда получает задание от мага-привратника, которое выполняется коллективно и объяснить ответ должен уметь любой член команды. На уроке используются красочные плакаты, карточки с заданиями разных цветов, лабораторные опыты, интересные задания, с использованием различных сказочных и не сказочных, мифологических персонажей.

Например: «Каморка алхимика»: Алхимик – совершенно безобидный на вид старик, занимается тем, чтобы добыть золото из человеческой крови, поэтому всех попавших к нему пытается отравить. Даёт выпить один из трёх бокалов на ваше усмотрение. Угадаете, где вода, значит вам повезло. В 3 неподписанных пробирках находятся вещества, одно из них вода, опытным путём необходимо определить, в какой из пробирок находится каждое из трёх предложенных веществ). Урок получается увлекательный, вызывает интерес и познавательную активность у учащихся, позволяет обобщить и проконтролировать знания по этой теме [15].

Особым видом игры является деловая игра. Шмыгина Т.П. учитель химии (г.Воронеж), проводит деловую игру в 9 классе «Производство серной кислоты». Игра преследует следующие цели: обобщение знаний учащихся о научных принципах производства в свете требований современной технологии, формирование умения учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в нестандартных ситуациях.

Класс разбивается на несколько групп, каждая группа становится одним из отделов завода (технологический, экономический, конструктивный, отдел охраны природы, отдел по технике безопасности), назначаются директор завода и заведующие отделами. Задание группа получает заранее и у них достаточно времени на подготовку своих вопросов. На уроке используется дидактический раздаточный материал, схема «Производство серной кислоты», реактивы и лабораторная посуда.

В начале занятия выступает директор, он проводит «планёрку», т.е. рассказывает о значении производства H2SO4, основных областях использования этого продукта, о перспективах развития завода. Потом слово предоставляется «технологам» цеха по производству серной кислоты, которые рассказывают технологию производства и те изменения, которые можно внести сегодня, используя последние достижения науки. Далее предоставляется слово другим группам (представитель института катализа, химики-аналитики, различные отделы), по ходу урока задаются различные вопросы всем участникам планёрки. В конце занятия делаются выводы и учитель оценивает исполнение каждым учащимся его роли в ходе деловой игры по различным факторам. Урок достаточно необычен и вызывает интерес у учащихся [76].

Ещё один пример деловой игры на уроке химии - урок «Оперативное совещание по загрязнению реки Кенгир», который проводит М.М. Тлеубердина Шульбинская школа п. Шульбинск (Восточно-Казахстанская область). Целью урока является закрепление знаний о свойствах воды, охране окружающей среды, развитие творческих способностей, формирование исследовательских умений и навыков [43].

Интересный тип нестандартных уроков – это урок-сказка. Такой урок проводит Эргубаева И.А. учитель биологии и химии Люльпанской СОШ д. Люльпаны (Республика Марий Эл) в 8 классе по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли».

За неделю до такого урока учащимся даётся домашнее задание, класс делится на 4 группы по 2-3 человека, которые пишут сказки. В сказках главными героями выступают химические вещества, учащиеся в этих сказках демонстрируют, как эти вещества взаимодействуют между собой («дружат» - «не дружат»), творчески и наглядно оформляют отдельные моменты сказки, например, на ватмане или делают объёмную модель, либо презентацию.

Сам урок проходит следующим образом: учитель сообщает цели и задачи, потом выступает первая группа, например про оксид, далее демонстрируются опыты и пишутся реакции, после этого вторая, третья и четвёртая группы соответственно. По окончании занятия Эргубаева И А. отмечает интересные презентации, яркие и оригинальные сказки, хвалит учащихся, замечает недочёты. По сути урок ведут сами учащиеся, преподаватель вмешивается только в случае неточностей или совершения ошибок.

Ещё одной нетрадиционной формой проведения урока является урок - экскурсия, которая может быть как виртуальная, так и реальная. Так, учитель химии и биологии Пиреева Г. А. СШ № 7 Сальянского района при изучении тем «Получение спиртов в промышленности» по химии и «Процессы энергетического обмена» по биологии в 10 классах организовала экскурсию на Сальянский комбинат пива и безалкогольных напитков. Педагог убедительно доказывает, что экскурсии на различные производства играют важную роль в укреплении связи химии с жизнью. Посещая предприятия, школьники становятся свидетелями применения теоретических знаний в народном хозяйстве, тем самым развивая свой познавательный интерес и активность к изучению химии [35].

Урок химии может быть проведён форме КВН. Так, Шмыгина Т. П. учитель химии, проводит урок для 9 классов по теме «Металлы» в форме КВН. Класс заранее делится на две команды.

Само занятие состоит из нескольких конкурсов, первый из которых «Разрешите представиться», где команды сообщают название, девиз, эмблему. Педагог предлагает это сделать в стихотворной форме. Второй конкурс «Разминка», на котором командам задаётся ряд вопросов, на которые они в шуточной форме должны ответить. Третий конкурс - это эстафета, состоящая из 5 различных заданий (написать формулы, дать названия, дописать уравнения, задачи и т. п.). 4 конкурс представлен рядом заметок из газет, в которых допущены ошибки с точки зрения химика, командам необходимо их исправить. 5 конкурс носит название «Смекалистым!», суть которого - догадаться, что лежит в «чёрном ящике». И в заключение демонстрируется творческое домашнее задание. Далее жюри подводит итоги, выставляются оценки. Такой урок требует от учащихся хороших знаний, сообразительности, развивает творческие способности. Всё это, безусловно, повышает их познавательную активность к изучению химии [76].

Ещё один тип нестандартного урока – это урок-аукцион. С.М. Шакирова, учитель химии СШ № 2 г. Тетюши проводит такой урок по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». На занятии присутствуют участники аукциона (учащиеся), у каждого есть свой номер, под которым он принимает участие в аукционе.

Вниманию учащихся предлагается пять лотов-конкурсов, конкурсы ведутся по принципу аукциона с использованием молотка и гонга. За правильный ответ выдаются разноцветные жетоны в зависимости от количества баллов им соответствующих. После подведения окончательных итогов жюри называет трёх победителей, вручает им дипломы и призы, также объявляются и комментируются отметки учащихся, предлагается домашнее задание. В ходе урока используются интересные задания («Следствие ведут затоки», «Чёрный ящик», «Химический штурм», различные химические загадки), игры («Четвёртый лишний», «Эрудит», «Крестики-нолики»), различный раздаточный материал (цветные карточки, жетоны, плакаты и т.п.), также может быть использована компьютерная презентация. Такая форма урока, несомненно, вызывает познавательный интерес у учащихся [46].

В качестве нетрадиционной формы проведения урока многие педагоги-практики рассматривают уроки с использованием метода конкретных ситуаций (case-study) [8; 58].

Так, Каширина Т.М. учитель химии и биологии СШ №16 пос. Солнечнодольск Изобильненского района (Ставропольский край) выделяет 3 типа кейсов: обучающий, исследовательский, практический. Примером исследовательского кейса служат такие задания по теме: «Средообразующая деятельность колониальных птиц-норников» (проведение отбора проб грунта из птичьих норок до прилёта птиц и после того как птенцы выводились наружу, вытяжки грунта, определение содержания азота, фосфора и калия, результаты сравнивались), «Изучение окислительно-восстановительных процессов» (в природном материале и искусственно созданном). Во втором случае учащиеся определяли степень восстановленности (окисленности) среды в донных отложениях Новотроицкого водохранилища с помощью автографии на фотобумаге, а также изучали активность протеолитических ферментов в донных отложениях по аппликациям на рентгеновской плёнке [58].

Беляева Е.И., учитель химии Политехнического лицея (г. Мурманск), также в своей практике применяет кейс-метод. Именно в этой форме проводится урок повторения и систематизации знаний в 9 классе по теме «Железо – многоликий металл». Целями урока помимо обобщения и систематизации знаний об особенностях физических и химических свойств железа и его соединений на основе строения атома и экспериментального подтверждения этого, также являются содействие развитию интеллектуальных, коммуникационных и исследовательских умений учащихся.

В начале урока учитель знакомит ребят с содержанием кейса. Затем учащиеся сами изучают строение атома железа, его свойства, его соединения. Далее следует этап первичной проверки (самопроверки) понимания темы урока, учитель выступает здесь в роли консультанта. Полученные знания учащиеся применяют в ходе эксперимента, проводя лабораторный опыт «Свойства железа и его соединений», «Качественные реакции на ионы Fe3+, Fe2+», где учитель углубляет их знания. На этом этапе также выполняются упражнения и расчётные задачи, учитель каждому ученику даёт маршрутный лист, в котором представлены основные понятия повторяемой темы и перечислены умения. Ученик должен оценить свои знания основных понятий и сформированность умений и указать, ответы на какие вопросы у него вызывают затруднения. После этого следует обобщение и систематизация знаний, анализ полученной информации, делается вывод, учитель предлагает выполнить домашнюю контрольную работу. Урок достаточно интересный и увлекающий, технология для учеников необычна, и поэтому вызывает интерес к теме, а соответственно и к предмету химия [8].

Рассмотренный опыт проведения нестандартных уроков химии показывает, что целенаправленная и систематическая работа по проведению нестандартных уроков и умелое комбинирование их между собой и традиционными уроками способствует развитию интереса к предмету химия и тем самым познавательной активности учащихся.

Список литературы п.1.3

3. Амирова А. Х. Обобщающий урок-игра по теме «Металлы» / А. Х. Амирова // Химия в школе. – 2012. - № 4. – С. 29 – 35.

8. Беляева Е. И. Образовательные технологии: кейс-технология // Е. И. Беляева. – Химия в школе. – 2010. - № 6. – С. 30-34.

15. Дерябина Л. В. Урок-игра «Загадочный замок» / Л. В. Дерябина // Химия в школе. – 2012. - № 8. - С. 25 – 30.

35. Пириева С. Г. Связь обучения с жизнью: экскурсия на предприятие / С. Г. Пириева // Химия в школе. – 2012. - № 5. - С. 75 - 77.

36. Пичугина Г. А. Активные формы обучения на уроках химии / Г. А. Пичугина // Химия в школе. – 2009. - № 5. – С. 33-38.

43. Тлеубердина М. М. Активизация познавательной деятельности на уроках химии / М. М. Тлеубердина. – Режим доступа: https://kollegi.kz/publ/40-1-0-4268 (дата обращения: 11.05.12).

46. Шакирова С. М. Урок-аукцион по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» / С. М. Шакирова // Химия в школе. – 2012. - № 5. – С. 33-35.

55. Федотова И. П. Нестандартные уроки по биологии / И. П. Федотова – Режим доступа: https://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161326/1022213 (дата обращения: 9.01.13).

58. Каширина Т. М. О применении метода case-study в процессе обучения // Т. М. Каширина. – Химия в школе. – 2011. - №2. – С. 20-21.

70. Анцупова В. В. Интегрированный урок по химии и физике (8 класс) «Вода – удивительное вещество» / В. В. Анцупова – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/integrirovannyy-urok-po-himii-i-fizike-8-klass-voda-udivitelnoe-veshchestvo (дата обращения: 10.02.13).

71. Большакова В. П. Интегрированный урок в 8 классе по теме «Английские химики» / В. П. Большакова, С. А. Галустьян – Режим доступа: https://www.openclass.ru/node/275309 (дата обращения: 10.02.13).

72. Шевцова Е. А. Интегрированный урок по химии и биологии «Химия крови» / Е. А. Шевцова – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/608104/ (дата обращения: 10.02.13).

73. Герасименко Е. В. Интегрированный урок по химии и биологии в 10-м классе по теме "Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека" / Е. В. Герасименко – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/589795/ (дата обращения 10.02.13).

74. Герасимова Н. Ф. Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология) / Н. Ф. Герасимова – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/integrirovannyi-urok-sopernik-zolota-8-klass-khimiya-geografiya-biologiya (дата обращения: 10.02.13).

75. Васина Л. В. Интегрированный урок (химия + биология): «Витамины» / Л. В. Васина, Е. Ю. Чумичева – Режим доступа: https://efrschool1.my1.ru/blog/integrirovannyj_urok_khimija_biologija_vitaminy/2010-03-20-17 (дата обращения: 10.02.13).

76. Шмыгина Т. П. Из опыта проведения нетрадиционных уроков. 1.Производство серной кислоты (9 класс). 2. Металлы – урок-игра КВНХ (клуб весёлых и находчивых химиков) / Т. П. Шмыгина – Режим доступа: 30raznochinovka-school.edusite.ru/DswMedia/urokiximii.doc (дата обращения: 18.01.13)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: