Дети старшей группы пришли с прогулки. Вася быстро помыл руки, лицо и вытерся чужим полотенцем. Аня заметила это и сделала ему замечание, он грубо ударил ее. Девочка заплакала.
1. Объясните данную ситуацию с психолого-педагогической, методической точек зрения:
· Охарактеризуйте режимные моменты в образовательной деятельности с дошкольниками? Сформулируйте положения ФГОС ДО об образовательной деятельности в режимных моментах с дошкольниками.
· О каких сферах воспитания дошкольников идет речь в предложенной ситуации?
· Дайте определение «навыка». Какие виды навыков формируются у детей в ДОО?
· Какие навыки не сформированы у Васи? Дайте оценку поведению мальчика на замечание Ани?
· Раскройте суть воспитания здорового образа жизни как базиса целостного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве?
· Какие методы и средства воспитания гигиенической культуры используются в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте?
2. Практико-ориентированные задания:
· Предложите педагогу формы, методы работы по воспитанию нравственно-этических норм поведения ребенка
· Приведите примеры, стихов пословиц и т.п., отражающие проблемы здорового образа жизни, нравственного воспитания подрастающего поколения.
·Психологическая оценка возраста
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
· Режим дня и режимные моменты в образовательной деятельности с дошкольниками.
В соответствии с ФГОС ДО, при разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания в ней детей, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.
Режим дня в дошкольных группах должен иметь рациональную продолжительность и предполагать разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду.
Образовательная деятельность в режимных моментах - это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах.
Режимное время – определенное время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов
Основные режимные моменты детского сада:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи формирования общей культуры детей (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности). Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.
Прием детей.
• Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге в садик; природные, погодные сезонные изменения.
• Беседы со всеми детьми («Что делали вчера?», «Что хотели бы делать сегодня?»).
• Составление рассказов по сюжетным картинкам («Зимние забавы», «Времена года», «Как дети птичек кормили»).
• Рассматривание предметных картинок, классификация предметов, изображенных на них (одежда, обувь, посуда, мебель).
• Проговаривание потешек, упражнения на звукоподражание («Кто как разговаривает? А. Барто».
• Работу по формированию культурно – гигиенических навыков (игра/ситуация «Умоем куклу Катю», «Зачем кукле Кате носовой платок?».
• Пальчиковые игры для развития мелкой моторики («Кораблик», «Сидит ворон на дубу», «Этот пальчик - дедушка…» и другие)
• Настольные игры (пазлы, вкладыши).
• Дидактические игры по сенсорике.
Утренняя гимнастика
Использование стихов,которые способствуют развитию памяти, внимания. Можно предложить детям самим выбирать вариант зарядки, стиха,
Использование песенок, которые дети впоследствии запонмят
Подготовка к завтраку
Особо поговорить детки во время приема пищи не могут, но мы можем использовать
• ситуативные беседы (о витаминах, которые находятся в овощах, о правилах поведения за столом(«Когда я ем, я глух и нем» и так далее. При этом я учитываю, что все дети едят с разной скоростью и представляю им возможность есть в разном темпе.