Вопрос №9
Подход - это совокупность прицепов, определяющих стратегию обучения или воспитания
. Воспитание-целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Среди подходов к воспитанию выделяют,системный, гуманистический, личностно-ориентированный(личностно-деятельный,антропологический, культурологический, социологиче-ский, технологический, целостный, аксиологический (Е.В. Бондаревская), полисубъектный (диалогический), синергетический (Ю. Шаронов) и д.р. Кратко рассмотрим их сущность.
Системный подход позволяет рассматривать педагогическую деятельность как открытую социально-педагогическую систему.
Гуманистический и личностно-ориентированный подходы достаточно распространены в современной педагогике. В рамках этих подходов ценность личности, ее осмысление привносится в педагогику из психологии.
В антропологическом подходе главным объектом выступает человек, личность, культура.
Полисубъектный (диалогический) подход основан на вере в неограничен-ные творческие возможности постоянного развития и совершенствования человека.
Культурологический подход – культура в нем выступает как ценность, но зачастую представления о культуре сводятся к поведению человека в обществе.
Социологический подход – рассматривает педагогические явления с позиции общественных потребностей состояния социума.
В технологическом подходе системообразующим элементом служит технология, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащих-ся.
Целостный подход – наиболее интегрированный современный подход, рас-сматривающий систему как комплекс материальных компонентов и структур.
|
Названные методологические подходы носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются, поэтому провести четкую границу между ними достаточно сложно. Следует учесть, что у них есть общие характерные черты, и это способствует развитию современной теории и практики воспитания.
Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических подходов.
1. Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что воспитание, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных элементов. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспорно, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь ис-пытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическо-му феномену.
2. Личностно-ориентированный подход Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предметом исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой И.С. Якиманской и других. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходимых условий для самопознания, самовоспитания и самореализации человека, раз-вития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Яки-манская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познатьсебя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.
|
3. Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностный под-ходом, основой которого является признание того, что становление и развитие че-ловека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности дея-тельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли педагоги Л.И. Божович, В.А. Караковский и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектности.
4. Аксиологический (ценностный) подход.
Разработка аксиологического подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, В.Н. Максимовой, В.В. Николиной и других.
Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление в государственной политики в области образования. В Законе РФ «Об образовании» и в «Национальной доктрине развития образования в России» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом зависит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу человек рассматривается как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личностного и профессионального развития. Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педаго-гике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональной самореализации.
|
5. Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шацким. В исследованиях С.Т. Шацкого является то, что,культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, при-родой и самим собой.
Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры. ориентирует систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекуль-турном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.
6.Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Важ-нейшим условием этого является интеграция образования в культуру, и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, по нашему мнению, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.
7. Синергетический подход (от греческого «синергейя» - сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разработкой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. и др. Синергетический подход основан на признании – необходимости использования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.