Встроенное программное обеспечение (программы базового уровня)




 

Под программным обеспечением понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.

К программному обеспечению относится также вся область деятельности по проектированию и разработке ПО.

Технология проектирования программ;

Методы тестирования программ;

Методы доказательства правильности программ;

Анализ качества работы программ;

Документирование программ;

Разработка и использование программных средств, облегчающих процесс проектирования программного обеспечения, и многое другое.

Программное обеспечение - неотъемлемая часть компьютерной системы. Оно является логическим продолжением технических средств. Сфера применения конкретного компьютера определяется созданным для него ПО. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютерах программах.

Базовый уровень является низшим уровнем программного обеспечения. Отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами. Базовое программное обеспечение содержится в составе базового аппаратного обеспечения и сохраняется в специальных микросхемах постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), образуя базовую систему ввода-вывода BIOS. Программы и данные записываются в ПЗУ на этапе производства и не могут быть изменены во время эксплуатации. [4, c. 106].

Программы самого нижнего уровня (базовой системы ввода-вывода) устанавливать не надо - они поступают вместе с компьютером, поскольку встроены в одну из его микросхем, которая называется ПЗУ- постоянное запоминающее устройство. Их достаточно, чтобы установить на компьютере программы системного и служебного уровней. Поскольку количество необходимых системных и служебных программ очень велико (измеряется сотнями), то для простоты они устанавливаются одним обширным пакетом. Этот стандартный пакет системных и (частично) служебных программ называют операционной системой. Операционная система позволяет человеку начать работать с компьютером, получить доступ к его устройствам, а затем устанавливать и запускать необходимые прикладные и служебные программы.

Базовое программное обеспечение - это минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера.

В состав базового (общесистемного) программного обеспечения входят:

· операционные системы;

· сервисные программы;

· трансляторы языков программирования;

· программы технического обслуживания.

Операционные системы (ОС) обеспечивают управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем. Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ЭВМ и следит за ходом ее выполнения: анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания, что необходимо сделать, если возникли затруднения.

Существуют следующие виды операционных систем: Windows 98, Windows XP Professional, Windows Home Edition, Linux, Unix и др.

Операционные системы для персональных компьютеров делятся на:

одно- и многозадачные (в зависимости от числа параллельно выполняемых прикладных процессов);

одно- и многопользовательские (в зависимости от числа пользователей, одновременно работающих с операционной системой);

непереносимые и переносимые на другие типы компьютеров;

несетевые и сетевые, обеспечивающие работу в локальной вычислительной сети ЭВМ.

Сервисное программное обеспечение - это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на:

· улучшающие пользовательский интерфейс:

· защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа;

· восстанавливающие данные;

· ускоряющие обмен данными между диском и ОЗУ;

· архивации-разархивации;

· антивирусные средства.

По способу организации и реализации сервисные средства могут быть представлены: оболочками, утилитами и автономными программами. Разница между оболочками и утилитами зачастую выражается лишь в универсальности первых и специализации вторых.

Операционные оболочки - это специальные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с командами операционной системы. Операционные оболочки имеют текстовый и графический варианты интерфейса конечного пользователя.

Эти программы существенно упрощают задание управляющей информации для выполнения команд операционной системы, уменьшают напряженность и сложность работы конечного пользователя.

Во всем мире имеют огромную популярность такие графические оболочки MS DOS как Windows 3.1, Windows 3.11 for WorkGroup, которые позволяют изменить среду взаимодействия пользователя с компьютером, расширяют набор основных (диспетчер файлов, графический редактор, текстовый редактор, картотека и т.п.) и сервисных функций, обеспечивающих пользователю интегрированную информационную технологию.

Все оболочки обеспечивают ту или иную степень защиты от ошибок пользователя, что уменьшает вероятность случайного уничтожения файлов.

Среди имеющихся оболочек для семейства MS-DOS наиболее популярна оболочка Norton Commander.

Утилиты предоставляют пользователю дополнительные услуги (не требующие разработки специальных программ) в основном по обслуживанию дисков и файловой системы. Утилиты чаще всего позволяют выполнять следующие функции:

§ обслуживание дисков (форматирование, обеспечение сохранности информации, возможности ее восстановления в случае сбоя и т.д.);

§ обслуживание файлов и каталогов (аналогично оболочкам);

§ создание и обновление архивов;

§ предоставление информации о ресурсах компьютера, о дисковом пространстве, о распределении ОЗУ между программами;

§ печать текстовых и других файлов в различных режимах и форматах;

§ защита от компьютерных вирусов.

Из утилит, получивших наибольшую известность, можно назвать многофункциональный комплекс Norton Utilities.

Программные средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия. К числу наиболее популярных в настоящее время антивирусных программ относятся: DoctorWeb, AVP (антивирус Касперского), Norton Antivirus и др.

Антивирусные продукты оцениваются по ряду критериев:

· точность обнаружения (идентификации) вируса;

· возможность защиты данных от инфицирования;

· эффективное устранение обнаруженных вирусов (восстановление файлов);

· простота использования;

· стоимость;

· способность работы в локальных сетях;

· возможность обнаружения и устранения boot-вирусов дисков.

Архиваторы обеспечивают компактное представление файлов и дисков для целей передачи данных на другие компьютеры, создания страховых копий. Наиболее популярны архиваторы: WinZip, WinRAR, WinARJ.

Транслятором языка программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования, как правило, в машинный код.

Комплекс средств, включающий в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое, называется системой программирования. В системе программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка (языка программирования) трансляторы подразделяются накомпиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются(компонуются)в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла на магнитном диске. Эта программа может быть выполнена многократно без повторной трансляции.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы: каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка, которые тут же выполняютсябез сохранения на диске. Таким образом, при интерпретации программа на машинном языке не сохраняется и поэтому при каждом запуске исходной программы на выполнение ее нужно (пошагово) транслировать заново. Главным достоинством интерпретатора по сравнению с компилятором является простота.

Входной язык программирования называется языкомвысокого уровня по отношению к машинному языку, называемому языком низкого уровня.

Особое место в системе программирования занимаютассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора. Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке. Однако его использование требует высокой квалификации программиста и больших затрат времени на составление и отладку программ.

Наиболее распространенными языками программирования являются: Basic, C++, Fortran и др. Тенденции развития - появление языков четвертого поколения типа Visual Basic.

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя:

§ средства диагностики и тестового контроля правильности работы ЭВМ и ее отдельных частей, в том числе автоматического поиска ошибок и неисправностей с определенной локализацией их в ЭВМ;

§ специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы обработки данных перед началом работы вычислительной системы в очередную производственную смену.

 


Служба ICQ

- американская, а до 1998 года израильская централизованная служба мгновенного обмена сообщениями сети Интернет, в настоящее время принадлежащая компании AOL.и её логотип - достаточно известный и узнаваемый бренд. Логотип представляет из себя стилизованное изображение цветка ромашки с диском жёлтого цвета и восемью лепестками, семь из которых окрашены в зелёный цвет, а один - в красный.

Это изображение используется не только в качестве логотипа службы, но и в интерфейсе официального клиента для визуализации процесса подключения клиента к серверу, а также как идеограмма статусов присутствия.

Само название ICQ является английским омофоном фразы «I seek you» (русск. я ищу тебя).

В России слово «аська» в свою очередь является сленговым названием любого ICQ-клиента, именем нарицательным, и, следовательно, пишется с маленькой буквы (однако, в зависимости от контекста, это слово может означать также аккаунт - «зарегистрировать аську», или номер аккаунта - «шестизначная ася»).

Пользователь службы работает с программой-клиентом, запущенной на соединённом с сетью Интернет устройстве, которая подключается к кластеру серверов, обслуживаемому компанией ICQ. Через него при помощи протокола OSCAR осуществляется передача служебных данных, обмен сообщениями между пользователями.

Служба является коммерческой, но её использование бесплатно. Управляет службой ICQ, Inc. - подразделение корпорации AOL, входящей в конгломерат Time Warner.

Для использования службы требуется зарегистрировать учётную запись, что может быть сделано через интерфейс клиента, а также интернет-портал. Для идентификации пользователей служба использует UIN (Universal Identification Number) - уникальный для каждой учётной записи номер, состоящий из 5-9 арабских цифр. Этот номер присваивается учётной записи при первичной регистрации пользователя в системе, после чего, в паре с паролем, может использоваться для аутентификации в системе.

Подключение к службе одновременно с нескольких хостов через одну и ту же учётную запись, в отличие от, например, XMPP, невозможно.

Для каждой учётной записи служба хранит следующие данные:

· никнейм - отображаемое имя пользователя, которое, в отличие от UIN, можно изменять, и которое не является уникальным, то есть может совпадать у различных аккаунтов;

· адрес электронной почты, дающий возможность восстановления доступа к аккаунту в случае утраты пароля, а также могущий использоваться для входа в систему вместо трудно запоминаемого UIN (ранее использовался также при поиске);

· публичную информацию, введённую пользователем, которая может включать имя, фамилию, список увлечений, географическое местоположение, знание языков, текстовое описание и т. д.;

· один аватар в формате BMP, JPEG или GIF;

· список контактов - набор UIN-номеров собеседников, формируемый пользователем, к которым он сможет иметь быстрый доступ и обозревать их статус присутствия через интерфейс клиента;

· статус присутствия;

· дополнительный информационный статус.

История сообщений на серверах не сохраняется, и может храниться только локально программой-клиентом на устройстве пользователя, и быть доступной через её интерфейс.

Инициировать переписку с другим пользователем и добавить его в список контактов можно, зная его UIN. В свою очередь, для поиска пользователей в системе существует внутренняя функция поиска, доступная через интерфейс клиента, которая позволяет получать списки пользователей, удовлетворяющих введённым в поисковом запросе критериям: совпадению по никнейму, а также дополнительной введённой пользователями информации.

Аккаунт не может быть удалён из системы, хотя такая возможность существовала до 2002 года.

С каждой учётной записью ассоциирован статус присутствия, являющийся индикатором того, подключён пользователь к сети или нет, и готов ли он в данный момент отвечать на сообщения. В списке контактов и в окне диалога показывается также статус пользователя. Основной статус пользователя служит индикатором его присутствия в системе и готовности отвечать на сообщения (хотя в последнее время число статусов резко возросло и перестало отвечать этим требованиям).

Помимо официальных клиентов, предоставляемых компанией AOL и её партнерами, существует целый ряд неофициальных клиентов, создаваемых сторонними разработчиками. Среди них клиенты для разных платформ, выходящие под свободными и собственническими лицензиями, многопротокольные и поддерживающие исключительно сервис ICQ.

Эти клиенты создавались с использованием обратной разработки протокола OSCAR, тем самым нарушая ICQ Terms of Services. Спецификация протокола OSCAR была открыта только в 2008 году.

Такие клиенты, в силу особенностей их реализации, как правило, дают пользователю некоторые возможности, которые не могут быть обеспечены вышедшими на данный момент версиями клиентов AOL. В числе таких возможностей могут быть:

· возможность использования сервиса на более широком спектре платформ - а именно, на тех платформах, для которых не выпускаются версии официального клиента или поддержка которых была прекращена (например, Windows Mobile);

· меньшая требовательность к аппаратным ресурсам компьютера;

· большие возможности в конфигурировании поведения программы, её графического интерфейса, использования дополнительных функций (например, проверку на игнор) и т. п.;

· для клиентов с открытой моделью разработки - возможность исследовать и модифицировать исходный код программы;

· для многопротокольных клиентов - возможность совместить в одной программе общение сразу по нескольким различным протоколам.

С другой стороны, для них не доступны возможности ICQ Xtraz, предоставляющей развлекательные услуги.

Неофициальные клиенты также могут добавлять дополнительную функциональность, связанную с реализацией сервиса. В частности, могут быть доступны следующие возможности:

· отправка текста любой длины путём его разбивки на отдельные сообщения самим клиентом;

· запрет отправки собеседнику уведомлений о наборе сообщения;

· добавление в список контактов и отображение статуса пользователя, требующего авторизации, без прохождения таковой;

· шифрование передаваемых сообщений, если оба собеседника используют совместимый клиент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: