Условия, необходимые для успешного функционирования службы. Информационно-консультационная служба в России




Введение

Информационный служба колхоз экономический

В ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики, созданию гибкой и восприимчивой к научно-техническому прогрессу системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей.

При развитии сельского хозяйства, при вводе новых технологий, при смене налогообложения, смены вида деятельности, появлении новых видов отчетности у предприятий АПК появляется множество вопросов, часто на которые невозможно ответить без консультации со специалистом. Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования - рассмотреть организацию информационно-консультационной службы в АПК.

На основании цели исследования, сформулируем задачи курсовой работы:

рассмотреть условия, необходимые для успешного функционирования службы, особенности информационно-консультационной службы в России;

составить краткую экономическую характеристику Троицкого района Челябинской области;

провести разработку проекта организации районной информационно-консультационной службы в Троицком районе Челябинской области;

проанализировать финансово-экономическое состояния колхоза «Карсы», находящегося в Троицком районе Челябинской области;

сделать выводы и дать рекомендации на основе проведенного исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых, таких как Н.П. Андреева, Д.М. Матвеев, Г.В. Савицкая, бухгалтерская отчетность колхоза «Карсы», статистические данные Челябинской области.

Научные методы, использованные в работе: наблюдение, анализ, сравнение.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.

Работа содержит 2 рисунка, 15 таблиц, 17 формул, 37 страниц текста.


 

Условия, необходимые для успешного функционирования службы. Информационно-консультационная служба в России

 

Многолетний практический опыт показывает, что в условиях рынка и современного развития научно-технического прогресса одной из жизненно важных задач для руководящего звена организации является оперативное получение актуальной информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Однако, как показывают исследования, в России на практике не только не сложилась основа управленческого консультирования, но и отсутствуют пока даже попытки осмысления его системной организации в виде значимых проектов. В то же время международный опыт показывает, что «застой в системе управления - это гарантия поражения в жесткой конкурентной борьбе не только в рамках отдельного государства, но и в условиях международных экономических отношений. Выдержать конкурентную борьбу сегодня - это значит предельно активизировать научно-организованный поиск и внедрение новой технологии, техники, организации производства, труда и управленческих действий» [3].Управленческое консультирование убедительно доказало, что оно может быть одной из таких форм активизации. Предоставление практических, научно обоснованных советов организациям, которые попали в трудное финансовое положение или только развиваются, способно существенным образом наладить их работу и соответственно увеличить эффективность их функционирования.

В агропромышленном комплексе Российской Федерации информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 265 районах, в которых работает более 1800 консультантов, осуществляющих активную деятельность по реформированию АПК, обеспечению рыночной информацией и профессиональными консультациями сельских товаропроизводителей, освоению инновационных разработок [1].

При этом в 23 регионах информационно-консультационные службы функционируют в качестве структурных подразделений органов управления АПК, 16 регионах - в форме унитарных предприятий и государственных учреждений, в 9 регионах - некоммерческих организаций, в 12 регионах ‒ на базе системы дополнительного профессионального образования, а в составе НИИ и вузов ‒ в 5 регионах РФ.

При формировании информационно-консультативной службы в АПК важную роль сыграли проекты при поддержке международных организаций и фондов, таких как ТАСИС, Мировой банк реконструкции и развития и другие. Динамика формирования службы показывает реальный спрос на информационно-консультационное обеспечение, в состав которого, кроме технического и технологического, входит и управленческое консультирование [2].

Основными направлениями управленческого консультирования в агропромышленном комплексе являются:

· комплексное юридическое, экономическое и бухгалтерско-аудиторское обслуживание;

· консультации по бизнес-планированию в сфере совершения финансово-кредитных операций, реструктуризации бизнеса;

· создание и сопровождение работы организаций по микрокредитованию;

· автоматизация управленческих работ и использование современной техники;

· разработка и внедрение новых технологий, проведение инновационных работ;

· совершенствование организации сельскохозяйственного производства;

· организация сбыта аграрной продукции, выход на крупные локальные или международные рынки;

· улучшение снабжения производства сырьем и материалами;

· консультации по развитию отдельных видов животноводства, растениеводства и других отраслей производства сельскохозяйственной продукции;

· программы по обеспечению занятости и повышения доходов сельского населения;

· разработка схемы «общественные огороды» как форма работы с индивидуальным клиентом, не включенным в систему товарного сельхозпроизводства (любительское садоводство и огородничество);

· рекламно-информационные и издательские услуги;

· проведение PR-тренингов, в том числе обучение методикам работы с общественностью, организации пресс-конференций, презентаций, созданию информационного потока и т.д.

Зарубежный опыт свидетельствует о существовании различных типов информационно-консультационных служб, а именно:

1. Службы как подразделения отраслевых органов управления - Министерств сельского хозяйства (Германия, Румыния, Польша, Болгария, Латвия).

2. Фермерские объединения по оказанию консультационных услуг (Дания).

. Службы, организованные на базе крупных региональных отраслевых университетов, сельскохозяйственных колледжей и профильных школ (Португалия, Турция, Канада, Беларусь, США).

. Службы, как подразделения коммерческих консультационных фирм.

. Частные консультационные службы (Шотландия, Англия, Новая Зеландия).

. Службы смешанных форм организации (Эстония, Нидерланды).

Однако анализ каждого типа консультационной службы, существующей за рубежом, не позволяет выбрать за основу для конкретного российского региона какой-либо однозначный вариант построения такой системы, а следовательно - и одну схему разграничения полномочий государственных органов, местной консультационной сети, системы материальной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и образовательной системы. Для этого, по нашему мнению, имеется ряд веских причин:

1. Основное сельскохозяйственное производство во многих странах ведут частные, достаточно специализированные хозяйства - от крупных и сверхкрупных, являющихся образующим фактором многих сел и поселков, до отдельных фермерских семей с привлечением наемного труда.

2. Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что многообразие форм и методов информационно-консультационных служб во многом определяется конкретными социально-экономическими условиями развития агропромышленного производства, и, в немалой степени, - возможностями финансирования, доступными на данном этапе экономического развития.

. Большинство консультационных учреждений зарубежных стран возникали и реорганизовывали свою деятельность первоначально как государственные или полугосударственные структуры - следовательно, этого общего принципа в основном полезно придерживаться и при формировании данной службы, например, в Амурской области. Но при этом необходимо выработать наиболее приемлемый вариант перехода от бывшей общегосударственной системы управления, технической и финансовой поддержки к системе, отвечающей современным открытым рыночным отношениям.

Из существующих зарубежных методик наиболее подходящей для российских условий, на наш взгляд, являются консультационные системы стран Балтии, прежде всего благодаря сходству организаций управления сельским хозяйством.

Для Челябинской области при организации информационно-консультационной службы представляет интерес следующее:

· четкое выделение консультанта в качестве лица, занимающегося этой деятельностью на условиях полной занятости, ввиду чего клиент может рассчитывать на его помощь в любое время;

· наличие четкой системы бюджетного финансирования с ежегодными контрактами с Министерством сельского хозяйства, но одновременно переход информационно-консультационной службы от полного подчинения Министерству к изменению правовой формы на некоммерческую организацию;

· опыт комплексной учебно-информационно-консультационной деятельности в отношении всех структур, нуждающихся в ней (руководители и служащие государственных учреждений АПК, руководители и специалисты крупных, средних и мелких хозяйств, а также частные лица).

Как следует из опыта консультационных служб регионов России, фактически выбор организационно-правовой формы региональной информационно-консультационной службы наиболее рационально может быть сделан между автономной некоммерческой организацией и фондом. Это способствует активному решению следующих проблем:

· рациональная схема финансирования консультационной службы;

· возможность всестороннего и свободного выбора учредителей и организаций, с которыми сотрудничает информационноконсультационная служба (в том числе иностранных партнеров);

· эффективное сочетание работы в русле общей сельскохозяйственной политики Правительства и других властных структур

· с работой в рамках потребностей сельскохозяйственных организаций данного региона либо отдельных клиентов;

· возможность инициирования действий для успешного решения выявленных проблем, включая актуализацию тематики фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку проектов законодательных актов и соответствующих административных и хозяйственных решений.

Кроме того, согласно особенностям российского законодательства, форма некоммерческого партнерства является наиболее оптимальной формой организации службы еще и ввиду особенностей налогообложения.

Успешное развитие информационно-консультационной службы в АПК Амурской области способно оказать существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса не только в сельскохозяйственной отрасли, но и в экономике региона в целом, переходя, таким образом, отраслевые рамки. Соответственно и принцип построения информационно-консультационной службы должен строиться по территориальному признаку, а не по отраслевому.

Условия, необходимые для успешного функционирования службы

· маркетинговый мониторинг потребностей всех товаропроизводителей на данной территории;

· целенаправленный поиск, апробация и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта;

· привлечение современных достижений науки и техники для решения проблем, необходимых рыночному производству;

· интенсификация работы по подготовке и повышению квалификации кадров всех уровней;

· использование возможностей современных телекоммуникационных систем и компьютерной техники для формирования и постоянного пополнения информационных баз данных и др.

Однако осуществление всех этих задач на данном временном этапе невозможно в полной мере без:

· эффективной правовой и законодательной базы;

· механизма реализации территориально-ориентированной программы развития информационно-консультационной службы, учитывающей особенности отдельного района;

· соответствующей финансовой поддержки.

Отсутствие этих необходимых механизмов в современных условиях является фактором, сдерживающим эффективность работы существующих информационно-консультационных служб и организацию новых, и не позволяет им в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей компоненты рыночной экономики.

На наш взгляд, ориентация консультирования в системе государственного регулирования должна быть направлена на руководящее звено сельскохозяйственных организаций, в связи с тем, что руководитель определяет стратегию развития и принимает важные решения, связанные с функционированием организации. Информационно-консультационная служба в АПК является своеобразным проводником аграрной политики в общем, и управленческое консультирование в частности рассматривается нами как один из приоритетных механизмов внедрения и адаптации научных разработок, новейших агротехнологий, передового опыта в практику работы предприятий и организаций аграрного сектора.

Сегодня многие ученые и практики связывают свои надежды на выход аграрного сектора экономики из длительного и глубокого кризиса с созданием и эффективной деятельностью информационно-консультационной службы (ИКС).

В России также были попытки создания подобной службы, даже раньше, чем в Великобритании.

Ее создателем и идеологом был известный русский ученый-экономист Александр Владимирович Чаянов (1888-1937).

Он считал, что такая служба должна была обеспечить:

техническое,

технологическое и

социально-экономическое просвещение крестьян в России.

К сожалению, дальнейшего развития эта служба в России не получила.

В Советском Союзе отдельные элементы информационной службы существовали:

система высшего и среднего профессионального образования в аграрных науках,

система информационного обслуживания.

В зарубежной литературе при определении ИКС часто применяют термин «extention service» (расширение обслуживания) (распространение знаний).

В разных странах информационная служба возникала, как правило, в неблагоприятные для экономики моменты, т.е. во время кризисов.

Именно в кризисные периоды общество активно занималось поисками путей выхода из кризиса и находило их в создании информационно-консультационной службы, которая становилась, если не панацеей разрешения кризиса, то действенным рычагом для улучшения ситуации [9].

В это же время в некоторых регионах начали осуществляться пилотные проекты по формированию ИКС, которые финансировались различными источниками:

местными бюджетами,

зарубежными грантами,

кредитами международных финансовых организаций.

Большой вклад в создание информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей России внесли проекты:

Всемирного Банка («Арис» - проект поддержки сельскохозяйственной реформы),

Европейского Союза (Тасис, Темпус-Тасис),

Британского Ноу-Хау Фонда (РЕАП) и другие.

Для того, чтобы ИКС в целом работала эффективно и выполняла возложенные на нее задачи, необходимо объединение всех этих, как правило разрозненных проектов в рамках одной государственной программы, построенной на единой концепции и под общей единой методологией.

Таким образом - первейшей задачей является разработка и официальное закрепление соответствующими законодательными актами единой концепции, методологии и принципов работы ИКС.

Мировой опыт развития ИКС показывает, что эта деятельность оказывает положительный эффект не только на само сельскохозяйственное производство, но и на устойчивое развитие сельской местности в целом.

Важнейшие факторы, осложняющие процесс создания ИКС в России:

недостаточная разработанность законодательной базы;

отсутствие целенаправленной политики государства на поддержку консультационных служб,

недостаток подготовленных (высококвалифицированных) кадров всех категорий и на всех уровнях.

Несмотря на это, процесс развития ИКС в России идет довольно высокими темпами и такие службы уже созданы практически во всех регионах, во всех субъектах РФ, где имеется достаточно развитое сельское хозяйство (Нижегородская служба ИКС, Воронежская, Бурятская).

Известно, что ни один проект, ни одна служба не сможет работать без профессионально подготовленных кадров и квалифицированных специалистов.

Консультант, как специалист высшей квалификации должен обладать:

глубокими знаниями в своей профессиональной области,

пользоваться современными инструментами сфере информационных технологий,

уметь использовать методы прикладных исследований (математические, экономико-статистические…),

владеть специальными навыками консультационной работы с клиентами [11].


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: