Этапы и особенности формирования общественного мнения




Механизм формирования общественного мнения необходимо начать с потребностей, имея в виду, что с процессом становления общественного мнения связаны практически все из них: и материальные (экономические), и духовно-идеологические, и социальные, и политические. Потребности масс не просто подстегивают динамику общественного мнения, а выступают в качестве ее фундаментального фактора, поскольку заключают в себе испытываемую людьми необходимость в определенных условиях жизни и развития. Осознанные и актуализированные массовые потребности потому объективны и оказываются движущей силой зарождения и формирования общественного мнения, что выступают в качестве причин и мотивов, различных общественно-психологических процессов, внутренне присущих самой природе и механизму становления этого мнения.

Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними теснейшую связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую жизненную значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают в качестве более непосредственного побудительного мотива зарождения и формирования общественного мнения. Как указывают ученые, «потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, а интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей».

Таким образом, в основе суждений и оценок общественного мнения лежат потребности и интересы масс. Вместе с тем на характер, направленность и эмоциональный настрой общественного мнения немалое влияние оказывают ценностные ориентации. Это отношение может быть положительным или отрицательным, случается, бывает и нейтральным.

Следует, однако, признать: общественное мнение не было бы столь оперативно в своих реакциях на многие факты. Речь идет о том, что для более рационального выполнения ими этой роли сама природа общественной психологии масс, так сказать, выделила двух активных помощников, способных значительно сократить время формирования общественного мнения, т. е. время выработки им своего оценочно-ценностного отношения к определенным событиям и фактам. В качестве таковых выступают социально-психологические установки и стереотипы.

Для уяснения механизма влияния установок на формирование общественного мнения важно иметь в виду, что они существуют и, так сказать, «работают» «не поодиночке, а в совокупности, отражая, каждая в отдельности, одну из многочисленных сторон, связей, особенностей явления, объединенных в конечном итоге стереотипом - образом и подобием явления в целом. Речь идет о том, что объектом общественного мнения часто становятся однотипные, во многом схожие по содержанию и структуре факты, события, явления. Соответственно и отношение к ним характеризуется определенным однообразием и устойчивостью.

Таким образом, в основе суждений и оценок общественного мнения лежат потребности и интересы масс. Вместе с тем на характер, направленность и эмоциональный настрой общественного мнения немалое влияние оказывают ценностные ориентации. Будучи сплавом рассудочного и чувственного, они, можно сказать, наводят субъект общественного мнения на соответствующий объект, предопределяют направленность отношения к нему и, что очень важно, к социальной информации о нем. Это отношение может быть положительным или отрицательным, случается, бывает и нейтральным.

Что касается этапов формирования общественного мнения, как любое явление окружающей нас действительности, оно по тем или иным вопросам проходит различные стадии - рождается, достигает определенной зрелости и умирает или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. Следовательно, проходит определенные этапы. Слово «этап» в словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется как «отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса».

Для представления общей картины можно выделить такие этапы развития общественного мнения:

· формирование,

· функционирование,

· выражение,

· реализация на практике.

Каждый этап имеет свои особенности, хотя они тесно связаны между собой, как бы «перекрывают» частично друг друга.

Проанализировав научную литературу, на наш взгляд, наиболее плодотворным является подход А.А. Вайсбурга, поскольку он позволяет в совокупности с этапами рассматривать и систему методов формирования общественного мнения. Он выделяет четыре последовательно соединенных между собой этапа.

Первый этап - выяснение и изучение индивидуальных мнений. Цель его - получение подробной информации об оценочном суждении коллектива по тому или иному вопросу. Задача состоит в том, чтобы получить «срез» уровня массового сознания, установить расстановку сил, определить позицию каждого в данном вопросе, проникнуть в мотивационную среду суждений и действий людей, составить дифференцированную программу дальнейших воспитательных воздействий. Этому этапу соответствуют свои методы - методы выявления индивидуальных мнений.

Второй этап - выработка правильных оценочных суждений - характеризуется ломкой устоявшихся ошибочных представлений и изменениями в структуре сознания, что достигается организацией соответствующей деятельности и целенаправленным идеологическим воздействием.

Третий этап - обобщение и объединение мнений. Сущность этапа - в интеграции дискуссионным путем индивидуальных суждений и выражений их в форме единого коллективного мнения. «Общественное мнение, - отмечает А.К.Уледов, - не есть сумма индивидуальных мнений, а есть продукт коллективного творчества, столкновения различных суждений». Следовательно, для этого нужна дискуссия.

Четвертый этап - это материализация сформировавшегося общественного мнения в целенаправленную деятельность и традиции коллектива. Цель состоит в том, чтобы единое мнение нашло свое выражение в форме конкретных решений, правил, законов и т.п., которые, будучи поддержаны всеобщей волей коллектива, постепенно перерастают в различные этические нормы.

Таким образом, перечисленные этапы характеризуют процесс формирования общественного мнения, взятый в целом. Но это, по моему мнению, не значит, что данная схема не претерпевает каких-либо изменений. Как показывает анализ литературы, на протекание процесса влияют, в частности, характер явления, по которому создается единое мнение, заинтересованность в нем, уровень развития коллектива.

Итак, можно сделать вывод, что для создания здорового продуктивного общественного мнения в вузе и за его пределами имеется немало различных методов. Они должны использоваться на соответствующих этапах формирования общественного мнения. Однако, эти методы не должны использоваться бессистемно, «навалом», а применяться в строгом соответствии с логикой процесса становления единого коллективного мнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: